Внеклассное чтение. Художественная и познавательная литература. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. Наука читать книги
Урок 2. Внеклассное чтение. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?
Жанры фольклора
Урок внеклассного чтения по повести Е.В.Мурашовой «Класс коррекции»

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Уроки литературы в 7 классе[1]
Уроки 88-89

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Наблюдение есть вовсе не легкая наука; можно
долго и, по-видимому, внимательно осматривать
предмет и все-таки не видеть его главных,
существенных качеств. Для того чтобы научиться
наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться...
Профессор А. Н. Бекетов


Цели урока:
— расширение представлений учащихся о понятиях литература, художественная литература и научно-познавательная литература, разновидностях познавательной литературы;
— повторение известных ученикам родов и жанров художественной литературы;
— раскрытие перед семиклассниками специфики научно-познавательной литературы, показ ее роли в жизни и культуре человека;
— закрепление знания учащихся о научно-художественной, научно-популярной и энциклопедической литературе;
— углубление представления школьников о функциональной направленности художественной и познавательной литературы;
— формирование мотивации учеников на чтение книг различной функциональной направленности.

Форма урока:
синтетический урок с межпредметными связями по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя слово учителя, сообщения учеников, беседу с классом и чтение фрагментов из различных книг.

Оформление уроков:
выставка книг на четырех стендах — два справа от доски, два слева.

Методический комментарий.
Выставка книг устраивается в классе перед уроком. Книги помещены слева и справа не случайно. Сначала они должны стоять вперемешку, в конце урока ученики расставят их по двум группам: слева — художественная литература, справа — научно-познавательная. Тем самым мы закрепим в сознании учащихся полученные на уроке сведения. В начале урока учитель или подготовленный дома ученик с выражением должен зачитать эпиграф к уроку, в конце урока необходимо снова вернуться к данному эпиграфу и выяснить, как семиклассники поняли эти слова, что пояснил эпиграф на данном уроке.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Слово учителя с элементами беседы

— Сегодня мы с вами должны разобраться в очень сложном вопросе. Он звучит так: Какую литературу мы читаем? Но сначала давайте вспомним, какие книги вы читали в начальной школе, а какие — в 5—6 классах.
(Учащиеся перечисляют запомнившиеся им произведения.)

— Отличаются ли чем-нибудь произведения Виталия Бианки от сказок Александра Сергеевича Пушкина, исторические повести Андрея Ранчина от басен Ивана Андреевича Крылова, предание об убиении князей Бориса и Глеба от повести Андрея Ранчина «Борис и Глеб»?

— А есть еще книги хорошо известных вам и многими любимых авторов Валентина Берестова, Андрея Усачева, Тима Собакина, Эдуарда Успенского, Петра Алексеевича Синявского. Что, по-вашему, объединяет этих писателей?
Безусловно, одни из них, например Валентин Берестов, Андрей Усачев и Тим Собакин, создали замечательные стихи, которыми наслаждаются и взрослые, и дети. Некоторые пишут и стихи, и рассказы, например Андрей Усачев. А вот Эдуард Успенский пишет только прозу для маленьких детей — повести о дяде Фёдоре и его друзьях. Известный вам Андрей Ранчин тоже пишет прозу — исторические повести. Вы их уже читали в книгах издательства «Белый город».

— Скажите, пожалуйста, пользуетесь ли вы словарями и энциклопедиями? Какими именно?

— Я знаю, в начальной школе вы читали книгу с интересным названием — «Кто ты такой» И.И.Семеновой, сейчас вы также ее используете на уроках истории, географии, биологии. О чем эта книга?
(Научно-популярная книга для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста о происхождении жизни на Земле, происхождении человека и различных цивилизаций.)

— Назовите похожие книги для подростков.

— К какому роду или жанру можно их отнести? Не получается определить их жанр? Как вы думаете, почему?

— Назовите еще подобные книги. Иначе говоря, все книги, которые вы читали в начальной школе, в 5 и 6 классах можно четко поделить на две большие группы — литературу художественную и научно-познавательную.

Что же такое научно-познавательная литература и чем она отличается от художественной? Художественная литература, упрощенно говоря, служит для удовлетворения наших нравственных и эстетических потребностей, к тому же передает из поколения в поколение нравственно-эстетический опыт народов, духовный мир целых эпох и конкретных людей. Познавательная литература призвана пробуждать познавательную активность читателей и расширять их кругозор.

— Давайте заслушаем сообщения ваших товарищей, уже частично разобравшихся, чем одни книги отличаются от других.

II. Сообщение учащегося.
Художественная литература.


Ученик готовит сообщение самостоятельно, главное, чтобы был сделан вывод: художественная литература — письменное словесное искусство, передающее мысли и чувства автора посредством образов. Автор художественного произведения действует на фантазию читателя, пробуждает его ум и чувства посредством ярких, живых картин, очень похожих на реальную действительность, а также при помощи образов своих героев, совершающих те или иные поступки, заставляющие читателя переживать, негодовать или сочувствовать.

III. Беседа с классом.

— Согласны ли вы с высказываниями Дмитрия Сергеевича Лихачева о литературе и пользе чтения, прочитанными нами в книге «Земля родная»? Обоснуйте свою точку зрения.

— Для чего, по мнению академика Лихачева, людям необходимы любимые книги?

— Чему, в отличие от телевидения, учит нас литература? Приведите свои примеры.

— Какое литературное произведение называют классическим? Назовите такие произведения.

— О какой литературе говорили в основном ваши товарищи?
(О литературе в целом, или о художественной литературе.)

— Можем ли мы теперь вывести определение термина литература?

— Чем тогда этот термин будет отличаться от понятия художественная литература?

IV. Введение теоретико-литературного понятия.

— Давайте нарисуем таблицу, которую будем заполнять сегодня и на последующих занятиях по мере расширения наших сведений о художественной и научно-познавательной литературе.

ЛИТЕРАТУРА
1. Литература — письменное искусство, в отличие от фольклора, искусства устного поэтического слова, она считается одним из основных видов искусства. Каждое произведение литературы — произведение авторское, имеющее конкретного создателя. Каждое произведение фольклора — результат коллективного творчества. Название литература произошло от латинского слова literature — написанное (littera — буква), поэтому термином литература также обозначают любые произведения человеческой мысли, закрепленные в слове и обладающие общественным значением.

2. Художественная литература — это словесное искусство, мышление образами. Автор произведения воздействует на читателя, его фантазию при помощи «ярких, живых картин, очень похожих на реальную действительность, а также при помощи образов своих героев, совершающих те или иные поступки, заставляющие читателя переживать, негодовать или сочувствовать».

— Как вы понимаете словосочетание общественное значение? Для какого «общества» нужны книги?
Безусловно, для развитого, цивилизованного общества, в котором ценятся и человеческая мысль, и различные виды искусства, и чувства, переживания разных сословий.

Помните, мы говорили об отличии фольклора от литературы?
Литература возникла тогда, когда людям потребовалось в письменной форме передать и своим современникам, и потомкам нужную, с их точки зрения, информацию — художественную и научную, а также свои мысли, чувства, переживания. Так появилась литература художественная. С развитием науки появилась и литература научная, а вслед за ней и научно-познавательная литература.

V. Слово учителя с элементами беседы.

Теперь вы видите, что термин литература является более широким, как бы всеохватывающим, так как в него входит и понятие художественная литература, и понятие научно-познавательная литература, и еще один вид литературы — литература массовая, о которой мы с вами поговорим позднее. Как правило, взрослые читатели осознают, что содержание художественных произведений является вымыслом его автора, полетом его творческой фантазии. Юные читатели верят всему тому, о чем рассказывает автор. Как вы думаете почему?

Каждый писатель или поэт хотел рассказать нам о чем-то важном, значимом для себя и, как он посчитал, значимом для окружающих его людей. Именно поэтому он попытался донести до нас смысл своего произведения в форме, доступной и понятной большинству читающих людей, воздействуя на наши эмоции и передавая посредством вымысла идейный смысл своего произведения. Дети, еще плохо зная жизнь, имея узкий кругозор, воспринимают такие произведения как истинную, невыдуманную реальность. И в общем-то это хорошо. К тому же большинство персонажей литературных произведений имели в жизни реальные прообразы, прототипы. И какой-нибудь факт или какая-нибудь жизненная ситуация, случившиеся когда-то с кем-то, легли в основу художественного произведения. Автор лишь домыслил их, дополнил иными фактами, дофантазировал развитие такой ситуации.

— Приведите свои примеры произведений художественной литературы.

— А кто помнит, на какие роды делится художественная литература?

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

эпос
лирика
драма


— Вспомните, какие произведения мы с вами относили к произведениям эпическим. Назовите их.

— Как можно просто охарактеризовать эти произведения?
(В эпических произведениях повествуется о каких-либо событиях.)

— Какие лирические произведения мы с вами читали? Чем они отличаются от произведений эпических?
(Лирика — это мысли, чувства, переживания автора, как правило, в лирике нет рассказа о каких-либо событиях, они лишь послужили поводом для переживаний поэта.)

— Давайте в нашей схеме под словами эпос и лирика запишем изученные нами произведения.

— А кто может назвать драматические произведения? Чем же они отличаются от эпических и лирических?
(В драматическом произведении также повествуется о каком-то моменте человеческой жизни, но только в формах сценического действия. Драма как литературный род рассчитана на постановку на сцене, на игру актеров и непосредственную реакцию зрителей.)

— А чем же тогда художественная литература отличается от научно-познавательной?
Научно-познавательная литература — тоже искусство слова, существующее в письменной форме. Эта литература стремится в доступной и иногда даже в образной форме отразить какие-либо факты науки. Научно-познавательная литература расширяет кругозор читателя как при помощи самих научных данных, так и при помощи средств художественной образности.

Давайте заполним свободную графу «Научно-познавательная литература» нашей таблицы на с. 416.
2. Научно-познавательная литература — специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли, расширяющая кругозор читателя как при помощи самих научных данных, так и при помощи средств художественной образности[2].

— Какие научно-познавательные книги вы уже читали?

— Помните ли вы научно-популярную книгу Ирины Семеновой «Кто ты такой»[3]? Почему эту книгу можно было бы назвать научно-популярной[4]?
В ней рассказывается и о микробах, и о происхождении Земли, и о том, как и когда появился человек. Автор и с историей нас знакомит, и с геологией, и с географией. Здесь много научных фактов, терминов и понятий, даны схемы и таблицы.
(Ученики демонстрируют иллюстрации, схемы и другие материалы данной научно-популярной книги.)

— Тогда почему мы называем такие книги научно-популярными? Почему не просто научными?
(Научные книги пишутся научным стилем речи, в них преобладают термины, понятия, схемы, таблицы и вычисления, понятные только людям, занимающимся данной, конкретной наукой. Непосвященный человек, любитель или, например, студент, изучающий эту же науку, не в состоянии понять и воспринять такую книгу, ее содержание. Это могут только специалисты. Стиль таких книг краток, сух, точен и логичен.

— Конечно, научно-популярные книги, в отличие от научных, все объясняют просто, они всем понятны. Их так интересно читать! Они как бы дополняют наши учебники, и дополняют их интересными фактами.

— А как написана книга И. И. Семеновой «Кто ты такой»? Сложно, непонятно или, может быть, сжато и сухо, почти как в учебнике для старших классов?
(Нет, очень интересно, образно. И главный герой, человечек-огуречек Огурцов, такой забавный, все стремится что-то узнать, понять, поскорее вырасти и стать Человеком, как и многие дети.

VI. Введение теоретико-литературного понятия.

— Давайте теперь сами попробуем сформулировать термин научно-популярная литература.
Научно-популярная литература — разновидность научно-познавательной литературы для детей и взрослых, доступно и иллюстративно рассказывающая читателям об основах мироздания, о фактах истории и науки, достижениях человеческой мысли и дающая первичные сведения из области научного знания. Целью научно-популярной литературы является пробуждение познавательного интереса читателей, расширение их кругозора[5].

VII. Беседа с классом.

— Какие же еще книги можно назвать научно-познавательными?
(Книгу Петра Федоренко «История Москвы для детей», а также книги из серии «История человечества»[6].)

— Правильно, вы сами четко выделили целый подвид научно-познавательной литературы — литературу научно-популярную. А кто знает, какие книги называются научно-художественными? Назовите их.

(Например, книга С. А. Седова «Вокруг света на четырех лапах»[7].)

— Безусловно, в научно-художественных книгах есть сюжет, действующие лица, их основой, как правило, становится какая-то занимательная история или приключение героев. Следя за жизнью и приключениями персонажей, мы, сами не замечая того, узнаем какие-то научные данные, получаем сведения из различных областей науки: истории, географии, этнологии, ботаники и биологии, социологии.

В начале этого года мы с вами уже прочитали книгу С. Я. Лурье, М. Н. Ботвинника «Путешествие Демокрита». Посмотрите, мы не только путешествуем с Демокритом по Средиземноморью, не только следим за его приключениями, не только переживаем за героев, когда они попадают в какие-то сложные, иногда смертельные ситуации, но и узнаем о жизни древних греков и древних египтян, получаем сведения по географии этих стран и Средиземного моря, изучаем древние ремесла, флору и фауну разных стран, континентов. К тому же в этой интереснейшей книге подробно и занимательно рассказывается об архитектуре греческих, египетских, вавилонских больших и малых поселений, о верованиях и государственном устройстве Древнего мира. И все эти сведения вы получаете не насильственно, из-под палки, а легко и свободно, как бы мимоходом, но они надолго западают нам в душу и практически навсегда в память. Для этого и нужны книги научно-художественные.

Например, еще в начале XX века польский писатель Альфред Шклярский создал серию книг о мальчике То€меке, по-польски — Томаше. Все ведь любят смотреть сериалы, узнавать о том, что стало с их любимыми героями после завершения тех или иных событий! Шклярский учел эту особенность человеческой психики. Поэтому первая книга — «Томек в стране кенгуру» — повествует о еще достаточно маленьком мальчике, ровеснике наших пятиклассников, который волей обстоятельств попал из Польши, входившей тогда в Российскую империю, в далекую Австралию. Отец Томека и ближайший друг отца — Ян Смуга — объясняют мальчику непонятные ему названия и природные явления, рассказывают о странах и народах, о географии тех мест, мимо которых они проплывают на пути в Австралию. В самой же Австралии Томек участвует в экспедиции по отлову диких животных для зоопарков Европы (этим занимались его отец, сбежавший из российской тюрьмы революционер, и Ян Смуга), поэтому воочию знакомится с этой загадочной страной. Знакомимся с ней и мы. Позднее А.Шклярский написал «Таинственное путешествие Томека», повествующее о приключениях юного героя в сибирской тайге, «Приключения Томека у истоков Амазонки», «Приключения Томека на Черном континенте» и книгу «Томек на тропе войны», в которой рассказывается о покорении Дикого Запада в США и территории Мексики. Маленький Томек постепенно взрослеет, мужает, из младшего подростка к концу приключенческой эпопеи превращается в сильного и мужественного юношу, способного вынести многие испытания. Чем не пример для подражания для сегодняшних мальчишек?

Книги эти очень увлекательны, глубоки по своему научному содержанию, они будут превосходным дополнением к вашим учебникам по разным предметам. Главное, что, читая их, вы отдыхаете, наслаждаетесь и учитесь одновременно!

VIII. Введение теоретико-литературного понятия.

— Итак, давайте попробуем сформулировать, что же такое научно-художественная литература.

Научно-художественная литература — разновидность научно-познавательной литературы для детей и подростков, вводящая читателей в мир науки при помощи фантастики и средств художественной образности. Целью научно-художественной литературы является формирование литературного воссоздающего воображения, фантазии и познавательного интереса читателей, расширение их кругозора и литературных предпочтений[8].

— Таким образом, мы с вами узнали, что научно-познавательная литература, выполняя чисто познавательную функцию — функцию познания человеком окружающего мира, в свою очередь, делится на подвиды: литературу научно-популярную и научно-художественную.

— А какая еще литература выполняет точно такую же роль? Назовите ее.
(Энциклопедическая литература.)

— Перечислите те энциклопедии, которыми вы пользуетесь дома при подготовке к урокам.

— Посмотрите на свои парты: на них также лежат различные энциклопедии. Прочтите вслух их названия
(учащиеся по очереди читают названия энциклопедических изданий). О чем говорят эти названия? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы думаете, где и когда можно использовать эти книги?

— Читаем ли мы энциклопедии постоянно? Почему?

— Сформулируйте самостоятельно, что такое энциклопедии и для чего они нужны.

Энциклопедическая литература — это справочная литература, содержащая знания о какой-либо науке, представленные в определенной системе. Цель энциклопедической литературы заключается в том, чтобы представить перед читателем определенный свод знаний, дать его четкую систематизацию, конкретизировать тот или иной научный факт, расширить представление о том или ином понятии, а на основе всего этого пробудить мыслительную деятельность и познавательный интерес[9].

— Видите, как много сегодня мы с вами узнали о вещах, казалось бы, давно нам известных. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему уроку, который был зачитан в самом начале. Прочитайте его еще раз.
(Один ученик читает слова А. Н. Бекетова вслух.)

— Как теперь вы понимаете эти слова? Объясните их.

— И в качестве вывода к сегодняшнему уроку давайте заполним таблицу.

ЛИТЕРАТУРА
1. Литература — письменное искусство...

Художественная литература
2. Художественная литература — это...
3. Художественная литература служит для удовлетворения наших нравственных и эстетических потребностей, передает из поколения в поколение нравственно-эстетический опыт народов.
4. Роды художественной литературы:
эпос, лирика, драма.

Научно-познавательная литература
2. Научно-познавательная литература — это...
3. Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя.
4. Виды научно-познавательной литературы:
— научно-популярная литература;
— научно-художественная литература;
— энциклопедическая литература.

— Мы с вами разобрались в функциональной направленности литературы; теперь давайте представим, что мы в библиотеке или книжном магазине.
Как должны стоять наши книги?
Посмотрите на книжную выставку. Как ее нужно организовать, чтобы вновь пришедшие не запутались, где какую книгу искать?
(Семиклассники предлагают свои варианты оформления выставки.)

— Очень хорошо. Все варианты так или иначе отражают различие художественной и научно-познавательной литературы, поэтому давайте слева от доски поместим книги художественные, на одном стенде — эпические произведения, на другом — лирические[10]. Справа от доски у нас будут стоять книги научно-познавательные: на первом стенде — литература научно-популярная, на втором — энциклопедическая.

А где же мы поставим книги про Томека? Куда необходимо поместить научно-художественную литературу?
(На полку под доской, так как научно-художественная литература возникла на стыке двух литератур — художественной и научно-познавательной.)

IX. Заключительное слово учителя.

— Сегодня мы совместными усилиями разобрались в том, какую литературу мы читаем. Выяснилось, что книги бывают не только очень хорошими, но и разными по своей функции в жизни человека — этико-эстетической и познавательной.

Среди книг художественных существует целый пласт литературы, которую называют классикой; это книги, проверенные временем, интересные людям различных возрастных групп, разных национальностей. И если сейчас не все они интересны каждому из вас, то это вовсе не означает, что они плохие. Просто вы до них еще не доросли.

Мы разобрались с вами, что вся художественная литература делится на три рода — эпос, лирику и драму. Точно так же научно-познавательная литература подразделяется на несколько подвидов.

Сегодня мы познакомились с тремя из них — литературой научно-популярной, научно-художественной и энциклопедической. Для чего нам нужны эти знания? Конечно же, для того, чтобы не заблудиться в мире литературы, для того, чтобы знать, где искать те или иные сведения, где взять книгу по той или иной тематике, что почитать на ночь или на отдыхе. Тот, кто не читает книг, просто боится признаться самому себе в том, что он не знает, где и что искать. Этот человек боится трудностей: боится честно самому себе смотреть в глаза, боится учиться, боится жизни как таковой.

Чтение — это труд, и вся наша жизнь — тоже труд, труд духовный и физический. Кто бежит этого труда, становится неинтересным для окружающих, сам проживает скучную жизнь, мало чего достигает в учебе и карьере. Лень и трусость — страшные человеческие пороки, и умный человек должен их побеждать в себе. Тот же, кто будет трудиться физически и духовно, многого достигнет, проживет интересную жизнь, во многом этому будут способствовать книги...

X. Домашнее задание.
Для всего класса:

— прочитать книгу А. Шклярского «Томек в стране кенгуру» и написать о ней отзыв.


Следующие уроки: Е. В. Мурашова. «Класс коррекции» >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов. (вернуться)

2. Термин вводится нами. — Н. К. (вернуться)

3. См.: Семенова И. И. Кто ты такой. — М.: Педагогика Пресс, 1995. — 112 с., ил. (и др. издания). (вернуться)

4. Можно проанализировать любое другое произведение научно-популярной литературы. (вернуться)

5. Термин вводится нами. — Н. К. (вернуться)

6. См.: Федоренко П. К. История Москвы для детей / Худож. В. Ф. Алексеев. — Тверь: Полина, 1998.
См.: Пименова И. К., Рассоха И. Н. Кто родился раньше всех: Пособие для развивающего обучения / Худож. М. Курдюмов. — М., 1998; Пименова И. К., Рассоха И. Н. Тайны древних цивилизаций: Пособие для развивающего обучения / Худож. Е. Шамрай. — М., 1998; Пименова И. К., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. Честь, крест и меч: Пособие для развивающего обучения / Худож. М. Курдюмов. — М., 1998; Пименова И. К. Заря нового времени: пособие для развивающего обучения / Худож. Е. Шамрай, М. Панова. — М., 1999; Пименова И. К., Рассоха И. Н., Соломадин И. М., Соломадина Н. А. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения / Худож. В. Берхоер, Е. Шамрай, М. Панова. — М., 1998; Пименова И. К. Россия молодая: Пособие для развивающего обучения / Худож. А. Гапей. — М., 1999. (вернуться)

7. См.: Седов. С. А. Вокруг света на четырех лапах (Путешествия Зайцева): Сказочная повесть / Сост. Н. З. Соломко; илл. С. В. Юкина. — М.: Дрофа, 2001. (вернуться)

8. Термин вводится нами. — Н. К. (вернуться)

9. Термин вводится нами. — Н. К. (вернуться)

10. На выставке отсутствуют драматургические произведения, так как семиклассники их еще не изучали. (вернуться)






 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz