Уроки 33-35. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Сказка "Ашик-Кериб". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Лермонтов М.Ю. Основные даты жизни и творчества
Из стихотворений 1837-1839 гг.
Лермонтов в воспоминаниях современников
Лермонтов М.Ю. Поле Бородина
Лермонтов М.Ю. Ашик-Кериб
Лирика М.Ю.Лермонтова (уроки литературы в 6 классе)

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
(1814-1841)

«БОРОДИНО»

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 33-35

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 33. М.Ю.Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения
Урок 34. М.Ю.Лермонтов. "Бородино": проблематика и поэтика
Урок 35. М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Урок внеклассного чтения

УРОК 33
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО» КАК ОТКЛИК НА
25-ЛЕТНЮЮ ГОДОВЩИНУ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культурных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места России» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим...»).
Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание и рецензирование стихотворения в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устное иллюстрирование фрагментов стихотворения.
Практическая работа. Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.
Самостоятельная работа. Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Устный рассказ о поэте и героях стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Создание собственных иллюстраций к стихотворению. Подготовка к презентации и защите своих иллюстраций.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России)

Обобщение известной школьникам информации о Лермонтове:

Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе, помните наизусть? Что вам известно о жизни и творчестве этого русского поэта?

Показ сделанной учителем презентации о Лермонтове и истории создания стихотворения «Бородино».

II.Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» ( См. текст статьи ниже)

и комментирование историко-культурных реалий:
Иван Грозный, Разин, Пугачёв, кулачные бои, Московский благородный пансион, Рылеев, южные поэмы, школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Знакомство с информацией о селе Тарханы, принадлежащем бабушке поэта (см. раздел учебника «Литературные места России. М. Ю. Лермонтов. Село Тарханы» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

III. Обобщающая беседа:

Что нового вы узнали о жизни и личности Лермонтова?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя» (перед стихотворением «Бородино»).

Историческая основа стихотворения.

Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения.

Мастерство поэта в создании батальных сцен

IV. Чтение учителем стихотворения «Бородино».

Комментирование слов и выражений, вынесенных в сноски, а также слов: дядя, старики, ушки на макушке, мусью, булат.

V. Аналитическая беседа:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста стихотворения).

С каким настроением русские войска подошли к Бородинскому полю? Как об этом говорит старый солдат?

Как он характеризует своё поколение? Как понять строчку: «Богатыри — не вы!»?

Выполнение задания 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как русские солдаты готовились к бою в первый день? Какое чувство их объединяло? Найдите эти слова в тексте стихотворения.

Какой смысл заключён в этом противопоставлении: «...ликовал француз» и «...тих был наш бивак открытый...»?

Перечитайте строки, где старый солдат рассказывает о полковнике. В чём смысл его слов «Не Москва ль за нами?».

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Найдите в тексте три строфы, где говорится о кульминации сражения.

Какой смысл придают этому описанию многочисленные глаголы?

Какие конструкции в тексте автор сделал восклицательными? Зачем?

В чём проявилось мастерство поэта в создании батальных сцен?

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как вы думаете, почему рассказ о Бородинском сражении ведётся не от лица полковника, а от лица рядового участника событий?

VI. Работа с иллюстрациями учебника.

Выполнение задания 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Устное словесное рисование на темы: «Накануне Бородинского сражения» и «Бородинский бой».

VII. Обучение выразительному чтению фрагмента стихотворения и составлению партитурной разметки текста (см. урок 23)

План работы групп:

Перечитывание стихотворения про себя с выполнением групповых заданий:
Г р у п п а  1.
Определение смысловых частей, выявление композиции текста.

Г р у п п а  2.
Определение основной интонации при чтении каждой части.

Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.

Г р у п п а  3.
Наблюдения над фонетическими элементами текста.

Звукопись и выделение её голосом.

Г р у п п а  4.
Наблюдения над поэтической лексикой.

Постановка логических ударений.

Г р у п п а  5.
Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций.

Постановка логических пауз.

Г р у п п а  6.
Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.

Сообщения учащихся о выполнении групповых заданий.

VIII. Обучение выразительному чтению по строфам.

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Прослушивание стихотворения «Бородино» в актёрском исполнении.


Работа с вопросами и заданиями из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (после стихотворения «Бородино») и рецензирование актёрского чтения.

Выполнение заданий из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Бородино» наизусть.

Подготовить устный рассказ о старом солдате, выполнив задание 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете дополнительные сведения о Лермонтове, выполнив задание 3 из раздела учебника «Проверьте себя» (перед стихотворением «Бородино»).

Нарисовать свои иллюстрации к стихотворению.

УРОК 34
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «БОРОДИНО»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА


Основное содержание урока:
Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно-выразительные средства языка (с р а в н е н и е, г и п е р б о л а, э п и т е т, м е т а ф о р а, з в у к о п и с ь). Обсуждение стихотворения «Два великана».
Основные виды деятельности учащихся.
Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Презентация и защита собственных иллюстраций. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций стихотворения. Чтение и обсуждение стихотворения «Два великана».
Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия с р а в н е н и е, г и п е р б о л а, э п и т е т, м е т а ф о р а, з в у к о п и с ь (по группам).
Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос: «Какую роль в стихотворении играют его звуковые особенности, поэтическая лексика и синтаксис?» Чтение сказки Лермонтова «Ашик-Кериб» и выполнение иллюстраций к ней (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Сопоставление стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Поле Бородина».

I. Предъявление информации о Лермонтове и его стихотворении, которую ученики нашли в Интернете, чтение наизусть стихотворения «Бородино» и рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения

Устные рассказы учащихся о старом солдате сопровождаются следующими вопросами:

О чём сожалеет старый солдат? Подтвердите свою позицию текстом.

Как меняется его настроение, когда он рассказывает об отступлении, подготовке к бою и самом сражении?

Почему так сочувственно отзывается старый солдат о полковнике?

Почему речь старого солдата начинается и заканчивается одинаково?

В чём он упрекает молодое поколение?

В чём, по-вашему, заключалась цель написания такого стихотворения?

К чему автор хотел побудить своих соотечественников?

II. Показ и защита собственных иллюстраций к стихотворению.

Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций.

Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись)

III. Аналитическая беседа:

Почему в стихотворении сочетаются разговорные и торжественные поэтические интонации? Приведите примеры этих синтаксических конструкций текста.

Найдите в стихотворении вопросительные и восклицательные конструкции. Какие чувства автора в них выражены?

Какие из предложений заканчиваются многоточиями? Какие чувства они выражают?

Сделайте вывод о роли знаков препинания в поэтическом тексте.

IV. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Комментирование следующих понятий: сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись.

Поиск примеров, иллюстрирующих эти понятия (в группах).

Какова роль в стихотворении найденных изобразительно-выразительных средств?

V. Чтение и обсуждение стихотворения Лермонтова «Два великана».

VI. Аналитическая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Стихотворение „Два великана“».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Какую роль в стихотворении играют его звуковые особенности, поэтическая лексика и синтаксис?»

Прочитать сказку М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» и сделать к ней иллюстрации (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальные задания (по выбору).

Сопоставить стихотворения «Бородино» и «Поле Бородина».

Подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения «Два великана».

Подготовить письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения «Бородино» одноклассником или актёрское исполнение.

УРОК 35
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «АШИК-КЕРИБ»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору.

Основные виды деятельности учащихся. Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Различные виды пересказов. Анализ фрагментов сказки (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Чтение и обсуждение истории создания сказки «Ашик-Кериб» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Инсценирование фрагментов сказки. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Выразительное чтение сказки "Ашик-Кериб" по ролям (или пересказ её ключевых фрагментов по группам) и устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Комментирование незнакомых слов: бек, паша, чауши, керван, караван-сарай, Оглан, минарет, селям алейкюм, мисирское вино, намаз.

II. Работа с текстом (в группах):

Г р у п п а  1.

С начала сказки до слов «...петь любимую песню Ашик-Кериба».

Озаглавьте этот эпизод.

Почему Ашик-Кериб не мог жениться на Магуль-Мегери?

Зачем Куршуд-бек придумал историю с гибелью Ашик-Кериба?

Создайте устную иллюстрацию на тему «Куршуд-бек обманул Ашик-Кериба».

Почему Магуль-Мегери не поверила в гибель любимого?

Какие метафоры и сравнения характеризуют героев этого фрагмента?

Г р у п п а  2.
Со слов «Между тем странник пришёл бос и наг...» до слов «...его покровитель был не кто иной, как Хадерилиаз (св. Георгий)».

Озаглавьте этот эпизод.

Как талант певца помог герою разбогатеть?

Почему Магуль-Мегери, чтобы найти любимого, придумала историю с золотым блюдом? Как это её характеризует?

Создайте устную иллюстрацию «Золотое блюдо Магуль-Мегери».

Почему Ашик-Кериб не сразу сказал всаднику, что ему нужно в Тифлиз? Как это его характеризует?

Какой волшебный предмет дал герою покровитель? Какой смысл в том, что это был кусок земли?

Г р у п п а  3.
Со слов «Только поздно вечером отыскал Ашик-Кериб дом свой...» до слов «...сестра осталась у дверей слушать, что будет».

Озаглавьте этот эпизод.

Почему Ашик-Кериб не сразу признался матери, что он её сын?

Почему она не признала в нём сына?

Каким тоном она разговаривала с ним? Почему?

Каков смысл этого конфликта?

Создайте устную иллюстрацию «Ашик-Кериб играет на саазе».

Какую молитву и зачем сотворил герой?

Г р у п п а  4.
Со слов «В этом доме жила Магуль-Мегери...» до конца сказки.

Озаглавьте этот эпизод.

Какую клятву дала Магуль-Мегери?

Почему Ашик-Кериб не назвал своего имени?

О чём он спел песню гостям? Докажите, что это восточная песня.

Создайте устную иллюстрацию «Встреча Магуль-Мегери с Ашик-Керибом».

Почему Куршуд-бек уступил Ашик-Керибу невесту?

Близость сказки к восточному фольклору

III. Обобщающая беседа:

Похожа ли сказка, пересказанная Лермонтовым, на русские сказки? Чем она от них отличается?

Найдите черты сходства у героев русских сказок и сказки Лермонтова.

Докажите, что в восточной сказке соединились мотивы любви и коварства. Перескажите эти сюжетные ходы.

Охарактеризуйте героев, олицетворяющих любовь, и героев, способных на коварство.

Прочитайте историю создания сказки «Ашик-Кериб» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Ответьте на вопросы практикума.

Докажите, что перед вами восточная сказка.

IV. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.

Домашнее задание

Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

Устно ответить на вопрос: «Смешно или страшно было вам, когда вы читали повесть? Почему?»

Индивидуальные задания.

Прочитать повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть» (по выбору).

Следующие уроки: Уроки 36-37. Н.В.Гоголь «Заколдованное место» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ

1814-1841

Как все великие таланты, Лермонтов в высшей степени обладал тем, что называется «слогом».
Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово!
Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В. Г. Белинский


Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урождённой Арсеньевой. Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии.

С детских лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Разине, Пугачёве, войне 1812 года. В Тарханах видел он и удалые кулачные бои, народные праздники, пляски.

Лермонтов рос впечатлительным и болезненным мальчиком. Неоднократно возила его бабушка на лечение на Северный Кавказ, где он слушал горские легенды. Учился Лермонтов в Московском благородном пансионе. При пансионе была превосходная библиотека, где по вечерам собиралось литературное общество. Воспитанники читали свои сочинения, переводы и обсуждали прочитанное. Стихотворения Пушкина и Рылеева ходили по рукам. Южные пушкинские поэмы многие знали наизусть. В сентябре 1830 года Лермонтов был зачислен в Московский университет, затем поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. В это время началась литературная работа над поэмами «Демон», «Хаджи Абрек», драмой «Маскарад». На гибель Пушкина Лермонтов откликнулся стихотворением «Смерть Поэта», за что был сослан на Кавказ, где написал стихотворение «Бородино».

Жизнь Лермонтова оказалась необычайно короткой. Поэт погиб на дуэли в 1841 году.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Перескажите статью о поэте, подчеркнув его первое знакомство с народными преданиями, сочинениями А. С. Пушкина.

2. В чём состояли занятия литературного общества в пансионе?

3. В ресурсах Интернета (http://lermontov.org/) найдите дополнительные материалы о биографии поэта. Подготовьте сообщение для одноклассников.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Вопросы из раздела учебника (после текста стихотворения)

Стихотворение «Бородино»
Размышляем о прочитанном


1. Какому событию посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?

3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?

4. О чём сожалеет поэт и что его радует?

5. Как вы понимаете строки?

— Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..

— Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..

— Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...


6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.

7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..


8. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

9. «Бородино» — это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения — раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Подготовьте устный или письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения «Бородино» одним или несколькими вашими одноклассниками.

2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?

3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актёра. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»


1. Стихотворение построено в форме диалога юноши и война- ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актёров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы сможете сказать об их характерах?

2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «...за родину свою».

3. Прочитайте вслух эту часть стихотворения, стараясь передать голосом смену настроения героя.

4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своём погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актёр?

5. Подготовьте выразительное чтение описания боя со слов «Ну ж был денёк!..» до фразы «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...», при этом постарайтесь передать всю стремительность, неимоверный накал чувств, событий, которые поэт сумел выразить стихами.

6. Какие чувства старого воина выразил актёр в заключительных строках стихотворения?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться)


Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ
ПОЛЕ БОРОДИНА
[2]

1

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
   Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
   Товарищ не слыхал.

2

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданый
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
   Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
   Мы в бородинский бой.

3
Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
   Перекрестился я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
   Из моего ружья.

4

Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени,
   В дыму огонь блестел,
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
   Гора кровавых тел.

5

Живые с мертвыми сравнялись;
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
   Противник отступил:
Но день достался нам дороже!
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
   Я голову склонил.

6

И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
   Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
   Изгладится оно.
1830-1831
Источник: Лермонтов М. Ю. Поле Бородина ("Всю ночь у пушек пролежали...") // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 288—290. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. "Поле Бородина" — стихотворение впервые опубликовано с незначительными разночтениями в Соч. под ред. Дудышкина (т. 2, 1860, стр. 102—105) под заглавием «Бородино».
Датируется 1830 или 1831 годом по положению в тетради XX.
Это стихотворение, написанное еще под влиянием старых, одических традиций, Лермонтов переделал в 1837 г. («Бородино», см. в т. II), превратив его в рассказ старого солдата.
Лермонтов стремился всесторонне изучить историческую обстановку Бородинского сражения. В материалах В. X. Хохрякова (ИРЛИ, оп. 4, № 85, л. 21) после текста стихотворения «Поле Бородина» следует запись: «К обработке этого сюжета относится и сохранившаяся записка о Бородинском сражении: „ Le champ de Borodino“ ». Затем на французском языке приводится сама записка, содержащая прозаический рассказ о Бородинской битве. Та же записка помещена в другой хохряковской тетради (ИРЛИ, оп. 4, № 26, л. 2) с подписью Лермонтова на французском языке: «М. Lermantoff».

С самого начала герой стихотворения (и первого, и второго) задумывался как образ воина – участника события. Но в стихотворении «Поле Бородина» образ «рассказчика» неясен, неизвестно, кем он является и кому адресует свой рассказ («не слышащего» его «товарища» слушателем можно назвать только условно). Его подчеркнуто книжная речь («Брат, слушай песню непогоды: / Она дика как песнь свободы»; «Душа от мщения тряслася, / И пуля смерти понеслася / Из моего ружья») не позволяет назвать его рядовым участником Бородинского сражения.
Герой же «Бородина» – представитель народной массы, наделенный соответствующей речевой характеристикой («У наших ушки на макушке»; «Постой-ка, брат, мусью!»), носитель коллективного сознания, выражающий народный взгляд на события Отечественной войны.
Воплотителем этой идеи народности выступает в «Бородино» почти фольклорный коллективный образ «богатырей» – героев войны 12-го года («Да, были люди в наше время…»). Меняется самый характер изображения: романтически книжная строка из «Поле Бородина» («На пушки конница летала») сменяется строкой с точной звуковой «окраской» («Звучал булат, картечь визжала»), передающей накал боя; вместо «На труп застывший, как на ложе, / Я голову склонил» – появляется прозаическое «Прилег вздремнуть я у лафета…» и т. д.
Романтизированный рассказ героя «Поля Бородина» на фоне шумящей «до рассвета» «бури», также явно романтического происхождения, сменяется рассказом одного из участников сражения, обращенного к внимательно слушающим его молодым солдатам. А это, в свою очередь, сообщает семантическую наполненность некоторым неизменѐнным строкам в позднем стихотворении.
Например: если в «Поле Бородина» строка «Гора кровавых тел» воспринимается как романтически гиперболизированное описание войны, то в «Бородино» эта строка становится выражением трагичности войны, показанной, говоря словами Л. Н. Толстого, «в настоящем ее выражении». (вернуться)


 
Арсеньева Елизавета Алексеевна, урожд. Столыпина (1773-1845 гг.),
бабушка поэта М.Ю. Лермонтова.
Начало XIX века. Неизв. художник. Источник:
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом)
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 144–145.
 
 
Соперник Ашик-Кериба Куршуд-бек за свадебный столом.
Иллюстрация художника А.Д.Рейпольского к сказке М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб".
Источник: Михаил Лермонтов. Ашик-Кериб. Турецкая сказка. – СПб.: Амфора, 2011 г.
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz