Анализ стихотворения К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
Статья учебника «Константин Михайлович Симонов»
К. М. Симонов. Жди меня
К. М. Симонов. Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...
А. А. Сурков. Луна висит над опаленным садом...
Стихотворения К.М.Симонова о Великой Отечественной войне
Стихотворение К.М.Симонова "Майор привёз мальчишку на лафете..." (урок литературы в 5 классе)
Лирика Великой Отечественной войны. (уроки литературы в 7 классе)
Военная поэзия (урок литературы в 11 классе)
А.А.Сурков. Портрет работы Г.С.Верейского, 1943 г.

КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ
(1915 – 1979)

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).



УРОК 63
К. М. СИМОНОВ. «ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЁША,
ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ...»


Основное содержание урока

Краткий рассказ о поэте-фронтовике. Стихотворение в актёрском исполнении. Трудные солдатские будни. Скорбная память о павших на полях сражений. Своеобразие образа Родины и чувство любви к ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского народа.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Михайлович Симонов» и составление её плана. Сообщения учащихся о военной биографии поэта с показом его портретов. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэтов (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворении.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте-фронтовике

Эмоциональным вступлением к уроку может стать прослушивание песен времён Великой Отечественной войны, в которых отразились чувства защитников Родины, например знаменитой «Землянки» («Бьётся в тесной печурке огонь...») на слова А. Суркова, или написанных позднее песен о войне, принадлежащих к жанру авторской песни, например песен В. Берковского «Вспомните, ребята» на стихи Д. Сухарева или «Ну, что с того, что я там был...» на стихи Ю. Левитанского.

Краткий рассказ учителя о поэте, о страницах его военной биографии
с включением сообщений учащихся, показом и обсуждением портретов поэта.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня»
и прослушивание песни на эти стихи, фрагментов стихотворений «Сын артиллериста» и «Майор привёз мальчишку на лафете...».

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Михайлович Симонов» и составление её плана. См. статью ниже:

ТАБЛИЦА
Статья учебника «Константин Михайлович Симонов»
Вопрос
Пункт плана
Как зарождалась у К. М. Симонова любовь к литературе?
Роль матери поэта в зарождении его любви к литературе
Какое влияние оказал на Симонова его отчим?
Влияние военной профессии отчима на жизнь и творчество Симонова
Какое образование получил будущий поэт?
Годы учёбы и начало поэтической деятельности Симонова
Где находился поэт в годы Великой Отечественной войны?
Симонов — военный корреспондент
О чём говорят читателю военные стихи Симонова?
Военные стихи Симонова — поэзия патриотизма, верности и любви


III. Стихотворение в актёрском исполнении

Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».
См. текст ниже:

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Трудные солдатские будни.
Скорбная память о павших на полях сражений


Ответы на вопросы 2—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Групповая практическая работа:

Группа 1.


Кому посвящено стихотворение К. М. Симонова?

Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике А. А. Суркове?

В работе группы возможно использование карточек-информаторов, содержащих сведения об А. А. Суркове, и выразительное чтение его стихотворения «Луна висит над опалённым садом...», ставшего своеобразным ответом на стихотворение Симонова.

Своеобразие образа Родины и чувство любви к ней,
ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
Образ русского народа

Продолжение групповой работы.

Группа 2.

Какие слова и выражения в стихотворении являются контекстуальными синонимами к понятию Родина?

В результате исследовательской работы делается вывод о том, что, с одной стороны, Родина для лирического «я» — это конкретные места, которые защищают от врага русские солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, просёлки, изба под Борисовом, пажити, леса. С другой стороны, Родина под пером поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Поэтому для описания Родины поэт использует обобщённые и символические образы: великая Русь; вся Россия; всем миром; самая милая, горькая земля, «где я родился». Поэт связывает образ Родины с образом терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасёт солдата на трудных дорогах войны.

Группа 3.

Какой смысл приобретает в стихах образ дороги и образ дома?

Поэт называет военные дороги разными словами (дорога, тракт, просёлки), которые роднят его с исконной, деревенской Русью с богатой историей. Слово дорога становится высоким синонимом жизненного пути, который человек должен пройти достойно. Поэтому и военная страда — это нелёгкое испытание, выпавшее на долю целого народа, а поэт-солдат должен пройти этот путь вместе с Родиной. Вечной ценностью предстаёт в стихотворении и образ дома, который нужно защитить.

Группа 4.

Стихотворение К. М. Симонова наполнено звуками, голосами. Проследите, чьи голоса звучат в тексте и какой смысл это придаёт стихотворению.

Глаголы, обозначающие звуковые образы (шептали, называли, молятся, сказала, говорили), подчёркивают выдержку и спокойствие терпеливых русских жителей. В картине прощания с умершим на высокой ноте эмоционального напряжения динамика текста замирает. Пронзительно начинают звучать выражения, обозначающие неизбывное горе жителей российских деревень, которые оставлены отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мёртвому плачущий девичий крик. Эти чувства становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жён, детей, родной дом они готовы умереть, «по-русски рубаху рванув на груди». Образ горькой и поруганной земли, горе в душах солдат создают и усиливают аллитерации на «р» в последних трёх строфах.

V. Обучение выразительному чтению
(см. алгоритм работы в уроке 27).

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Письменно ответить на вопрос «Какие лучшие чувства обострились в душах людей в годы Великой Отечественной войны (по стихотворению „Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...“)?».

Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о военной биографии Д. С. Самойлова с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Следующие уроки: 64. Д. С. Самойлов. "Сороковые" >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2016.


КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ
(1915 – 1979)


Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде.

Мать поэта, Александра Леонидовна Оболенская, представительница древнего княжеского рода, с самого раннего возраста привила сыну любовь к литературе. Она много читала ему наизусть произведения Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Отца, генерала, погибшего на фронтах Первой мировой войны, Симонов не помнил. С четырёхлетнего возраста его воспитывал отчим, боевой офицер, прошедший Русско-японскую войну, воевавший на германском фронте. В поэме «Отец» поэт с благодарностью воссоздаёт его образ. Характер доверительных, но строгих и требовательных отношений отца и сына в некоторой степени отражён в известном стихотворении «Сын артиллериста». В 1938 году Симонов закончил Литературный институт. В это время он уже активно печатался в московских журналах.

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов становится одним из самых известных поэтов в нашей стране. Стихотворение «Жди меня», посвящённое жене поэта, актрисе Валентине Серовой, вскоре, переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. О любви к Родине Симонов пишет и в одном из лучших своих стихотворений военного времени «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...». Пишет просто, задушевно, сохраняя тёплую, сердечную интонацию дружеской беседы. Поэт обращается к своему другу, поэту Алексею Суркову, автору известной «Землянки» («Бьётся в тесной печурке огонь...»).

Война обострила чувство связи поэта со всем народом. Он ощутил нежность, сострадание к усталым женщинам, нёсшим отступающим солдатам кринки с молоком, почувствовал глубокое родство с беспомощными стариками, надеявшимися дождаться солдат-освободителей. Шёпот женщин: «Господь вас спаси!», слова «седой старухи в салопчике плисовом»: «Покуда идите, мы вас подождём...» — сливаются в одно заклинание всей Русской земли:

«Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» — говорили леса.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

ЖДИ МЕНЯ
К. М. Симонов


Жди меня, и я вернусь.[2]
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941
(вернуться к уроку)


ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЁША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ...
К. М. Симонов


А. Суркову[3]
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, всё-таки родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на просёлках свела.

Ты помнишь, Алёша: изба под Борисовом,
По мёртвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьём,
Ты помнишь, старуха сказала: —
Родимые, Покуда идите, мы вас подождём.

«Мы вас подождём!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождём!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алёша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
По русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока ещё милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
1941

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)

РАЗЬЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Вспомните, какое стихотворение К. Симонова вы читали и обсуждали в 5 классе. О чём оно?

2. Вы уже знаете, что лирическое произведение передаёт чувства, настроение, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»?

3. Поэт пишет о событиях, участником которых он был, пишет о том, что тревожило и печалило его в происходящем, но нам кажется, что мысленно он обращается к многовековой истории России. Какие слова поэта возвращают нас в далёкое прошлое, к истокам героизма русского народа?

4. Как вы думаете, почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?

5. Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (
вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
К. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»


1. Стихотворение К. Симонова — монолог поэта, обращённый к другу, монолог-воспоминание о родине в пору тяжелейшего испытания, нашествия захватчиков. Как актёру удалось передать интонацию дружеского разговора?

2. Почему, воспроизводя образ родины, поэт — городской житель, повторяет слова «деревни, деревни, деревни с погостами...»?

3. Как вы считаете, почему поэт-воин, думая о бедах войны, в первую очередь вспоминает о стариках, женщинах, слышит «по мёртвому плачущий девичий крик...»?

4. Почему актёр с особой эмоциональной силой выделяет повторяющееся заклинание «Мы вас подождём!»?

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (
вернуться к уроку)

ЛУНА ВИСИТ НАД ОПАЛЁННЫМ САДОМ...
А. А. Сурков
[4]

Луна висит над опаленным садом.
В ночном тумане тает синий дым,
Рассвет не скоро. Сядь на бурку рядом.
Поговорим. На звезды поглядим.

Здесь, у костра, не скрыть ночному мраку
Всей разницы повадок, вкусов, лет.
Когда я первый раз ходил в атаку,
Ты первый раз взглянул на белый свет.

Своей дорогой шел сквозь годы каждый,
Мечтая счастье общее найти,
Но буря к нам нагрянула однажды,
Слила в одну дорогу все пути.

Тем знойным летом, слыша танков топот,
Мы побратались возрастом в бою,
Помножив мой сорокалетний опыт
На твой порыв и молодость твою.

Когда пробьет урочный час расплаты,
На запад схлынет черная беда, -
В высоком званье старого солдата
Сольются наши жизни навсегда.

Испытанные пулей и снарядом,
Виски свои украсив серебром,
Мы на пиру победы сядем рядом,
Как в эту ночь сидели над костром.
Под Ржевом
1942 (вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. «Жди меня́» – стихотворение написано в июле — августе 1941 года. Дата первой публикации 14 января 1942 года.
Посвящено актрисе Валентине Серовой (1917-1975), третьей жене К.Симонова.
Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах…».
Первоначально стихотворение не предназначалось для публикации — как слишком личное; тем не менее Симонов неоднократно читал его друзьям. Впервые это произошло в октябре 1941 года на Северном фронте, своему товарищу — фотокору Григорию Зельме, и для него автор переписал стихотворение из блокнота, поставив дату: «13 октября 1941 года, Мурманск». 9 декабря 1941 года Симонов прочитал стихотворение в радиоэфире.
По мнению литературоведа И. В. Кукулина, образцом для Симонова могли послужить фольклорные заклинания и заговоры, некоторые произведения русской поэзии Серебряного века, а также «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова, написанная в 1932 году и передававшаяся из рук в руки в годы войны. (вернуться)

3. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." — стихотворение К. М. Симонова написано в самом начале войны, в 1941 году.
Тема стихотворения – величие русской земли и ее народа, который может выдержать все.
Стихотворение разделено на две части: в первой части показаны воспоминания автора об отступлении. Вторая выражает идею о неразрывности связи солдат и народа.
Как и его друг Алексей Сурков, в военные годы Симонов был корреспондентом.
"В маленькой комнатке я застал Верейского, Слободского и Суркова, которого в первую минуту даже не узнал - такие у него были бравые пшеничные, с подпалинами чапаевские усы. Расцеловавшись, мы посидели минут десять, спрашивая друг друга о событиях, происшедших с нами за те несколько месяцев, что мы не виделись после Западного фронта. Потом я прочитал Алеше посвященное ему стихотворение "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...". Старик расчувствовался. Я - тоже. Из-под койки была вытащена бутылка спирта, который мы и распили без всякой закуски, потому что закуски не было..."
Из фронтовых дневников Константина Симонова. (вернуться)

4. «Луна висит над опалённым садом...» — стихотворение Алексе́я Алекса́ндровича Сурко́ва (1899 — 1983) — своеобразный ответ на стихотворение Константина Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...".
В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии.
27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…» Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь) в солдатском письме-треугольнике.(вернуться)


 
Константин Симонов (слева) и Алексей Сурков. 1941 г. Фото: РГАКФД
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz