Главная
Ф.И.Тютчев "К. Б."
Тютчев Ф.И. Основные даты жизни и творчества
О стихотворениях Ф.И.Тютчева из "денисьевского" цикла
Тютчев Ф.И. Стихотворения из "денисьевского" цикла
Тютчев Ф.И. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Овстуг. Дорога на мельницу. Акварель О.Петерсона. 1861
Ф.И.Тютчев. Фотография С.Л.Левицкого. Петербург, 1856.
Елена Александровна Денисьева. Акварель Иванова. Петербург. 1851
О стихотворении Ф.И.Тютчева
"Весь день она лежала в забытьи..."*
Пигарев К.  Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962*
      <...> никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызываемое утратой любимой женщины, утратой не через разлуку, не через измену, а через смерть. Шедеврами не только тютчевской лирики, но и всей русской поэзии являются такие его стихотворения, как "Весь день она лежала в забытьи..." (1864), "Есть и в моем страдальческом застое..." (1865), "Накануне годовщины 4 августа 1864" (1865). Связанные с памятью Е. А. Денисьевой, эти стихотворения драгоценны не только как потрясающие по остроте переживания биографические документы, но прежде всего как произведения большой художественно-психологической силы.
      В первом стихотворении поэт с неподдельной искренностью делится с читателем, словно с близким ему человеком, воспоминаниями о горчайших минутах своей жизни, стараясь во всех подробностях воссоздать последовательность пережитого. Все стихотворение, за исключением двух строк, обращенных непосредственно к той, которой уже нет, окрашено простотой и непринужденностью устного повествования:
       Весь день она лежала в забытьи,
       И всю ее уж тени покрывали.
      Вторая строка с необыкновенной точностью передает зрительное впечатление от постепенно тускнеющих в умирающем человеке признаков жизни.
       Лил теплый летний дождь – его струи
       По листьям весело звучали.
      Что может быть выразительнее, в данном случае, самых простых эпитетов "теплый" и "летний"? Сентименталист или романтик не преминул бы подыскать к дождю какой-либо иной эпитет: унылый, печальный. Он заставил бы дождь оплакивать молодую женщину, часы которой сочтены. Тютчев даже в минуты сокрушающего его горя, у постели угасающей возлюбленной, помнит о том, что жизнь торжествует над увяданьем, над болезнью, над смертью: он слышит за окном "веселый" – не грустный, не однообразно унылый, а именно веселый – шум летнего дождя.
      И этот веселый шум выводит из забытья умирающую, и присущая ей любовь к жизни вспыхивает в последний раз, преодолевая смертельный недуг:
       И медленно опомнилась она,
       И начала прислушиваться к шуму,
       И долго слушала – увлечена,
       Погружена в сознательную думу...
       И вот, как бы беседуя с собой,
       Сознательно она проговорила
       (Я был при ней, убитый, но живой):
       "О, как все это я любила!"
      Настойчивым повторением союза "и" и нагнетанием одних и тех же звуков в ударных стопах поэт заставляет почувствовать усилие, с каким приходит в себя и вслушивается в шум дождя умирающая. Последняя строка: "О, как все это я любила!" отзывается тяжким вздохом – "блаженством и безнадежностью". Паузу между третьей и четвертой строфами Тютчев отмечает целой строкой точек. В заключительной строфе описание сменяется обращением к ушедшей. Поэт подхватывает последнее произнесенное ею слово – "любила":
       Любила ты, и так, как ты, любить –
       Нет, никому еще не удавалось!
       О господи!.. и это пережить...
       И сердце на клочки не разорвалось...

*
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
Ницца, 1864
 
* Кирилл Васильевич Пигарев – правнук поэта и известный специалист в области изучения творчества Ф.И.Тютчева, доктор филологических наук. Сын Екатерины Ивановны, внучки поэта.
 
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz