Главная
Пушкин А.С. Основные даты жизни и творчества
Петербург Пушкина
Царскосельский Лицей
Пушкин в Лицее
Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Литературный Петербург. Коломна
Набережная Мойки, 12
Рисунки Пушкина
Портреты Пушкина
Друзья и современники Пушкина
Пушкинская эпоха
 
А. С. Пушкин. Портрет работы О.Кипренского, 1827 г.
Пушкин Василий Львович, поэт, дядя А.С.Пушкина (1766–1830)
 
Пушкин А.С. Основные даты жизни и творчества
Жанр послания в лирике А.С.Пушкина
Произведения А.С.Пушкина (библиотека сайта)
Пушкин А.С. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")


Пушкинская эпоха

Москва в акварелях Делабарта
 
"Пушкин ... был родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем
дарования своего... обязан он был окружающей его атмосфере,
благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию."
Вяземский П.А.1
      Москва начала 19 века была шумным и пестрым городом, где причудливые боярские хоромы соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались совершенно деревенские огороды.
      Первые "впечатления бытия" связаны у Пушкина с Москвой, и прежде всего с Кремлем и Красной площадью, этими памятниками старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Московский быт, яркое, запоминающееся просторечие московской толпы, картины народной жизни, диковинные чудачества богачей, то ездивших в санях по летней мостовой, то строивших себе китайские дома с драконами, питали живое воображение мальчика.
      Москва пушкинского детства дошла до нас в творениях многих художников, среди них – гравюры, выполненные по акварелям  Ж.Делабарта2 в год рождения поэта. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: "...краса Москвы стоглавой, родимой прелесть старины".
      Подобные праздничные народные гулянья устраивались в Москве в нескольких местах. Здесь изображено гулянье на пасхальной неделе.
      В центре площади сооружены деревянные качели. От качелей налево идут балаганы, в которых можно увидеть всякие чудеса или посмеяться вместе с Петрушкой. Над деревянным балаганом высоко подняты вывески, изображающие диковинных заморских зверей. Направо от качелей – палатка с разными товарами.
      В красочной, нарядной толпе люди всех сословий. Солидные купчихи в богатых шалях и сапожках, крестьяне и крестьянки в лаптях, на мужчинах – шапки-колпаки, женщины – в сарафанах. Торговцы-разносчики ходят в толпе с лотками, выкликая громко свой лакомый товар, напитки. Одного такого торговца (справа) окружила целая толпа. Смеющаяся молодая крестьянка поддерживает своего захмелевшего мужа. За прилавком гуляющие могут выпить горячего сбитня, закусить. Это и делают двое военных.
      Посмотреть на гулянье приехали господа. Молодая пара едет в открытой коляске. На козлах – кучер, на запятках – лакей. Второй выезд более богатый – карета, запряженная четверней, с кучером и форейтором на коне. Везде бегают мальчишки. Один уже попал под копыта лошадей. Хорошо, что солдат и какой-то старик с палкой успели схватить коней под уздцы. К товарищу, попавшему в беду, кинулся со всех ног парнишка. А те, которые играют в бабки (на переднем плане), даже ничего не замечают.
      Пушкин-мальчик, гуляя со своим дядькой Никитой Тимофеевичем, конечно, видел подобные гулянья, слышал их шум, знакомился здесь с жизнью и языком простого московского люда.
 
 
Жерар Делабарт. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве
      "Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком,– писал П. А. Вяземский. – На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом"3.
      Пашков дом был символом старой Москвы, это о нем писал Пушкин: "невинные странности москвичей были признаком их независимости" ("Путешествие из Москвы в Петербург").



1. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, Издание гр. С. Д. Шереметева, т. VII: Допотопная или допожарная Москва. С. 88. – С.-Петербург, 1882.

2. Жерар Делабарт – французский пейзажист конца 18-го – начала 19 вв. В 1787 – 1810 годах работал в Петербурге и Москве, где выполнил ряд акварелей и гравюр в жанре классического городского пейзажа. В 1799 году – в год рождения Пушкина – была издана серия гравированных видов Москвы, исполненных по оригиналам французского художника Жерара Делабарта.

3. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, Издание гр. С. Д. Шереметева, т. VIII: Старая записная книжка. С. 468. – С.-Петербург, 1883.

(вернуться в начало страницы)



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz