Уроки 58-59. Рассказы И.А.Бунина «Косцы», "Подснежник". Из литературы ХХ века. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Бунин И.А. Основные даты жизни и творчества
Портрет И.А.Бунина работы художника В.И.Россинского, 1915
Бунин И.А. Жизнь и творчество
Бунин И.А. Косцы
Бунин И.А. Подснежник
Урок внеклассного чтения по лирике И.А.Бунина (уроки литературы в 8 классе)
Урок по рассказу И.А.Бунина "Кавказ" (уроки литературы в 8 классе)
Произведения И.А.Бунина
(библиотека сайта)
Бунин И.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

(1870-1953)

«КОСЦЫ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 58-59

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 58. И.А.Бунин. "Косцы"
Урок 59. И.А.Бунин. "Подснежник". Урок внеклассного чтения

УРОК 58
И. А. БУНИН. «КОСЦЫ»


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Чтение статьи учебника о Бунине и составление её плана. Сообщения учащихся о Бунине (герб рода Буниных, детские годы Бунина, учёба в Елецкой гимназии). Восприятие, выразительное чтение и обсуждение рассказа «Косцы» (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа. Подготовка художественного пересказа рассказа «Косцы» с использованием авторских слов и выражений. Составление рассказа по одной из репродукций учебника, созвучных рассказу. Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

1. Рассказ учителя о Бунине с показом презентации, сделанной учителем.
В презентацию можно включить звукозаписи русских народных песен, созвучных творчеству Бунина: «Ой да ты, калинушка» или «Степь да степь широкая».

2. Чтение фрагмента рассказа Ю. Нагибина «Учитель словесности» (о годах учёбы будущего писателя в Елецкой гимназии).

В рассказ учителя могут быть включены
сообщения учащихся на следующие темы (с показом иллюстраций, найденных в Интернете):
а) Герб рода Буниных;
б) Детские годы Бунина в воронежских и орловских краях. в) Учёба в Елецкой

3. Чтение вслух стихов Бунина о Родине и поэтическом труде: «Родник», «Под вечер», «Речка», «Родина», «Ландыш», «Молодость» и др.

II. Чтение статьи учебника о Бунине (см. статью ниже) и составление её плана:

1. За что Бунину была присуждена Нобелевская премия?
2. Чем прославился в литературе род Буниных?
3. Где прошло детство будущего писателя?
4. Где он получал образование?
5. Что помогло Бунину в его образовании после исключения из гимназии?
6. Какие качества личности Бунина помогли ему стать писателем? 7. С чего началось и чем закончилось творчество Бунина?

III. Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи о Бунине).

IV. Чтение и обсуждение рассказа «Косцы» (по фрагментам). (См. текст рассказа ниже)

Г р у п п а  1.
Прочитайте выразительно начало рассказа до слов «Неделю тому назад...».


Лексические и историко-культурные комментарии к словам:
исконная, мурава, извалы, столпы, «охочи к работе», спорость, повадка, бахилки, онучи, ластовицы.

Аналитическая беседа:

Что удивило рассказчика в поведении косцов?

Почему косцы пели? Что их подтолкнуло к песне?

Какие картины русского пейзажа описывает автор? В чём их прелесть?

Как пели косцы? Что общего заметил автор в их поведении и чертах родной страны?

Почему «берёзовый лес принимал и подхватывал их песню»?

Ответ на вопрос 1 из раздела «Размышляем о прочитанном».

Как выглядели косцы? Что понравилось рассказчику в их внешнем виде?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для создания русского пейзажа и портрета косцов?

Как герои рассказа воспринимают прекрасное: родную природу, русские песни?

Г р у п п а  2.
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа со слов «Неделю тому назад...» до слов «...вместе с откликающейся далью, глубиной леса».


Лексические и историко-культурные комментарии к словам:
пополудновавши, батраки, засвежевшая, прелесть, наитие.

Аналитическая беседа:

Как косцы заходили на работу? Что в их поведении подчёркивает автор?

Какую песню они пели? Есть ли в Интернете (или других источниках) звукозапись этой песни? В чём была «дивная прелесть их песни»?

Почему в этом фрагменте автор многократно употребляет слово прелесть?

Каким мы представляем берёзовый лес, описанный автором?
Подтвердите свои наблюдения текстом.

Удалось ли автору убедить читателя в существовании неразрывного единства человека и природы?

Какую особенность русского пения подчёркивает автор?

Найдите в словаре значение слов эстетическое и этическое.
Как эти категории отразились в прочитанном фрагменте?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Г р у п п а  3.
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа со слов «Конечно, они „прощались, расставались“...» до слов «...посвисты удалые, ножи острые, горячие».


Лексические и историко-культурные комментарии к словам:
укоризна, неизбывная радость, непочатость, пути заказаны, скорбь, лихой, ворог.

Аналитическая беседа:

О какой любви пели песню косцы? Обоснуйте своё мнение.

Почему в грустной песне рассказчик заметил неизбывную радость?

Что значит для русского человека чувство Родины? Чем он кровно близок с родной стороной?

Как понять слова «...Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством»? Может ли Родина быть гибельной?

Кто, по мнению автора, может выручить русского человека «из всяческих бед»?

Какие русские сказки вспоминает автор в предпоследнем абзаце рассказа?

Как понять мысль автора: «...и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие»?

В чём, по мнению автора, кровное родство героев рассказа с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок?

Ответ на вопрос из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Поэтическое воспоминание о Родине
Обобщающая беседа:


Перечитайте последний абзац рассказа.
О чём сожалеет автор в финале рассказа? Почему для русских людей «миновала сказка» и «настал конец, предел Божьему прощению»?

Прочитайте фрагмент «Из заметок И. А. Бунина» о происхождении его рассказов.

Почему автор пишет рассказ «Косцы» в Париже, уже покинув Россию? Какое чувство побудило его к созданию рассказа?рассказов.

Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедова и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника.

Какая из репродукций ближе к рассказу «Косцы»? Обоснуйте своё мнение.

V. Рассказ в актёрском исполнении
Прослушивание фрагментов рассказа «Косцы» в актёрском исполнении, рецензирование актёрского чтения, выполнение заданий и ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».


Домашнее задание

Подготовить пересказ рассказа «Косцы», используя авторские слова и выражения.

Составить свой рассказ по одной из репродукций учебника, созвучных рассказу «Косцы», включив в него слова и выражения из раздела «Литература и изобразительное искусство».

Прочитать рассказы Бунина «Подснежник» и «В деревне».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из раздела «Обогащаем свою речь».

Выполнить задание 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Нарисовать свои иллюстрации к рассказу «Косцы».

УРОК 59
И. А. БУНИН. «ПОДСНЕЖНИК».

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия рассказа.

Основные виды деятельности учащихся.
Восприятие и выразительное чтение рассказа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия  а н т и т е з а,  п о в т о р. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Обсуждение материалов о Бунине, включённых в практикум «Читаем, думаем, спорим...», и рассказа «В деревне» по заданиям практикума.
Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия  а н т и т е з а,  п о в т о р  с использованием словаря литературоведческих терминов.
Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о писателе. Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе» и подготовка инсценированного чтения его фрагментов и различных видов пересказов. Поиск в справочной литературе или в Интернете сведений о детстве Короленко, репродукций его портретов, изображений мест, связанных с именем писателя.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Чтение рассказа «Подснежник»
См. текст рассказа "Подснежник" ниже.

Рассказ «Подснежник» должен быть прочитан вслух полностью, так как в учебнике его нет, но он включён в содержание «Примерной программы по литературе для основного общего образования».

II. Вопросы на выявление восприятия учащимися произведения:

Понравился ли вам рассказ? С каким чувством вы закончили чтение?

Определите главную тему рассказа.

Похож ли гимназист Саша на современных школьников? Обоснуйте своё мнение.

III. Аналитическая беседа:

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к следующим словам и выражениям: уездный, картуз, живёт «на хлебах», мещанский, впротяжку, передержка по латыни, становится во фронт, чуйки, барышник, армяк, тулуп, половые, коридорный, масленичные дни.

Прочитайте описания внешности Саши и его отца. Что можно сказать об этих героях по их портретам?

Почему тётка называла Сашу подснежником? Какие ассоциации вызывает это сравнение?

Почему приезд отца из деревни был для Саши праздником?

А как протекали его будни?

Выберите из рассказа цитаты, описывающие Елецкое подворье.

Найдите в словаре значение слова подворье.
Почему в описании подворья так много слов с отрицательной оценкой: «в этом старом степном городишке», «в грязных и угарных номерах», «в этих мерзких номерах», «душный номер», «полный дыму номер» и др.?

Как ведёт себя Саша с отцом? Приемлемо ли такое поведение в деревне?

Перечитайте описание трактира. Как Саша чувствовал себя в этой обстановке?

Почему посещение трактира с отцом Саша воспринимает как счастливый день в своей жизни?

Почему конец Масленицы стал для Саши горем?

Что изменилось в его жизни с началом Великого поста?

Опишите устно, какие иллюстрации к рассказу вы бы изобразили.

IV. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа.
Смысл названия рассказа:


Найдите в словаре литературоведческих терминов понятия антитеза и повтор.

V. Исследовательская работа с текстом (в группах):

Г р у п п а  1:
Выберите из текста многократно повторяющиеся слова и выражения. Почему автор повторяет именно эти слова?

Почему в начале рассказа автор несколько раз употребляет слово уездное? Что такое уездная жизнь?

Г р у п п а  2: Почему в тексте рассказа так много восклицательных предложений? Чьи эмоции они выражают? Перечитайте эти предложения с восклицательной интонацией.

Почему в предпоследнем абзаце ключевыми становятся слова родной, милый?

Г р у п п а  3:
Почему описание Саши, его жизни и окружающего мира построены на контрасте? На каких ещё контрастах построен рассказ?

Почему лейтмотивом финальной части рассказа стало выражение Христос с тобой?

Итоговые вопросы

Какую роль играют в рассказе антитезы и повторы?

Какие дополнительные субъективно-авторские значения приобретает в рассказе слово подснежник?

VI. Изучение материалов о Бунине, включённых в практикум «Читаем, думаем, спорим...».

VII. Обсуждение рассказа «В деревне» по заданиям практикума и ответы на вопросы практикума из раздела «Проверьте себя» (в конце главы о Бунине).

Домашнее задание

Письменно ответить на один из вопросов:

— Почему пребывание с отцом в душном подворье и грязном трактире Саша воспринимает как самый «счастливый день» в его жизни?

— Почему так непохожи Саша и его отец?

— Почему рассказ Бунина называется «Подснежник»?

Прочитать главы I—III повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» и подготовить их выразительное чтение и пересказ (по группам).

Групповое задание

Подготовить инсценированное чтение фрагмента из главы III повести «В дурном обществе» (автор, Вася, Валек, Маруся) со слов «Ты здесь зачем?» до слов «Прощай!».

Индивидуальные задания

Найти в справочной литературе или в Интернете сведения о детстве В. Г. Короленко, репродукции его портретов, изображения мест, связанных с именем писателя.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Следующие уроки: Уроки 60-63. В.Г.Короленко «В дурном обществе» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Иван Алексеевич
БУНИН

1870-1953

Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе[2] за этот год
была присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.
(Из официального сообщения о присуждении И. А. Бунину Нобелевской премии)


Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Сам Бунин отмечал, что его род дал России «немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина...».

Раннее детство будущий писатель провёл в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также по богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

В 1891 году вышла его первая книга стихов. В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний.
По С. Ю. Ясенскому (вернуться)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?

2. Расскажите, что вы знаете о жизни И. А. Бунина. При подготовке сообщения используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ
Из заметок И. А. Бунина


Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и всё говорили: «Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках[3] с племянником и братом Юлием по большой дороге... как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов? (вернуться)

2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина? (вернуться)

3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах.
Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедова и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника.

Какая из репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»?

Составьте по одной из них свой рассказ.
Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например:
берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.


СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

И. А. Бунин. «Косцы»


1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?

2. Как вы думаете, почему у писателя было особенно обострено чувство любви к Родине в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?

3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?

4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.

5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?

6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например:

Прелесть — красота... —

Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


Иван Алексеевич
БУНИН

«КОСЦЫ»


Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками[4], белыми, ладно увязанными онучами[5], чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» —подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости, прощай, любезный друг,
И родимая ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя,
По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — Бог с тобою,
Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь,
Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие...

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению. Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


Иван Алексеевич
БУНИН

«ПОЖСНЕЖНИК»


Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица[6] — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли тёплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье[7], в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт Бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём, во всём новичок!

И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенческипростодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир Божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живёт Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряжённых впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьёт чай и опять курит, а Саша всё спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел.

Он кладёт в стакан целых пять кусочков сахару, съедает целый калач и опять шаркает ножкой:

— Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив тёплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках[8]...

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

А в понедельник всё это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен.

Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдёт коридорный:

— Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в чёрных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет:

— Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнёт торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...

А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — Боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Ещё минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.
1927
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Нобелевская премия по литературе — престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти премий, созданных по воле Альфреда Нобеля в 1895 году, которая вручается с 1901 года. (вернуться)

3. Дро́жки — лёгкий четырёхколёсный двухместный открытый экипаж на рессорах.
См. более подробно об экипажах на сайте "Литература для школьников": Энциклопедия русского быта XIX века. Средства передвижения. (вернуться)

4. Бахи́лы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками. (вернуться)

5. Ону́чи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями. (вернуться)

6. Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. В народном календаре восточных славян праздник символизирует границу зимы и весны, разделяет время Мясоеда и Великого поста.
Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, блины и лепёшки. См. более подробно о церковных праздниках на сайте "Литература для школьников": Энциклопедия русского быта XIX века. Праздники и посты. (вернуться)

7. Подво́рье — изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. (вернуться)

8. Чу́йка — верхняя мужская одежда в России из тёмного сукна: длинный, до колен, суконный кафтан. (вернуться)


 
Г. Г. Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
Холст, масло. 164 × 282 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz