Уроки 13, 15-16. Жанр послания, тема дороги в лирике А.С.Пушкина. Зимняя дорога. И.И.Пущину. Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. Введение. Художественное произведение, автор, герои
Урок 2. Обрядовый фольклор
Урок 6. Русская летопись
Урок 7. Русские басни. И.И.Дмитриев. "Муха"
А.С.Пушкин. Основные даты
жизни и творчества
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Портреты Пушкина
Царскосельский Лицей
Друзья и современники А.С.Пушкина
И.И.Пущин. Записки о Пушкине
Пущин Иван Иванович. Художник Ф.Берне, 1817 г.
И.Е.Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Тест "Жанры лирики А.С.Пушкина"

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
ЛИРИКА ПУШКИНА


Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 12, 15-16

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 12. А.С.Пушкин. "И.И.Пущину"
Урок 15. Тема дороги в лирике А.С.Пушкина
Урок 16. Стихотворения А.С.Пушкина. Двусложные размеры стиха

УРОК 12
А. С. ПУШКИН.
«И. И. ПУЩИНУ»


Основное содержание урока:
Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Стихотворение в актёрском исполнении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Устные сообщения о детстве и лицейских годах поэта. Выявление ключевых деталей в отрывках из воспоминаний современников на тему «Внешность Пушкина» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотворении черт лирического послания.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Поэтическая пятиминутка

Чтение наизусть стихотворений Пушкина, изученных в 5 классе, и фрагментов пушкинских сказок.

II. Рассказ учителя о поэте

Рассказ учителя о лицейских годах поэта (см. страницу "А.С.Пушкин в Лицее") с показом слайдов сделанной учителем презентации (изображения Лицея и Царского Села) и включением выразительного чтения лицейских стихов Пушкина: «К другу стихотворцу», «Товарищам», «В альбом Пущину».

III. Просмотр видеоролика «Видеоэкскурсия по Царскосельскому лицею на YouTube»

IV. Самостоятельное чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и выполнение групповых заданий:

Группа 1.


Формулирование учащимися вопросов к статье, например:

С какой целью был открыт Царскосельский лицей?

Как название этого учебного заведения связано с Античностью?

Почему для Пушкина 19 октября стало очень важной датой в жизни?

Как жили и учились лицеисты?

Почему воспитание в Лицее было строгим?

Какую атмосферу создали в Лицее профессора?

Как настроения лицеистов были связаны с общественно-политической обстановкой в России?

Как относился Пушкин к Лицею после его окончания?

Группа 2.

Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и понятиям статьи:
привилегированный, гимнасий, ломберные столики, бумазейное одеяло, никогда не были праздны, холопство, лизоблюдство, Коллегия иностранных дел.

Группа 3.

Составление плана статьи.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя».

Группа 4.

* Подготовка краткого сообщения о друзьях Пушкина (см. страницу "Друзья и современники А.С.Пушкина") и профессорах Лицея.

Группа 5.

Подготовка выразительного чтения стихов Пушкина о лицейских годовщинах (фрагментов).

Сообщение о дружбе Пушкина и Пущина.

V. Чтение и обсуждение сведений учебника
о литературных местах России, связанных с именем Пушкина.

VI. «Чувства добрые» в стихотворении «И. И. Пущину»

1. История создания стихотворения.

2. Чтение стихотворения про себя.

3. Вопросы для самостоятельного обдумывания:

• Какие чувства являются в стихотворении главными?

• Какова композиция стихотворения?

Как в нём связаны судьбы ссыльного Пушкина и сосланного в Сибирь Пущина?

• Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».

VII. Прослушивание стихотворения «И. И. Пущину» в актёрском исполнении и ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VIII. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности

Определение жанра:
Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
(см. также страницу "Послание. Жанр послания в лирике Пушкина)

Послание, или эпистола — один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату с просьбами, пожеланиями, увещеваниями, высказывает свои суждения по какому-либо морально-философскому вопросу.

Встречаются послания дидактические, панегирические, любовные, сатирические и пр. Лирический жанр послания был популярен в XVIII — первой половине XIX века. Широко известны послания В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета.

IX. Практическая работа.
Подбор цитат, иллюстрирующих особенности жанра дружеского послания в стихотворении «И. И. Пущину».


X. Составление цитатной таблицы «Черты лирического послания в стихотворении».

Черты лирического послания в стихотворении «И. И. Пущину» /Примеры из стихотворения

1. Стихотворное письмо
2. Обращение к конкретному адресату
3. Благодарность, просьба, пожелание
4. Суждения по какому-либо морально-философскому вопросу

И т о г о в ы й  в о п р о с:  какие мысли о дружбе и человеческих отношениях вызывает у современного читателя стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?

XI. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «И. И. Пущину» и подготовить его выразительное чтение (см. рекомендации практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

* Письменно ответить на вопрос «Какими способами в стихотворном послании Пушкин передал свои „чувства добрые“ ссыльному другу?».

Индивидуальные задания.
Подготовить устные сообщения (по выбору):
1) «Лицейские годы Пушкина»;
2) «Словесные и изобразительные портреты Пушкина» (на основе материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...»);
3) «Мой первый друг...» с использованием фрагментов книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим...»).

Групповые задания.
Составление коллективных электронных журналов «Лицейские друзья Пушкина» и «Лицейские профессора».
Чтение рассказа Ю. М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный...», комментирование названия рассказа и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».

УРОК 15
«ЗИМНЯЯ ДОРОГА» И ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
ТЕМА ДОРОГИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
(урок внеклассного чтения 2)


Основное содержание урока:
Тема дороги в творчестве А. С. Пушкина. Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть, в стихотворении «Зимняя дорога». Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути в стихотворениях о дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Зимняя дорога» и других стихов о дороге (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворений (по группам). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «эпитет», «метафора», «композиция». Определение роли эпитета, метафоры, композиции в выражении авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Тема дороги в творчестве А. С. Пушкина

«Дорога» для Пушкина — это не только передвижение в пространстве. Это одно из самых любимых «занятий» поэта, ведь большую часть своей жизни он провёл в дороге. Дорога для него — это и жизненный путь, и творческое поприще, и форма бытия.

Передать ощущение дороги поможет музыка. Это может быть романс Г. Свиридова к кинофильму «Метель»
(см.: http://poiskm.ru/song/336582-Sviridov-Romans-Metel)
или музыкальная пьеса П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»
(см.: http://poiskm.ru/song/2818656-P.-CHaykovskiy-Noyabr-Na-troyke).

Прослушивание музыки и чтение строк Л. Васильевой:

С какого ближнего куста
трель соловьиная звучала?
Дорога к Пушкину проста,
но где лежит её начало?
Какую шутку Он сыграл
с великой лёгкостью предтечи,
какою карой покарал
Он стихотворцев русской речи,
что, достигая высоты,
невиданной, казалось, ране,
никто не достигал черты
и не переступал той грани,
которая вот-вот близка
и, кажется, преодолима,
но вдохновенная строка
всё мимо пролетает, мимо...
Однако счастье — сознавать
таинственность простого слога,
как солнцу окна открывать,
как в тёмном небе видеть Бога.
Лариса Николаевна Васильева (1935 — 2018) — советская и российская поэтесса, прозаик и драматург, филолог. Автор более двадцати поэтических сборников.

Стихотворение настраивает читателя на мысль, что гений Пушкина настолько велик, что до конца постичь тайну мастерства поэта ещё никому не удавалось, однако «счастье — сознавать таинственность простого слога», и это вечно, как солнце, как Бог.

II. Чтение и обсуждение стихотворения «Зимняя дорога».

Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть, в стихотворении «Зимняя дорога».
Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги.

Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?

Каков ритмический рисунок текста? *Почему ритм замедленный?[2]

Какую картину рисует обилие гласных звуков?

Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?

Каково движение в поэтическом пространстве текста?

В чём смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик»?

III. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится...».


Каково настроение текста? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими, интересными?

Какие фольклорные мотивы вы заметили в тексте? Каков их смысл?

В чём особенности композиции стихотворения?

*Почему 2, 3, 4-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?

Какими звуками, красками наполнено стихотворение?

Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите текстом. О чём думает и что чувствует лирический герой?

*Какой смысл придаёт тексту открытый финал?

Группа 2.

Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы».


Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?

Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Какую роль играют в этих описаниях метафоры?

Каково авторское отношение к дорожным проблемам?

Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?

О чём мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?

*Каков поэтический смысл последнего стиха?

Группа 3.

* Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни».


Почему стихотворение так называется?

О какой телеге идёт речь?

Кто везёт путника в телеге жизни? Почему этот образ появляется в первой и последней строфах?

Каким видится лирическому герою жизненный путь человека? А вам?

Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?

Как автору удаётся создать картину непрерывного движения времени, неподвластного воле человека?

IV. Сообщения групп о своих наблюдениях над пушкинскими текстами.

V. Практическая работа. Подбор цитат по теме «Пейзаж и его роль в стихотворениях Пушкина о дороге».

И т о г о в ы й  в о п р о с:  что привлекает читателя в стихах Пушкина о дороге?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть и анализ одного из стихотворений Пушкина о дороге (по выбору).

Письменно ответить на один из проблемных вопросов:
Какова роль картин природы в стихах Пушкина о дороге?
Какие размышления о жизненном пути отразились в стихах Пушкина о дороге?

УРОК 16
А. С. ПУШКИН. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА (урок развития речи 3)

Основное содержание урока:

Двусложные размеры стиха. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Двусложные размеры стиха». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих стихотворные размеры. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение и обсуждение статьи учебника «Двусложные размеры стиха»: (см. также страницу "Стихотворные размеры")

Чем стихи отличаются от прозы?

Что такое двусложные размеры стиха?

Найдите в словаре литературоведческих терминов статьи «Ямб» и «Хорей». Чем ямб отличается от хорея?

Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Каким размером написан пролог к поэме «Руслан и Людмила»?

Определите стихотворные размеры, которыми написаны сказки Пушкина о царе Салтане, о мёртвой царевне и о золотом петушке.

II. Практическая работа.
Определение двусложных размеров стиха:


Определите стихотворные размеры в следующих пушкинских цитатах:

1) Ни огня, ни чёрной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...

2) Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.

3) Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..

4) Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.

5) «Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»

6) Разлука ждёт нас у порогу,
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Аргументируйте устно свои ответы.

III. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Подготовка к устному и письменному ответу на проблемный вопрос «Какие „чувства добрые“ пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?».

Составление плана высказывания.

Вопрос /Пункт плана /Примеры

1. Что такое «добрые чувства»?/
Вступление. Гуманистический смысл стихов Пушкина/ (Пушкин — поэт-гуманист)

2. Какие мысли и чувства звучат в стихах Пушкина о дружбе?/
Основная часть: верность поэта дружбе и лицейскому братству/
«И. И. Пущину», «Товарищам», «В альбом Пущину»

а) Почему для Пушкина так важна свобода?/
• мечта о свободе /«Узник»

б) Почему картины природы и очарование любви являются для поэта источником радости?/
• радостное, оптимистическое ощущение жизни /«Зимнее утро»

в) Какие противоречивые чувства вызывают стихи о дороге?/
• дорога как время раздумий о жизни/ «Зимняя дорога», «Дорожные жалобы», «Телега жизни» и др.

г) Почему стихи Пушкина вызывают «чувства добрые» у современного читателя?

Заключение. Стихи Пушкина — источник добрых чувств

IV. По выбору ученика

Варианты устных рассказов учащихся по составленному плану.

Литературная викторина по поэзии Пушкина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...».

V. Домашнее задание

Определить двусложные стихотворные размеры стихов Пушкина, входящих в литературную викторину (кроме цитат из стихотворения «Узник», «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о попе и о работнике его Балде»).

Письменно ответить на вопрос «Какие „чувства добрые“ пробуждает А. С. Пушкин своими стихами?».

Чтение и пересказ романа «Дубровский» (гл. I—III).

Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение об истории создания романа «Дубровский» на основе статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Подготовиться к выразительному чтению по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I) и диалога Владимира Дубровского с кучером Антоном (гл. III).

Следующий урок: Роман А.С.Пушкина "Дубровский" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Задания повышенной трудности обозначены звёздочкой. (вернуться)



И.И.ПУЩИНУ
А.С.ПУШКИН


Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое Провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
13 декабря 1826 (вернуться к уроку)


В ПОЛЕ ЧИСТОМ СЕРЕБРИТСЯ...
А.С.ПУШКИН


* * *
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
1833 (вернуться к уроку)


ДОРОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ
А.С.ПУШКИН


Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.[3]

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?[4]

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
1829 (вернуться к уроку)


ТЕЛЕГА ЖИЗНИ
А.С.ПУШКИН
[5]

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.[6]

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.
1823 (вернуться к уроку)

3. Инвалид (устар.) — старый солдат, неспособный к строевой военной службе из-за увечья и ран; иногда то же, что ветеран. До военных реформ 1860-70-х гг. использовались для гарнизонной и караульной службы. (вернуться)

4. Трюфли Яра — съедобные виды, считающиеся ценными деликатесами. В России раньше эти грибы в больших количествах добывали в окрестностях Александрова и Сергиева Посада.
«Яр» — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве XIX — начала XX века. Пушкин пишет о «Яре» на Кузнецком.(вернуться)

5. Телега жизни — напечатано Пушкиным впервые в «Московском Телеграфе» 1825, № 1, стр. 49.
В стихотворении «Телега жизни» поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, старость — вечер, смерть — ночь. Для него жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся «само собой», независимо от воли человека. Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.
Бессмысленность окружающего мира не может не ужаснуть мыслящего человека. Для поэта, удивительно рано осознавшего свое призвание, она вдвойне трагична: ведь его талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели!
(По книге: Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994.) (вернуться)

6. Облучо́к – сидение для кучера или ямщика в повозке. (вернуться)

 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz