К сожалению, при жизни Тютчева никто из крупных художников не создал его живописного портрета. Правда, попытка сделать это была предпринята в начале 1870-х годов, когда П.М.Третьяков задумал составить серию портретов выдающихся писателей, композиторов и ученых для своей галереи. В этой связи В.Г.Перов писал ему 10 мая 1872 года: "Достоевский и Майков находят, что для вашей галереи необходимо иметь портрет Тютчева, как первого поэта-философа, которому равного не было, кроме Пушкина...". Третьяков в письме к И.Е.Репину от 17 января 1873 года просил художника принять заказ на исполнение с натуры портрета Тютчева. Репин собрался приступить к работе, но его знакомство с Тютчевым не состоялось, поскольку поэт в это время был тяжело болен. Родственники показали художнику его фотографии. О своем впечатлении Репин писал Третьякову 6 февраля 1873 года: "...посмотрел две фотографии Ф<едора> И<вановича> <...> лицо прекрасное, поэтическое, очень моложавое, несмотря на седые волосы. Вы вправду говорили – очень интересное лицо". Болезнь поэта оказалась безнадежной – это были последние месяцы его жизни; Репин же весной 1873 года уехал за границу.
"Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокой думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, – хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли. <...>
Его присутствием оживлялась всякая беседа; неистощимо сыпались блестки его чарующего остроумия; жадно подхватывались окружающими его меткие изречения, из которых каждое было в своем роде артистическим изделием самой тонкой, узорчатой, художественной чеканки; он пленял и утешал все внемлющее ему общество", – таков словесный портрет поэта в книге И.С.Аксакова "Биография Федора Ивановича Тютчева" (М., 1886).
Исполнителем живописного портрета Тютчева (уже после смерти поэта) стал художник С.Ф.Александровский, написавший его с фотографии Деньера (1864). Художественными достоинствами этот портрет не отличался; по словам И.Н.Крамского, "ближе всего это большая и хорошая фотография, покрытая одной охрой, и только".