Уроки 36-38. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Н. В. Гоголь. Портрет работы художника Ф. Моллера
Гоголь в Петербурге
Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница
Гоголь Н.В. Заколдованное место
Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (уроки литературы в 7 классе)
Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" (уроки литературы в 8 классе)
Витольд Прушковский. Русалки, 1877. Краков, Национальный музей.

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1809-1852)

«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 36-38

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 36. Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки": "Заколдованное место"
Урок 37. Н.В.Гоголь. "Заколдованное место": реальность и фантастика в повести
Урок 38. Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Урок внеклассного чтения

УРОК 36
Н. В. ГОГОЛЬ. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»:
«ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО»


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности) и его первом сборнике повестей. Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и сведений о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Поиск незнакомых слов и определение их значений. Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение иллюстрации художника М. Клодта к эпизоду «Дед в лесу». Поиск сведений о Гоголе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Характеристика героев повести по плану, предложенному учителем, с использованием цитатных примеров (по группам).
Самостоятельная работа. Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета. Подготовка устного рассказа о писателе. Художественный пересказ эпизодов повести. Чтение повести «Пропавшая грамота», выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о Гоголе с показом презентации о детстве, годах учения и начале литературной деятельности писателя.

Чтение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» (см. статью ниже) и обсуждение эпиграфа к статье.

Чтение сведений о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Комментарии к словам и выражениям, вынесенным в сноски, а также объяснение значений слов: хохлацкий, малороссиянин, Диканька, жеманство, чопорность, доселе.

II. Обобщающая беседа:

Где, когда и в каком окружении родился и провёл своё детство Гоголь?

Какое место в его жизни заняли детские украинские впечатления?

Почему своё творчество Гоголь связал с русской культурой, писал только на русском языке?

Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (после вступительной статьи).

Как характеризуют Гоголя его детские увлечения?

Почему первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил восторженную оценку читателей?

Как оценили творчество Гоголя Пушкин и Аксаков?

III. Чтение учителем повести «Заколдованное место» с начала до слов «...резать по кусочкам и класть в рот».

IV. Аналитическая беседа:

Рассказ в повести идёт от первого лица. Какой смысл это придаёт повествованию?

Найдите в эпизоде слова и выражения, характерные для устной, разговорной речи. Какое настроение они создают у читателя?

Почему рассказчик уверен, что человека может «обморочить» дьявольская сила? А как думаете вы?

Как жилось юному рассказчику на баштане с дедом?

Почему дед любил общаться с проезжими чумаками? Чем они занимались в минуты отдыха?

V. Художественный пересказ эпизодов «Пляска деда» и «Дед находит клад» со слов «Что ж вы, хлопцы...» до слов «Теперь живее пойдет дело».

VI. Аналитическая беседа:

Что помешало деду сплясать «козачка»?

Оцените иллюстрацию художника М. Клодта к эпизоду «Пляска деда».

Какие сверхъестественные события приключились с дедом? Как он нашёл клад?

Докажите текстом, что рассказчик верит в правдоподобие этого повествования.

Как в этом эпизоде проявилась поэтизация народной жизни, народных преданий?

VII. Чтение по ролям эпизода «Дед выкапывает клад» со
слов «Тут дед остановился, достал рожок...» до слов «...и руки после того вымыл». Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

VIII. Аналитическая беседа:

Какие страшные картины представились деду во время извлечения котла из земли?

Почему ему было страшно?

Рассмотрите иллюстрацию М. Клодта к эпизоду «Дед в лесу».

Удалось ли художнику передать внутреннее состояние деда в этом эпизоде?

Докажите, что в сцене с кухвой состояние страха сменяется юмором. Какое настроение это придаёт повествованию?

IX.Чтение финальной части повести со слов «И с той поры заклял дед и нас верить когда-либо черту» до конца повести.

X. Аналитическая беседа:

Как в финале повести Гоголь обозначает конфликт между Богом и чёртом?

Как дед спасался от нечистой силы?

Почему он велел закидать заколдованное место мусором?

Какие образы и картины повести являются олицетворением светлых и мрачных сил?

Докажите, что в повести сочетаются комическое и лирическое отношение к происходящему.

Опишите устно предмет или случай из повести, который произвёл на вас наибольшее впечатление.

XI. Фольклорные традиции в создании образов

План характеристики главных героев повести:


1. Как выглядел герой (возраст, внешность)?
2. Действия и поступки героя.
3. Речевая характеристика героя.
4. Черты героя, сходные с чертами сказочных персонажей.

XII. Работа в группах:

Г р у п п а  1.

Образ деда.

Г р у п п а  2.
Образ рассказчика.

Г р у п п а  3.
Образ нечистой силы.

Каждая группа должна подтвердить свои наблюдения примерами из текста.

XIII. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста повести).

Зачем в повести нужен рассказчик?

Что изменилось бы, если бы повествование велось от лица автора?

Смешна или страшна нечистая сила? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Гоголе, используя материалы Интернета и выполнив задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя» (после вступительной статьи).

Пересказать «быль» близко к тексту, передавая особенности речи персонажей (задание 3).

Групповое задание.

Прочитать повесть «Пропавшая грамота», ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные в практикуме «Читаем, думаем, спорим...».

Индивидуальные задания.

Нарисовать иллюстрацию к повести «Заколдованное место» и объяснить свой замысел.

Используя материалы Интернета, выполнить задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя» (после вступительной статьи).

УРОК 37
Н. В. ГОГОЛЬ. «ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО»:
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАСТИКА В ПОВЕСТИ


Основное содержание урока:
Реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение эпизодов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпизодов (в том числе речевая). Нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображае мому. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление событий и героев повести и народных сказок. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе».
Практическая работа. Анализ эпизодов повести по плану, предложенному учителем (по группам). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров из повести, иллюстрирующих понятия ф а н т а с т и к а, ю м о р, х у д о ж е с т в е н н а я  у с л о в н о с т ь. Составление аналитической таблицы «Фантастика и юмор в повести» (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Чтение повестей Н. В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» (по выбору). Создание собственных иллюстраций к повести, подготовка к их презентации и защите.
Проект. Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в иллюстрациях». Реальность и фантастика в повести.

I. Практикум по анализу эпизодов (в группах).

Г р у п п а  1.

«Приезд чумаков» (со слов «Батько ещё в начале весны...» до слов «И пошли целоваться»).

Г р у п п а  2.
«Дед пляшет на заколдованном месте» (со слов «Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так...» до слов «...Чтобы не позабыть после»).

Г р у п п а  3.
«Дед выкапывает клад» (со слов «Со страхом оборотился он...» до слов «...тогда только перевёл немного дух»).

Г р у п п а  4.
«Дед возвращается с кладом» (со слов «Куда это зашёл дед?..» до слов «У него правды и на копейку нет»).

II. Вопросы и задания для наблюдений учащихся:

Обратите внимание на знаки препинания и выразительно прочитайте эпизод с нужными интонациями.

Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Какие события происходят в эпизоде? Реальные или фантастические события отражены в нём? Докажите свою точку зрения.

Дайте краткую характеристику героям эпизода (деду, рассказчику и др.).

Каково настроение эпизода? Какими средствами оно создаётся?

Есть ли в эпизоде описания природы и портреты персонажей?

Какова их роль в тексте?

Как в речи персонажей отразился их внутренний мир? Какой он? Каково авторское отношение к описанному событию? Докажите текстом, что автору нравятся (или не нравятся) его герои.

Какими способами выражается в повести авторская позиция?

III. Обобщение и структурирование наблюдений по плану анализа эпизода:

I. Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое.
1. Границы эпизода (появление или исчезновение героев, описания, авторские отступления и т. п.).
2. Сюжет эпизода, его завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
3. Речевой строй эпизода:
  •диалог (основной конфликт диалога, особенности слов автора, подтекст);
  •повествование (время и место действия, события и их динамика, герои и их поступки, взаимосвязь героев и событий, речевые характеристики героев);
  •описание (портрет, пейзаж, интерьер; чьими глазами он даётся, способы описания внутреннего состояния героев, роль художественных деталей).
4. Роль изобразительно-выразительных средств языка.
5. Авторская позиция в эпизоде.

II. Часть произведения, звено в общей цепи событий.
1. Место эпизода в произведении (чем является эпизод в развитии сюжета всего произведения?).
2. Герои эпизода в системе образов произведения (какие герои действуют в эпизоде: главные или второстепенные, мужские образы или женские, молодые или старые?).
3. Отражение в эпизоде основной проблемы произведения (какую часть общего вопроса, поставленного писателем в книге, решает данный эпизод?).

III. Выводы. Роль данного эпизода в произведении (какова связь эпизода с творчеством писателя, есть ли похожие эпизоды в других произведениях писателя?).

IV. Обобщающая беседа:

Смешно или страшно вам было читать эти эпизоды?

Докажите, что фантастические картины повести напоминают русские сказки. В чём их сходство и различия?

V. Работа со «Словарём литературоведческих терминов».

Поиск цитатных примеров из повести, иллюстрирующих понятия фантастика, юмор.

VI. Заполнение цитатами аналитической таблицы:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
«Цитатные примеры из повести, иллюстрирующие понятия фантастика, юмор»
Фантастика
Юмор
«Не поднимаются ноги»
«В животе... как будто петухи кричат»
 
 

Работа с таблицей может быть завершена дома.

VII. Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывают у читателя фантастические картины повести? Во время чтения их действительно страшно или в них, как в сказках, чувствуется счастливый финал, победа добра над злом?

Почему в котле, выкопанном дедом, оказался только мусор?

Какое отношение к Богу и нечистой силе выражает этот факт?

Как, по-вашему, можно ответить на вопрос, заданный в начале повести: «Может ли человек совладать с нечистым духом?» Как автор отвечает на этот вопрос?

VIII. Чтение статьи учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе» (см. статью ниже).

Домашнее задание

Заполнить цитатами аналитическую таблицу.

Сделать вывод о роли юмора и фантастики в повести.

Дочитать повести «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (по группам).

Групповое задание.

Составить электронную презентацию «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в иллюстрациях» (поиск, отбор и структурирование изображений, их предъявление и комментирование на уроке).

Индивидуальное задание.

Письменно ответить на вопрос из раздела учебника «Гоголь и театр».

Нарисовать свою иллюстрацию к одной из повестей Гоголя.

УРОК 38
Н. В. ГОГОЛЬ. «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»:
«МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА»,
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», «СТРАШНАЯ МЕСТЬ».

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Картины природы. Фрагменты «Вечеров...» в актёрском исполнении. Язык повестей.

Основные виды деятельности учащихся.
Краткий пересказ сюжета каждой повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ конфликта тёмных и светлых сил, пейзажных фрагментов, языковых особенностей повестей. Рецензирование чтения актёров (см. фонохрестоматию). Устное иллюстрирование. Инсценирование фрагментов повестей. Ответы на вопросы викторины, предложенной в практикуме «Читаем, думаем, спорим...» или составленной учителем и пятиклассниками. Презентация и защита собственных иллюстраций. Показ созданной пятиклассниками электронной презентации «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в иллюстрациях», обсуждение работ художников и защита этого проекта.
Практическая работа. Характеристика главных положительных героев каждой повести по плану, предложенному учителем (по группам).
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть описания природы из «Вечеров...» (по выбору). Письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору):
— Как главные герои гоголевских «Вечеров...» побеждали зло (по одной из повестей)?
— Чем близки повести Гоголя русскому фольклору?

Групповая работа:

Г р у п п а  1.

«Майская ночь, или Утопленница».

Г р у п п а  2.
«Ночь перед Рождеством».

Г р у п п а  3.
«Страшная месть».

План обсуждения прочитанной дома повести:

1. Поэтизация картин народной жизни.
2. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов.
3. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
4. Картины природы.
5. Язык повестей.

I. Краткий пересказ сюжета каждой повести.

II. Выразительное чтение эпизодов (в том числе по ролям).

Г р у п п а  1.

«Майская ночь, или Утопленница». С начала повести до слов «...ни одного злого духа не бывает на земле».

Г р у п п а  2.
«Ночь перед Рождеством». Со слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка» до слов «...отломать с досады бока первому попавшемуся человеку».

Г р у п п а  3.
«Страшная месть». Со слов «Тихо светит по всему миру...» до слов «...не сыщешь ни одного козака».

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

III. Обобщающая беседа:

Как в этих эпизодах отразились особенности жизни козаков?

О чём они мечтали? Во что верили? Как любили? Как встречали праздники?

Какие народные обряды и поверья описаны в повестях? В чём их красота и поэтичность?

Как события и герои повестей связаны с фольклором?

Докажите, что в повестях отразился народный взгляд на героев, которые идут на борьбу со злом и побеждают его.

IV. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов

Охарактеризуйте главных положительных героев каждой повести (по группам):

Какова их внешность, душевные качества?

Какие события с ними происходят?

Как поступки характеризуют героев?

С каким чувством автор изображает Левко, Вакулу, Данилу?

Что в них общего?

Какими лучшими человеческими качествами он наделяет Ганну, Оксану, Катерину? Чем они похожи?

С какими фольклорными персонажами сходны герои Гоголя? Что у них общего?

Докажите, что автор гордится своей Малороссией, беззаветно любит её.

V. Аналитическая беседа:

Какие герои противопоставлены в каждой повести? Кто из них идёт на борьбу со злом?

Кто является олицетворением тёмных, дьявольских сил? Почему?

Что стало причиной конфликта?

Охарактеризуйте Голову и семью сотника, Чуба и чёрта, Колдуна (по группам).

Кто из героев наиболее страшен? Почему?

Какие комические и трагические ситуации изображены в повестях? Какими способами автор вызывает у читателя смех или страх?

Как в повестях отразилась вера соотечественников Гоголя в народные предания и легенды, в победу народных героев над нечистой силой?

Картины природы.
Чтение фрагментов повестей, где описана природа Малороссии.


Г р у п п а  1.
Со слов «Знаете ли вы украинскую ночь?» до слов «...совершает свой поздний ужин». Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание ярким и поэтичным?

Г р у п п а  2.
Со слов «В то время, когда проворный франт с хвостом...» до слов «...а на шалости сам лукавый подталкивает сзади».

Как меняется по ходу повести описание морозной ночи?

Г р у п п а  3.
Прослушайте звукозапись описания Днепра.

Ответьте на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия.

Оцените и отрецензируйте актёрское чтение повести Гоголя «Страшная месть».

VI. Обобщающая беседа:

Какую роль играют в повести картины природы?

Как они связаны с героями повестей?

В чём очарование гоголевских пейзажей?

VII. Наблюдение над языком повестей

Приведите примеры обращений положительных героев друг к другу. В чём их нежность и поэтичность?

С какой целью Гоголь вводит в текст многочисленную малороссийскую лексику, риторические вопросы и восклицания?

Какой характер они придают повествованию?

Какие эпитеты, сравнения, олицетворения наиболее выразительны? Почему?

VIII. Инсценирование эпизодов повестей, ответы на вопросы викторины, предложенной в практикуме «Читаем, думаем, спорим...» или составленной учителем и пятиклассниками, показ и защита своих иллюстраций к повестям Гоголя.

IX. Показ созданной пятиклассниками электронной презентации «Фантастические картины „Вечеров на хуторе близ Диканьки“ в иллюстрациях», обсуждение работ художников и защита этого проекта.


Домашнее задание


Подготовить выразительное чтение наизусть описания природы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Ответить письменно на проблемный вопрос (по выбору):

— Как главные герои гоголевских «Вечеров...» побеждали зло?
— Чем близки повести Гоголя русскому фольклору?

Индивидуальное задание.

Подготовиться к выразительному чтению стихов Некрасова, предложенных учителем (см. следующий урок).

Следующие уроки: Урок 39. Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях...» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Николай Васильевич
ГОГОЛЬ
1809-1852


Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль,
и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли.
В. Г. Белинский


Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье украинского помещика. Детские годы будущего писателя прошли в имении отца — селе Васильевка, близ Миргорода.

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, был литературно одарённым человеком, автором комедий на украинском языке.

Украинец по рождению, Гоголь провёл свои детские и юношеские годы среди украинской природы. Ещё подростком Гоголь познакомился с народной жизнью и бытом украинской деревни, горячо полюбил украинские сказки, песни, предания. Однако он с самого начала своей сознательной жизни связал себя с русской культурой, значение и великую роль которой он высоко ценил ещё в отроческие годы. Он говорил о себе: «...я сам не знаю, какая у меня душа — хохлацкая или русская. Я знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином».

В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, проучился там около двух лет, а затем был принят в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук.

В гимназии он особенно много времени отдавал чтению. Другим его увлечением был театр. Гоголь принимал участие в постановке спектаклей. В 1828 году он закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург. В 1829 году начал работать над повестями из украинской народной жизни, составившими впоследствии книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», восторженно встреченную друзьями писателя и широкими читательскими кругами. «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности, — писал Пушкин. — А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нынешней литературе, что я доселе не образумился...»

В «Вечерах...» сочетаются юмор*, сатира* и лирика*[2], что столь характерно для Гоголя. По своему характеру и стилю основное место в «Вечерах...» занимают повести комические, бытовые; в них фантастика* выступает как сатирический гротеск*. Таковы «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место».

«Вечера...» — одна из любимейших книг многочисленных читателей Гоголя. После их выхода Гоголь становится известным в читательских кругах. Писатель С. Т. Аксаков рассказывает, что «все люди, способные чувствовать искусство, были в полном восторге от Гоголя...».

* Внимательно прочитайте объяснение слов в словаре, запомните это объяснение. (вернуться к уроку)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Каковы были увлечения Гоголя?

2. Подготовьте небольшой рассказ о Гоголе, включив в него высказывания Пушкина и Аксакова, материалы из Интернета (www.domgogolya.ru/ru/history/biography/ и др.).
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


«ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО»

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ


1. Кто главный герой произведения «Заколдованное место»?

2. Верите ли вы в то, что это случилось на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что реальным?

3. Постарайтесь пересказать «быль» близко к тексту, передавая особенности речи персонажей.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению.
Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

Н. В. Гоголь.
«Страшная месть»


1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра.
Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами: «...и вышел из неё колдун»?

3. Прочитайте повесть «Страшная месть» и подготовьте выразительное чтение прослушанного отрывка.


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОВРЕМЕННИКОВ О Н.В.ГОГОЛЕ

Современники отмечали, что игра в театре во времена учёбы в гимназии была страстью Гоголя; он особенно отличался в ролях старух. Ещё одной страстью Гоголя были книги, и он «берег книги как драгоценность и особенно любил миниатюрные издания».

Т. Г. Павлищев свои воспоминания о Гоголе назвал «Черты из жизни Гоголя»: «Наш знаменитый Гоголь, при замечательной оригинальности своей, был неподражаемый комик, мимик и превосходный чтец... Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес (имеется в виду гимназия). Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков, а Прокопович — трагические... Гоголь взялся сыграть роль дяди-старика — страшного скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригинал нос к подбородку, пока наконец не достиг желаемого... Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену». (вернуться к уроку)

ГОГОЛЬ И ТЕАТР

Как вы думаете, помогло ли Гоголю увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев в процессе работы над рассказами, повестями и пьесами, которые он создавал? Подтвердите своё мнение примерами из гоголевского текста.

ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Подготовьте выразительное чтение рассказа «Заколдованное место».
Обратите внимание на восклицательные и вопросительные предложения, на особенности их произнесения.

2. Подумайте, как нужно прочитать слова деда, чтобы почувствовать гоголевский юмор.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Ли́рика — в данном случае глубокие личные переживания и их выражение. (вернуться)

 
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz