Уроки 55-57. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Тютчев, Майков, Никитин. Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Тютчев Ф.И. Основные даты жизни и творчества
Детство и юность Ф.И.Тютчева
Тютчев Ф.И. "Зима недаром злится..."
Тютчев Ф.И. Весенние воды
Тютчев Ф.И. "Есть в осени первоначальной..."
Лирика Ф.И.Тютчева (уроки литературы в 6 классе)
Никитин И.С. Утро
Никитин И.С. Стихотворения
Майков А.Н. Ласточки
Родная природа в стихах русских поэтов XIX века (уроки литературы в 6 классе)
Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета о родной природе (уроки литературы в 8 классе)

РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 55-57

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 55. Ф.И.Тютчев. "Зима недаром злится...", "Весенние воды",
"Как весел грохот летних бурь...", "Есть в осени первоначальной..."

Урок 56. А.Н.Майков. "Ласточки"; И.С.Никитин "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок);
И.З.Суриков "Зима" (отрывок); А.Н.Плещеев "Весна" (отрывок)

Урок 57. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Урок развития речи

УРОК 55
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...»,
«ВЕСЕННИЕ ВОДЫ», «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...»,
«ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о Тютчеве. Образ Родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение статьи учебника «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе». Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам учителя с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Практическая работа. Интонационный и смысловой анализ стихотворений и отработка их выразительного чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Обсуждение репродукций картин русских художников, помещённых в учебнике, подбор к ним подписей из стихов Тютчева.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворения Тютчева (по выбору) и стихотворений других поэтов.
Подготовка устного сообщения о стихотворении Тютчева по плану анализа лирики. Создание собственной иллюстрации к одному из стихотворений Тютчева и подготовка к её презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о Тютчеве.

1. Чтение статьи учебника «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе»
. См. статью ниже.

2. Рассказ учителя о Тютчеве.
(Внимание учеников стоит заострить не на фактах биографии поэта, ограничившись сообщением о детстве и годах его учёбы, а на мастерстве Тютчева в создании картин природы во все времена года.)

Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт нигде не изображает определённое время года. Он любит созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме.
В этом своеобразная философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.


II. Вопросы и задания для самостоятельных наблюдений (в группах):

Г р у п п а  1.
«Зима недаром злится...»


1. Прослушайте стихотворение в актёрском чтении и дайте ему оценку.
Ответьте на вопросы и выполните задания из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
С каким чувством вы читали стихотворение самостоятельно? Какие образы и картины представляли?

2. Как понять такие слова и выражения: засуетилось, нудит, трезвон, пуще, горя мало?

3. Какими поэт изображает Зиму и Весну?
Почему в представлении поэта Зима — это «ведьма злая», а Весна — «прекрасное дитя»? Зачем слова «Зима» и «Весна» Тютчев сделал именами собственными?

4. Найдите звуки и краски Весны. Что делает стихотворение слышимым, звучащим?

5. На чьей стороне природа в поединке Зимы и Весны? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Какие слова и выражения показывают отношение автора к борьбе Зимы и Весны?
Какие размышления о жизни вызывает победа Весны в поединке с Зимой?

7. Индивидуальное задание.
Понаблюдайте за глагольной лексикой. Как с помощью глаголов поэту удаётся сделать образы Зимы и Весны выразительными?
Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа? Какие существительные помогают нам увидеть характерные признаки зимы и весны?

В тетради по литературе учащиеся могут изобразить таблицу:

ТАБЛИЦА
Наблюдения над лексикой стихотворения
«Зима недаром злится...»
Зима
Весна
Глаголы и деепричастия:
злится; прошла её пора; хлопочет; ворчит; взбесилась; и, снегу захватя, пустила, убегая
Глаголы:
стучится, гонит, засуетилось, нудит, подняли трезвон, хохочет, шумит, умылася, румяней стала
Существительные:
ведьма злая, снег, враг
Существительные:
жаворонки, трезвон, прекрасное дитя

Г р у п п а  2.
«Весенние воды».


1. Прослушайте стихотворение в актёрском чтении и дайте ему оценку.
Ответьте на вопросы и выполните задания 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное?
Прав ли поэт, показывающий характерным признаком весны половодье?

2. Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.

3. Какие приметы зимы и весны мы видим в первой строфе?
Какие образы помогает создать глагольная лексика?
Как в этом помогает звукопись?
Каковы ключевые слова второй строфы?
Какие чувства они рождают у читателя?

4. Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе.
Какая часть речи здесь преобладает?
Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным?
Какой образ создаётся при помощи слова толпится?

5. Какое настроение придают стихотворению слова брег, гласят, гонцы?
Как мы называем такую лексику?
Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно?
Как это помогает нам почувствовать авторское отношение к изображённой картине?

6. Почему Некрасов считал стихотворение «Весенние воды» «одною из лучших картин, написанных пером»? (Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем. — Т. IX. — С. 208.)

7. Индивидуальные задания.
Найдите в стихотворении слова со значением цвета. Как меняется колорит от первой строфы к третьей и как это помогает автору сделать картину весны более выразительной?
Какими словами создаются в стихотворении звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
Прослушивание и обсуждение романса С. В. Рахманинова «Весенние воды». Как композитору удалось передать в музыке смену настроений стихотворения?

Г р у п п а  3.
«Как весел грохот летних бурь...»


1. Прослушайте стихотворение в актёрском чтении и дайте ему оценку. Какое настроение вызывает у читателя описанная картина?

2. Найдите в тексте слова с пространственным значением «большого размера», например: грохот, исполины, вершины.
Какие черты природы они подчёркивают?

3. Обратите внимание на знаки препинания в стихотворении.
Сколько в нём предложений? Какие чувства выражают восклицательные интонации первой строфы?

4. Как меняется настроение в середине второй строфы? Почему появляются грустные ноты?

5. Почему поэта больше интересует не лето, а его переход в осень? Какие краски и звуки появляются в конце стихотворения?

6. В стихотворении летняя мощь сменяется спокойствием и мудростью осени.
Можно ли утверждать, что и человеческая жизнь выглядит у Тютчева чем-то неустойчивым, непрочным, обречённым на гибель? Обоснуйте свою позицию.

7. Индивидуальные задания.
Найдите в стихотворении многосложные слова (не менее 5 слогов). Какое впечатление они производят?
Прокомментируйте использованные в стихотворении устаревшие слова. Какое настроение они вызывают?

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений
Г р у п п а  4.
«Есть в осени первоначальной...»

Работу этой группы следует направить на обучение выразительному чтению.

1. Почитайте стихотворение про себя, мысленно деля его на смысловые части.
Сколько в нём частей? Какой смысл выражают паузы на месте тире и многоточия в первой строфе? Какие слова первой строфы следует выделить голосом? Почему именно эти слова?

2. Как нужно читать первую строфу? Почему в первой строфе речь как бы замедляется, течёт плавно, широко?
Можно ли доказать, что картина природы в первой строфе даётся «общим планом»?
Найдите в словаре значение слова лучезарны. На какую стилистическую окраску слова указывает толковый словарь?
(ЛУЧЕЗАРНЫЙ, лучезарная, лучезарное; лучезарен, лучезарна, лучезарно (книжн., поэт.). Сверкающий, полный сиянья, блеска.)

3. Докажите, что вторая строфа более динамична, чем первая.
Какие детали осеннего дня поэт показывает «крупным планом»? Какие слова нужно выделить голосом?
Почему слова серп, колос и слова пусто, простор противопоставлены друг другу?
Чем убранное поле похоже на отдыхающего человека? Какую роль в строфе играют знаки «тире»?
Найдите в словаре значение слова праздный. Какой смысл оно приобретает в стихотворении?
(ПРАЗДНЫЙ, о месте, просторе, незанятый, порожний, свободный, пустой, опростанный, пустопорожний. Праздный дом, без жильцов. Праздные поля, невозделанные/)

4. Почему первый и второй стихи третьей строфы противопоставлены?
О чём размышляет автор при виде вечно трудящейся природы? Проанализируйте настроение и образы последних двух стихов.

5. Есть ли в этом стихотворении человек и как можно ощутить его присутствие?
Какие слова и выражения обнаруживают позицию автора и его отношение к изображённым картинам?

6. Нарисуйте ритмическую структуру стихотворения.
Как меняется его ритм по ходу текста? Определите его стихотворный размер.

7. Индивидуальное задание.
Выпишите из каждой строфы в три столбика существительные, прилагательные и глаголы.
Сделайте вывод о том, какая строфа наиболее динамична (глаголы), какая содержит больше предметных картин (существительные) или детальных описаний (прилагательные).

III. Интонационный и смысловой анализ текста и отработка выразительного чтения каждой строфы.

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении, выполнение заданий и ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Обобщающая беседа:

В чём своеобразие стихов Тютчева о природе?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Тютчев, создавая картины природы?

Рассмотрите репродукции картин русских художников, помещённые в учебнике, и подберите к ним подписи из стихов Тютчева.

Домашнее задание

Выучите одно из стихотворений Тютчева наизусть.
Проанализируйте его устно, пользуясь вопросами и заданиями, звучавшими на уроке.

Групповое задание.

Подготовьтесь к выразительному чтению помещённых в учебнике стихотворений Майкова, Никитина, Сурикова, Плещеева (по группам).

Индивидуальное задание.

Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите.

УРОК 56
А. Н. МАЙКОВ. «ЛАСТОЧКИ»; И. С. НИКИТИН. «УТРО»,
«ЗИМНЯЯ НОЧЬ В ДЕРЕВНЕ» (ОТРЫВОК);
И. З. СУРИКОВ. «ЗИМА» (ОТРЫВОК);
А. Н. ПЛЕЩЕЕВ. «ВЕСНА» (ОТРЫВОК)


Основное содержание урока
Урок-концерт. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные сообщения о стихотворениях Тютчева. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений русских поэтов о Родине и родной природе в форме конкурса-эстафеты (по группам). Рецензирование актёрского чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.
Практические работы Подбор цитатных подписей из стихотворений к репродукциям картин, помещённым в учебнике. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов.
Самостоятельная работа Создание собственных иллюстраций к стихотворениям и подготовка к их презентации и защите.
Проекты Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях». Конкурс на лучшее чтение стихотворений о родной природе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Урок-концерт.

1. Чтение наизусть стихотворений Тютчева, устный анализ этих стихотворений и рецензирование чтения учащихся.

2. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о Родине и родной природе
в форме группового конкурса-эстафеты (группы по 3—4 человека).

Г р у п п а  1. Зима.
Прочитайте по строфам стихотворение Никитина «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).


Оцените чтение одноклассников.

Какими красками и звуками поэт изображает зимнюю ночь?

Какое настроение вызывает ритм стихотворения? Свой ответ обоснуйте.

Определите стихотворный размер.

Сопоставьте стихотворение Никитина о зиме со стихотворением Тютчева «Зима недаром злится...».

Подберите к репродукции картины Л. Каменева «Зимняя дорога» (см. репродукцию ниже) подпись из стихотворения Никитина.

Г р у п п а  2. Зима.
Прочитайте по строфам стихотворение Сурикова «Зима» (отрывок).


Оцените чтение одноклассников.

Прослушайте актёрское чтение стихотворения и дайте ему оценку.

Выполните задания и ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какое настроение вызывает ритм стихотворения? Свой ответ обоснуйте.

Определите стихотворный размер.

Сопоставьте стихотворение Сурикова «Зима» со стихотворением Никитина «Зимняя ночь в деревне».

Подберите к репродукции картины Л. Каменева «Зимняя дорога» (см. репродукцию ниже) подпись из стихотворения Сурикова.

Г р у п п а  3. Весна.
Прочитайте по строфам стихотворение А. Н. Плещеева «Весна».


Оцените чтение одноклассников.

Прослушайте актёрское чтение стихотворения и дайте ему оценку.

Выполните задания и ответьте на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Из каких деталей весенней картины складывается образ весны?

Найдите в тексте описание переживаний человека, встречающего весну, и назовите их.

Определите стихотворный размер.

Сопоставьте стихотворение Плещеева «Весна» со стихотворением Тютчева «Весенние воды».

Подберите к репродукциям картин И. Левитана «Март» и «Весна. Большая вода» (см. репродукцию ниже) подписи из стихотворения Плещеева.

Г р у п п а  4. Лето.
Прочитайте по строфам стихотворение Никитина «Утро».


Оцените чтение одноклассников.

Прослушайте актёрское чтение стихотворения и дайте ему оценку.

Выполните задания и ответьте на вопросы из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» к стихотворениям «Утро» Никитина и «Как весел грохот летних бурь...» Тютчева.

Какие приметы поздней весны и начала северного лета в деревне описаны поэтом?
Какие изобразительно-выразительные средства при этом использованы?

Определите стихотворный размер.

Сопоставьте стихотворение Никитина «Утро» со стихотворением Тютчева «Как весел грохот летних бурь...».

Подберите к репродукции картины В. Поленова «Заросший пруд» подписи из стихотворения Никитина «Утро».

Г р у п п а  5. Осень.
Прочитайте по строфам стихотворение Майкова «Ласточки».


Оцените чтение одноклассников.

Прослушайте актёрское чтение стихотворения и дайте ему оценку. Выполните задания и ответьте на вопросы из разделов учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие приметы осени описаны поэтом? Какие изобразительно-выразительные средства при этом использованы?
С каким чувством в стихотворении изображены прошлое и настоящее?

Определите стихотворный размер.

Сопоставьте стихотворение Майкова «Ласточки» со стихотворением Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Подберите к репродукции картины И. Остроухова «Золотая осень» подписи из стихотворения Майкова «Ласточки».

II. Обобщающая беседа:

Прочитайте статью учебника «Духовное родство с родной землёй» (см. текст статьи ниже)
и ответьте на вопросы статьи.

Домашнее задание

Выполнить задания 2 и 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповое задание.

Подготовиться к выполнению коллективных проектов:
1. Конкурс на лучшее чтение стихотворений о родной природе.
2. Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

Индивидуальное задание.

Нарисовать иллюстрации к стихотворениям русских поэтов о Родине и родной природе и подготовиться к их защите.

УРОК 57
РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока
Конкурс на лучшее чтение стихотворений о родной природе. Защита коллективных проектов и иллюстраций к стихо творениям. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии XIX века (по одному-двум стихотворениям)?»

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение стихотворений о Родине и родной природе в формате конкурса чтецов (оценка чтения по заданным критериям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы. Аргументация своего мнения с помощью цитат. Презентация и защита собственных иллюстраций и коллективных проектов.
Практическая работа Подготовка к письменному ответу на проблемный во прос «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии XIX века (по одному-двум стихотворениям)?» по плану анализа лирического произведения.
Самостоятельная работа Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя. Подготовка к выразительному чтению рассказа И. А. Бунина «Косцы». Поиск материалов о Бунине (портретов, изображений литературных мест, связанных с его именем) с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Конкурс на лучшее выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Жюри из лучших учеников класса под руководством учителя оценивает выразительное чтение одноклассников по следующим критериям:

Знает ли учащийся стихотворение наизусть?
Соблюдается ли при чтении постановка логических ударений, логических и ритмических пауз?
Соответствуют ли интонации чтеца авторским знакам препинания?
Удалось ли чтецу передать мысли и настроение стихотворения?
Смог ли ученик ответить на дополнительный вопрос, заданный учителем?

II. Защита коллективных проектов и иллюстраций к стихотворениям.

Учащиеся, выполнившие иллюстрации к стихотворениям о Родине и родной природе, рассказывают о замысле своих произведений, объясняют их композицию, цветовое решение и т. п.
Возможна «экскурсия» по выставке иллюстраций с подписями к ним из прочитанных стихотворений.

III. Показ и защита сделанного под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

IV. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии XIX века (по одному-двум стихотворениям)?»

V. Комментирование возможных вариантов письменного ответа на проблемный вопрос:

анализ одного понравившегося стихотворения;

сопоставительный анализ двух стихотворений о разных временах года;

определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве разных поэтов.

VI. План анализа лирического стихотворения:

1. Каково настроение стихотворения, меняется ли оно по ходу текста?

2. Сколько в стихотворении частей, как они взаимосвязаны?

3. Назовите главные образы стихотворения, способы их создания.
(Звукопись, изобразительно-выразительные средства языка, поэтические интонации.)

4. Какова ритмическая организация стихотворения
(длина стиха, стихотворный размер, способы рифмовки)?

Каков смысл названия стихотворения?

Как в нём выражается позиция автора?

При оценке работ, выполненных учащимися, учителю следует учитывать такие критерии:

Умеют ли учащиеся анализировать выученные наизусть стихотворения?

Умеют ли определять авторское отношение к изображаемому?

Могут ли выявить роль композиции и изобразительно-выразительных средств в лирическом тексте или только их называют?

Умеют ли приводить примеры, подтверждающие своё мнение?

Могут ли сопоставить два или несколько стихотворений на общую тему?

Домашнее задание

Завершить письменный анализ стихотворений.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Косцы» и подготовиться к его выразительному чтению вслух.

Индивидуальное задание.

Организовать поиск сведений о Бунине, его портретов, изображений литературных мест, связанных с его именем, с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Выполнить задание 2 из раздела «Проверьте себя» (см. главу учебника о Бунине).

Следующие уроки: Из литературы XX века. Урок 58. Рассказ И.А.Бунин "Косцы" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ.


В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связаны с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. Поэтов часто привлекала степная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего, «ядрёного», как сказал Некрасов, воздуха, живостью журчащих весенних ручьёв и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога каждому русскому поэту своей непосредственной жизнью, своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте.

Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души, одним из самых глубоких и значимых переживаний, связывающих его с землёй, с «малым домом» — родным краем и с «большим домом» — Отчизной. Чувство родимой земли неотделимо от восприятия природы, от бережного и рачительного пользования её дарами.

Русские поэты давно заметили и выразили в своих произведениях хозяйское отношение мужика к земле, его ловкость и сноровку в работе.

Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос» выразил огромное уважение к крестьянскому труду:

В ней ясно и крепко сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.

В труде и благодаря труду рождалось в крестьянине чувство собственной значимости, гордость за своё мастерство.

06 умелой, ловкой, домовитой русской женщине Некрасов пишет:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская поэзия верила в то, что духовное богатство хлебопашца, который станет подлинным хозяином своей родной земли, будет приумножено.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...»


1. В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои, персонажи, действующие сообразно их характерам. Какими словами поэт выражает своё отношение к Весне и Зиме? Как это отношение передаёт актёр интонациями, тембром голоса?

2. Прочитайте стихотворение так, чтобы все слушатели почувствовали ваше отношение и к хохотунье Весне, и к ворчливой Зиме. (вернуться к уроку)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

1. Вы прослушали ещё одно стихотворение Ф. И. Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия. Как эту радость, оживление, многозвучность актёр передаёт средствами художественного чтения?

2. Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов (шумят, бегут, будят, блещут, гласят и т. д.)?

3. Как чувства весеннего пробуждения актёр передаёт голосом, интонацией?

4. Выучите стихотворение наизусть и прочитайте вслух, передавая радостное, возбуждённое настроение, преобладающее в первых восьми строках стихотворения, и спокойное, умиротворённое ожидание «тихих, тёплых майских дней» в финале произведения. (вернуться к уроку)

А. Н. Плещеев. «Весна» 1. Как вы думаете, почему поэт, ожидая прихода весны, признаётся: «И сердце сильно так в груди / Стучит...»? Так ли безмятежно радостна интонация актёра, читающего стихотворение? Только ли о природе слова автора: «Пора метелей злых и бурь / Опять надолго миновала...»?

2. Как актёр передаёт надежду поэта на ожидаемое счастье без метелей и бурь?

3. Различаются ли общая тональность, настроение прозвучавших стихотворений Ф. И. Тютчева и стихотворения А. Н. Плещеева? Как вы думаете почему? (вернуться к уроку)

И. С. Никитин. «Утро»

1. Проследите, как меняется интонация чтеца, тембр его голоса, громкость звучания.

2. Какую часть стихотворения актёр произносит тихим проникновенным голосом, близким к благоговейному шёпоту? Прочитайте эти строки.

3. В какой части стихотворения мы слышим интонацию русской народной песни? Найдите эти строки в тексте стихотворения и прочитайте вслух.

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Постарайтесь передать голосом в своём чтении движение от сонного безмолвия к шумному, солнечному трудовому дню.

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры? (вернуться к уроку)

«Есть в осени первоначальной...»

1. Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Ф. И. Тютчева. Какие оттенки настроения добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?

2. Как красиво, музыкально звучат слова: «хрустальный», «лучезарны вечера...»! Как переливаются звуки [л] и [р] в исполнении актёра! Постарайтесь так прочитать стихотворение, чтобы передать прелесть плавной мелодии стиха, светлое, ясное настроение.

А. Н. Майков. «Ласточки»

1. Послушайте чтение актрисой стихотворения «Ласточки» и выделите три части: первую — грусть от увядания природы и наступления осени, вторую — воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третью — сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.

2. Какие интонации, оттенки голоса характерны для прочтения каждого из трёх фрагментов?

3. Постарайтесь прочитать всё стихотворение так, чтобы основ ная мысль каждой из трёх частей была понятна вашим слушателям. (вернуться к уроку)

И. 3. Суриков. «Зима»

1. Какие чувства рождает у вас картина ночного снегопада?

2. Помогает ли вам музыка увидеть красоту первого пушистого снега?

3. Напишите сочинение-миниатюру «Первый снег».

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Сравните стихотворения А. Плещеева и Ф. Тютчева, посвящённые весне, весеннему настроению, весенним картинам («Чиста небесная лазурь, / Теплей и ярче солнце стало...»), сердечным переживаниям («И сердце сильно так в груди / Стучит, как будто ждёт чего-то...»), бурному пришествию весны («Весна идёт, весна идёт!»). Как воспринимаете вы каждое из этих стихотворений?

2. Подготовьте устные или письменные рассказы на тему «Настроение поэта, переданное через картины весны, осени, зимы» (на выбор).

3. Постарайтесь выучить наизусть и прочитать выразительно два- три стихотворения из этого раздела во время конкурса, посвящённого этой теме природы в русской поэзии.

4. Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но и те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей. Перечитайте ещё раз стихотворения русских поэтов о природе. Подумайте, какие строки из этих стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, созданным художниками В. Поленовым, И. Остроуховым, Л. Каменевым.

ПРОЕКТ Организуйте и проведите в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. В конкурсе могут принять участие ваши родители. При награждении победителей в качестве призов можно использовать открытки с литературной тематикой, поэтические сборники.

ДУХОВНОЕ РОДСТВО СО СВОЕЙ ЗЕМЛЁЙ

Литературовед Ю. Селезнёв в послесловии к книге «Времена года» пишет: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с „жизнью любимой березки"! Нельзя любить „весь мир", не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием. Отсюда и такие строки, написанные поэтом Н. Некрасовым:

Опять она, родная сторона,
С её зелёным, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.

Согласны ли вы с этой мыслью? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.

Какие изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно «высказать» собственные чувства и настроения?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)


Фёдор Иванович
ТЮТЧЕВ
ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ...
[2]

***
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит[3] Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Источник: Ф. И. Тютчев. Лирика: В 2 т. / АН СССР. — М.: Наука, 1966. — Т. 1—2. — (Лит. памятники).
Т. 1. — 1966. — С. 72. (вернуться к уроку)

Фёдор Иванович
ТЮТЧЕВ
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
[4]

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Источник: Ф. И. Тютчев. Лирика: В 2 т. / АН СССР. — М.: Наука, 1966. — Т. 1—2. — (Лит. памятники).
Т. 1. — 1966. — С. 45. (вернуться к уроку)

Фёдор Иванович
ТЮТЧЕВ
КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...
[5]

***
Как весел грохот летних бурь.
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...
Источник: Ф. И. Тютчев. Лирика: В 2 т. / АН СССР. — М.: Наука, 1966. — Т. 1—2. — (Лит. памятники).
Т. 1. — 1966. — С. 140. (вернуться к уроку)

Иван Саввич
НИКИТИН
ЗИМНЯЯ НОЧЬ В ДЕРЕВНЕ
Отрывок
[6]

Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.

Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых.
Декабрь 1853 (См. текст полностью)
Источник: И. С. Никитин. Полное собрание стихотворений. — М.—Л.: Советский писатель, 1965.
— (Библиотека поэта. Большая серия). (вернуться к уроку)

Иван Захарович
СУРИКОВ
ЗИМА
Отрывок
[7]

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала...
1888
Источник: Песни и романсы русских поэтов. Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.
— М.-Л.: Советский писатель, 1965. (вернуться к уроку)

Алексей Николаевич
ПЛЕЩЕЕВ
ВЕСНА
Отрывок
[8]

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!..
1872
Источник: А. Н. Плещеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия.
Второе издание. — М.-Л.: Советский писатель, 1964. (вернуться к уроку)

Иван Саввич
НИКИТИН
УТРО
[9]

Звезды мёркнут и гаснут. В огне облака.
      Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
      От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
      Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
      С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
      Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
      Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
      А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
      И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
      За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
      Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
      По плечу молодцу всё тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
      Здравствуй, солнце да утро весёлое!
16 ноября 1854, январь 1855
Источник: И. С. Никитин. Полное собрание стихотворений. — М.—Л.: Советский писатель, 1965.
— (Библиотека поэта. Большая серия). (вернуться к уроку)

Аполлон Николаевич
МАЙКОВ
ЛАСТОЧКИ
[10]

Мой сад с каждым днём увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно ещё доцветает
Настурций в нём огненный куст...

Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —
Пустое гнездо над окном:
В нём ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нём...

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!..

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!
1856 (вернуться к уроку)



1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. «Зима недаром злится...» — впервые напечатано в РА, 1879, вып. 5. стр. 124 и в «Новонайденных стихотворениях», стр. 14, под заглавием «Весна». Печатается по автографу. Автограф хранится в ЦГАЛИ (505/19, л. 5).
Написано, судя по почерку, в 30-х годах. В начале мая 1836 г. послано Тютчевым И. С. Гагарину. (вернуться)

3. Ну́дит — (устар.) принуждает, заставляет (вернуться)

4. «Весенние воды» — впервые напечатано в журнале «Телескоп», ч. X, 1832, № 13, стр. 22—23. Вторично — в С, т. III, 1836, стр. 6. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 5, изд. 1854 г., стр. 5 и в изд. 1868 г., стр. 8. Печатается по автографу. См. «Другие реакции и варианты», стр. 236. Автограф хранится в ЦГАЛИ (505/12, л. 4).
Написано, предположительно, не позднее 1830 г., так как автограф — на листе, оторванном от автографа стихотворения «Цицерон».(вернуться)

Некрасов считал «Весенние воды» «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева и в особенности восхищался строками: «Весна идет, весна идет; // мы молодой весны гонцы, // она нас выслала вперед» (Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. IX, стр. 208). (вернуться)

5. «Как весел грохот летних бурь...» — впервые напечатано — без разделения на строфы — в С, т. XLIV, 1854, стр. 32. Вошло в изд. 1854 г., стр. 65 и изд. 1868 г., стр. 107. Печатается по автографу СП. См. «Другие редакции и варианты», стр. 255. Автографы (2) в ЦГАЛИ (505/29, л. 3) и в СП.
Датируется 1851 г. на основании списка в альбоме Эрн. Ф. Тютчевой (ЦГАЛИ, 505/55, л. 128).
Л. Н. Толстой отметил это стихотворение буквой «К!» (Красота). (вернуться)

6. «Зимняя ночь в деревне» — впервые напечатано в журнале «Библиотека для чтения», 1854 № 8.
Ива́н Са́ввич Ники́тин (21 сентября (3 октября) 1824 года, Воронеж — 16 (28) октября 1861 года, Воронеж) — русский поэт. Родился в семье владельца свечного завода Саввы Евтихиевича Никитина. Учился в Воронежской духовной семинарии.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции Воронежа, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованным в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11 декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские ведомости» со следующим комментарием:
"Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?" (Никитин И. С. Сочинения. — М.: 1980. — С. 654—655.).
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. (вернуться)

7. «Зима» — стихотворение написано в 1880 г.
Иван Захарович Суриков родился в 1841 году в д. Новоселово Углицкого уезда Юхтинской волости Ярославской губ., умер в 1880 году в Москве. С 1849 года он жил в Москве, добывая средства к существованию торговлей, перепиской бумаг, работой в типографии.
С 1875 года Суриков — член "Общества любителей российской словесности". Первые литературные опыты его относятся ко второй половине 1850-х годов (уничтожены самим поэтом).
Под первыми публикациями песен (с 1863 по 1867 г.) он подписывался: "Крестьянин И. З. Суриков". Сотрудничал Суриков в разных изданиях: "Развлечение", "Воскресный досуг", "Всемирная иллюстрация", "Грамотей", "Иллюстрированная газета", "Дело", "Вестник Европы" и др.
При жизни его "Стихотворения" издавались трижды (М., 1871; М., 1875; М., 1877). Многие произведения Сурикова вошли в песенники и в устный репертуар. На его тексты писали музыку П. Чайковский ("Занялася заря...", "Солнце утомилось...", "Ласточка", "Я ли в поле да не травушка была...", "В огороде возле броду..."), А. Гречанинов ("В зареве огнистом..."), Ц. Кюи ("Засветилась вдали, загорелась заря..."), Н. Соколов ("Ты как утро весны..."), Э. Направник ("В огороде возле броду..."), С. Квашиной ("Дума"), Ю. Блейхман ("Догорела румяная зорька вдали..."), П. Тюменев ("Ночь тиха, сад объят полутьмою...") и др. (вернуться)

8. «Весна» — стихотворение написано в 1872 г. Опубл.: журнал «Семья и школа», 1872, № 3, стр. 255. Положено на музыку В. И. Ребиковым, П. И. Чайковским.
Алексей Николаевич Плеще́ев (1825 — 1893) — русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде; как участник кружка Петрашевского он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность.
Стихи Алексея Николаевича Плещеева печатались во множестве повременных изданий, альманахов, сборников и т. д. (вернуться)

9. «Утро» — напечатано, в другой редакции, в журнале «Отечественные записки», 1855, № 7.
Никитин любил это стихотворение и считал его одним из наиболее удачных. Положено на музыку В. Калинниковым и В. Корсунским. (вернуться)

10. «Ласточки» — из цикла «На воле». Дата создания: 1856, опубликовано впервые в журнале «Библиотека для чтения», 1856, т. CXL, декабрь, с. IV.
Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва — 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) — русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник (с 1888).
Сын дворянина, художника, Николая Аполлоновича Майкова и Евгении Петровны Майковой.
Первыми публикациями обычно считались стихотворения «Сон» и «Картина вечера», которые появились в «Одесском альманахе на 1840» (1839). Однако дебютом 13-летнего Майкова было стихотворение «Орёл», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова» вышла в 1842 году в Петербурге.
В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе, стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточки», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.
Пейзаж Майкова не похож на тютчевский или фетовский. Он не столь лирически интимен и не импрессионистичен, как у Фета, ни философски значителен, как у Тютчева. Это скорее нежные и тонкие зарисовки акварелью. Точная, зрительная передача пейзажа в его многокрасочной гамме сочетается с подлинным ощущением русской природы. Здесь сказывается художник-живописец, с его острым восприятием красок, света и тени. Потому-то для Майкова так важна чисто зрительная сторона стихотворения — линии, краски, так привлекает его каждая чисто живописная деталь:

...вокруг гнилого пня,

Над муравейником, алеет земляника,
И ветки спелые манят к себе меня...
Но вижу — разобрав тростник сухой и тонкий,
К пурпурным ягодам две бледные ручонки
Тихонько тянутся... («И город вот опять!..»). (вернуться)


 
Л. Каменев. Зимняя дорога. 1866 г. Холст, масло 34 х 58,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
И. И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897 Холст, масло. 64,2 × 57,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Источник: Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 212.
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz