Сказ Н. С. Лескова «Левша». Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Лесков Н.С. Основные даты жизни и творчества
Портрет Н.С.Лескова работы художника В.Серова
Портреты Н.С.Лескова
Статья учебника «Николай Семёнович Лесков»
Презентация "Н.С.Лесков и его сказ "Левша"
Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (на сайте "Литература для школьников")
Сказ Н.С.Лескова "Левша" (урок литературы в 6 классе из пособия В.Ф. Чертова)
Рассказ Н.С.Лескова "Старый гений" (урок литературы в 8 классе)
Иллюстрация Кукрыниксов к сказу Н.С.Лескова "Левша"

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

Сказ Н. С. Лескова «Левша»


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Уроки 49-50. Н. С. Лесков. «Левша»: народ и власть

Урок 51. Н. С. Лесков. «Левша»: язык сказа

Уроки 52-53. Подготовка к сочинению по сказу «Левша» (урок развития речи 8 и урок контроля 6)


УРОКИ 49-50
Н. С. ЛЕСКОВ. «ЛЕВША»: НАРОД И ВЛАСТЬ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Составление плана статьи. Сообщения о писателе и его музее в Орле на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Лескова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев сказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности)

Рассказ учителя о ярких эпизодах биографии Н. С. Лескова с включением сообщений учащихся о доме-музее писателя в Орле.

Дом-музей Н. С. Лескова в Орле, памятник Н. С. Лескову.
Интерьеры Дома-музея Н. С. Лескова в Орле.

Показ портрета писателя кисти В. А. Серова, фотографий и изображений Н. С. Лескова. См. страницу "Портреты Н. С. Лескова" и сайт "Лесков и его сказ «Левша»".

Из воспоминаний Л. Я. Гуревич, издательницы журнала «Северный вестник»:
«В этом тучном старике с блестящими, острыми, чёрными глазами таилось столько органической мощи, в нём кипел такой неукротимый темперамент, что, глядя на него, легко было забыть о его болезни... Это был оригинальный... мятежный человек, оригинальный, причудливый, мощный и сочный талант».

II. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...» о литературных местах России, связанных с именем Лескова. См.статью ниже

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». См. статью ниже

Составление плана статьи:

1. Родители Лескова, их непокорность, жизнелюбие, одарённость.

2. Годы учения Лескова.

3. На государственной службе.

4. Первые литературные опыты.

5. Полемический талант Лескова.

6. Изучение жизни простого народа.

7. Герои Лескова — выходцы из самой жизни.

8. Народный язык в произведениях Лескова.

9. Воспевание таланта, кротости духа и чистоты сердца русского человека.

10. Боль за русский народ, его униженность и непросвещённость.

III. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талант, патриотизм.
Изображение представителей царской власти в сказе

Обзор содержания сказа «Левша».
Групповая работа:

Группа 1. Гл. 1—3.


Перескажите кратко содержание гл. 1—2.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

Прочитайте по ролям фрагменты гл. 3.

Дайте характеристику государю и казаку Платову.

Почему Платов не восхитился работой англичан?

Какова основная мысль прочитанных глав?

Можно ли предположить, как автор относится к народу? Обоснуйте своё мнение.

Группа 2. Гл. 4—7.

Перескажите кратко содержание гл. 4—5.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

Найдите в гл. 6 портрет левши. О чём говорит его портрет?

Перескажите выборочно гл. 7, показав, как работали туляки.

Как автор относится к работе мастеров?

Группа 3. Гл. 8—11.

Перескажите кратко содержание гл. 8—10.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

Как тульские мастера реагировали на слова Платова? Предположите, что они могли сделать с блохой.

Прочитайте по ролям фрагменты гл. 11.

За что косого левшу посадили в крепостной каземат?

Почему государь был уверен в мастерстве тульских оружейников?

Каково авторское отношение к народным мастерам?

Группа 4. Гл. 12—14.

Перескажите кратко гл. 12.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

За что досталось левше? Был ли он виноват?

Прочитайте по ролям фрагменты гл. 13—14.

За что государь обнял и поцеловал левшу?

Почему имени левши не было на подковках у блохи?

Как левшу собирали в Англию?

Найдите слова и выражения, доказывающие отношение автора к левше.

Группа 5. Гл. 15—17.

Перескажите кратко гл. 15.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

Какие лестные предложения делали левше англичане?

Как в главе проявился патриотизм левши, его преданность России?

Прочитайте по ролям фрагменты гл. 16.

Что заметил левша в старых английских ружьях? Что его восхитило?

Какое пари левша держал с полшкипером? Как это характеризует левшу?

Перескажите кратко гл. 17. Почему ни один не выиграл пари?

Группа 6. Гл. 18—20.

Перескажите кратко гл. 18.

Найдите слова, которые нуждаются в комментариях, и прокомментируйте их.

Как обошлись с левшой по приезде в Россию? Почему его не принимали ни в одной больнице?

Какие чувства вызывает эта история?

Каково авторское отношение к левше и властям?

Прочитайте по ролям фрагменты гл. 19. Почему никто не смог помочь левше? Какими показаны российские власти?

О чём беспокоился левша перед смертью? Почему? Как это его характеризует?

Какой вывод о русском народе делает автор в гл. 20?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 1, 4, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

В каких деталях выразилось сочувственное отношение автора к простому народу и сатирическое изображение царского окружения?

IV. Бесправие народа. Авторское отношение к героям

Практическая работа.
Составление устной и письменной характеристики левши.


Заполнение таблицы «Образ левши. Черты характера героя».
ТАБЛИЦА
Вопросы
Образ левши. Черты характера героя
Как выглядел левша? Найдите все детали его внешности в разных эпизодах
Косой, левша, на щеке пятно, волосья выдраны и т. д. → невзрачный
Как он относится к работе?
Не отвлекается, даже когда кричат о пожаре → трудолюбивый, преданный делу, усердный
Почему в тексте слово «левша» пишется с маленькой буквы?
Имени нет, это прозвище → левша — это весь русский народ
Как тульские мастера и левша отнеслись к просьбе Платова? Как оценили работу англичан?
Сразу придумали, как превзойти англичан, но не хвастались, оценили чужой труд, тонкую работу мастеров → сообразительность, уважение к чужому труду и таланту
Какая черта туляков проявилась в разговоре с Платовым (гл. 10)?
Туляки уверены в своей работе и просят отвезти её государю, но не хвастаются, не раскрывают своей тайны → чувство собственного достоинства
О чём говорит тот факт, что имени левши нет на подковках?
Имя нельзя было высечь на очень маленьких гвоздиках, которые делал левша → величайшая скромность героя
Как относятся к левше другие герои?
Платов считает народ талантливым, но в левше человека не видит (кинул в коляску, драл за волосы, не помог умирающему левше).
Царь не внушает левше страха, он доволен работой левши, но левша как человек его не интересует.
Англичане относятся к левше с уважением, видят в нём талантливого мастера, предлагают остаться, всё показывают, награждают и отправляют домой.
Левша ведёт себя с властями и за границей без страха, естественно, не притворяется, не пытается показаться лучше, чем он есть → внутренняя свобода, естественность, искренность, отсутствие подобострастия, лицемерия
Почему левша не остался в Англии?
Не хотел бросать родителей, «мы к своей родине привержены», «русская вера самая правильная» → патриотизм, духовные ценности, верность православию
Как отнеслись к левше после возвращения? Почему он не сопротивляется? Что он хочет сказать государю?
Свалили на пол, обыскали, платье сняли, часы и деньги отобрали, на холодном крыльце лежал, везли на извозчике непокрытого, роняли, ухи рвали, но он беспокоится за свою Родину и её обороноспособность, «чтобы ружья кирпичом не чистили» → талантливый, честный и верный Родине человек пропадает в России ни за что, русские мастера из народа погибают в безвестности

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему Л. Толстой назвал Лескова писателем будущего?

Почему автор верит в народ, его талант, духовные силы?

Домашнее задание

Составить сообщение о Лескове с использованием его «Автобиографической заметки» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Составить письменную характеристику левши на основе таблицы «Образ левши. Черты характера героя» и задания 5 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Подумать над вопросом «В чём особенности языка сказа „Левша“?»

Посмотреть мультфильм или телефильм «Левша».

Индивидуальные задания.

Составить сообщения о героях сказа «Левша» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Создать собственные иллюстрации и подготовиться к их презентации и защите.


УРОК 51
«ЛЕВША»:
ЯЗЫК СКАЗА


Основное содержание урока.
Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Основные виды деятельности:
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Жанровая характеристика сказа. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Презентация и защита собственных иллюстраций. Обучение описанию памятника Лескову в Орле. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша».

Этапы урока:

I. Развитие понятия о сказе


Какие изученные ранее произведения относились к жанру сказа?
(Сказы Бажова.)

В чём отличие сказа от сказки? Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и сопоставьте их.

Практическая работа.
Составление таблицы «Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки».


ТАБЛИЦА
«Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки»
Сказка
Сказ
Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях
Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора
В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости
В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты
Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов
Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий
В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)
В сказе нет такого жёсткого композиционного канона
Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...»
Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия
Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло
Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует


Чем различаются автор и рассказчик в сказе «Левша»?

Почему автор «спрятан» за повествованием? Может ли читатель уловить его мысли, идеи, пафос? Обоснуйте свой ответ.

Докажите, что рассказчик явно присутствует в повествовании. Как по языку мы можем догадаться о его происхождении, социальном и культурном уровне?

Выполните задания 1—2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

II. Понятие об иронии

Найдите в словаре литературоведческих терминов определение иронии.

ИРОНИЯ — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Как автор «Левши» относится к левше и царскому окружению? Почему?

К каким героям он относится с иронией? Приведите примеры.

III. Особенности языка сказа:
комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией


В чём своеобразие языка сказа?

Чья речь стилизуется в сказе?

Что характерно для речи простого народа?

Докажите, что для языка сказа «Левша» характерны словотворчество (придумывание новых слов на основе знакомых) и искажения слов.

Почему искажениям подвержены прежде всего нерусские слова и названия?

Какие виды комического отражают эти слова по отношению к народу (юмор) и к власти (ирония, сатира)?

Выполнение задания из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Выполнение заданий 3—4 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Групповая практическая работа.
Составление таблицы соответствий просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов.

Группы 1—2 (по 6 слов).


Какие слова соединены в одно? Заполните ими второй столбик таблицы.

За счёт чего создаётся комический эффект?
(Соединение несоединимых понятий и появление добавочного значения: свистовые — весть со свистом.)

Продолжите таблицу своими примерами.

ТАБЛИЦА
Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов
Словотворчество
Исходные слова
студинг
студень и пудинг
мыльнопильные заводы
клеветон
публицейские
двухсестная карета
бюстры
свистовые
буреметры
непромокабли
Канделабрии
Твердиземное море
нимфозории


Группы 3—5 (по 7 слов).

Подберите к искажённым словам литературные синонимы.

Какие слова чаще всего искажаются? За счёт чего возникает комический эффект?

Продолжите таблицу своими примерами.

ТАБЛИЦА
Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов
Словотворчество
Исходные слова
долбица умножения
таблица умножения
симфон
щиглеты
стирабельная
грандеву
часы с трепетиром
Аболон полведерский
под презентом
парей
буфты
Обухвинская больница
валдахин
курица с рысью
мерблюзьи
мантоны
вероляции
керамиды
тугамент
прелумутр
пубель
граф Кисельвроде


IV. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим...»). См. также ниже материал об иллюстрациях к сказу "Левша"

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (по выбору учителя).

Презентация и защита иллюстраций учащихся.

V. Обучение описанию памятника Лескову в Орле.


«В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в 1981 году открыт памятник. Навсегда поселился Лесков в городе своего детства и юности вместе со своими известными всему миру героями. Здесь и Левша, и «очарованный странник» с цыганкой Грушей, и леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, Любовь Онисимовна с Аркадием из «Тупейного художника», лесковские праведники — протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилла из романа «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.

Памятник установлен в честь 150-летия со дня рождения писателя.

Автор ы памятника — заслуженный художник РСФСР Ю. Г. Орехов, лауреат премии Ленинского комсомола Ю. Ю. Орехов, заслуженные архитекторы РСФСР В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов.

В 1982 году авторы памятника удостоены Государственной премии СССР.

Лесков изображён сидящим на диване. Создаётся впечатление, что он сейчас встанет и скажет: „Публика меня ласкает и любит... Нас с ней теперь нельзя поссорить... А в борьбе с пошлою злобностью (как сказано у Тургенева в «Помещике») таится наслаждение“».

Составление плана описания:

Где расположен памятник?

Когда и в связи с чем он был установлен?

Почему памятник установлен именно в Орле?

Каким изображён Лесков на памятнике?

Какие герои изображены рядом с ним?

Какие мысли и чувства вызывает памятник?

Как понять слова Лескова о публике? Как вы понимаете выражение «пошлая злобность»?

Кто авторы памятника? В чём их заслуга перед русской культурой?

VI. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша»

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «В чём особенности памятника Н. С. Лескову в Орле?»
или составить отзыв на мультфильм (телефильм) «Левша».

Групповое задание. Проект.

Составление электронного альбома «Герои сказа „Левша“ в иллюстрациях». См. презентацию "Н.С.Лесков и его сказ «Левша"».

УРОКИ 52-53
«ЛЕВША»
Подготовка к сочинению по сказу «Левша» (урок развития речи 8 и урок контроля 6)


Основное содержание урока.
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности:
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Письменный ответ на проблемный вопрос (или вопрос сопоставительного плана).

Этапы урока:

I. Вступительное слово


Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Составление плана ответа на один из проблемных вопросов:

1. О чём мечтает автор-повествователь в стихотворении «Железная дорога»?

2. В чём неоднозначность авторского отношения к главному герою сказа «Левша»?

3. * В чём своеобразие языка сказа Н. С. Лескова «Левша»?

4. * Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении «Железная дорога» и сказе «Левша»?

II. Игровые виды деятельности:

ответы на вопросы викторины,
решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

III. Презентация и защита коллективного проекта — электронного альбома «Герои сказа „Левша“ в иллюстрациях».

На втором уроке возможен письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Домашнее задание

Завершить работу над сочинением.

Прочитать рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о детстве и начале литературной деятельности А. П. Чехова (см. презентацию "А.П.Чехов. Детство и юность") и музеях писателя в Таганроге и в Москве с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Следующие уроки: Урок 54. А.П.Чехов. "Толстый и тонкий": герои рассказа >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

Из истории создания сказа "Левша"
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье.– 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).
Десятилетия спустя, когда критики будут решать, кем же был Лесков: серьезным сатириком или шутейным анекдотистом, – вспомнится это "хихиканье". К "Левше" оно имеет самое прямое отношение. Именно "Левшу" вынашивает в эту пору Лесков и именно к "Левше" психологически готовит Аксакова. А ситуация взрывная: в марте народовольцами убит царь; наследник разворачивает страну вспять от либерализма и тоже клянется народом – народ, "вечная" тема русских раздумий, встает перед литературой как бы заново. В эту весну Лесков отказывается писать публицистические статьи: "хаос"! Он пишет – "Левшу". "Это не дерзко, а ласково, хотя не без некоторой правды в глаза", – еще раз предупреждает он Аксакова 12 мая.
Через неделю Лесков везет в Москву рукопись. Читает вслух. Оставляет. Осенью, тремя порциями, Аксаков публикует лесковскую сказку в своей газете. Впрочем, лучше сказать: легенду. Басню. Или уж вовсе по-лесковски: "баснословие". Именно это словцо употребил Лесков в авторском предисловии. Предисловие важное, на него надо обратить внимание. Лесков пишет:
"Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек. Люди к нему относились с почтением".
Впервые сказ напечатан в журнале "Русь", 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)". Отдельным изданием впервые напечатан в 1882 году.

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)


Жизненная и литературная судьба Лескова сложилась трудно. Родился писатель в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей. Отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в Орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей.

В непокорных и одарённых родителей пошёл и их сын, Николай Лесков. Он, крутой нравом и простосердечный душой, унаследовал от матери страстность, от отца — жизнелюбие.

Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее ему пришлось самостоятельно пополнять свои знания. Уйдя из гимназии, Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату, затем перевёлся в Киевскую казённую палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. По служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.

С первых литературных произведений Лесков проявил себя страстным полемистом. Его горячность и политическая неопытность стоили ему дорого: против Лескова ополчились видные писатели и критики. Он надолго был отлучён от известных журналов и газет, печатался большей частью во второстепенных. Однако именно в эти тяжёлые для Лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы.

В отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, Лесков навсегда остался в убеждении, что народ надо просто знать, а для этого жить его жизнью и проникнуться ею. При этом Лесков считал, что беды народа происходят из-за экономической и культурной отсталости России. Он возлагал большие надежды на отмену крепостного права, но, когда его ожидания не сбылись, пережил глубокое разочарование.

Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь.

Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Лесков подслушивал речь разных слоёв населения России, обращался к фольклору. Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто Лесков не мог писать на чистейшем русском литературном языке. Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека. И вот прошло время, и язык Лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен.

Все эти качества в высшей степени свойственны «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе». Умелец-левша, может быть, наиболее фантастический из героев писателя. Он необыкновенно талантлив, одарён необычными способностями — шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! И вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции. Подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать. Лесков скорбит о том, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован, непросвещён. Писатель хочет, чтобы одарённость народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями. И ещё он думает о том, что народ всюду унижен, что его не слушают, не вникают в его мысли и чувства. Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию. Для этого он хочет — так он понимает свой долг — сказать государю важное слово, но так и не был услышан.

Свет ума и таланта Лескова пролился на русское словесное искусство XX века и обогатил русскую прозу.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Как начинался творческий путь Н. С. Лескова?

2. Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

Н. С. ЛЕСКОВ. ГОРОД ОРЁЛ

С орловщиной и самим губернским городом Орлом связано детство и юность Н. С. Лескова. В Орловской губернии, в селе Горохове, он родился, несколько лет его детства прошли на небольшом хуторе Панино. Затем годы учения в орловской гимназии, годы, в которые возникла и окрепла у будущего писателя страсть к чтению. Н. С. Лесков был вынужден, не закончив гимназию, поступить на службу чиновником в Орловскую уголовную палату. Впоследствии в произведениях писателя оживут вновь жизненные истории, судьбы людей, коллизии судебных дел, с которыми молодому чиновнику приходилось сталкиваться по долгу службы. Неслучайно в сюжетах многих его произведений звучат темы преступлений, совершённых персонажами его произведений («Леди Макбет Мценского уезда») или жертвами которых стали герои прозы Лескова («Тупейный художник»).

МУЗЕЙ Н. С. ЛЕСКОВА

Посетители дома-музея Н. С. Лескова в Орле имеют возможность познакомиться с творческой биографией писателя, миром произведений и героев писателя, создавшего прекрасную галерею положительных типов русского человека. В экспозиции музея представлены рукописи писателя, прижизненные издания его произведений, многочисленные фотографии, запечатлевшие различные этапы жизни писателя, его окружение, книги из личной библиотеки Н. С. Лескова с его пометами и комментариями на полях.



Гордостью музея является воссозданная (на основе подлинных мемориальных вещей) обстановка петербургского кабинета писателя. Музей является научным центром изучения творчества Н. С. Лескова. Совместно с Орловским государственным университетом Музей Н. С. Лескова регулярно проводит научные конференции, посвящённые творчеству писателя.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

Задания к сказу Лескова «Левша»
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ


1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:

«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ
СВОЮ РЕЧЬ


Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

5. Расскажите о характере левши. Можно при этом воспользоваться следующим цитатным планом:

а) « — Горите себе, а нам некогда, — и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся»;
б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»;
в) «...Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может»;
г) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные»;
д) «...А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.

6. Лесков говорил: «...там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

ЛИТЕРАТУРА
И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА


1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина... озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый... стиль... рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри** его событие».
Согласны ли вы с этим утверждением?

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

4. Интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссёры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 год, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева — 1980 год и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли по экранам. Если вы видели один из них, ответьте на вопрос: совпали ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

5. В старой части города Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Н. С. Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, стоит памятник Н. С. Лескову авторов Ю. Г. и Ю. Ю. Ореховых. Если вы видели этот памятник или его изображение (на открытках, в Интернете), ответьте на вопросы: в чём особенность этого памятника? Узнаёте ли вы героев Н. С. Лескова?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ОБ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К СКАЗУ "ЛЕВША":
Из книги: Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. – 2-е изд., доп. – М.: Книга, 1986. – 304 с: ил. – (Судьбы книг).

Рассмотрим книжные иллюстрации. В отличие от сцены и экрана, здесь и большое богатство, и большое разнообразие.

Начинается с виньеток. В первом издании (1882) – анонимная заставка с ангелочками, не имеющая к содержанию рассказа ни малейшего отношения; в конце – гравюрка в стиле учебника ботаники: кузнечик в траве; видимо, имеется в виду блоха. Оформление странное, если учесть, что Лесков, большой знаток и ценитель изобразительного искусства, по свидетельствам современников, любил сам подбирать виньетки к своим изданиям.

Был он знаком и с Николаем Каразиным, который дал серию рисунков к изданию 1894 года. Штриховые миниатюры, аккуратные, "подобранные", в меру экспрессивные, в меру смешные, слегка напоминающие Боклевского, но помягче, послабее. Стандарт того времени, без малейшей попытки передать стилистическую уникальность текста.

Затем – известное уже нам "окно" в два десятка лет: "Левша" не издается и не иллюстрируется.

Затем – 20-е годы.

Константин Лебедев: плакатные рисунки в стиле окон РОСТА. Трехцветная обложка для "крестьянского" издания 1927 года. Мгновенная узнаваемость типов: вот жандарм, вот царь, вот мужик... Любому понятно.

Николай Купреянов: "Молодогвардейское" издание 1931 года – тот же стиль, но доведенный до блеска. Разгонистый штрих, мощная заливка, рисунок броский, словно бы нетерпеливый к выписыванию деталей; главное – контраст мощи, силы – и жалкой обреченности мужичонки... Ясность агитплаката.

Дмитрий Митрохин: "академический" лесковский том 1931 года. Мерцающий, "пастельный" перелив цветной литографии; только приглядевшись, видишь тройку, казаков и Левшу, скрюченного у их ног... Стиль другой, но принцип тот же: рассказ Лескова – точка приложения вне его существующего графического стиля.

Потом стиль бледнеет: в холодных "станковых" композициях Ивана Овешкова, иллюстрировавшего репрезентативный однотомник 1937 года, в бесконечной череде зализанных "детгизовских" заставок и картинок 40-х годов: Ю. Ворогушин, С. Суслов, Ю. Петров, он же Г. Петров... Один Юрий Кискачи в тощеньком "военморгизовском" издании 1944 года попытался дать графическую концепцию: под народный лубок времен войны с Наполеоном, но "бисерные" рисунки его были слишком робки, чтобы сломать школьное иллюстраторство.

Сломал и отменил его Николай Кузьмин в 50-е годы. Знаменитый, в 1955 году вышедший том "Левши" с его рисунками, повторенными потом во многих переизданиях, возродил интерес художников к рассказу.
Cм. полностью гл. 6 из книги Л.Аннинского "Лесковское ожерелье" на сайте «Лесков и его сказ "Левша"».

ИЛЛЮСТРАЦИИ М.ДОБУЖИНСКОГО К СКАЗУ "ЛЕВША

26 февраля 1943 года М.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н.Лескова "Левша". Всего им было выполнено около 30 иллюстраций. В сентябре художник закончил работу над рисунками, а 3 ноября того же года книга вышла из печати.

Книга была издана на английском языке под названием «Стальная блоха».

"...Не знакомы отечественному зрителю и поздние иллюстрации мастера к «Левше» Лескова, изданному в 1943 году на английском языке в Нью-Йорке (удивительно, что может существовать «Левша» по-английски!). Стилистика повести Лескова оказалась сродни мирискусническому юмору Добужинского, нашедшего для ее воплощения точные графические средства. И по времени он опередил иллюстраторов, заинтересовавшихся этой книгой на родине: Н.Кузьмин «открывал» ее для нас лишь в пятидесятых годах." Юрий Герчук. Между графикой и книгой. Журнал «Наше наследие» №85, 2008.

ИЛЛЮСТРАЦИИ КУКРЫНИКСОВ К СКАЗУ "ЛЕВША

Позаголовок Николая Семеновича Лескова – "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" – определил стилевую задачу иллюстраторов. Сказ – значит быль, притворившаяся сказкой. Якобы веселое и смешное действо, балаган, а на самом-то деле подлинная история погибели замечательного таланта. Кукрыниксы, думается, стремились проникнуть в саму интонацию Лескова, в темп его речи – плавной и резкой, патетической и обыденной, с завитушками поговорок да прибауток и вместе с тем прямой, гневной, обличительной. Главное в языке "Левши" – диалоги, воспроизведение разговоров во дворцах да избах, вопросы да хлесткие ответы. Театр? Да, именно так и прочли Кукрыниксы "Левшу".

Но театр особый – представление на ярмарочной площади, словно бы реконструиромое нынешним детским театром. Спектакль о спектакле.

Разумеется, обратившись к "Левше", Кукрыниксы не могли не вспомнить замечательное издание лесковского сказа с иллюстрациями Николая Васильевича Кузьмина, вышедшее пятнадцать лет назад. То была прекрасная умная книга. Книга Лескова для взрослых, много знающих в русской истории людей... Вызывающая на память народный эстамп-лубок. Открывающая подтекст Лескова – его пронзительную умную нежность, горькую его поэзию.

У Кукрыниксов была иная, совсем иная цель. В тридцатые годы, когда Алексей Максимович Горький шефствовал над "нераздельной и единосущной троицей", определяя ее путь в искусстве, он говорил: "Особенно важная и серьезная задача – дать детям книги о том, откуда взялась частная собственность... Эта задача может быть разрешена и рядом исторических книг, и острыми политическими памфлетами, и бытовой сатирой, направленной против пережитков собственничества..."

Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в "Левше". Словно персонажи "comedia del arte", стоят в заставке к первой главе англичане с императором Александром и "донским казаком" Платовым: почти плоские цветные фигуры, словно бы вырезанные из ватмана игрушечные человечки, на которых надето бумажное же платье. Возникают декорации – тоже плоская (обыкновенная линеечка на белом поле) лестница, по которой идут государь с Платовым в кунсткамеры, пузатые бюсты и "Аболон полведерский", что держит в одной руке мортимерово ружье, а в другой пистолю. Этот невиданный Аболон и на супере – словно бы карикатурный эпиграф о поругании искусства, о чудовищной прагматике, так давно осмеянной Лесковым.

На суперобложке присутствует деталь, которой нет в картинке, повторенной внутри книги: тяжелые золотые шнуры на черном плотном фоне, будто бы отодвинутый театральный занавес. Деталь у Кукрыниксов всегда очень значительна, она не могла явиться случайно и здесь. "Театр в книге-театре" – вот что она означает, как думается.

Наконец, на страницах "Левши" появляются героические персонажи – трио тульских оружейников, – и тогда исчезает ядовитый цвет, выбранный художниками для персонажей карикатурных, серые зипуны и ржавые редковолосые головы глядят со страниц драгоценной подлинностью. Еще немного, и цвет совсем бы исчез... Но условность сказового театрализованного повествования этого бы не допустила, и потому в сценах унижения Левши цвет – мертвенно-глухой, фантастический, особенно на полу "простонародной обухвинской больницы".

Художники дали к каждой главе некий пейзажно-событийный занавес-заставку: здесь Тула – город "первых знатоков в религии" – с косыми куполами бесчисленных церквей и проезжая дорога с мчащейся коляской Платова и свистовыми казакми, поливающими ямщика "без милосердия", чтобы скакал. Здесь Николай, восседающий на троне под двуглавым орлом, а по обе стороны от стула-трона принцесса Александра Николаевна и Платов; здесь и несущиеся от Петербурга до Лондона курьер с Левшою, и Лондон с туманными силуэтами парламента, Биг-Бена и яркими, как конфетная обертка, плоскими фигурами важных гуляющих англичан...Подымется такой занавес, а за ним страничная иллюстрация – смешное и грустное действо великого Лескова, "эпос... с очень человечкиной душою".

Словно бы наводя бинокль на какие-то сценические детали, изобразили Кукрыниксы предметы – концовки глав. Смешные эти концовки? Нет, иронические. Важное чувство в эмоциональной палитре маленького читателя. "Мелкоскоп" на царской малиновой подушке с золотыми кистями, блошиная подкованная нога сквозь увеличивающую линзу, чищенное толченым кирпичом ружейное дуло и пустая генеральская перчатка, воткнувшая туда свой палец... А в эпилоге книги появляется грустная медаль – светло-желтая, с белым профилем Левши, лавровой ветвью, инструментом тульского оружейника. Медаль помещена под абзацем печального лесковского размышления: "машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности".

Рассмотрев кукрыниксовского "Левшу", мысленно возвращаюсь к его давнему истоку – журнальным иллюстрациям к "Лазоревой степи" Михаила Шолохова. И становится понятным графический принцип художников: переводить на язык изобразительного искусства не сюжет и не события книги сами по себе, но слово и интонацию писателя, и ненавязчиво, будто бы в игре, передавать их читателю, вызывая в нем благородный гнев к насилию и нежность к таланту.
Пистунова А.М. Единосущная троица. –М.: Советская Россия, 1978 (с.244-249)
См. подробнее о Кукрыниксах: "Кукрыниксы. Творчество" на сайте "Литература для школьников" (вернуться к уроку)

"Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит..."
Иллюстрации Кукрыниксов к сказу Н.С.Лескова "Левша"
на сайте «Лесков и его сказ "Левша"»
 
 
Толковый словарь к сказу Н.С.Лескова "Левша"
на сайте «Лесков и его сказ "Левша"»
 
 


 
 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz