Уроки 54-56. Родная природа в стихах русских поэтов XIX века. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Портрет Е.А. Баратынского. Первая половина — вторая треть XIX века. Литография. ГРМ. Санкт-Петербург
Жизнь и творчество Е.А.Баратынского
Портрет Я.П.Полонского работы художника И.Н.Крамского. 1875 г. ГТГ, Москва
Толстой А.К. Основные даты жизни и творчества

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 54. Е.А.Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..", "Чудный град порой сольётся..."

Урок 55. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...»

Урок 56. А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»


УРОК 54
Е. А. БАРАТЫНСКИЙ. «ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!..»,
«ЧУДНЫЙ ГРАД ПОРОЙ СОЛЬЁТСЯ...»


Основное содержание урока
Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр. Краткий рассказ о поэте. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр

Вспомните три рода литературы. Чем они различаются?

Выявление характерных особенностей лирики
(изображение чувств и переживаний человека, субъективность изображения мира, описание природы часто является условным, т. е. изображается, например, весна, а подразумевается молодость человека).

Вспомните известное вам стихотворение о природе.
Что главное в пейзажной лирике — описание природы или изображение чувств человека? Обоснуйте свой ответ.

Учитель должен показать школьникам, что стихи о природе — это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.
Для этого учитель должен организовать на уроках работу по обучению восприятию, пониманию и интерпретации прочитанных стихотворений, а также по сопоставлению стихотворений разных поэтов на близкие темы.

II. Рассказ учителя о поэте Евгении Баратынском [2]
с включением сообщений учащихся о поэте на основе самостоятельного поиска материалов о нём.

III. Прослушивание стихотворения «Весна, весна!..» в актёрском исполнении. См. текст стихотворения ниже.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Чтение статьи учебника о стихотворениях Баратынского. См. текст статьи ниже.

Групповая практическая работа.

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворениях.

Группа 1.

С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

Какое настроение придают стихотворению восклицательные предложения?

Какие слова и выражения создают картину весны?

Какое настроение придают стихотворению слова высокого стиля?
(Главные чувства стихотворения — радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций. Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны:
ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др. Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью), очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.)

Группа 2.

Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?

Какие образы создаются в стихотворении при помощи звукописи?
(Поэт рисует весну словами, которые помогают ощутить её приход, почувствовать её краски, звуки, запахи.
Краски:
ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине и др.
Звуки:
шумят ручьи, взревев, река несёт... поднятый ею лёд, лист... шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа... журчит и др.
Запахи:
воздух чист, лист... душист и др.

Аллитерации на «л» создают плавную, лёгкую картину весеннего дня: «На крыльях ветерка, / Ласкаясь к солнечным лучам / Летают облака», а аллитерации на «р» рисуют шумную картину ледохода, половодья: «Шумят ручьи! блестят ручьи! / Взревев, река несёт / На торжествующем хребте / Поднятый ею лёд» и др.)

Группа 3.

Найдите в тексте эпитеты, олицетворения, метафоры и гиперболы. Какой характер они придают описанию весны?
(Самые выразительные эпитеты стихотворения — это «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «в яркой вышине», «незримый жавронок», «заздравный гимн». Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует.
Олицетворения — летают облака, взревев, река несёт, она [душа]... журчит, ...летает,
метафоры — на крыльях ветерка, река несёт... на хребте,
а также гиперболы — слепит... очи, ласкаясь к солнечным лучам, под солнце самое взвился... жавронок изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.)

* Группа 4.

Каково пространство стихотворения? Определите его «границы».

Что нам помогает понять исследование «пространственных» слов и выражений?

Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа? Можно ли её считать ключом к пониманию всего стихотворения?
(Слова и выражения, обозначающие «высоту» — воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце... взвился, незримый жавронок — помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.
Последняя строфа — главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического «я» и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

V. Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» в конце главы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века».

VI. Прослушивание стихотворения «Чудный град порой сольётся...» в актёрском исполнении. См. текст стихотворения ниже.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О чём это стихотворение?

Есть ли в нём человек? Каково его отношение к изображённым картинам природы?

В чём условность описанной картины?

(Поэт хочет сказать читателю не только об облаках, которые сливаются в «чудный град» и мгновенно исчезают от дуновения ветра, а прежде всего о хрупкости возвышенного поэтического мира, мимолётности поэтической мечты, которые могут быть легко разрушены суетой мира обыденного, бытового.)

VII. Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VIII. Обсуждение репродукций пейзажей русских художников, а также рисунков учащихся.

IX. Прослушивание и обсуждение нескольких музыкальных фрагментов, рисующих звуковой образ весны, например «Весна» А. Вивальди или «Весна» Э. Грига.

Итоговый вопрос: какими способами передаются различные состояния природы и человека в пейзажной лирике Е. А. Баратынского?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений наизусть.

Письменно ответить на вопрос «Какими способами передаются различные состояния природы и человека в пейзажной лирике Е. А. Баратынского?».

Индивидуальное задание.
Подготовить краткое сообщение о Я. П. Полонском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета


УРОК 55
Я. П. ПОЛОНСКИЙ. «ПО ГОРАМ ДВЕ ХМУРЫХ ТУЧИ...»,
«ПОСМОТРИ — КАКАЯ МГЛА...»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение в актёрском исполнении. Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Рассказ учителя о поэте.

В рассказ учителя о поэте Якове Полонском можно включить сообщения учащихся на основе самостоятельно подобранных материалов о нём. См. также статью о поэте ниже

II. Прослушивание стихотворения «По горам две хмурых тучи...» в актёрском исполнении.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

III. Чтение статьи учебника о стихотворении Я. П. Полонского.

Групповая практическая работа.

Определение родовой принадлежности лирического произведения, выявление характерных признаков лирики.

IV. Устный анализ стихотворений Полонского. См. стихотворение «По горам две хмурых тучи...» ниже

Докажите, что стихотворение «По горам две хмурых тучи...» — это лирическое произведение.
(Субъективность восприятия грозы поэ том, условность изображённой картины.)

Что в стихотворении напоминает эпическое произведение?
(Наличие сюжета. Стихотворение похоже на поэтический рассказ.)

Групповая работа:

Группа 1.


Какое настроение вызывает стихотворение?

Какие образы и картины представляются читателю? В чём их условность?
(Главными образами в стихотворении являются тучи, гром, молния и скала. Однако эти предметы и явления под пером поэта становятся одухотворёнными, оживают, символически изображая человеческие отношения.)

Группа 2.

Найдите в стихотворении глаголы-олицетворения. Объясните их смысловую роль.
(Глагольная лексика, состоящая почти из одних олицетворений — блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, засмеялось, сказалась стоном, вздохнула, не смели повторить удара, улеглись, обомлели, — казалось бы, рисует грозу, но читатель догадывается, что скала в иносказательной форме напоминает мать, а тучи — её поссорившихся детей.)

Группа 3.

Проанализируйте звуковую гамму стихотворения. Докажите, что с помощью аллитераций создаются звуки вечерней грозы в горах.

V. Прослушивание стихотворения «Посмотри — какая мгла...» в актёрском исполнении. См. текст стихотворения ниже

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Является ли стихотворение чистым описанием природы или оно тоже условно? Объясните своё мнение.

Обучение выразительному чтению стихотворений (см. алгоритм, данный в уроке 27).

Итоговое задание:
докажите, что изученные стихотворения Полонского не о природе, а об отношении человека к природе.

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Я. П. Полонского и составить его письменную интерпретацию.

Подготовить краткое сообщение об А. К. Толстом с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Индивидуальное задание.

Нарисовать кадры-иллюстрации к стихотворению А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...», соблюдая в них смену планов: общего, среднего и крупного.


УРОК 56
А. К. ТОЛСТОЙ. «ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ...»


Основное содержание урока.
Признаки баллады в стихотворении. Черты красивой пейзажной картинки страшной сказки. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников. Подготовка к сочинению.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное словесное рисование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

I. Работа со стихотворением организуется в форме создания сценария видеоклипа. См. текст стихотворения ниже

По нарисованным дома кадрам-иллюстрациям к стихотворению учащиеся в группах создают словесные картины своих иллюстраций.

Групповая работа:

Группа 1.
Строфа 1-я. Общий план.


Первое четверостишие стихотворения может быть представлено в виде общего плана. На «экране» зритель увидит омут, ветви кустарников, склонившихся к воде, ослепительный диск солнца в небе и его блики на водной глади.
Цветовая гамма кадра яркая, красочная:
зелёные лозы, тёмно-голубой омут, оранжевое солнце, синие стрекозы.
Звуковым фоном к кадру может стать спокойная музыка или звуки летнего дня, может быть, стрекотание кузнечиков, мычание стада.

Группа 2.
Строфа 2-я. Средний план.


На втором кадре изображены мать и дитя, которые, разморившись на солнце, дремлют в тени прибрежного дерева. Общий план здесь сменяется средним, кинокамера как бы приближает фигуры людей к зрителю, пространство текста сужается, а движение в мире природы идёт сверху вниз.
От неба и солнца глаза наблюдателя опускаются к земле.
А за кадром, как бы предвещая тревогу, может звучать призыв стрекоз к ребёнку, которого они зовут к себе, чтобы научить летать. А может быть, эта чудная картина и говорящие стрекозы — плод фантазии самого малыша? А может быть, это только ему снится?!

Группа 3.
Строфа 3-я. Крупный план.


Третью строфу можно увидеть только крупным планом.
Ведь чтобы рассмотреть мелкие предметы: былинки, спинки стрекоз и их крылышки, «точно стекло», — нужно приблизить их к глазам.
Пространство стихотворения сближает маленького человечка и стрекоз, детей природы. Они уже в одном кадре, и напряжение текста в этой строфе наибольшее.
Стрекозы на самом деле хотят научить ребёнка летать или он мечтает об этом?

Группа 4.
Строфа 4-я. Средний план, общий план.


Пространство четвёртой строфы снова расширяется, а движение в нём идёт вниз, на отлогий берег, на песчаное дно. Эти картины создают ощущение необъяснимой тревоги. Ведь только живые существа в природе способны летать над водой, а человеку этого не дано.
Может быть, поэтому текст стихотворения словно обрывается на полуслове. Человек, как бы он ни стремился, не может окончательно слиться с природой. Все его мечты и фантазии о невозможном могут сбыться только в воображении, во сне.

Какие признаки баллады есть в стихотворении?

На что похоже содержание стихотворения: на описание красивой картинки или на страшную сказку?
Обоснуйте своё мнение.

II. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников

Рассмотрите репродукции картин русских художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. И. Куинджи и др. (по выбору учителя).
См. главы из книги Н.С.Шер "Рассказы о русских художниках" о художнике И.И.Левитане (на сайте "Литература для школьников".

Что в живописных изображениях созвучно стихам русских поэтов?

Подберите к ним стихотворные подписи.

III. Подготовка к сочинению

Практическая работа.
Составление плана сочинения на тему «Каков образ природы в стихах русских поэтов и полотнах русских художников?»:


Какие русские поэты писали о природе?
Какой они видели русскую природу?
Какими настроениями проникнуты их стихотворения?
В чём условность изображённых поэтами картин природы?
Какие человеческие чувства и отношения подразумеваются в стихах о природе?
Какие изобразительно-выразительные средства использованы поэтами? С какой целью?
Какие картины русских художников созвучны стихотворениям о природе?
Как поэты передают красоту и многообразие окружающего мира?
Определите общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в пейзажной лирике русских поэтов и картинах русских художников-пейзажистов.

IV. Подготовка к выполнению проекта:

Отбор стихотворений для концертного исполнения.

Подготовка к их выразительному чтению.

Подбор репродукций картин русских художников и подготовка к их показу
(сканирование, составление компьютерной презентации, подготовка кратких сообщений о картинах и их авторах).

Подготовка музыкального сопровождения к вечеру.

Составление программы и афиши вечера.

В программу концерта можно включить стихотворения о природе русских поэтов XIX века,
в том числе стихи для самостоятельного чтения,
например «Родина» Е. А. Баратынского, «Настоящее» и «Две картины» Н. М. Языкова, «Не шуми ты, рожь...» и «Лес» А. В. Кольцова, «Боже мой! Вчера — ненастье...» и «Сенокос» А. Н. Майкова и др.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть.

Написать сочинение по составленному на уроке плану.

Подобрать материал о биографии и творчестве А. И. Куприна, об истории создания рассказа «Чудесный доктор», о прототипе образа доктора с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Прочитать рассказ «Чудесный доктор».

Индивидуальное задание.

Подготовить краткий пересказ следующих произведений:
«Девочка со спичками» Х. К Андерсена, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, «Ванька» А. П. Чехова.

Подготовить сообщение о хирурге Н. И. Пирогове.

Групповое задание.

Проект.
Подготовка поэтического вечера «Родная природа в стихах русских поэтов и полотнах русских художников»
(вечер проводится во внеурочное время).

Следующий урок: А.И.Куприн. "Чудесный доктор"

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский; 1800, село Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 1844, Неаполь) — русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
В 1824 году П.А. Плетнев писал: «Меж тем, как мы воображали, что язык чувств уже не может у нас сделать новых опытов в своем искусстве, явился такой поэт, который разрушил нашу уверенность. Я говорю о Баратынском. В элегическом роде он идет новою, своею дорогою. Соединяя в стихах своих истину чувств с удивительной точностью мыслей, он показал опыты прямо классической поэзии».
Именно поэзия Боратынского вскоре стала питать русскую поэзию Серебряного века, сыграв в ее развитии одну из важнейших ролей.
Евгений Абрамович Баратынский родился через девять месяцев после Пушкина. Восьми лет он лишился отца, скоропостижно умершего. В двенадцать его зачислили в Пажеский корпус, в шестнадцать, в азарте юношеского представления об авантюрности украв "напоказ" деньги в доме одного из своих товарищей, он исключен с "волчьим билетом". По решению царя, отныне он мог рассчитывать только на армейскую службу, и только в звании рядового. В восемнадцать он вступает в егерский полк, в двадцать получает унтер-офицерский чин и на шесть лет попадает в ледяную Финляндию. Наконец его производят в офицеры, и он немедленно выходит в отставку. Вскоре женится, счастливо, и большую часть времени проводит в имении. Сорока четырех лет, во время первого своего путешествия за границу, умирает в Неаполе. Тело его перевозят в Петербург и по-домашнему хоронят.
За свою жизнь он выпустил в свет три книги лирических стихов, последнюю — "Сумерки" — за два года до смерти. Читательская известность, так же, как признание у поэтов и критиков, пришли к нему рано, после элегии "Финляндия". Это надолго закрепило за ним репутацию "певца Финляндии". Между тем дело шло об уникальном метафизическом поэте. Пушкин, Вяземский и Дельвиг, с которым Баратынский сошелся особенно близко, пожалуй, единственные знали его настоящий масштаб.
Пушкин называл его "наш Гамлет Баратынский". "Быть или не быть", а если угодно, "быть и не быть", — центральная тема творчества Баратынского. "Две области: сияния и тьмы исследовать равно стремимся мы". См. подробнее о поэте: Жизнь и творчество Е.А.Баратынского. (вернуться)



Е. А. БАРАТЫНСКИЙ.
«ВЕСНА, ВЕСНА! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ!..»


* * *
Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
1831—1832
Источник: Баратынский Е. А. "Весна, весна! как воздух чист!.." // Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель, 1936. Т. 1. — 1936. — С. 182—183. (вернуться к уроку)


Е. А. БАРАТЫНСКИЙ.
«ЧУДНЫЙ ГРАД ПОРОЙ СОЛЬЁТСЯ...»


* * *
Чудный град порой сольется
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.
1829, декабрь (вернуться к уроку)


О СТИХОТВОРЕНИЯХ Е. А. БАРАТЫНСКОГО

Из учебника. Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

"Весна, весна! как воздух чист!.." В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении «Чудный град порой сольется...» Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


Е. А. БАРАТЫНСКИЙ.
РОДИНА
(«Я ВОЗВРАЩУСЯ К ВАМ, ПОЛЯ МОИХ ОТЦОВ...»)


Я возвращуся к вам, поля моих отцов,[3]
Дубравы мирные, священный сердцу кров!
Я возвращуся к вам, домашние иконы!
Пускай другие чтут приличия законы;
Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;
Свободный наконец от суетных надежд,
От беспокойных снов, от ветреных желаний,
Испив безвременно всю чашу испытаний,
Не призрак счастия, но счастье нужно мне.
Усталый труженик, спешу к родной стране
Заснуть желанным сном под кровлею родимой.
О дом отеческий! о край, всегда любимой!
Родные небеса! незвучный голос мой
В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,
Вы мне повеете спокойствием и счастьем.
Как в пристани пловец, испытанный ненастьем,
С улыбкой слушает, над бездною воссев,
И бури грозный свист, и волн мятежный рев,
Так, небо не моля о почестях и злате,
Спокойный домосед, в моей безвестной хате,
Укрывшись от толпы взыскательных судей,
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света.
Нет, нет, не отменю священного обета!
Пускай летит к шатрам бестрепетный герой;
Пускай кровавых битв любовник молодой
С волненьем учится, губя часы златые,
Науке размерять окопы боевые —
Я с детства полюбил сладчайшие труды.
Прилежный, мирный плуг, взрывающий бразды,
Почтеннее меча; полезный в скромной доле,
Хочу возделывать отеческое поле.
Оратай, ветхих дней достигший над сохой,
В заботах сладостных наставник будет мой;
Мне дряхлого отца сыны трудолюбивы
Помогут утучнять наследственные нивы.
А ты, мой старый друг[4], мой верный доброхот,
Усердный пестун мой, ты, первый огород
На отческих полях разведший в дни былые!
Ты поведешь меня в сады свои густые,
Деревьев и цветов расскажешь имена;
Я сам, когда с небес роскошная весна
Повеет негою воскреснувшей природе,
С тяжелым заступом явлюся в огороде?
Приду с тобой садить коренья и цветы.
О подвиг благостный! не тщетен будешь ты:
Богиня пажитей признательней фортуны![5]
Для них безвестный век, для них свирель и струны;
Они доступны всем и мне за легкий труд
Плодами сочными обильно воздадут.
От гряд и заступа спешу к полям и плугу;
А там, где ручеек по бархатному лугу
Катит задумчиво пустынные струи,
В весенний ясный день я сам, друзья мои,
У брега насажу лесок уединенный,
И липу свежую, и тополь осребренный;
В тени их отдохнет мой правнук молодой;
Там дружба некогда сокроет пепел мой
И вместо мрамора положит на гробницу
И мирный заступ мой, и мирную цевницу.
1821
Источник: E. A. Баратынский. Стихотворения. Поэмы. — М.: «Наука», 1982 г. — стр. 12-14.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Впервые стихотворение напечатано в СО, 1821 (ч. 67, № 6, с. 274) ; под заглавием «Сельская элегия». В Изд. 1827 вошло с рядом разночтений и с заглавием «Родина» («Элегии» 1, с. 21). Белинский причислял это стих, к особенно достойным памяти и внимания (VI, 487).

3. ...поля моих отцов... — имение Мара Тамбовской губернии, принадлежавшее отцу поэта Абраму Андреевичу Боратынскому. (вернуться)

4. А ты мой старый друг... — Баратынский обращается к своему воспитателю, итальянцу Джачинто Боргезе (см. посвященное ему стих. «Дядьке-итальянцу»), которого в первой редакции называет на русский лад Яковом. (вернуться)

5. Богиня пажитей признательней Фортуны. — поэт хочет сказать, что богиня плодородия Церера по справедливости воздает людям за труды в противоположность непостоянной Фортуне, богине счастья, случая и удачи. (вернуться)
(вернуться к уроку)

Я. П. ПОЛОНСКИЙ.
«ПО ГОРАМ ДВЕ ХМУРЫХ ТУЧИ...»


* * *
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
1859
Источник: Я. П. Полонский. Стихотворения. Поэмы. М., «Правда», 1986. (вернуться к уроку)

В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», как и у М. Ю. Лермонтова в «Утесе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.

«Посмотри — какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.


Я. П. ПОЛОНСКИЙ.
«ПОСМОТРИ — КАКАЯ МГЛА...»


* * *
Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.
1844
Источник: Я. П. Полонский. Стихотворения. Поэмы. М., «Правда», 1986.
В тесном сóнме сизых туч — туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.
Фосфорúческий свой луч — луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным. (вернуться к уроку)



БИОГРАФИЯ Я. П. ПОЛОНСКОГО

Яков Петрович ПОЛОНСКИЙ родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса. В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…», 1853).

По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию.

В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М.Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар» (Певец).

В 1851 Полонский переехал в Петербург. В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856 × 1859), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859). В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860. Пережил личную трагедию - смерть сына и жены, отразившуюся в стихах «Чайка» (1860), «Безумие горя» (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869).

В 1858-1860 Полонский редактировал журнал "Русское слово", в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А.Фетом и А. Майковым он входил в "поэтический триумвират", пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона.

В 1890 Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896.

Умер Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.
По материалам книги: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь. Том 2. М — Я. Под редакцией П. А. Николаева. — М.: "Просвещение", 1990. (вернуться к уроку)



А. К. ТОЛСТОЙ.
«ГДЕ ГНУТСЯ НАД ОМУТОМ ЛОЗЫ...»


* * *
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод:

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно!..»

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка. (вернуться к уроку)

 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz