|
|
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М: Детская литература, 1966. - С. 90-91 |
Много было в те давние времена в русских деревнях таких несчастных, многострадальных женщин! И не только в деревнях: и в больших городах, и в маленьких уездных городишках – везде страдали русские женщины. Вот, казалось бы, самая обыкновенная бытовая сцена – картина Перова "Приезд гувернантки в купеческий дом". Происходит эта сцена в Москве, в "темном царстве" русского купечества – в Замоскворечье. Здесь живут люди, которые уверены в том, что земля стоит на трех китах, что дни разделяются на легкие и тяжелые, что можно заболеть от дурного глаза... Живут они за крепкими воротами своих домов, не любят чужих людей, копят деньги. "Сам" – хозяин – с утра уезжает в торговые ряды, сидит в своей лавке, пьет и закусывает с выгодными покупателями, иногда забавляется "милыми шутками" над каким-нибудь бедным чиновником – вот как на картине Прянишникова "Шутники". Самая большая страсть этих людей – деньги, самая ходовая поговорка: "Не обманешь – не продашь". Хозяйка-жена обычно дома, ругается с кухаркой, пьет раз по пять в день чай из пузатого самовара с кумушками и свахами. Если же есть у нее взрослые дочери "на выданье", то забот у нее множество: собрать побольше приданого в сундуки, посудачить со свахами, подыскать повыгоднее да побогаче жениха. А дочери, нарядившись помоднее, сидят целые дни без дела у окошка, переглядываются с проходящими молодыми людьми, жеманно поджимают губы, коверкают французский язык и презирают мать, которая не знает всех тонкостей "французского обхождения". |
И вот в такой купеческий дом приезжает молодая девушка. "Сам" – какой-нибудь Тит Титыч из комедии Островского – только что выспался после сытного обеда и, подбоченившись, расставив толстые ноги, рассматривает молодую девушку, вероятно только что окончившую институт. За ним стоят его купчиха-жена, сын и дочери, которых предстоит ей учить французскому языку, шить чепчики и стирать кружева. Ей страшно, она смущенно вынимает из сумочки свой аттестат, рекомендацию. В дверях прислуга с любопытством и некоторым злорадством смотрит на "благородную" учительницу-гувернантку, все имущество которой – небольшой чемодан и шляпная картонка. Перов и эту картину писал в мастерской, но писал ее не на холсте, а на дереве, и, может быть, картина поэтому выглядит чуть жестковатой. Но дневной рассеянный свет четко выявляет купеческую группу с вишневым халатом самого купца, с розовой юбкой будущей ученицы и в то же время легко и мягко скользит по коричневому платью девушки, по голубоватым лентам ее шляпы. Этим контрастным построением образов гувернантки и купеческого царства художнику удалось подчеркнуть социальное различие двух групп. Так и веет настоящей жизнью от этой картины<...> См. подробнее о В.Г.Перове (главы из книги Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках"). |