Геродот. Легенда об Арионе. Гомер. "Илиада" и "Одиссея" Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Бюст Геродота Галикарнасского
(около 484 года до н. э. — около 425 года до н. э.)
Геродот. Легенда об Арионе
Бюст Гомера
Музей копий классической скульптуры в Мюнхене
ИЛИАДА. Перевод с древнегреческого В. Вересаева
Песнь восемнадцатая. Отрывок из песни
«Арион» А. С. Пушкина
Зарубежная литература. Мифы Древней Греции на сайте "Литература для школьников"
"Фразеологическй словарь" на сайте "Литература для школьников"

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература Древней Греции


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 88. Геродот. Легенда об Арионе

Урок 89. Гомер. "Илиада" как героическая эпическая поэма

Урок 90. Гомер. "Одиссея" как героическая эпическая поэма

Урок 91. Гомер. "Одиссея" (урок внеклассного чтения 10)


УРОК 88
ГЕРОДОТ. «ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ»


Основное содержание урока
Слово о писателе и историке. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении А. С. Пушкина «Арион».

Основные виды деятельности.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «легенда». Восприятие и выразительное чтение легенды об Арионе. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Определение функции мифологических образов в классической литературе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово о писателе и историке

Рассказ учителя о Геродоте (см. текст ниже) с включением сообщений учащихся и показом его изображений.

Сообщение о труде Геродота «Истории» (см. текст ниже).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Легенда» (см. текст статьи ниже).

Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие легенда.

III. Жизненные испытания Ариона и его чудесное спасение
Чтение и обсуждение легенды об Арионе
(см. текст ниже).

Комментирование слов: Периандр, Коринф, Мефимна, Тенар, Сикелия, Тарант.

Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Составление плана рассказа об Арионе:

Какое чудо произошло в Коринфе?

Что задумали корабельщики?

В какое безвыходное положение попал Арион?

Зачем он решил перед смертью пропеть торжественную песнь?

Почему Арион бросился в море?

Как спасся Арион? Почему он был заключён под стражу?

Как была доказана вина корабельщиков?

IV. Воплощение мифологического сюжета в стихотворении
А. С. Пушкина «Арион»


Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Арион» (см. текст ниже).

V. Практическая работа.
Сопоставление легенды об Арионе и стихотворения Пушкина «Арион».

Составление сопоставительной таблицы.


ТАБЛИЦА
Сопоставление легенды об Арионе и стихотворения Пушкина «Арион»
Миф об Арионе
«Арион» А. С. Пушкина
Сюжет мифа воспринимается как реальная действительность
Сюжет стихотворения символичен, связан с биографией поэта и русской историей
Рассказ ведётся от 3-го лица
Стихотворение написано от 1-го лица
Арион и гребцы — враги, он поёт песню врагам
Арион и гребцы — друзья, он поёт песню друзьям
Героя спас дельфин, зачарованный пением
Герой «на берег выброшен грозою»
Никто не погиб
Погибли все, кроме певца
В ы в о д. Столкновение человека с человеком. Помогает живая природа
В ы в о д. Столкновение человека со стихией. Помощь природы — случайность


И т о г о в ы й  в о п р о с: зачем Пушкин изменил легенду об Арионе?

Домашнее задание

Подготовить пересказ легенды об Арионе.

Письменно ответить на вопрос «Чем близки и чем различаются легенда об Арионе и стихотворение Пушкина „Арион“?»

Индивидуальные задания.

Подбор материалов о Гомере и Троянской войне с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Создание иллюстраций к легенде об Арионе и их устное описание.


УРОК 89
ГОМЕР. «ИЛИАДА»
КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о Гомере. Понятие о героическом эпосе. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни

Основные виды деятельности.
Сообщения о Гомере и Троянской войне. Чтение и обсуждение статьи учебника о Гомере и его поэмах и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы «Илиада». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка поступков героев «Илиады». Анализ различных форм выражения авторского отношения к героям. Обсуждение нравственного смысла изображений на щите Ахилла. Нахождение общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

I. Краткий рассказ о Гомере

Рассказ учителя о Гомере с включением сообщений учащихся и показом его изображений.

Сообщение о его имени и личности.

Презентация изображений античных храмов и скульптур, картин событий Троянской войны, например на греческих вазах, иллюстраций художника И. Архипова.

В этой работе помогут следующие издания:

1. Энциклопедия «Мифы народов мира». — М., 1981.
2. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.
3. Легенды и сказания Древней Греции / Сост. А. А. Нейхардт. — М., 1987.
4. Легенды и мифы Древней Греции / Сост. А. И. Немировский. — М., 1991.

Тематика кратких сообщений школьников:

1. Троянская война в античной истории.
2. Отражение событий Троянской войны в культуре древних греков (произведения словесного и изобразительного искусства).
3. Легенды и истории о Гомере.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гомер» (см. текст статьи ниже).
Составление плана статьи.


ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Гомер»
Вопрос
Пункт плана
Как греческая мифология повлияла на древнегреческую литературу и искусство?
Мифология — источник вдохновения у древних поэтов и художников
Кто переводил поэмы Гомера?
Поэмы Гомера и их переводы на русский язык
Какие события легли в основу поэм Гомера?
Троянская война и её герои
Что стало причиной войны?
Наказание богами людей за их порочность
В чём сходство поэм Гомера?
Оскорбление и месть героя, потери и поражения, соединение божественного и человеческого
Чем похожи герои поэм?
Противоречивость характеров Одиссея и Ахилла
Какими изображены боги-олимпийцы?
Двойственность изображения богов


III. Понятие о героическом эпосе

Работа со словарём литературоведческих терминов С. П. Белокуровой.

Чтение и обсуждение определений словаря: эпос, эпопея, сказание, героическое сказание, миф, легенда.

Что характерно для героического эпоса? Составьте план ответа на этот вопрос, используя статьи учебника о поэмах Гомера.

IV. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде»

Чтение и обсуждение статей учебника «Значение поэм Гомера» и «Несколько слов о содержании поэм Гомера „Илиада“ и „Одиссея“».
(см. текст статей ниже)

Почему поэмы так называются?

Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Проверьте себя».

Какова историческая основа гомеровского повествования, причины и исход Троянской войны?

Как Троянская война представлена в греческой мифологии?

Почему Гомер объясняет происходящее с позиций мифологического сознания, божественной воли?

V. Рассказ учителя о жанре эпической поэмы, её основном содержании, особенностях языка и стиля.

Понятие о гекзаметре.

VI. Практическая работа.
Составление историко-культурных и лексических комментариев к реалиям Античности
:
Ахилл, Фетида, Гефест, Агамемнон, Елена, Парис, Афродита, яблоко раздора, Плеяды, Гиады, Орион, Медведица, Океан, Гименей, руно, Кнос, хитон, поножи (по выбору учителя).

VII. Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни

Выразительное чтение учителем фрагмента из поэмы «Илиада» — описание щита Ахилла (см. текст ниже).

VIII. Групповая работа:

Группа 1.
Описание центральной части щита (стихи 478—489-й).

Как греки представляли себе устройство Вселенной?

Группа 2. Описание греческого города в мирное время (стихи 490—508-й).

О каких характерных событиях из жизни древних греков узнаёт читатель, знакомясь с описанием первого города?

Сделайте вывод о мирной жизни ахейцев.

Группа 3. Описание греческого города в период войны (стихи 509—540-й).

Докажите, что вооружённые столкновения были неотъемлемой частью жизни греков.

Каковы были причины их конфликтов?

Группа 4. Описание мирного труда ахейцев: пахота, жатва, сбор винограда (стихи 541—589-й).

Почему картины сельского труда сопровождаются описанием пения, плясок и игры на музыкальных инструментах?

Какое настроение вызывают у читателя эти картины?

Каков пафос авторского повествования?

Группа 5. Описание отдыха древних греков (стихи 590—606-й).

Как автор вызывает эстетическое наслаждение у зрителей, наблюдающих за пляской греческих юношей и девушек?

Группа 6. Описание крайней части щита Ахилла и его других доспехов (стихи 607—617-й).

Почему на краю щита был изображён Океан, названный рекой?

Как в этой детали отразились представления греков о географии своей страны?

Что, кроме щита, входило в военное обмундирование греческого воина?

IX. Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обсуждение иллюстрации учебника к «Илиаде».

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

ƒКаковы взгляды Гомера на жизнь ахейцев? Какова его оценка занятий древних греков?

ƒВ чём особенности античного восприятия жизни?
(Указание на место человека в коллективе, превосходство общего над личным, индивидуальным.)

ƒКаково отношение Гомера к Троянской войне?
(«Илиада» — это часть троянской мифологии и истории (десятого года Троянской войны). Гомер осуждает войну, называя воюющих людей лишь пешками в руках богов. Симпатии автора не на стороне Ахилла, вступающего в бой ради мести, а на стороне Гектора, защищающего свою Родину. По мысли автора, человек должен быть гражданином своего города, страны, обладать острым чувством Родины, являться частью общего дела, иначе он достоин только осуждения и презрения.)

ƒКаковы особенности содержания и стиля «Илиады»?
(Особенность поэмы Гомера — в объективном изображении жизни, когда внимание сосредоточено на внешней стороне событий. Человек Античности осознаёт постоянство жизни и царящих в ней законов, и, чтобы стать героем, он должен им подчиниться. Отсюда неторопливость, медлительность и величавость рассказа о событиях, изображение самых характерных и существенных эпизодов жизни людей. Гомер с глубоким чувством трагизма рисует гибель лучших воинов: Патрокла, Гектора, скорбь Менелая и Приама. В поэме не мирный труд сравнивается с войной, а военный быт проясняется картинами мирной жизни. Примером мифологического сознания греков становится и тот факт, что всё в мире происходит по воле богов, которые вершат человеческие судьбы.)

ƒЧто характерно для языка «Илиады»?
(Необычен язык поэмы, полный повторов, неожиданных эпитетов и сравнений, гекзаметров, сочетающих в себе вековые традиции эпоса и певучую речь исполнителей.)

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о Гомере и его поэме «Илиада».

Создать письменное высказывание на одну из тем на основе описания щита Ахилла (по выбору).
1. Устройство Вселенной и место Греции на Земле (панорама мыслей древних греков).
2. Жизнь греческого города в мирное время (защита проекта кадров диафильма).
3. Осада греческого города (защита проекта киносценария).
4. Сельский труд ахейца (описание изображений на греческих вазах).
5. Народное искусство в Древней Греции (словесное описание пения, танцев, игры на музыкальных инструментах).

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрации к поэме «Илиада» и составить их устное описание (см. «Творческое задание» учебника).

Задания повышенной сложности:

1. * Гефест-кузнец за изготовлением военного обмундирования Ахилла (рассказ от лица героя).
2. * Портрет Ахилла в воинских доспехах (презентация рисунка).
3. * Пять слоёв щита Ахилла (презентация изобразительного цикла).
4. * Картины жизни моего родного города (деревни, школы, семьи) в античном стиле (шуточная стилизация с использованием гекзаметрического стихосложения).


УРОК 90
ГОМЕР. «ОДИССЕЯ»
КАК ГЕРОИЧЕСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭМА


Основное содержание урока
Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная характеристика Одиссея. Анализ эпизода «Одиссей на острове циклопов». Обсуждение иллюстраций учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций. Обсуждение мультфильмов и кинофильмов на сюжет «Одиссеи».

I. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного

Рассказ учителя о хитроумии Одиссея, об истории с Троянским конём и о приключениях Одиссея по пути на Итаку после Троянской войны.

II. На острове циклопов. Полифем. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея

Групповая работа (анализ эпизода «Одиссей на острове циклопов»).

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Далее поплыли мы...» до слов «Ждать, чтоб со стадом в неё возвратился хозяин...».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Что увидели спутники Одиссея в пещере циклопа?

Какие особенности труда и быта древних греков здесь отражены?

Найдите во фрагменте повторы и объясните их роль.

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент поэмы со слов «...И скоро /С ношею дров...» до слов «...и молил о защите Палладу».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Чем занимался циклоп в пещере?

Какие детали труда скотовода изображает поэт?

В чём конфликт в диалоге Одиссея и Полифема?

Сравните реплики Одиссея и циклопа.

Какие черты характера героев отразились в их речи?

Группа 3.
Прочитайте выразительно (по ролям) фрагмент поэмы со слов «Вот что, размыслив...» до слов «...сон овладел им».

Озаглавьте этот фрагмент.

Ответы на вопросы 5—6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какой выход придумал Одиссей, чтобы выбраться из пещеры?

В чём проявилось хитроумие героя?

Чем он угрожает циклопу?

Найдите во фрагменте сложные слова (например, искромётный) и объясните их роль в ритмике фрагмента.

Группа 4.
Прочитайте выразительно (по ролям) фрагмент поэмы со слов «Кол свой достав...» до слов «...А бедствие было уж близко».

Озаглавьте этот фрагмент.

Почему Одиссей смог победить циклопа?

Как во фрагменте показана вера греков в могущество и помощь богов?

Зачем автор изображает детали ослепления Полифема?

Почему Одиссей не назвал циклопу своего имени?

Группа 5.
Прочитайте по ролям фрагмент поэмы со слов «Вот что, по думанье долгом...» до конца главы.

Озаглавьте этот фрагмент.

Что чувствовали Одиссей и его спутники, спасаясь под брюхом у баранов?

Ответы на вопросы 9—10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Почему Одиссей победил циклопа?

III. Практическая работа.
Составление таблицы «Странствия Одиссея: черты характера героя».


ТАБЛИЦА
«Странствия Одиссея: черты характера героя»
Черты характера героя
Примеры
Смелость
  
Честность, желание договориться
  
Находчивость
  
Ловкость
  
Хитроумие
  
Стремление спасти товарищей
  


IV. Обсуждение иллюстраций учебника:

ƒКакие эпизоды поэмы изображены на иллюстрациях?

В чём их своеобразие?

Какими способами художники передают настроение эпизода?

V. Презентация и защита собственных иллюстраций.

VI. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов и кинофильмов на сюжет «Одиссеи»
(см., например, http://www.klass39.ru/multfilm-odissej).

VII. Чтение фрагмента из книги Н. Буало «Поэтическое искусство» (перевод Э. Линецкой):

Должно быть, потому так любим мы Гомера,
Что пояс красоты ему дала Венера.
В его творениях сокрыт бесценный клад:
Они для всех веков как бы родник услад.
Он, словно чародей, всё в перлы обращает,
И вечно радует, и вечно восхищает.
Одушевление в его стихах живёт,
И мы не сыщем в них назойливых длиннот.
Хотя в сюжете нет докучного порядка,
Он развивается естественно и гладко,
Течёт как чистая, спокойная река.
Всё поражает в нём — и слово, и строка.
Любите искренно Гомера труд высокий,
И он вам преподаст блестящие уроки. (См. текст полностью: Н. Буало «Поэтическое искусство»)

Домашнее задание

Подготовить вы разительное чтение отрывка из поэмы Гомера «Одиссея» с учётом законов гекзаметра.

Письменно ответить на вопрос «Почему Одиссей победил циклопа Полифема?»

Групповое задание.

Прочитать эпизоды «Одиссеи» (в переводе Н. И. Куна): «Одиссей у нимфы Калипсо», «Одиссей у Алкиноя», «Плавание Одиссея мимо острова сирен и мимо Сциллы и Харибды», «Во з вращение Одиссея на Итаку», «Одиссей избивает женихов».

Подготовить инсценировку одного из эпизодов.

Задание для самостоятельного чтения.

Прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Умолкнувший звук» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...» или в библиотеке сайта).

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к «Одиссее» и подготовиться к их презентации и защите.

Составить вопросы для викторины.

Проект.

Создать иллюстрированный электронный альбом «Герои „Илиады“ („Одиссеи“)».


УРОК 91
ГОМЕР. «ОДИССЕЯ»
(урок внеклассного чтения 10)


Основное содержание урока.
«Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей и сирены. Расправа над женихами Пенелопы. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение и обсуждение фрагментов поэмы (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые формы деятельности: конкурс на лучшее чтение, пересказ и инсценирование эпизодов из древнегреческого героического эпоса, электронный альбом, презентацию и защиту своей иллюстрации, знание сюжетов и героев Гомера, крылатых выражений из поэм.

I. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях

Выразительное чтение и обсуждение фрагментов поэмы
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

II. Групповая работа:

Группа 1.

«Одиссей у нимфы Калипсо».

Перескажите эпизод поэмы.

Почему нимфа Калипсо не отпускала Одиссея домой?

Как в этом эпизоде отразилось мифологическое сознание древних греков?

Группа 2.
«Одиссей у Алкиноя».

Какие качества характера Одиссея проявились во время его пребывания во дворце Алкиноя?

Почему Одиссей проливал слёзы?

III. Одиссей и сирены
Продолжение групповой работы:

Группа 3.

«Плавание Одиссея мимо острова сирен и мимо Сциллы и Харибды».

Почему Одиссей всё-таки решил услышать пение сирен?

Почему из двух чудовищ — Сциллы и Харибды — он выбрал Сциллу? Как в этом проявилась его мудрость и предусмотрительность?

IV. Расправа над женихами Пенелопы
Продолжение групповой работы.

Группа 4.

«Возвращение Одиссея на Итаку».

Как в разговоре с «юношей» проявилась осторожность Одиссея?

Зачем Афина превратила Одиссея в старика?

Как в эпизоде проявилась вера древних греков в зависимость от воли богов?

Группа 5.
«Одиссей избивает женихов».

Почему никто из женихов не смог натянуть тетиву лука Одиссея?

Докажите, что Одиссей честно сражался с женихами, а они хотели победить его обманным путём.

Почему Одиссей не открылся Пенелопе до победы над женихами?

V. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец
Конкурс на лучшее чтение, пересказ и инсценирование эпизодов из древнегреческого героического эпоса.


VI. Презентация и защита проектов и собственных иллюстраций.

VII. Толкование крылатых выражений из поэм Гомера и пересказ сюжетов из гомеровского эпоса, откуда возникли крылатые выражения
(см. источники крылатых выражений по ссылке: http://www.mify.org/dar/kryl.html или "Фразеологический словарь" на сайте "Литература для школьников").
ТАБЛИЦА
Толкование крылатых выражений из поэм Гомера
Крылатое выражение
Толкование
Ахиллесова пята
Слабое, уязвимое место
Беден, как Ир
В переносном смысле — бедняк
Троянский конь
Тайный, коварный замысел; предательство
Вещая Кассандра
Человек, предостерегающий об опасности, но которому не верят
Между Сциллой и Харибдой
Оказаться между двумя опасностями, меж двух огней
Работа Пенелопы
Нескончаемая работа
Цирцея (Кирка)
Коварная обольстительница


Содержание таблицы может быть дополнено.

VIII. Пересказ и обсуждение рассказа К. Г. Паустовского «Умолкнувший звук» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...» или в библиотеке сайта).

IX. Викторина на знание сюжетов и героев Гомера.
Ответы можно найти в книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» (см.: http://lib.ru/MIFS/greece.txt).

ƒС чего началась Троянская война?

ƒКакой богине Парис отдал яблоко?

ƒКак Фетида сделала Ахилла неуязвимым? Почему?

ƒПочему Ахилл поссорился с Агамемноном?

ƒНазовите имя погибшего друга Ахилла.

ƒО чём просил Ахилла Гектор перед смертью?

ƒКакой бог направил стрелу Париса в Ахилла?

ƒПочему погибли Лаокоон и его сыновья?

ƒСколько лет провёл Одиссей у нимфы Калипсо?

ƒЗа что Посейдон мстил Одиссею?

ƒКакая богиня помогала Одиссею? Какой облик она принимала?

ƒПо какой примете Одиссея узнали на Итаке?

ƒВ какую птицу превратилась Афина во время избиения женихов?

ƒКто помогал Одиссею в сражении с женихами?

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос «Почему (имя героя) — мой любимый герой гомеровского эпоса?».

Прочитать роман Сервантеса «Дон Кихот» (см.: http://www.modernlib.ru/books/de servantes migel/ hitroumniy idalgo do nkiho tlamanchskiy) (к уроку обязательно перечитать главы I—IV, VI—VIII, XVII, XXII).

Групповое задание.

Подготовить инсценировку фрагмента «Посвящение Дон Кихота в рыцари».

Индивидуальные задания.

Подобрать материалы о Сервантесе, портреты писателя и иллюстрации к роману «Дон Кихот» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Следующие уроки: Урок 92. Мигель де Сервантес Сааведра. "Дон Кихот" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


ГЕРОДОТ
(484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.)


Геродот ― первый историк в Греции и во всем западном мире. Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом. Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории».

Геродот родился в Галикарнасе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры. К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом. Следовательно, родители Геродота были гражданами Персидской империи, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса.

Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну скифов.

Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать. И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями. Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни.

Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э. (вернуться к уроку)


"ИСТОРИИ" ГЕРОДОТА

Работа, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые. В первых пяти книгах описываются подробности военного дела. Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале.

Основная тема «Историй» ― это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира. Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все.

В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям. Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику. Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени».

С самого начала Геродот заявляет, что его задача состоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами. Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами. Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами.

Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между Грецией и Персией. Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных. Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников. (вернуться к уроку)


ЛЕГЕНДА

Что такое легенда? Легенда, как и миф, появилась в далёкой древности. Как и во все времена, о важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди устно слагали рассказы, которые передавались из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда (лат. legenda — то, что должно быть прочитано) — это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.

Прочитайте «Легенду об Арионе» и выполните предложенные задания.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЛЕГЕНДА ОБ АРИОНЕ

Эту легенду записал древнегреческий историк Геродот, который в своих трудах широко использовал мифы и сказания.

...Периандр был тираном1 Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне, приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред2 своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб3, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.

1. Тира́н — в Древней Греции и в средневековых городах-государствах Италии — единоличный правитель.
2. Кифаре́д — тот, кто играет на кифа́ре, родственном лире музыкальном инструменте древних греков.
3. Дифира́мб — преувеличенно восторженная похвала.


Этот-то Арион большую часть времени своей жизни провёл у Периандра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил великое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он отправился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища. Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребённым в земле, либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении Арион всё же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля, радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме, исполнил торжественную песнь. Затем он, как был во всём наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Коринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и вынес к Тенару. Арион вышел на берег и в своём наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал всё, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живёт и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Поражённые корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя — жертвенный дар Ариона, изображающая человека на дельфине.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Когда и где произошли легендарные события?

2. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).

3. Почему это произведение называется легендой?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ПРОЕКТ


Подготовьте устные иллюстрации к легенде об Арионе.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.


АРИОН
А.С.Пушкин
[2]

Нас было много на челне;[3]
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик[4] умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!–
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу[5] влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
1827 Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. (вернуться к уроку)


ГОМЕР И ЕГО ПОЭМЫ "ИЛИАДА" И "ОДИССЕЯ"

ГОМЕР
(VIII — VII века до н.э.)


Античная — греческая и римская — мифология явилась почвой для зарождения искусства и литературы Древней Греции и Древнего Рима. Античные мифы служили источником поэтического вдохновения у древних художников, в частности у легендарного древнегреческого поэта Гомера.

Гомеру принадлежат эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». На русский язык обе поэмы неоднократно переводились. Наиболее удачными признаны перевод «Илиады» поэтом Н. И. Гнедичем и перевод «Одиссеи» В. А. Жуковским.

О самом Гомере известно мало. До нас дошли сведения, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Однако они принесли ему славу при жизни. Гомер, согласно греческим легендам, преданиям и поверьям, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.

Сюжетной основой поэм «Илиада» и «Одиссея» послужили события очень далёких от Гомера лет. Гомер жил около VIII века до н. э., описываемые им события относятся к 1200 году до н. э. Иначе говоря, Гомер пел о событиях, которые происходили за пятьсот лет до его жизни.

В этот год разразилась Троянская война, в которой воевали народы Древней Греции и Азии. Победителями из этой войны вышли греки, которые овладели азиатским городом Троей и разграбили его. Троянская война — сам по себе факт в истории довольно незначительный. Её значение в истории и в мифологии было сильно преувеличено и возведено в степень событий, решающих судьбы людей и богов.

Причиной войны стало желание верховного бога Зевса (Зевеса) сократить число людей на земле, наказав их за то, что они оказались нравственно порочными. Исполняя волю Зевса, люди истребляют друг друга. Им помогают или мешают боги.

В обеих поэмах сюжет строится на том, что герой оскорблён: у Ахилла хотят отнять добычу — пленённую им Брисеиду, а у Одиссея — верную жену Пенелопу (её образ стал символом супружеской верности и преданности). Оба героя вправе мстить своим обидчикам, потому что, отбирая их достояние, они оскорбляют честь и достоинство героев и тем самым не признают их заслуги. Иначе говоря, причина состоит не в том, что отняли пленницу и покушаются на жену, а в том, что отторгают у героя завоёванное или обретённое им, нанося ему нестерпимую обиду. Достояние героя — это его бессмертная, вечная заслуга. Если она не ценится, то честь героя ущемлена.

В обеих поэмах изображены великие испытания, которые выпали на долю героев, причём победы связаны с потерями и поражениями. В «Илиаде» Ахилл хоронит своего друга Патрокла, теряет доспехи и оружие. В поэме «Одиссея» Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей. Даже в момент торжества, когда Ахилл находит свою пленницу, печаль не покидает героя: он предчувствует близкую кончину. Возвратившегося после приключений Одиссея также ждут новые суровые испытания.

Борьбе стихий вне человека соответствует борьба стихий в самом человеке. Ахилл легко переходит от спокойствия к буйным порывам. В нём соединяются противоположные начала — божественное и человеческое (он сын богини Фетиды и простого смертного).

Ахилл, самый могучий и самый прекрасный воин среди греков, непобедимый герой, обречён на гибель в расцвете сил. Такова участь смертного человека, написанная выше, на небесах. Так решили боги. Гомер выразил здесь трагическую мысль о бренности человеческого существования. Однако мысли о неминуемой смерти противостоит мысль о славе, о любви, о дружбе, которые остаются неподвластными тлению и вечно живыми, бессмертными.

Не менее значительный характер воплощён Гомером в Одиссее — храбром воине, умном военачальнике, умельце и знатоке многих профессий. Одиссей великолепный атлет (он лучше других умеет бегать), отважный мореход, искусный плотник, ловкий охотник, хитрый и осторожный торговец, хороший хозяин, любящий сын, супруг и даже поэт, знающий толк в искусстве поэзии и пения. Но вместе с тем в Одиссее живёт другой человек — жадный, отбирающий себе лучший кусок на пиру, жестокий к рабам, ради выгоды готовый на ложь, притворство и могущий принимать различные образы. Как и Ахилл, Одиссей весь соткан из противоречий. В его образе с наибольшей наглядностью воплотилась мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека, о его способности принимать разные лики, менять свой облик. Одиссей может стать разбойником и нищим стариком. В соответствии с этим его чувства раздваиваются: ему внятны страдания, он переживает гибель друзей, но его также увлекает игра жизни, её радости и её возможности. В нём уживается высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски прозаическое. И всё же главное в Одиссее — необъятные возможности и таланты, знания и умения мореплавателя, открывателя новых земель, путешественника, мудреца и воина.

Под стать главным героям и многочисленные античные боги-олимпийцы. В отличие от людей они бессмертны. Гомер идеализирует, приукрашивает их физическую красоту и мудрость, преклоняется перед их могуществом. Олимпийские боги проводят дни, забавляясь, пируя и вкушая нектар и амброзию (напитки богов). Им чуждо добро и законы человеческого общежития. Они находятся вне человеческих представлений. Троянская война, как и любое участие в человеческих делах, не более чем игра, причём часто игра жестокая, приносящая людям мучения, страдания и становящаяся причиной трагедий. Впрочем, и вся человеческая жизнь для богов — игра, а сами они — заинтересованные или незаинтересованные зрители.

Будучи красивыми, сильными и могучими, внутренне они, однако, часто ничтожны: между ними возникают ссоры из-за пустяков. Освещение жизни богов, как и героев, в эпосе Гомера двойственно: восхваление, поклонение и воспевание сочетаются с юмором, смехом, комическими картинами.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ЗНАЧЕНИЕ ПОЭМ ГОМЕРА

Гомеровский эпос стал источником многих произведений искусства. Традиции Гомера ощутимы в творчестве Пушкина, Гоголя и Л. Толстого. К ним обращались и обращаются писатели всего мира.

Греческие дети учились читать по «Илиаде». В Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть. Греческий ритор1 конца I века н. э. Дион Хрисостом нашёл таких людей в изобилии на краю тогдашнего цивилизованного мира — в греческой колонии Ольвии на берегу Чёрного моря, недалеко от нынешней Одессы.

1. Ри́тор — в Древней Греции и Риме: оратор, а также учитель красноречия.

Эпизоды из «Илиады» и «Одиссеи» становятся сюжетами для греческих художников. Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни — от военного искусства до земледелия, — искали в его произведениях советы на любой случай. Древние греки, восхищавшиеся Гомером и подражавшие ему, начали его изучать и комментировать. В 1488 году тексты «Илиады» и «Одиссеи» были впервые напечатаны во Флоренции. За этим изданием последовали многие другие.

Гомер — это начало начал всей литературы. Интерес к поэмам Гомера и их эмоциональное восприятие должны рассматриваться как надёжный признак здоровья всей человеческой культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЭМ ГОМЕРА "ИЛИАДА" И "ОДИССЕЯ"

В первых строках «Илиады» Гомер объявляет своё намерение воспеть героя Ахилла, который отличился в Троянской войне, но вместе с тем принёс грекам много бедствий вследствие своей распри с вождём греков Агамемноном. А всё началось с того, что Агамемнон во время одного из набегов взял в плен дочь жреца Хриса из храма Аполлона. Хрис явился к грекам с богатыми дарами и слёзно просил отдать ему дочь, но Агамемнон ответил ему оскорбительным отказом. Тогда Хрис обратился с жалобой к богу Аполлону и молил его отмстить грекам. Аполлон наслал на греков мор, который свирепствовал девять дней. Когда Агамемнон собрал народное собрание, чтобы решить, что делать с войсками, находившимися под Троей, там спросили прорицателя Калханта о причине божьего гнева. Тот объявил, что Аполлон карает греков за неуважение к Хрису и за отказ отдать ему дочь. Агамемнон не отверг воли Аполлона, но потребовал другой добычи взамен дочери Хриса. Ему возразил Ахилл, и тогда Агамемнон пригрозил, что отберёт у него его пленницу Брисеиду. Спорящих разняла и утихомирила богиня Афина. Ахилл не стал защищать Брисеиду с оружием в руках, но в гневе отказался принимать участие в войне, пока грекам не будет угрожать поражение и они не обратятся к Ахиллу за выручкой, принеся Ахиллу богатые дары, чтобы искупить оскорбление. Поступок Ахилла не осуждается, он не объявляется ни предателем, ни дезертиром. Он защищает свою честь и своё достоинство. В конце концов случилось так, что Агамемнон был вынужден направить к Ахиллу послов с предложением о примирении. Но Ахилл непреклонен. Он лишь соглашается отправить на помощь грекам своего друга Патрокла, облачив его в собственные доспехи. Однако Патрокл гибнет от руки Гектора, которому помогает бог Аполлон. Лишь тогда разгневанный и опечаленный Ахилл решает мстить. По просьбе богини Фетиды бог Гефест изготавливает Ахиллу новые доспехи необыкновенной красоты. И здесь Ахилл является во всей своей мощи и во всём своём величии. Троянцы гибнут. Наконец Ахилл убивает их героя — Гектора. Горе отца и родных Гектора смягчает сердце Ахилла, и он выдаёт тело семье. Погребальным плачем над убитым Гектором кончается поэма.

Если в «Илиаде» воспевается один из эпизодов Троянской войны, то в «Одиссее» описывается множество приключений — от скитаний Одиссея до его возвращения на родину, в Итаку. Боги решают, что Одиссей может вернуться к семейному очагу, о чём Гермес должен сообщить нимфе Калипсо, которая семь лет удерживала героя на своём волшебном острове. Но Гермес не спешил исполнить волю богов. И только когда сыну Одиссея Телемаху не удалось узнать об отце ничего определённого, Гефест отправился к Калипсо. Так начинаются скитания Одиссея на плоте, который построила ему Калипсо, снарядив его в дорогу. Приключения Одиссея продолжаются до того дня, когда он прибывает в Итаку и когда ему удаётся перебить всех назойливых женихов его жены Пенелопы. Однако тревоги не исчезают: родственники женихов жаждут мщения. Распри прекращаются с помощью богини Афины, и на Итаке наступает мир.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что явилось истоком поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»?

2. Кому принадлежат самые лучшие переводы поэм «Илиада» и «Одиссея»? Познакомьтесь самостоятельно с поэмами Гомера.

3. Какие события легли в основу этих поэм?

4. Расскажите о главных героях поэм — Ахилле и Одиссее.

5. Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы (на выбор), сохранив особенности ритма гомеровского эпоса.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ПРОЕКТ


Подготовьте устные иллюстрации к поэмам Гомера (описание внешности героев, описание местности, на которой происходят события, и т. д.)
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.


ЧИТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

ИЛИАДА
Перевод с древнегреческого В. Вересаева
Песнь восемнадцатая. Отрывок из песни

Изготовление оружия


(Мать Ахилла, богиня Фетида, просит бога огня и кузнечного ремесла Гефеста изготовить для сына оружие и доспехи. Гефест исполняет просьбу Фетиды.)

В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,
Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод

480 Яркий, тройной; и ремень к нему сзади серебряный сделал.
Пять на щите этом было слоёв; на них он искусно
Много представил различных предметов, хитро их задумав.
Создал в средине щита он и землю, и небо, и море,
Неутомимое солнце и полный серебряный месяц,

485 Изобразил и созвездья, какими венчается небо;
Видимы были Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Также Медведица, — та, что ещё называют Повозкой;
Ходит по небу она и украдкой следит Ориона,
И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.
Сделал два города смертных людей потом на щите он,

490 Оба прекрасные. В первом и пиршества были, и свадьбы.
Из теремов там невест провожали чрез город при свете
Факелов ярких и звучный кругом гименей распевали.
Юноши в плясках кружились, и громко средь них раздавались
Звуки весёлые флейт и форминг1. И дивились на пляски

1. Форми́нга — струнный музыкальный инструмент, кифара.

495 Женщины, каждая стоя в жилище своём на пороге.
Множество граждан толпилось на площади города. Тяжба
Там меж двоих из-за пени2 была за убитого мужа.
Клялся один пред народом, что всё уже отдал другому,

2. Пе́ни — штраф за убийство.

500 Тот отрицал, чтоб хоть что получил от убийцы в уплату.
Оба они обратились к судье за решением дела.
Криками каждый кругом своему приходил на поддержку.
Вестники их успокоить старались. На тёсаных камнях
В круге священном сидели старейшины рядом друг с другом.

505 В руку жезлы принимали от вестников звонкоголосых,
Быстро вставали и суд свой один за другим изрекали.
Два золотые пред ними таланта3 лежали в средине,
Чтобы тому передать их, кого они правым признают.
Город второй с обеих сторон осаждали два войска,

3. Тала́нт — золотая монета.

510 Ярко блистая оружьем. В решенье они колебались:
Или весь город разрушить, иль, сколько богатства хранится
В городе этом прелестном, на две разделить половины.
Те не сдавались ещё и готовились к тайной засаде.
Стену, стоя на ней, охраняли их милые жёны,

515 Дети, также мужчины, которыми старость владела,
Сами ж пошли. Во главе их — Арес4 и Паллада Афина5,
Оба из золота и в золотые одеты одежды,
Оба в оружье, — большие, прекрасные; истинно — боги!
Ясно заметные, люди вокруг были ниже намного.

4. Аре́с (Арей) — бог войны, сын Зевса и Геры.
5. Афи́на Палла́да — одно из главных божеств Древней Греции. Богиня мудрости и справедливой войны.


520 К месту пришли, где всего им удобней казалась засада:
На берегу у реки, где обычно скотину поили.
Там они сели на землю, блестящей одетые медью.
Двое лазутчиков спереди сели, отдельно от войска,
И выжидали прихода овец и коров тяжконогих.

525 Вскоре они показались; свирелью себя услаждая,
Гнали спокойно их два пастуха, не предвидя коварства.
Те же, едва увидав, устремились на них из засады
И захватили коровьи стада и густые отары
Сереброрунных овец, а их пастухов перебили.

530 В стане, едва услыхала смятенье и шум возле стада
Стража, стерёгшая площадь, тотчас на коней быстроногих
Все повскакали, помчались и, берега быстро достигнув,
К битве построились возле реки и в сраженье вступили.
Яро метали друг в друга блестящие медные копья.

535 Там и Смятенье, и Распри теснились, и грозная Кера6
Раненых жадно хватала она, и не раненых также,
За ноги трупы убитых из битвы свирепой тащила;
Кровью людскою вкруг плеч одежда её обагрялась.
Воины в свалке, как будто живые, теснились и бились,

6. Ке́ра — демоническое существо, несущее смерть.

540 И напрягались отнять друг у друга кровавые трупы.
Мягкую новь он представил ещё, плодородную пашню,
Трижды взрыхлённую плугом. И много на ней землепашцев
Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;
Каждый раз, как они, повернувши, к меже подходили,

545 В руки немедля им кубок вина, веселящего сердце,
Муж подавал, подошедши. И пахари гнать продолжали
Борозду дальше, чтоб снова к меже подойти поскорее.
Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших
И походило на пашню, — такое он диво представил.

550 Дальше царский участок представил художник искусный.
Острыми жали серпами подёнщики спелую ниву.
Горсти колосьев одни — непрерывно там падали наземь,
Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,

555 Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.
На полосе между ними, держа в руке свой посох,
Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.
Вестники пищу поодаль под тенью готовили дуба;
В жертву быка заколов, вкруг него суетились; а жёны

560 Белое тесто месили к обеду работникам поля.
И виноградник с тяжёлыми гроздьями там он представил,
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись.
Из серебра были колья повсюду натыканы густо;
Чёрный ров по бокам; окружён оловянной оградой

565 Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой
Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.
Девы и юноши там в молодом, беззаботном веселье
Сладостный плод уносили в прекрасно сплетённых корзинах.
Мальчик, идя между ними, на звонкоголосой форминге,

570 Всех восхищая, играл, воспевая прекрасного Лина7
Нежным голосом. Те же за мальчиком следом спешили,
С присвистом, с пеньем и с топотом в лад, непрестанно танцуя.
Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих;
Были одни золотые, из олова были другие;

7. Лин — прекрасный юноша, рано погибший, олицетворение умирающей и воскресающей природы, растений (лин — по-гречески «лён»).

575 С громким мычаньем они из загона на луг выходили
К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким.
Вместе с коровами этими шли пастухи золотые,
Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними.
Спереди два вдруг ужаснейших льва напали на стадо

580 И повалили быка; ревел и мычал он ужасно,
Львами влекомый; собаки и юноши мчались на помощь;
Оба льва, разорвав на огромном быке его кожу,
Жадно потрох глотали и чёрную кровь. Пастухи же
Тщетно старались на львов собак натравить резвоногих;

585 Слушаться их не хотелц собаки и львов не кусали;
Близко подскочут, залают и тотчас назад убегают.
Пастбище сделав потом в прекрасной долине о художник,
Стадо большое овец белорунных на пастбище этом,
Крытые там шалаши представил, загоны и хлевы,

590 Также площадку для плясок представил хромец обеногий,
Вроде такой, которую в Кносе пространном когда-то
Для Ариадны8 прекрасноволосой Дедал9 изготовил.
Юноши в хоре и девы, для многих желанные в жёны,
За руки взявши друг друга, на этой площадке плясали.

8. Ариа́дна — дочь Критского царя Ми́носа. Помогла герою мифов Тесёю выбраться из лабиринта, дав ему клубок нитей (ариаднина нить).
9. Деда́л — легендарный строитель и художник. Научил людей столярному ремеслу. Дедал дал Ариадне клубок нитей, который помог Тесею выбраться из лабиринта.


595 Девушки были одеты в легчайшие платья, мужчины
В тканные прочно хитоны, блестевшие слабо от масла.
Девушки были в прекрасных венках, а у юношей были
Из серебра ремни, на ремнях же ножи золотые.
Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились

600 Так же легко, как в станке колесо под рукою привычной,
Если горшечник захочет проверить, легко ли вертится.
Или плясали рядами, одни на других надвигаясь.
Много народу теснилось вокруг, восхищаясь прелестным
Тем хороводом. Певец же божественный пел под формингу,

605 Стоя в кругу хороводном; и только лишь петь начинал он,
Два скомороха тотчас начинали вертеться средь круга.
И, наконец, на щите этом прочном по самому краю
Он великую силу реки Океана представил.
После того, как щит он сковал, огромный и крепкий,

610 Выковал также и панцирь Гефест ему, ярче, чем пламя;
Крепкий сковал ему шлем, на висках прилегающий плотно, —
Пёстрый, прекрасный; а гребень на шлеме из золота сделал.
После ему и поножи из гибкого олова создал.
Кончив доспехи ковать, знаменитый хромец обеногий
Взял и сложил их к ногам Ахиллесовой матери наземь.
Словно сокол, она с многоснежных вершин олимпийских
Кинулась, ярко блестящий доспех унося от Гефеста.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. В тексте поэмы Гефест, создающий щит для Ахиллеса, называется художником. Согласны ли вы с таким определением мастера? Аргументируйте свой ответ.

2. Как представления древних греков о Вселенной отражены на щите Ахиллеса?

3. Сравните описания мирного города и осаждённого неприятелем. Каково отношение автора к картинам мирной жизни и сценам войны? При ответе используйте цитаты из текста поэмы.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек?

Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. АРИОН — напечатано в «Северных цветах» на 1828 год. Написано 16 июля 1827 г.
Пушкин далеко отступил от традиционной формы мифа об Арионе, чудесно спасенном дельфином. Имя Ариона понадобилось ему, чтобы прикрыть истинный смысл стихотворения, рисующего судьбу друзей-декабристов и самого поэта. (вернуться)

3. Чёлн — 1. небольшая лодка, выдолбленная из ствола дерева. 2. разг. любая лодка. (вернуться)

4. Кормщик — рулевой на судне ( устар.). (вернуться)

5. Риза — (церк.) одежда, одеянье, платье вообще, особенно верхнее. (вернуться)


 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz