Характеристика литературного героя |
Примерный план характеристики героя |
Вариант 1 (для младших школьников). |
1. Описание внешности (портрет*).
2. Поведение, поступки героя.
3. Чувства, переживания, мысли.
4. Речь – о чем и как говорит герой.
5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
6. Отношение к герою других действующих лиц. |
|
Вариант характеристики литературного героя (по очерку И.С.Тургенева "Бежин луг") |
1. Возраст и портрет мальчика.
2. Его роль среди товарищей.
3. История, которую рассказывает герой. Верит ли он в то, что рассказывает?
4. Поведение и поступки мальчика.
5. Авторское отношение к герою.
6. Кто из мальчиков вам запомнился и почему? |
|
Вариант 2 (для средней школы). |
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.
14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни. |
|
Вариант характеристики литературного героя
Характеристика Митрофана (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль") |
I. Вступление.
1. Эпоха, изображённая в произведении.
2. Проблематика комедии.
II. Основная часть.
1. Всеохватывающая лень.
2. Обжорство.
3. Тупость мысли.
4. Невежество.
5. Умение притворяться.
6. Раболепие перед имеющими власть.
7. Грубость по отношению к бесправным людям.
8. Способность к насилию.
9. Трусость.
10. Бессердечие.
III. Заключение.
1. Митрофан – характерное явление эпохи крепостничества.
2. Значение образа Митрофана в наши дни.
См. подробнее о героях комедии: Комедия Д.И.Фонвизина "Недоросль"
в таблицах (на сайте "Литература для школьников") |
|
|
|
|
Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. |
|
|