Профессии литературных героев. Форейтор
 Главная страница
 Бочар
 Будочник
 Дворецкий
 Извозчик
 Истопник
 Камердинер
 Кучер
 Стремянный
 Форейтор
 Шорник
 
 
 
 
 
А.Г.Убиган. Карета на санях (фрагмент картины). 1821. Литография с рисунка Д.О.Аткинсона
 
 
 
 
 
 
 
Форейтор

Городской возок с форейторами и выездными гусарами. С гравюры Д.О.Аткинсона. 1815 г.
 


Форейтор – кучер, сидящий верхом на одной из передних лошадей, запряженных цугом.

Форейторами (в просторечии «фалеторами») назывались кучера-подростки, реже взрослые люди худощавого сложения, сидевшие верхом на одной из передних лошадей запряжки.

Форейтор, как и многие другие формы труда, относится к группе «вымирающих» профессий.
     

Цитаты из художественных произведений

Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие.
(Н.В.Гоголь, поэма «Мёртвые души»)

У нас у всякого кучера с форейтором были шестерики, и все разных сортов: вятки, казанки, калмыки, битюцкие, донские всё это были из приводных коней, которые по ярмаркам покупались, а то, разумеется, больше было своих, заводских...
(Н.С.Лесков, повесть "Очарованный странник")

 

Пётр II – царь-охотник. Николаева-Берг Анастасия. 1996 г.
Из истории
    В блестящий век Екатерины II уже при дворе и у наших вельмож появляются кареты, по цене стоящие наравне с населенными имениями, на дверцах иной раззолоченной кареты пишут пастушечьи сцены такие великие художники, как Ватто или Буше. В конце царствования стали ездить в каретах шестериком с двумя форейторами «на унос», передовой форейтор, трогаясь от крыльца дома, при разъездах кидался как угорелый, ему вменялось в обязанность непременно вывезти первого с бала своего барина, хотя бы в разбитой карете. При таких разъездах общая свалка и давка доходили до невероятия, не только вдребезги ломали экипажи, но давили насмерть лошадей и людей, после каждого бала, если крепостные кучера кого-нибудь задавили, то хвастались, как будто выигранной победой.
    При вступлении на престол Павла I варварская мода езды с форейторами приутихла, но зато с воцарением императора Александра I вновь появилась старая упряжь с кучерами в русских армяках и форейторами. Особенно щеголяли такими закладками в Москве.
    Жихарев рассказывает, что в 1805 году под Новинским в числе таких упряжек обращала на себя внимание карета, чрезвычайно нарядная, какого-то Павлова, голубая, с позолоченными колесами и рессорами, соловые лошади с широкими проточинами и с гривами по колено, в бархатной пунцовой, с золотым набором сбруе. Коренные, как львы, – на позолоченных цепях, а подручные – на кубертах. Старомодные кареты попадались еще в Москве в сороковых годах, так, в эти годы еще жила фрейлина Екатерины II, княжна П.М. Долгорукая, которая ездила в двуместной карете, которая имела вид веера (en forme d'eventail). В Екатерининское время прогулки в экипажах ежедневно делались у Гостиного двора.
    Приезды на прогулки в эти места наших бар отличались большою торжественностью. Большие высокие кареты с гранеными стеклами, запряженные цугом больших породистых голландских лошадей, всех мастей, с кокардами на головах, кучера в пудре, гусары, егеря сзади и на запятках, с скороходами, бежавшими впереди экипажа, берлины, с боковыми крыльцами, широкие сани с полостями из тигровых шкур, возницы, форейторы в треуголках с косами, вооруженные длинными бичами. Чинные и важные поклоны, приветы рукой, реверансы и всякие другие учтивости по этикету того времени представляли довольно театральную картину на улицах Москвы и Петербурга.
Источник: Пыляев М.И. Мода и модники старого времени. – М.: Эксмо, 2008. – 68 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виртуальная коллекция "Профессии литературных героев"

 

Санкт-Петербург    © 2017-2019

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz