Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Чехов А.П. Основные даты жизни и творчества
Портреты А.П.Чехова
Чехов в Таганроге. Детство и отрочество (из книги М.Л.Семановой "Чехов в школе")
Чехов А.П. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Чехов А.П. Толстый и тонкий
Чехов А.П. Лошадиная фамилия
Чехов А.П. Пересолил
Чехов А.П. Радость
"Стрекоза". Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10. Источник: А.П. Чехов в портретах, иллюстрациях, документах. - Л.: Учпедгиз, 1957 - с.429
Рассказ А.П.Чехова "Хирургия" (уроки литературы в 5 классе)
Рассказ А.П.Чехова "О любви" (уроки литературы в 8 классе)

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860 — 1904)

Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 54. А.П.Чехов. "Толстый и тонкий": герои рассказа

Урок 55. А.П.Чехов. "Толстый и тонкий": источники комического в рассказе

Урок 56. А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения 8)


УРОК 54
А. П. ЧЕХОВ. «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»: ГЕРОИ РАССКАЗА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия в рассказе.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» и воспоминаний современников о писателе (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Составление плана статьи. Сообщение о детстве и начале литературной деятельности А. П. Чехова и музеях писателя в Таганроге и Москве на основе самостоятельного поиска материалов о его биографии и творчестве.
Восприятие и выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Нравственная оценка героев рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Обобщение ранее изученного

В начале урока на доске могут быть записаны псевдонимы раннего Чехова:
Антоша Чехонте, Человек без селезёнки, Брат моего брата, Анче, Врач без пациентов, Гайка № 6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Некто, Шиллер Шекспирович Гёте.

Кому принадлежат эти псевдонимы?

Какие чувства вызывают эти «вторые» имена у читателей?

Можно записать также названия наиболее известных юмористических журналов того времени:
«Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Развлечение», «Зритель» — и спросить школьников, что объединяет все эти названия.
(Все они вызывают улыбку у читателя.)

Что, по-вашему, главное в рассказах Чехова?

Какие произведения Чехова вы изучили в начальной школе и в 5 классе?

О чём они?

Над чем смеётся писатель в своих произведениях?

II. Рассказ учителя о детстве и начале литературной деятельности А. П. Чехова и музеях писателя в Таганроге и Москве с включением сообщений учащихся на основе самостоятельного поиска материалов о его биографии и творчестве.

См. также страницу "Чехов в Таганроге. Детство и отрочество (из книги М.Л.Семановой "Чехов в школе")".

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». См. статью «Антон Павлович Чехов» ниже.

Составление плана статьи:

1. Рождение Антоши Чехонте.
2. Коротко и очень смешно.
3. «Сказать хорошую шутку могут только очень умные люди».
4. Жилось Чехову в молодости трудно.

IV. Чтение статей «Из воспоминаний об А. П. Чехове» и «Л. Н. Толстой об А. П. Чехове».

Чтение воспоминаний современников о писателе (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Какие черты характера писателя подмечают современники?

Ответы на вопросы из разделов учебника «Проверьте себя».

V. Прослушивание актёрского чтения рассказа «Толстый и тонкий».

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Обсуждение рассказа "Толстый и тонкий":

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».


Групповая исследовательская работа:

Группа 1. Историки.


Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие?

По каким деталям текста можно определить историческое время?

Предположите, в каком городе происходит действие, и обоснуйте свою позицию.

Прокомментируйте следующие историко-культурные реалии:
Николаевская железная дорога, херес, флёрдоранж, картонка, лютеранка, табель о рангах, коллежский асессор, Станислав, столоначальник, статский, тайный, две звезды.

Группа 2. «Толстый».

Найдите портрет "толстого".

Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице?

Прокомментируйте имя "толстого".

Почему "толстого" дразнили именно Геростратом? Дайте к этому имени историко-культурный комментарий.

Заполните цитатную таблицу

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Портрет "толстого" в рассказе "Толстый и тонкий"
"Толстый" глазами автора
"Толстый" глазами "тонкого" в начале встречи
"Толстый" глазами "тонкого" в конце встречи
  
  
  

Что изменилось в толстом внешне? Что изменилось в толстом внутренне?

Группа 3. «Тонкий».

Найдите портрет "тонкого".

Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?

Прокомментируйте имя "тонкого".

Почему тонкого дразнили именно Эфиальтом?

Дайте к этому имени историко-культурный комментарий.

Заполните цитатную таблицу

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Тонкий" глазами автора в рассказе "Толстый и тонкий"
в начале рассказа
в середине рассказа
в конце рассказа
  
  
  

Что изменилось в "тонком" внешне? Что изменилось в "тонком" внутренне?

Группа 4. Луиза и Нафанаил.

Найдите детали портрета жены и сына "тонкого".

Что автор подчёркивает этими деталями в характере героев? Прокомментируйте их имена.

Почему "тонкий" подчёркивает, что его жена — лютеранка?

Как ведёт себя сын? Какие жесты подчёркивают его рабское воспитание?

Что изменилось в жене и сыне к концу рассказа? Как внутреннее состояние героев подчёркивается деталями внешности?

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики "толстого" и "тонкого".

Заполнение цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики "толстого" и "тонкого"
Герои и их характеристики
Толстый
Тонкий
Имена
  
  
Внешность в начале рассказа
  
  
Внешность в конце рассказа
  
  
Чем пахнут герои?
  
  
Семейное положение
  
  
Должность
  
  
Награды
  
  
Поведение в начале и в конце рассказа
  
  

Разоблачение лицемерия в рассказе

Можно ли говорить о нравственном неравенстве "толстого" и "тонкого" во время учёбы в гимназии? Обоснуйте свой ответ.

Почему Чехов подчёркивает социальное неравенство людей, ставших чиновниками?

Почему "тонкий" представляет свою семью "толстому" дважды? Что толкает "тонкого" к лицемерию?

К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому — «чиновник»? Прокомментируйте свою позицию.

Каковы жизненные цели и устремления "толстого" и "тонкого"?

Каково авторское отношение к героям рассказа? Почему автор не сочувствует "тонкому", его бедности?

Смешно или страшно читать этот рассказ? О чём он: о нравственных пороках людей или о порочности государственной системы?

* Прочитайте фрагмент о толстых и тонких из поэмы Гоголя «Мёртвые души». В чём он созвучен рассказу Чехова?

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских: имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват; волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер „чёрт меня побери“, как говорят французы; волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. Это были почётные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надёжно и крепко, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. У тоненького в три года не остаётся ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец, толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро».

Итоговые вопросы:

Над чем смеётся Чехов в рассказе?

Какой это смех?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от лица одного из героев.

Составить письменную сравнительную характеристику толстого и тонкого.

Групповое задание.

Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно».

Индивидуальное задание.

Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.




УРОК 55
А. П. ЧЕХОВ. «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»: ИСТОЧНИКИ КОМИЧЕСКОГО В РАССКАЗЕ


Основное содержание урока
Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятий о комическом и комической ситуации.

Основные виды деятельности.
Работа со словарями и справочной литературой. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия комическое, юмор. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Поиск и обсуждение средств создания комического.
Обсуждение произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций.

I. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах Чехова».


Образец составления цитатной таблицы (ячейки таблицы могут быть дополнены другими примерами).

ТАБЛИЦА
"Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах Чехова"
Герои
Речь в начале рассказа
Речь в конце рассказа
Толстый
«Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!»
«Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»
Тонкий
«Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»
«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...»
Выводы.
О чём говорят реплики толстого и тонкого в начале рассказа?
(В начале рассказа толстый и тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз».)
Что изменилось в речи толстого и тонкого к концу рассказа?
(Речь толстого не изменилась, а тонкий лицемерно начал выказывать все признаки почтения и подобострастия.)
 
 
 
Герои
Художественные детали в начале рассказа
Художественные детали в конце рассказа
Толстый
Губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем...
...Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку...
Тонкий
...Был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей...
...Побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился...
...Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились...
...На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты...
...Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал...
Выводы.
В начале рассказа толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с тонким.
В конце рассказа его стошнило, но руку приятелю он подал, т. е. остался человеком.
Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом от изготовления портсигаров и т. п.
В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть».
Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником

II. Развитие понятий о комическом и комической ситуации

Вспомните, что такое юмор и ирония.

Докажите, что речь героев и художественные детали являются источниками юмора.

Можно ли утверждать, что тонкий в конце рассказа изображён с иронией? Обоснуйте свой ответ.

Комичны ли характеры героев рассказа или они попадают в комическую ситуацию? Докажите свои мысли текстом.

III. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу Чехова. См. страницу "Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам Чехова".

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Итоговый вопрос:
в чём проявилось мастерство писателя в изображении человеческих характеров?

Домашнее задание

Прочитать юмористические рассказы Чехова «Пересолил» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»), «Лошадиная фамилия» и «Радость».

Составить викторину на знание текста рассказов (по группам).

Групповое задание.

Проект. Составление инсценировки по рассказам писателя и её постановка на школьной сцене (под руководством учителя).




УРОК 56
А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗЫ (урок внеклассного чтения 8)


Основное содержание урока.
Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Радость». Сюжеты и герои. Способы выражения комического.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение рассказов и инсценирование их фрагментов. Различные виды пересказов.
Выполнение заданий к рассказу «Пересолил» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев рассказов. Выявление способов выражения комического. Игровые виды деятельности: решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»), конкурсы (на лучшее инсценирование рассказов, презентацию и защиту своей иллюстрации и др.), викторина.

I. Рассказ учителя "Рассказы Антоши Чехонте"
Основные тезисы рассказа учителя:


1. Антон Чехов начинал свой писательский путь в эпоху, небывало тяжёлую для серьёзной печати. Это время в России ознаменовалось расцветом обывательских юмористических журнальчиков, полных анекдотами о подвыпивших мужьях, неверных жёнах, короткими хлёсткими подписями и карикатурами, двустрочными диалогами, крошечными рассказами, сценками, рассчитанными на зубоскальство непритязательного и малообразованного читателя. «Героями» подобной «литературы» были купцы, городской «разнолюд», приказчики, мелкие чиновники, коммивояжёры, конторщики, кассиры, актёры, адвокаты, учителя, почтальоны.

2. Литературоведы и историки считают одной из причин появления и процветания таких книжек стремление правительства отвлечь массового читателя от жизненно важных вопросов и запретить серьёзную общественную печать.

3. Начиная своё сотрудничество в юмористических журналах, Чехов и не помышлял о каком-то новаторстве, потому что не считал свою работу серьёзной. Им двигали лишь потребность найти выход для своего неисчерпаемого юмора и необходимость заработка. Но весёлые рассказы Чехова всё чаще вызывали неожиданное раздумье у читателя. Оставаясь в рамках обыкновенного юмористического жанра, он облагораживал сюжеты мещанских анекдотов чудесным внутренним смыслом, заключённым порой в одном коротеньком слове, жесте, звучании фамилии, детали портрета или интерьера.

4. Наиболее прочно Чехов был связан с петербургским журналом «Осколки», редактором которого был Николай Александрович Лейкин. Почти в каждом номере «Осколков» появлялись смешные, профессионально сделанные рассказики Антоши Чехонте, отличающиеся техникой развития законченного сюжета на узеньком пространстве в 60—80 строк. Почуяв в молодом, на редкость остроумном студенте полезного сотрудника, Лейкин ловко взял его на крючок, следил, чтобы его не переманили другие журнальчики, по копеечке прибавляя гонорары. Двадцатилетний Антон Чехов стал у Лейкина журнальным «чернорабочим». Он придумывал подписи к карикатурам, анекдоты и диалоги, писал пародии, смешные пустяковые истории, что именно и устраивало Лейкина. Но даже он порой замечал, что рядом с ним рождается гениальный писатель. В рамках «осколочного» жанра появляются трагикомические нотки жизни «маленького человека». «Низкий жанр» юмористической безделушки Чехов наполняет глубочайшими мыслями, делающими рассказик шедевром.

5. Чехов научился на одной-двух страницах не только передавать поток жизни человека, но и подниматься до обобщений. Постоянная необходимость беспощадно сокращать, вымарывать, выбрасывать стала у него законом творчества. Отсюда выразительные чеховские формулы стиля:
«Краткость — сестра таланта»;
«Умение писать — это искусство сокращать»;
«Писать талантливо, то есть коротко»;
«Умею коротко говорить о длинных вещах».

6. Чехов добился небывалой ёмкости художественной формы. За мимолётной деталью открывалась перспектива ясно видимых глубин жизни. Чехов ещё не осознаёт себя писателем. Он внутренне страдает от необходимости заниматься журнальным ремеслом и пишет брату Александру, что газетчик — «значит, по меньшей мере, жулик», что он находится в «ихней компании» и, «говорят, издали стал походить на жулика». Чехов уверен, что ремесло это временное, потому что по профессии он не писатель, а будущий врач. В те годы он и не предполагал, что литература станет делом его жизни, но и этот «второсортный» труд он всегда выполнял добросовестно и честно. Он понимал, что должен писать, ощущая своё сотрудничество в юмористических журналах «полем сражения против лжи и пошлости», считая своей обязанностью облагораживать журналистику.

II. Анализ рассказов «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Радость». Сюжеты и герои

Групповая работа:
Группа 1.
«Пересолил».

(Если рассказ не изучался в 5 классе.)

Над чем мы смеёмся, читая рассказ Чехова «Пересолил»?

Как вы понимаете смысл заглавия рассказа? Почему это заглавие юмористического рассказа?

Какими вы представляете пассажира и возницу?
Подтвердите свои мысли текстом.

Как меняется их внутреннее состояние по ходу разговора?
Докажите своё мнение цитатами.

Зачем Чехов придумал такой сюжет? Что он хотел показать читателю?

Как в речи героев проявляется их характер? Докажите свои мысли текстом.

Покажите и прокомментируйте иллюстрацию к рассказу. Подберите к нему цитатную подпись.

Инсценируйте рассказ или его фрагмент.

Группа 2.
«Лошадиная фамилия».


Почему мы смеёмся, читая рассказ «Лошадиная фамилия»?

Как вы понимаете смысл заглавия рассказа? Почему это заглавие юмористического рассказа?

Почему герой рассказа сначала отказался вырвать зуб?

Какими вы представили генерала и его приказчика?

Что в речи приказчика характеризует его как человека недалёкого?

Дайте характеристику генералу, подтверждая свои высказывания текстом.
Какие черты характера генерала автор высмеивает?

В какой фразе рассказа предвосхищается развязка?

Какова главная мысль рассказа?

Покажите и прокомментируйте иллюстрацию к рассказу. Подберите к нему цитатную подпись.

Инсценируйте рассказ или его фрагмент.

Группа 3.
«Радость».


Что смешного в рассказе «Радость»?

Можно ли по названию догадаться, что это юмористический рассказ?
Обоснуйте свой ответ.

Чем объясняется восторг главного героя рассказа?

Как его внутреннее состояние передаётся в его речи?

Над чем смеётся Чехов в финале рассказа?

Охарактеризуйте внутренний мир Дмитрия Кулдарова.

Покажите и прокомментируйте иллюстрацию к рассказу. Подберите к нему цитатную подпись.

Инсценируйте рассказ.

III. Способы выражения комического

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Основные средства создания комического: неожиданность, несоответствие, гиперболизация.

1. Какие способы создания комического использует Чехов?

2. Найдите в рассказах элементы неожиданности. Какие слова и выражения в речи персонажей говорят о неожиданности происходящих событий?

3. Приведите примеры несоответствия действий героев и происходящих событий, поведения героев и их реплик, фамилий, названий и пр.

4. Как приём гиперболизации помогает описанию героев и событий?

5. *Что высмеивает в рассказах автор: нелепость и комизм ситуаций, в которые попадают герои, или черты их характера?
Аргументируйте своё мнение.

IV. Примерные вопросы для викторины по рассказам
(вопросы могут быть составлены учащимися и выявляют, насколько внимательно они читали рассказ):

«Пересолил»:

1. Как звали землемера?
2. На какую станцию он приехал?
3. К кому он ехал?
4. Как звали возницу?
5. Чем землемер испугал возницу?
6. Сколько часов он ждал убежавшего возницу?
7. С какого удара по лошади телега приходила в движение?

«Лошадиная фамилия»:

1. Назовите фамилию генерала, у которого разболелись зубы.
2. Где и с кем жил «исцелитель» зубов, лечащий их на расстоянии? Назовите его должность.
3. Каким способом генерал хотел связаться с ним?
4. Какие «лошадиные» фамилии были названы родственниками и прислугой генерала? Какие фамилии прокричали ему из детской?
5. Как генерал вылечил больной зуб?
6. В каком месте доктор встретился с приказчиком?
7. Какая фамилия оказалась по-настоящему «лошадиной»?

«Радость»:

1. Сколько братьев и сестёр было у Дмитрия Кулдарова?
2. В котором часу он вернулся домой?
3. Какую должность занимал главный герой рассказа?
4. На какой улице в Москве с ним случилось происшествие?
5. Как звали извозчика?
6. Как звали купца?
7. Обо что ударился герой головой?

V. Решение кроссворда к рассказу «Пересолил» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Итоговые вопросы:

Как понять поговорку «Смех — дело серьёзное»?

Почему А. П. Чехов всё чаще отходит от «комедии положений», в которые попадают его герои, и талантливо рисует «комедию характеров»?

Над чем смеётся писатель в своих ранних рассказах?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему мы смеёмся, читая рассказы Чехова?».

Индивидуальные задания.

Подготовить краткое сообщение о Е. А. Баратынском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подобрать или нарисовать иллюстрации на тему «Весна».

Подобрать звукозаписи музыкальных фрагментов о весне.

Следующие уроки: Урок 57. Родная природа в стихах русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский >>>


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)



АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Антон Павлович Чехов вошёл в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических журналах появляется множество разнообразных рассказов, подписанных весёлым именем Антоша Чехонте. Эти рассказы коротки и очень смешны. Они поражают неистощимой выдумкой, фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьёт через край. Среди этих рассказов, как драгоценные камни, сверкают настоящие шедевры1, такие, например, как «Хирургия», «Канитель», «Налим», «Пересолил». Иван Алексеевич Бунин утверждал, что если бы Чехов написал только два или три рассказа, подобные этим, то и тогда было бы ясно, что «сверкнул и исчез замечательный ум». Свою мысль писатель поясняет так: выдумать и сказать хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается».

1 Шеде́вр — исключительное по своим достоинствам произведение искусства.

Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. «Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки — пиши пропало!» — говаривал Антон Павлович. Он сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы. «Так и видишь его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло-карими весёлыми глазами, магнетически влекущий всех к себе» — таким вспоминается современнику молодой Чехов. Между тем жилось Чехову в молодости трудно. В журналах платили мало, требовали, чтобы писал часто, коротко и смешно. Семья Чехова была большой: отец, мать, сестра, младшие братья. Всё время преследовало безденежье. Но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды.

Проверьте себя

1. Что такое псевдоним?

2. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?

3. Вспомните псевдонимы других писателей.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А.П.ЧЕХОВЕ
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...

Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов.

Этого молодого, бессмертно весёлого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжёлых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним. То нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя «бедуина», то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир, принадлежащий хозяину дачи, и произносит обвинительную речь против друга Левитана, речь, которая, по словам его брата, «всех заставляла умирать от хохота».

Чехов обвинял Левитана и в уклонении от воинской повинности, и в тайном винокурении, и в содержании тайной кассы ссуд и заранее приглашал на это шутовское судилище другого своего приятеля, архитектора Шехтеля, в качестве гражданского истца.

Сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обмотанный толстой бумагой, и сказать ему с деловито-озабоченным видом: «Бомба! Неси в участок, да смотри осторожнее», или уверить наивную до святости молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой, живущей в том же дворе... — к этой проказливости его тянуло всегда...

И как это часто бывает в счастливых, молодых, сплочённых семьях, в полковых и школьных коллективах, Чехов, разговаривая с близкими, заменял обычные их имена фамильярными кличками. Многие из этих причудливых кличек прилипали к людям на всю жизнь, но он неистощимо придумывал новые, и нередко данное им прозвище оказывалось гораздо точнее, чем то случайное имя, которое у человека было в паспорте...

Себя самого Чехов величал в своих письмах то Гудияди Янос, то Бокль, то граф Черномордик, то Повсекакий, то Аркадий Тарантулов, то Дон Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гёте...

И в тогдашних писаниях Чехова та же вакханалия весёлости...

Всех изумляла тогда именно эта свобода и лёгкость, с которой бьющая в нём через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов...
К. И. Чуковский

Проверьте себя
1. Каким человеком предстаёт перед вами А. П. Чехов по воспоминаниям К. И. Чуковского?

2. Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

Творческое задание

Подготовьте развернутое сообщение об А. П. Чехове, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

 
 
 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz