Главная
Изображение меняется при наведении курсора на название картины
М.Ю.Лермонтов ребёнком. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1817-1818.
М.Ю.Лермонтов ребёнком. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1820-1822.
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834.
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838.
М.Ю.Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. Акварель А.И.Клюндера.1838.
М.Ю.Лермонтов в штатском сюртуке. Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло.1840.
 
Лермонтов в воспоминаниях современников
Картины и рисунки Лермонтова
Рисунки Лермонтова. Наброски за шахматной игрой
Иллюстрации к "Герою нашего времени"
Иллюстрации М.Зичи к "Герою нашего времени"
Бородинская битва. Иллюстрации к уроку по стихотворению "Бородино"
"Песня про купца Калашникова". Историческая эпоха
Лермонтов М.Ю. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")

Портреты М.Ю.Лермонтова

М.Ю.Лермонтов   ребёнком. Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1817-1818.

Портреты – один из жанров живописи, скульптуры и графики. По портретам мы представляем себе внешность людей, десятилетия или столетия назад запечатленных художниками. Но вместе с внешним сходством портретист неизбежно ставит перед собой задачу отобразить наиболее характерное во внутреннем мире человека, он стремится перенести на полотно "души изменчивой приметы". В портретах писателей изобразительное искусство встречается с литературой, потому что художник не только "следует за мыслями великого человека" с кистью в руке, но и невольно заражается тем, что писатель стремится сказать в своих произведениях.

До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта – две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не даёт исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира поэта. Если не считать двух детских портретов, то все они созданы за очень короткий промежуток времени – с конца 1834 по начало 1841 (до отъезда Лермонтова из Петербурга в апреле 1841 года), т.е. за 6 с небольшим лет.

1. М.Ю.Лермонтов ребёнком.
Портрет работы неизвестного художника. Масло. 1817-1818.

Самый ранний портрет Лермонтова, 3-4-летнего ребёнка, выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло; ГЛМ*). Мальчик изображён в натуральную величину, в белом платье. Здесь отражена его склонность к рисованию: правой рукой он что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, хорошо очерченные губы, слегка вздёрнутый нос После смерти Е.А.Арсеньевой портрет попал в имение её брата А.А.Столыпина в Саратовской губернии, из его семьи позже – в Мурановский музей, оттуда – в ГЛМ.

2. М.Ю.Лермонтов ребёнком.
Портрет работы неизвестного художника.
Масло. 1820-1822.

Второй портрет также выполнен неизвестным художником, возможно, тоже крепостным (холст, масло; ИРЛИ*). На портрете 6–8-летний мальчик с каштановыми, гладко причёсанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём. Парадность портрету придаёт пышный белый воротник. В ИРЛИ портрет поступил из Тархан в 1927 году.

3. М.Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы Ф.О.Будкина. Масло. 1834.

Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. Как свидетельствует А.М.Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е.А.Арсеньева заказала портрет внука в 1834 году , сразу по производстве его в корнеты (холст, масло; ИРЛИ). Меринский тогда же видел этот портрет. Лермонтов изображён в натуральную величину, погрудно, в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. До 1865 года о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза в 1865 году при первом отдельном издании "Песни про... купца Калашникова", вышедшем у А.И.Глазунова.

4. М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.

Следующий портрет относится к январю-февралю 1837 года. Выполнен он П.Е.Заболотским(1803-1866) по заказу Арсеньевой (картон, масло; ГТГ*). Художник познакомился с Лермонтовым в Петербурге, когда тот был произведён в офицеры, и давал ему уроки живописи.Поэт изображён в расстёгнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А.Столыпина в 1925 году был передан в ГТГ. Заболотский не был крупным мастером, однако портрет, выполненный в реалистической манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к поэту. Художнику удалось передать настроение грустной задумчивости поэта и схватить характерное лермонтовское выражение глаз. От портрета веет поэтическим обаянием, светлой печалью, одухотворённостью. Среди прижизненных считается одним из лучших.

5. М.Ю.Лермонтов.
Автопортрет. Акварель. 1837-1838.

В том же 1837 году, но уже на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель; в ГЛМ поступил из ФРГ). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка). На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: "Michel Lermontoff Russischer Officier u/nd/ Dichter von ihm Selbst gemalt" ( "Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный"). Автопортрет предназначался любимой женщине – В.А.Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, – одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.

6. М.Ю.Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка.
Акварель А.И.Клюндера. 1838.

После возвращения из ссылки (с апреля 1838 по апрель 1840), в пору расцвета поэтической деятельности Лермонтова художник А.И.Клюндер(1802-1875) создаёт 4 его портрета. Самый ранний – 1838 года (бумага, акварель; ИРЛИ). Лермонтов в чёрном расстёгнутом сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка, с красным воротником на синей подкладке, с эполетами корнета. Нейтральный фон портрета заставляет вглядеться в черты лица Лермонтова, и особенно в его глаза. Портрет подписной, датированный: "38/ХI". Известно, что Клюндер в это время выполнял серии портретов лейб-гусар по их заказу. Портрет Лермонтова – из собрания бывшего командира этого полка М.Г.Хомутова. Долгое время портрет находился в Царскосельском дворце, затем попал в Артиллерийский музей и оттуда – в ИРЛИ.

7. М.Ю.Лермонтов в штатском сюртуке.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1840. В

1840 году П.Е.Заболотский создал второй портрет Лермонтова, запечатлев его на этот раз в штатском сюртуке (картон, масло; ИРЛИ). Лермонтов одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Этот портрет, как и портрет 1837 года, выполнен опытным художником-реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и, видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.

8. М.Ю.Лермонтов в фуражке.
Рисунок Д.П.Палена. Карандаш. 1840.

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д.П.Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л.В.Россильона. Это – оплечное, профильное изображение (бумага, карандаш; ИРЛИ). У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстёгнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

9. М.Ю.Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка.
Акварель К.А.Горбунова. 1841.

Последний прижизненный портрет Лермонтова – 1841 года (до мая) – выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А.А.Краевский, издатель "Отечественных записок", заказал его тогда ещё молодому художнику К.А.Горбунову (1822-1893). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского пехотного полка (бумага, акварель; ИРЛИ). Работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий.

Примечания:
ГЛМ – Государственный Литературный музей
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом) .


В.Брюсов

К ПОРТРЕТУ M. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
6 - 7 мая 1900


А.А.Ахматова "Ему было подвластно все"

      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964


Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981. Вкладки между стр. 144–145 (илл. 1, 2), 176–177 (илл. 3, 5), 240–241 (илл. 4), 336–337 (илл. 6), 400–401 (илл. 7), 528–529 (илл. 9). Илл. 8 – стр. 430.
 
 
Санкт-Петербург    © 2007-2014     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz