Главная
Поэзия Серебряного века. Имажинизм
Поэзия Серебряного века.
Новокрестьянские поэты
С.А.Есенин. Фотография, 1916 г.
Портреты С.Есенина
Произведения С. А. Есенина (библиотека сайта)
В.А. Мануйлов о Сергее Есенине
Асеев Н.Н. Встречи с Есениным
Иллюстрации к поэме С.Есенина
"Анна Снегина"
Иллюстрации А.Д.Гончарова к поэме С.А.Есенина "Пугачев" (на сайте "Литература для школьников")
Есенин С.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
 
 
 
Есенин Сергей Александрович (1895 – 1925)
Основные даты жизни и творчества
 

1895, 21 сентября (3 октября) – родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда.

1904 – поступает на учебу в Константиновское земское училище.

1909 – заканчивает с похвальным листом Константиновское земское четырехгодичное училище. Начинает учебу (до мая 1912 г.) в церковно-приходской второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии и уезда).

1910 – начало систематического поэтического творчества. 1910 годом в 1925 г. при подготовке своего собрания поэт датирует стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима – аукает...», «Подражанье песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Сыплет черемуха снегом...», «Калики»..

1912 – заканчивает Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получает звание учителя школы грамоты. Готовит сборник стихов «Больные думы». Выезжает из Константинова в Москву на постоянное местожительство, поступает на работу в контору книгоиздательства «Культура» (Малая Дмитровка, 1).

1913 – работает в корректорской типографии Товарищества И. Д. Сытина. Становится слушателем первого курса историко-философского цикла академического отделения Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.

1914 – в московском детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» напечатано стихотворение «Береза» – первая из известных публикаций поэта. Начинает поэму «Русь».

1915 – отправляет первое письмо А. В. Ширяевцу, послужившее началом многолетнего общения двух поэтов. На общественных началах является секретарем журнала Суриковского литературно-музыкального кружка «Друг народа». Участвует в подготовке его второго номера.
март – приезжает в Петроград, встречается с А. А. Блоком на его квартире, читает свои стихи, получает рекомендательные письма к С. М. Городецкому и М. П. Мурашеву. А. А. Блок надписывет Есенину книгу своих стихов. Читает С. М. Городецкому свои стихи. Получает от него рекомендательные письма к редактору-издателю «Ежемесячного журнала» В. С. Миролюбову и секретарю журнала «Задушевное слово» С. Ф. Либровичу.
сентябрь – пишет первую автобиографию «Сергей Есенин». Участвует вместе с Н. А. Клюевым, А. М. Ремизовым, С. М. Городецким в вечере «Краса» в концертном зале Тенишевского училища (Петербург).
ноябрь – посещает А. А. Ахматову и Н. С. Гумилева в Царском Селе (ул. Малая, д. 63). Ахматова надписывает Есенину журнальный оттиск поэмы «У самого моря», Гумилев – сборник «Чужое небо».
зима 1915–1916 гг. – посещает И. Е. Репина в его имении Пенаты, читает стихи. Знакомится с художником Ю. П. Анненковым.

1916 – отпечатан тираж первой книги «Радуница» (цензурное разрешение на выпуск в свет – 30 января).
апрель – призываемому на военную службу Есенину выписано удостоверение о зачислении в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143. Читает стихи на «Вечере современной поэзии и музыки» в концертном зале Тенишевского училища вместе с А. А. Ахматовой, А. А. Блоком, Г. В. Ивановым, Н. А. Клюевым и др.
июль – читает «В багровом зареве закат шипуч и пенен...» и «Русь» на концерте для раненых воинов, устроенном в царскосельском лазарете № 17, в присутствии императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей.
Готовит к печати книгу «Голубень» (вышла в 1918 г.).

1917, февраль – на квартире Иванова-Разумника в Царском Селе знакомится с Андреем Белым. Вместе с другими литераторами участвует в подготовке сборников «Скифы».
май – в газете «Деле народа» – поэма «Товарищ».
июль – выходит в свет первый сборник «Скифы», напечатавший «Марфу Посадницу» и стихи под общим заголовком «Голубень»: «Осень» («Тихо в чаще можжевеля по обрыву...»), «О красном вечере задумалась дорога...», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...».

1918 – пишет «Инонию». В издательстве артели художников «Сегодня» выходит книга «Исус младенец», из 1000 экземпляров которой в 125-ти иллюстрации раскрашены от руки художницей Е. И. Туровой.
февраль – в «Знамени труда» – поэма «Пришествие» с посвящением Андрею Белому.
май – в издательстве «Революционный социализм» (Пг.) выходит книга «Голубень».
август – газета «Известия Рязанского Губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов» печатает «Иорданскую голубицу».
декабрь – в издательстве МТАХС выходит книга поэм «Сельский часослов». Единогласно избирается в Московский профессиональный союз писателей.
Пишет поэму «Небесный барабанщик».

1919, январь – воронежский журнал «Сирена» № 4/5 публикует «О Боже, Боже, эта глубь...». В этом же номере печатается «Декларация» имажинистов, подписанная Есениным, Рюриком Ивневым, А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Б. Р. Эрдманом и Г. Б. Якуловым.
февраль – газета «Советская страна» печатает «Песнь о собаке» и «Устал я жить в родном краю...». В этом же номере помещены «Декларация» имажинистов и сообщение об организации кооперативного издательства «Имажинисты», в числе организаторов которого назван Есенин. Сообщается о подготовке к печати в этом издательстве книг поэта «Стихи» (не издавалась) и «Ключи Марии» (вышла в издательстве МТАХС). Газета помещает объявление издательства «Имажинисты» о том, что печатаются коллективные сборники «Имажинисты» и «Плавильня слов».
«Советская страна» печатает поэму «Пантократор» с посвящением Рюрику Ивневу.
июль – участвует в вечере «4 слона имажинизма» на эстраде-столовой Всероссийского союза поэтов. Киевский журнал «Красный офицер» № 3 печатает фрагмент поэмы «Небесный барабанщик».
ноябрь – выходит из печати книга «Ключи Марии» с посвящением А. Б. Мариенгофу.
декабрь – выходит коллективный сборник имажинистов «Конница бурь» [№ 1] с поэмой «Небесный барабанщик», посвященной Л. Н. Старку.

1920 – под маркой издательства «Злак» выходит книга «Трерядница».
июль–сентябрь – совершает поездку на Кавказ.
декабрь – в издательстве «Имажинисты» выходит книга «Радуница».



1921, январь – в книгоиздательстве «Имажинисты» выходит книга «Исповедь хулигана». В коллективном сборнике имажинистов «Золотой кипяток» – «Исповедь хулигана».
февраль – в книгоиздательстве «Имажинисты» выходит книга «Трерядница». В коллективном сборнике имажинистов «Звездный бык» – «Песнь о хлебе».
апрель–июнь – поездка в Туркестан.
июль – читает «Пугачева» на литературном вечере в Доме печати.
октябрь – знакомство с Айседорой Дункан, приехавшей в Россию по приглашению советского правительства.
декабрь – в петроградском издательстве «Эльзевир» выходит отдельным изданием поэма «Пугачев».

1922 – «Пугачев» назван В. Э. Мейерхольдом среди пьес, намеченных к постановке в театре, в письме, направленном в коллегию Наркомпроса и в Главполитпросвет.
май – конец года – вместе с А. Дункан выезжает в турне за границу. В Германии встречается с М. Горьким и дарит ему свою книгу «Пугачев» (М.: Имажинисты, 1922). Франция, Америка.

1923 – Америка, Франция, Германия.
июнь – в Берлине выходит книга «Стихи скандалиста».
август – возвращение из заграничного турне в Москву. Читает друзьям и знакомым ранний вариант поэмы «Черный человек».
сентябрь – пишет «Заметался пожар голубой...» и «Ты такая ж простая, как все...» – первые стихотворения цикла «Любовь хулигана», посвященного А. Л. Миклашевской.

1924, февраль – «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (№ 3) печатает «Я усталым таким еще не был...», «Мне осталась одна забава...», «Да! Теперь решено. Без возврата...» под общим заголовком «Москва кабацкая».
март – апрель – пишет стихотворение «Письмо матери».
апрель – май – «Красная новь» печатает «Годы молодые с забубенной славой...» и «Письмо матери».
июнь – выезжает неоднократно вместе с ленинградскими поэтами-имажинистами, В. А. Рождественским, Иваном Приблудным в Детское Село, где выступает с чтением стихов в санатории научных работников и в Ратной палате Федоровского городка.
июль – выступает с чтением стихов в Сестрорецке на вечере в Курзале, организованном Ленинградским отделением Всероссийского союза писателей. В Ленинграде выходит книга книга «Москва кабацкая».
август – «Правда» публикует «Письмо в редакцию» Есенина и И. В. Грузинова о роспуске группы имажинистов.
сентябрь – конец года – поездка на Кавказ. Присутствует на литературном вечере-диспуте «Суд над футуристами», состоявшемся в Батумском театре. В Баку выходит книга «Русь советская». (
См. воспоминания литературоведа В.А. Мануйлова о пребывании Есенина в Баку на сайте "Жизнь и творчество В.А. Мануйлова")

1925 – в тифлисском издательстве «Советский Кавказ» выходит книга «Страна советская».
март, 1-е – возвращение в Москву. Журнал «Город и деревня» печатает строки 1—123 поэмы «Мой путь». Читает «Анну Снегину» и стихи из цикла «Персидские мотивы» на собрании литературной группы «Перевал» в Доме Герцена.
март, 27-е – май поездка в Баку.
май – в Госиздате выходит книга «Березовый ситец».
июнь – подписывает договор с Госиздатом на издание «Собрания стихотворений» в трех томах. октябрь – получает членский билет Всероссийского союза писателей.
декабрь, 24–27 – живет в Ленинграде в гостинице «Англетер». Встречается с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.
в ночь с 27 на 28. – трагическая смерть Сергея Александровича Есенина.


УРОКИ
ПО ТВОРЧЕСТВУ   С. А. ЕСЕНИНА


Стихотворения С. А. Есенина о родном доме и близких людях
(уроки литературы в 5 классе)

Стихотворения С. А. Есенина о родине и родном доме
(уроки литературы в 6 классе)

Урок литературы в 8 классе по поэме С.Есенина "Пугачёв"

Любовная лирика С. А. Есенина
(Система уроков в 11 классе по творчеству С.А.Есенина)


Н. Н. АСЕЕВ[1] 
Встречи с Есениным
Маяковский очень стремился объединить вокруг «Лефа» наиболее ярких писателей из тех, кто не боялся продешевить себя, сотрудничая в бедном средствами журнале. В «Лефе», например, напечатался И. Бабель.



Помню, как Маяковский пытался привлечь к сотрудничеству Сергея Есенина. Мы были в кафе на Тверской, когда пришел туда Есенин. Кажется, это свидание было предварительно у них условлено по телефону. Есенин был горд и заносчив: ему казалось, что его хотят вовлечь в невыгодную сделку. Он ведь был тогда еще близок с эгофутурней – с одной стороны, и с крестьянствующими – с другой. Эта комбинация была сама по себе довольно нелепа: Шершеневич и Клюев, Мариенгоф и Орешин. Есенин держал себя настороженно, хотя явно был заинтересован в Маяковском больше, чем во всех своих вместе взятых сообщниках. Разговор шел об участии Есенина в «Лефе». Тот с места в карьер запросил вхождения группой. Маяковский, полусмеясь, полусердясь, возразил, что «это сниматься, оканчивая школу, хорошо группой». Есенину это не идет.

– А у вас же есть группа? – вопрошал Есенин.

– У нас не группа, у нас вся планета!

На планету Есенин соглашался. И вообще не очень-то отстаивал групповое вхождение.

Но тут стал настаивать на том, чтобы ему дали отдел в полное его распоряжение. Маяковский стал опять спрашивать, что он там один делать будет и чем распоряжаться.

– А вот тем, что хотя бы название у него будет мое!

– Какое же оно будет?

– А вот будет отдел называться «Россиянин»!

– А почему не «Советянин»?

– Ну это вы, Маяковский, бросьте! Это мое слово твердо!

– А куда же вы, Есенин, Украину денете? Ведь она тоже имеет право себе отдел потребовать. А Азербайджан? А Грузия? Тогда уж нужно журнал не «Лефом» называть, а – «Росукразгруз».

Маяковский убеждал Есенина:

– Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?

– Я глину, а вы – чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?

– А из чугуна памятники!

...Разговор происходил незадолго до смерти Есенина.

Так и не состоялось вхождение Есенина в содружество с Маяковским.

От того же времени остался в памяти и другой эпизод.

Однажды вечером пришел ко мне Владимир Владимирович взволнованный, чем-то потрясенный:

– Я видел Сергея Есенина, – с горечью, и затем горячась, сказал Маяковский, – пьяного! Я еле узнал его. Надо как-то, Коля, взяться за Есенина. Попал в болото. Пропадет. А ведь он чертовски талантлив.

I I

<...> Я встретил его в Гизе[2]. Это уж было совсем незадолго до развязки. Есенин еще более потускнел в обличье; он имел вид усталый и несчастный. Улыбнулся мне, собрав складку на лбу, виновато и нежно сказал:

– Я должен к тебе приехать извиниться. Я так опозорил себя перед твоей женой. Я приеду, скажу ей, что мне очень плохо последнее время! Когда можно приехать?

Я ответил ему, что лучше бы не приезжать извиняться, так как дело ведь кончится опять скандалом.

Он посмотрел на меня серьезно, сжал зубы и сказал:

– Ты не думай! У меня воля есть. Я приеду трезвый. Со своей женой! И не буду ничего пить. Ты мне не давай. Хорошо? Или вот что: пить мне все равно нужно. Так ты давай мне воду. Ладно? А ругаться я не буду. Вот хочешь, просижу с тобой весь день и ни разу не выругаюсь?

В хриплом полушепоте его были ноты упрямства, прерываемого отчаянием. Особенно ему понравилась мысль приехать с женой. <...> Есенин потянул в пивную здесь же, на углу Рождественки.

<...> Он стал оглядываться подозрительно и жутко. И наклонясь через стол ко мне, зашептал о том, что за ним следят, что ему одному нельзя оставаться ни минуты, ну да он-де тоже не промах – и, ударяя себя по карману, начал уверять, что у него всегда с собой «собачка», что он живым в руки не дастся и т. д.

Нужно сказать, что в пивной мы часов за пять сидения выпили втроем несколько бутылок пива, и Есенин не был хмелен. Он был горячечно возбужден своими видениями, был весь пропитан смутной боязнью чего-то и эту боязнь пытался заглушить наигранным удальством и молодечеством.

Третий сидевший с нами собеседник почти все время молчал. При попытке заговорить Есенин его грубо обрывал. Когда Есенин начал читать стихи, он услал его за папиросами, причем приказал идти «подальше, на Петровку». Затем услал говорить с кем-то по телефону, повелительно покрикивал. Тот все исполнял беспрекословно.

Есенин читал мне «Черного человека»[3]. И опять этот тон подозрительности, оглядки, боязни преследования. Говоря о самой поэме, он упирал на то, что работал над ней два года, а напечатать нигде не может, что редактора от нее отказываются, а между тем это лучшее, что он когда-нибудь сделал.

Мне поэма действительно понравилась, и я стал спрашивать, почему он не работает над вещами подобными этой, а предпочитает коротенькие романсного типа вещи, слишком легковесные для его дарования, портящие, как мне казалось, его поэтический почерк, создающие ему двусмысленную славу «бесшабашного лирика».

Он примолк, задумался над вопросом и, видимо, примерял его к своим давним мыслям. Потом оживился, начал говорить, что он и сам видит, какая цена его «романсам», но что нужно, необходимо писать именно такие стихи, легкие, упрощенные, сразу воспринимающиеся.

– Ты думаешь, легко всю эту ерунду писать? – повторил он несколько раз.

Он именно так и сказал, помню отчетливо.

– А вот настоящая вещь – не нравится! – продолжал он о «Черном человеке». – Никто тебя знать не будет, если не писать лирики; на фунт помолу нужен пуд навозу – вот что нужно. А без славы ничего не будет! Хоть ты пополам разорвись – тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!

Я, похвалив его поэму, указал тут же, что по основному тону, по технической свежести, по интонациям она ближе к нам, в особенности к Маяковскому.

Он привстал, оживился еще более, разблестелся глазами, тронул рукой волосы. Заговорил о своем хорошем чувстве к нам, хотел повстречаться с Маяковским. О том, что он технически вовсе не отстал, что мастерство ему дороже всего на свете, но что мастерство это нужно популяризировать, уже подготовив почву известностью, что читатель примет тогда и технические особенности, если ему будет импонировать вознесенное до гениальности имя.

Вообще в этом разговоре он оказался очень организованным, знающим и деловито-обостренным хозяином своей профессии, учитывающим все возможности и препятствия на своем пути. Нужно отметить, что за всю эту пятичасовую беседу Есенин действительно ни разу не выругался, хотя стесняться было некого. И в моменты очень болезненно им переживаемые (разговор о преследованиях, о непринятии поэмы редакциями) он только скрипел зубами, мыча от сдерживаемого бешенства.

<1926>

Источник: Асеев Н. Н. Встречи с Есениным // С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х т. / Вступ. ст., сост. и коммент А. Козловского. – М.: Худож. лит., 1986. – Т. 2. – С. 313–316.

1. Асеев Николай Николаевич (1889–1963) – поэт, один из активных участников литературной группы «Леф», возглавлявшейся В. В. Маяковским. (вернуться)

2. ГИЗ – Госиздат, или Государственное издательство РСФСР (сокращённо – ГИЗ); первое большое советское издательство, основанное Положением ВЦИК от 21 мая 1919 года в Москве.
Находилось по адресу: Москва, Рождественка, д. № 4. (вернуться)

3. «Чёрный человек» – поэма Сергея Есенина. Впервые опубликована в журнале «Новый мир», М. 1926, № 1, январь.
Замысел поэмы возник у Есенина во время его зарубежной поездки 1922–1923 годов. Есенин упоминал о влиянии на поэму пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Автор читал «Чёрного человека» осенью 1923 года, вскоре после возвращения на родину. В ноябре 1925 года Есенин перерабатывает поэму. Слышавшие поэму в его чтении отмечали, что опубликованный текст короче и менее трагичен, чем тот, который Есенин читал раньше. (вернуться)
 
 



Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz