Анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг". Уроки литературы в 6 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 6 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Тургенев И.С. Основные даты жизни и творчества
Портреты И.С.Тургенева
Тургенев И.С. Бежин луг
Рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг" и картина В.Е.Маковского "Ночное"
К уроку по рассказу "Бежин луг" (тест: узнай героя)
Тургенев И.С. Хорь и Калиныч
Тургенев И.С. Льгов
Тургенев И.С. Касьян с Красивой Мечи
Тургенев И.С. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
Мастерство Тургенева в изображении родной природы
Рассказ И.С.Тургенева "Муму" (уроки литературы в 5 классе)
Повесть И.С.Тургенева "Ася" (уроки литературы в 8 классе)

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 — 1883)

Рассказ И. С. Тургенева "Бежин луг"


Уроки литературы в 6 классе[1]

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 32. И.С.Тургенев. "Бежин луг": Образы автора и рассказчика

Уроки 33-34. "Бежин луг": Образы крестьянских детей

Урок 35. "Бежин луг": Картины природы

Урок 36. И.С.Тургенев. "Хорь и Калиныч" и другие рассказы из "Записок охотника" (урок внеклассного чтения 7)


УРОК 32
И.С.ТУРГЕНЕВ. "БЕЖИН ЛУГ": ОБРАЗЫ АВТОРА И РАССКАЗЧИКА


Основное содержание урока
Из истории создания сборника «Записки охотника»[2]. Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев». Устные сообщения о писателе на основе поиска материалов о его детстве и юности с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение и обсуждение статьи учебника «„Бежин луг“ вчера и сегодня». Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Из истории создания сборника «Записки охотника»

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Устные сообщения учащихся о детстве и юности писателя на основе справочной литературы и ресурсов Интернета.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» ( См. текст статьи ниже)

Пользуясь словарями, составьте историко-культурный комментарий к следующим словам и выражениям: Смутное время, Лобное место, Лжедмитрий, кавалергардский полк, П. А. Плетнёв, Грановский.

В какой семье родился Тургенев?

Что омрачало любовь юного Тургенева к Спасскому и его природе? Почему?

Где будущий писатель получал образование?

Когда появились первые литературные опыты Тургенева?

Какая информация этой статьи была для вас новой, а какие сведения вы узнали раньше самостоятельно?

III. Сообщение учителя о жизни Тургенева:

Фотоэкскурсия по Спасскому-Лутовинову http://www.turgenev.org.ru/gallery.htm

Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» http://www.turgenev.org.ru/museum/spasskoe.htm

Презентация виртуальной экскурсии по Спасскому-Лутовиновуhttp://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=197023&tmpl=thread&BoardId= 197026&ThreadId=255333

В 1842 году Тургенев пишет записку «Несколько замечаний о русском хозяйстве и русском крестьянине», составленную по заданию министра внутренних дел Л. А. Перовского.

«Либерально настроенный Тургенев уповал на упразднение крепостничества „сверху“, на постепенные политические и социальные перемены...

По мнению Тургенева, полная зависимость от помещиков ведёт к шаткости и ненадёжности существования крестьян, они не чувствуют себя хозяевами земли и своей судьбы, у них не развивается гражданская ответственность. С другой стороны, дворяне не выполняют своих обязанностей перед государством и народом, они не заботятся об улучшении условий крестьянского труда, не занимаются просвещением крестьян, не являются проводниками культуры (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. В 30 т. / Сочинения. — Т. 1. — М., 1978. — С. 419—430).

Не предлагая конкретной программы изменений, Тургенев декларировал необходимость постепенного переворота, активную роль в подготовке которого должны были сыграть власть и сами дворяне».

Эта записка была опубликована в 1846 году во французском журнале социалистов-утопистов «Revue Independante» за подписью Луи Виардо. Объясняя в своих воспоминаниях, почему он в самом начале 1847 года уехал за границу, где написано большинство очерков «Записок охотника», Тургенев говорит:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва».

IV. Сообщение об истории создания сборника «Записки охотника».

V. Чтение статьи учебника «„Бежин луг“ вчера и сегодня». ( См. текст статьи ниже)

Выделите главные мысли статьи.

Как родилось название «Бежин луг»?

VI. Анализ рассказа «Бежин луг».

Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям.

Образ рассказчика

Групповая работа:

Группа 1.

Выразительное чтение рассказа с начала до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...».

В чём красота описания летних суток?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы при изображении летнего утра, полдня, вечера?

Есть ли в описании рассказчик? Докажите своё мнение.

Что можно сказать об образе автора?

Группа 2.
Выразительное чтение рассказа со слов «В такой точно день охотился я...» до слов «...теперь опять нужно вправо взять».

Какие изобразительно-выразительные средства использованы для описания ночного пейзажа?

Докажите, что в этом фрагменте появляется рассказчик. Каков его облик?

Как состояние заблудившегося охотника связано с изображением наступившей ночи?

Группа 3.

Выразительное чтение рассказа со слов «Я пошёл вправо через кусты...» до слов «...как вдруг очутился над страшной бездной».

Какие краски и звуки ночи усиливают состояние напряжённости и смятения в душе охотника?

Опишите внутреннее состояние рассказчика. Почему он начинает произносить свои мысли вслух?

Группа 4.
Выразительное чтение рассказа со слов «Я быстро отдёрнул занесённую ногу...» до слов «...с репейниками в спутанной гриве».

Какие краски ночного пейзажа помогают читателю представить картину Бежина луга?

Почему пасти ночью табун лошадей — «большой праздник для крестьянских мальчиков»?

С каким чувством описана картина верховой езды крестьянских ребятишек?

Как автор относится к ним?

Группа 5.
Выразительное чтение рассказа со слов «Я сказал мальчикам, что заблудился...» до слов «(...намерен теперь же познакомить с ними читателя)».

Почему в описании ночного костра «мрак боролся со светом»?

Какие краски, звуки и запахи писатель считает характерными для «русской летней ночи»?

В чём мастерство автора в описании картин природы?

VII. Рецензирование выразительного чтения одноклассников (по группам).

VIII. Образ рассказчика. Практическая работа.

Подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в рассказе.

ТАБЛИЦА
Формы выражения авторской позиции в рассказе "Бежин луг"
Формы выражения авторской позиции
Цитаты
Эмоциональное описание русской природы в любое время суток
«Прекрасный июльский день...»
Реалистическое описание красок, звуков и запахов летней ночи
Солнце «тускло-багровое», «перепела изредка кричали», «запах русской летней ночи...»
Детали, характерные для крестьянского труда и быта
«Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...»
«Мысли про себя»
«Эге! — подумал я. — Да это я совсем не туда попал...»
«Мысли вслух»
«Что за притча?.. Да где же я?»
Описание своего состояния
«...Сердце у меня сжалось...»
Симпатия в описании крестьянских детей
«С весёлым гиканьем и криком...», «звонко хохочут...»

(В домашней работе количество цитат в таблице должно быть расширено.)

Итоговый вопрос:
почему повествование ведётся от лица рассказчика?

Домашнее задание
Подготовить устное сообщение о детстве и юности Тургенева (см. задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя»).
Письменно выполнить задания 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Групповое задание.
Подобрать цитаты на тему «Портреты мальчиков в рассказе „Бежин луг“».

Индивидуальное задание.
Создать иллюстрацию на тему «Природа в рассказе „Бежин луг“».


УРОКИ 33-34
"БЕЖИН ЛУГ": ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ


Основное содержание урока.
Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей.

Основные виды деятельности.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портретная характеристика».
Выразительное чтение фрагментов (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление групповой характеристики героев. Обсуждение иллюстраций к рассказу и живописных полотен, созвучных рассказу.

I. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.
Практическая работа.


Составление цитатной таблицы «Образы мальчиков в рассказе „Бежин луг“».

Имя мальчика
Возраст
Важные детали портрета
Достаток семьи
Рассказ мальчика
Группа 1. Федя
Лет 14
Стройный, с красивыми чертами лица; жёлтая ситцевая рубаха; новый армячок; гребешок; сапоги не отцовские
Принадлежал к богатой семье
Группа 2. Павлуша
Не более 12 лет
Волосы всклокоченные, лицо бледное, рябое, неказистый. Глядел он умно и прямо, в голосе у него звучала сила
Одеждой своей он щеголять не мог
Про солнечное затмение и Тришку
Группа 3. Ильюша
Не более 12 лет
Лицо горбоносое, подслеповатое, выражало тупую болезненную заботливость, сжатые губы, сдвинутые брови, волосы торчали
Новые лапти и онучи, опрятная чёрнная свитка
Про домового. Про псаря Ермила и барашка. Про покойников
Группа 4. Костя
Лет 10
Лицо невелико, худо, в веснушках, заострено, как у белки. Большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. Маленького роста, сложения тщедушного
Одет довольно бедно
Про Гаврилу и русалку. Про бучило. Про Акулину и Васю
Группа 5. Ваня
Лет 7
Русая кудрявая головка
Просит у Феди гостинец
Реплика про Божьи звёздочки

Последняя часть таблицы: Авторское отношение

Федя: Выехал в поле не по нужде, а для забавы
Павлуша: Он мне понравился
Ильюша: Лицо было довольно незначительно
Костя: Возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором
Ваня: Последнего... я сперва было и не заметил

II. Пытливость, любознательность, впечатлительность.
Обобщающая беседа:


Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

С какой целью автор указывает на возраст крестьянских детей?

Какую информацию о мальчиках несут их портреты?

* Можно ли по этим описаниям сделать вывод об истинной и ложной красоте?

Предположите, с какой целью каждый из мальчиков отправился в ночное.

Какой жизненный опыт приходилось приобретать крестьянским детям в самом раннем возрасте?

* Почему в рассказе нет истории, рассказанной Федей?

О чём рассказывают Ильюша и Костя?

Как их характеризует вера в нечистую силу? Какое впечатление производят их рассказы? Почему они повествуют о тёмных силах, необъяснимых явлениях, негативных случаях из жизни, покойниках, сумасшедших?

Какие ночные звуки слышат мальчики?

Какое объяснение даёт им Павлуша? Как это его характеризует? Чем Павлуша отличается от других мальчиков?

* Расскажите о «светопреставлении» от лица Павлуши и от лица Ильюши, показывая разницу их характеров.

* Выберите из рассказа цитаты, в которых автор восхищается Павлушей. Что вызывает его восхищение? Как понять слова мальчика: «Своей судьбы не минуешь»?

* Почему именно он погибает в конце рассказа?

Перечитайте диалог Феди и Вани. Как Ваню характеризует отказ от гостинца в пользу сестры?

Что можно сказать о достатке семей, в которых живут мальчики? Мешает ли это им дружить?

Каково авторское отношение к каждому из детей? Почему оно такое?

III. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей

Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», дайте определение приёму портрета. Какие детали внешности мальчиков, их лиц, одежды, поведения помогают понять их внутренний мир?

Рассмотрите иллюстрации учебника. Совпали ли ваши представления о мальчиках с изображениями художника?

Выполните задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговое задание:
докажите, что портрет — это композиционных приём авторской характеристики героев.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть описаний природы из рассказа «Бежин луг» (по выбору).
Составить письменную групповую характеристику мальчиков или ответить письменно на вопросы 3, 4 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Индивидуальное задание.
Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.


УРОК 35
"БЕЖИН ЛУГ": КАРТИНЫ ПРИРОДЫ


Основное содержание урока.
Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности. Выразительное чтение фрагментов рассказа наизусть. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Чтение статей учебника «Судьба „Записок охотника“» и «Из примечаний к „Бежину лугу“». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж».

I. Практическая работа. Выявление роли картин природы в рассказе.

Работа со словарём литературоведческих терминов.
Толкование понятия пейзаж.

Группа 1.
Прочитайте наизусть фрагмент рассказа со слов «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь...» до слов «...безостановочный бег земли».

Какие краски, звуки, ощущения человека заключены в этом пейзаже?
Какое впечатление производит ночь на рассказчика?
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в пейзажной зарисовке? С какой целью?
* К каким размышлениям о времени и вечности призывает нас автор?

Группа 2.
Прочитайте наизусть фрагмент рассказа со слов «Уже более трёх часов...» до слов «...оно перешло в дремоту».

Какие картины передают великолепие ночи?
Какие детали говорят о приближении утра?
Какие метафоры, эпитеты и сравнения использует автор? С какой целью?
* Какой смысл вложил автор в восклицание «Недолги летние ночи!..»: радость, печаль, нетерпение, сожаление и др.? Докажите своё мнение.

Группа 3.
Прочитайте наизусть фрагмент рассказа со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу...» до слов «...пристально поглядел на меня».

Какие детали утренней зари замечает автор?
Какие звуки и ощущения указывают на то, что «утро зачиналось»?
Проанализируйте глагольную лексику отрывка и объясните роль глаголов в этом пейзаже.
* Какую связь между природой и человеком передаёт нам автор?
Подтвердите своё мнение цитатами.

Группа 4.
Прочитайте наизусть фрагмент рассказа со слов «Я кивнул ему головой...» до слов «...промчался отдохнувший табун».

Найдите во фрагменте эпитеты. Чем они отличаются от простых определений?
* Как с помощью эпитетов передаётся динамика цветовых оттенков начинающегося дня? Какой цвет преобладает? Почему?
* Какова роль глаголов в изображении идущего времени?
Почему в финале описания автор обращает внимание на звуки колокола? Как в этом образе соединяются временное и вечное?
Почему рассказ начинается и завершается описанием природы?

II. Прослушивание фрагмента рассказа в актёрском исполнении и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров.

III. Чтение статей учебника «Судьба „Записок охотника“» и «Из примечаний к „Бежину лугу“». ( См. тексты статей ниже)

Устный ответ на вопрос из раздела учебника «Творческое задание».

IV. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказу.

Итоговые вопросы:
Какую роль в характеристике героев и выявлении авторской позиции играют описания природы в рассказе?
Какие художественные достоинства рассказа вы бы отметили, если бы были критиками?


Домашнее задание

Выполнить задание 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Письменно ответить на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Прочитать рассказы «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Льгов» (по выбору) и подготовить их пересказы.

Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение и инсценирование фрагментов рассказов.

Индивидуальные задания.
Создать иллюстрацию к одному из рассказов.
Подготовить вопросы для викторины по «Запискам охотника».
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника» и живописным полотнам русских художников).


УРОК 36
И. С. ТУРГЕНЕВ. «ХОРЬ И КАЛИНЫЧ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ ИЗ «ЗАПИСОК ОХОТНИКА»

(урок внеклассного чтения 7)

Основное содержание урока.
Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов.

Основные виды деятельности.
Конкурс на лучшее выразительное чтение и инсценирование фрагментов рассказов. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Нравственная оценка героев рассказов.
Обсуждение произведений книжной графики к рассказам. Презентация и защита собственных иллюстраций. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию, викторина на знание текста рассказов.

I. Сюжеты и герои «Записок охотника»

Рассказы из «Записок охотника» отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 год и были опубликованы в одно м сборнике в 1852 году. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал их А. И. Герцен. Рассказы разноплановы. Это повествование о величии, красоте и силе духа русского народа, об уме и таланте русского крестьянина, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе.

II. Групповая работа:

Группа 1. «Хорь и Калиныч». См. ниже комментарий к рассказу "Хорь и Калиныч".

Перескажите кратко сюжет рассказа. Важны ли для рассказчика события из жизни крестьян? Обоснуйте своё мнение.

Что автора больше всего интересует в русском крестьянине?

Прочитайте выразительно (можно двумя чтецами) фрагмент рассказа со слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга...» до слов «...и от него я многому научился».

Какие два типа русских крестьян рисует автор? Чем они различаются?

В стихотворении в прозе «Сфинкс» Тургенев представляет русского мужика загадочным сфинксом: «Да, то ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» На каком основании писатель сравнивает русского мужика со сфинксом? Можно ли найти черты «сфинкса» в Хоре и Калиныче?

Группа 2. «Льгов».
Перескажите кратко сюжет рассказа. Что вас удивило в нём?

Прочитайте по ролям разговор рассказчика с мужиками со слов «Мы дошли до Льгова» до слов «Через четверть часа мы уже сидели на дощанике Сучка».

Какие причуды и приказы своих господ выполняли крепостные?

Почему они относились к своей неволе бесстрастно, ни в чём не обвиняя своих господ? Каково авторское отношение к положению крестьян?

Группа 3. «Касьян с Красивой Мечи».
Перескажите кратко сюжет рассказа. Что удивляет читателя в его главном герое?

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Барин, а барин! — промолвил вдруг Касьян...» до слов «Справедливости в человеке нет, вот оно что...».

Почему Касьян считал, что убивать птиц и зверей нельзя?

Можно ли назвать Касьяна философом? Обоснуйте свою позицию.

Какие философские мысли автора об истинной и ложной красоте заключены в рассказе о Касьяне? Чем герой восхищает рассказчика?

III. Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов.
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Портреты и пейзажи в „Записках охотника“»
(по группам).


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Портреты и пейзажи в „Записках охотника“»
Название рассказа
Портреты героев
Пейзажи
Выводы о мастерстве автора
Группа 1. «Хорь и Калиныч»
 
 
 
Группа 2. «Льгов»
 
 
 
Группа 3. «Касьян с Красивой Мечи»
 
 
 


Итоговый вопрос:
в чём мастерство автора в изображении русских крестьян и русской природы?

IV. Обсуждение произведений книжной графики к рассказам.

Презентация и защита собственных иллюстраций.
Конкурс на лучшую иллюстрацию.

V. Викторина на знание текста рассказов (с включением вопросов, составленных учащимися).

Кто из персонажей "Записок охотника"...

1. ...«сватался за всех богатых невест в губернии...»? (Помещик Полутыкин. «Хорь и Калиныч».)

2. ...так приготовлял пищу, что «мясо... отзывалось рыбой, рыба — грибами, макароны — порохом»? (Повар «французской кухни» помещика Полутыкина. «Хорь и Калиныч».)

3. ...«называл свою собаку Астрономом»? (Помещик Полутыкин. «Хорь и Калиныч».)

4. ...принёс в подарок своему другу «пучок полевой земляники»? (Калиныч Хорю. «Хорь и Калиныч».)

5. ...рассказывал своим сверстникам о русалках и утопленниках? (Костя. «Бежин луг».)

6. ...«ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка»? (Павлуша. «Бежин луг».)

7. ...носил на поясе гребешок? (Федя. «Бежин луг».)

8. ...работал с братом на фабрике лисовщиком? (Ильюша. «Бежин луг».)

9. ...по капризной барской воле стал рыболовом на реке, где нет рыбы? (Сучок. «Льгов».)

10. ...носил странное имя Иегудиил? (Кучер. «Льгов».)

11. ...имел прозвище Блоха? (Касьян. «Касьян с Красивой Мечи».)

12. ...был уверен, что «справедливости в человеке нет»? (Касьян. «Касьян с Красивой Мечи».)

Домашнее задание
Подготовить письменный ответ на один из вопросов:
1. Почему «Записки охотника» Тургенева до сих пор интересны читателям?
2. Что можно узнать о России из «Записок охотника» Тургенева?
3. В чём мастерство Тургенева в изображении портретов русских крестьян и картин русской природы?

Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение о детстве и юности Ф. И. Тютчева с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Подготовиться к выразительному чтению стихотворений Ф. И. Тютчева, изученных ранее.

Следующие уроки: Урок 37. Ф.И.Тютчев. "Неохотно и несмело..." >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. – М.: Просвещение, 2021.


Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ
1818 — 1883

БИОГРАФИЯ И.С.ТУРГЕНЕВА


Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых — Пётр Никитич — был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.
По Н. Богословскому

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»?

2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)


"БЕЖИН ЛУГ" ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня — пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу и которых после первого чтения рассказа в детстве мы запоминаем на всю жизнь.

Многое меняется на земле, но, кажется, никогда не исчезнет то, что изображено Тургеневым в этом рассказе.

В рассказе «Бежин луг» природе уделено особое внимание. Потому что по-особому, более чутко и одухотворённо воспринимают её пять маленьких героев, для которых жизнь только начинает открывать свою сказочную красоту.

Рассказ посвящён крестьянским мальчикам старой, крепостной деревни середины XIX века. Однако, полтора столетия, отделяющие нас от того времени, не смогли стереть удивительной живости этого произведения.

Читая его, словно наяву любуешься мальчишками — каждый из них — характер, в каждом неповторимая душа... Любуешься июльским днём, изображённым в начале рассказа... Любуешься прекрасной летней ночью... Становишься свидетелем рождающегося утра, ощущаешь бодрый, пророческий смысл, который вложен писателем в заключительную картину — картину рассвета...

«Бежин луг» открыл русским читателям середины прошлого (XIX. — Ред.) века и открывает нам сейчас поэзию детства. Вскоре после Тургенева Лев Николаевич Толстой напишет повесть, которую так и назовёт — «Детство» — ив которой даст углублённый анализ этой поры в жизни человека. Но у Тургенева был особый колорит в рассказе о мальчишках — прежде всего потому, что это были крестьянские мальчишки.

Мы идём от рассказа к рассказу вслед за Тургеневым и невольно вспоминаем свои впечатления от тех мест, которые удалось посетить нам на родине писателя. Мы шагаем по Орловской земле в районе Мценска, Льгова или Спасского-Луто- винова, и окрестные поля, рощи, деревни помогают нам мысленно переноситься в то далёкое, тургеневское время, живее представлять себе и самого Тургенева, и тех людей, с которыми он встречался, которых хорошо знал, которых любил, с которыми его связывала дружба.
И. Смольников. «Середина столетия»

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)


СУДЬБА "ЗАПИСОК ОХОТНИКА"
Из примечаний к «Бежину лугу»

Лучшей рекомендацией любого произведения Белинский считал переиздания. Народ и время — вот непогрешимые ценители, благодаря которым всякий рано или поздно попадает на свою полочку. При жизни автора и только на русском языке «Записки охотника» перепечатывались свыше 120 раз. Никакое другое произведение в эту эпоху не получило столь массового распространения.

В отклике на цикл рассказов и очерков французская писательница Жорж Санд писала: «Это — новый мир, в который вы позволили нам проникнуть; ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами».

Правда, в 1852 году государь император, ознакомившись с изданной в Москве книгой «Записки охотника», заметил, что значительная её часть имеет решительное направление «к унижению помещика». Однако популярность «Записок охотника» настолько возросла, что в 1864 году Тургенев был приглашён на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению „Записок охотника" Тургенева он обязан в сильной степени своей решимости отменить крепостное право».

Отрывки из этого произведения помещались в хрестоматиях и учебно-педагогических пособиях ещё с конца 1840-х годов и перепечатывались в 1850-е годы.
В. Громов

ИЗ ПРИМЕЧАНИЙ К "БЕЖИНУ ЛУГУ"

Рассказ «Бежин луг» не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказом «Певцы». Оба эти произведения означали новый поворот и расширение темы: русский крестьянский мир показан в его одарённости и духовной красоте и в то же время обнажён трагизм положения. В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвёл в Москве огромный эффект на публику»; отмечалась «бездна удивительных подробностей», «которых нет даже у Гоголя». О. Миллер обращал внимание на детский крестьянский мир в «Бежином луге» не только со всей налёгшей на него с колыбели неприглядной тьмой суеверий, но и со всей бодростью и находчивостью существ, тоже почти с колыбели выведенных на открытое поле жизни и предоставленных почти совершенно самим себе.

Место действия «Бежина луга» Тургенев изобразил со всей топографической точностью. Бежин луг расположен в 13 километрах от Спасского-Лутовинова...
По А. Л. Гришунину

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Задания к рассказу «Бежин луг»


1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?


СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Бежин луг»


1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?

2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света».

3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа.
Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.

4. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и переработанным на основе Федерального государственного образовательного стандарта учебникам (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной).
Основные задачи пособия: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций шестиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 6 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии — и содержат ссылки на интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)

2. Из истории издания "Записок охотника" — после журнальной публикации в «Современнике» «Записки охотника» вышли впервые в отдельном издании в 1852 году.
Книга включала в свой состав 22 очерка. Именно в таком виде она попала в руки широкого круга русских и западноевропейских читателей 1850—1860-х годов и стала фактом литературного сознания эпохи.
В 1860 году Тургенев попытался включить в «Записки» еще две вещи: «О соловьях» и «Поездка в Полесье». Однако уже в следующем издании 1865 года он вернулся к прежнему составу и расположению рассказов в книге. Так она и печаталась вплоть до 1874 года, когда писатель дополнил ее тремя произведениями: «Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит!», помещенными одно за другим перед заключительным очерком «Лес и степь».
Это решение вызвало несогласие многих его друзей. П. В. Анненков, известный литературный критик, настойчиво убеждал Тургенева оставить «Записки охотника» «в неприкосновенности и покое, после того как они обошли все части света».
«Ведь это дерзость, — писал он, — не дозволенная даже их автору. Какая прибавка, какие дополнения, украшения и пояснения могут быть допущены к памятнику, захватившему целую эпоху и выразившему целый народ в известную минуту. Он должен стоять — и более ничего». Однако на сей раз Тургенев не прислушался к мнению очень авторитетного для него человека. Добавляя очерки, писатель руководствовался эстетическими соображениями: книга получала в итоге большую композиционную стройность.
Ее архитектоника изначально напоминала музыкальное произведение и строилась по аналогии с классической четырехчастной формой сонаты. Книга открывалась двумя тематическими мотивами, каждый из которых включал в себя три рассказа. Вначале шли вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем три рассказа развивали элегическую тему разоряющегося дворянства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников». Между этими мотивами были ощутимые взаимосвязи. Но все же они в первой, экспозиционной части более отделены и отдалены друг от друга, чем в последующих. Затем упорядоченная расчлененность начинала сменяться «суммированием». В последующих шести рассказах тематическая дифференцированность на две «фразы» приглушалась. «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи» вновь подхватывали тему народную, но в них врывались и все более настойчиво звучали мотивы разлагающего влияния крепостнического уклада на души людей (особенно в рассказе «Льгов»). В «Бурмистре», «Конторе», «Бирюке» продолжалась тема дворянская, но в резко обновленном варианте: уходила из этих рассказов нотка элегической грусти, но зато нарастали гневные, обличительные интонации. В последующих восьми рассказах тематические мотивы смешивались, шла углубленная «разработка» основных тематических пластов произведения. И вот теперь, в конце книги, перед завершающей ее частью, возрождается заданный в начале ритм, напоминающий классическую сонатную «репризу»: элегическая нота двух этюдов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в рассказах «Живые мощи» и «Стучит!». Включение трех дополняющих книгу «отрывков» было, таким образом, не «сумасбродством» Тургенева, а поступком, продиктованным художественной интуицией. В итоге книга приобрела необходимую стройность и эстетическую упорядоченность в развитии основных тематических мотивов. В 1872 году Тургенев писал М. М. Стасюлевичу: «Радуюсь, что Вам мой рассказ («Конец Чертопханова») понравился. Я боялся растянуть его, чтобы не выпасть из пропорции». Автор вносил дополнения не механически, а согласуя их с архитектоникой каждого рассказа в отдельности и книги в целом. Дополнения подготовили завершающий книгу очерк «Лес и степь», напоминающий «коду» в сонатной форме музыкального искусства. Таким образом, и знаменитые тургеневские «Программы» «Записок охотника», сделанные еще в процессе черновой работы, и последующий творческий поиск писателя убеждают нас в том, что Тургенев создавал единую книгу, отдельные очерки которой вошли в нее как «отрывки», как детали, подчиняющиеся конструктивной эстетической логике целостного замысла, единого «зерна», из которого они вырастают. (вернуться)



О РАССКАЗЕ "ХОРЬ И КАЛИНЫЧ":
Из книги: Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы..

В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном журнале "Современник", который перешел в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, был опубликован очерк "Хорь и Калиныч". Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием "Записки охотника". На причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: "Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил".

Публикацией "Хоря и Калиныча" Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев "почву, хранящую жизненные соки всякого развития", а значение личности "государственного человека", Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. "Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,- убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях". С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с "толстовской" меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

Наблюдения над характерами Хоря и Калиныча у Тургенева не самоцель: "мыслью народной" выверяется здесь жизнеспособность или никчемность "верхов". От Хоря и Калиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. "Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай..." А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и Калиныча - к Лесу и Степи.

Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной поляне. А Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.

В "Записках охотника" сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая - с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам - "мертвому" или "живому".

Характер помещика Полутыкина набрасывается в "Хоре и Калиныче" легкими штрихами: походя упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена. Но "полутыкинская" стихия в книге оказывается не столь случайной и безобидной. Мы еще встретимся с барскими конторами в особом очерке "Контора", мы еще увидим "полутыкинское" в жутковатом образе "мерзавца с тонкими вкусами", "культурного" помещика Пеночкина.

Изображая народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы "частных" индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Калиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих, живых героев книги. Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие - к деловому и практичному Хорю. Устойчивые, повторяющиеся черты героев проявляются даже в портретных характеристиках: внешний облик Калиныча перекликается с портретом Степушки и Касьяна. Родственных героев сопровождает, как правило, пейзажный лейтмотив.

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои "Записок охотника" не просто изображаются "на фоне" природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в "Свидании", из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в "Записках охотника" скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Живая Россия в "Записках охотника" движется, дышит, развивается и растет. О близости Калиныча к природе говорится немного. В Ермолае она уже наглядно изображается. А в Касьяне "природность" не только достигает полноты, но и одухотворяется высоким нравственным чувством. Нарастает мотив правдолюбия, правдоискательства, тоски по идеалу совершенного мироустройства. Поэтизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе "Смерть": русские люди "умирают удивительно", ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает им стойко и мужественно принимать смерть.

Нарастает в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Впервые она заявляет о себе в "Хоре и Калиныче" - поэтическом "зерне" "Записок охотника": поет Калиныч, а Хорь ему подтягивает. В финале очерка "Малиновая вода" песня сближает людей: сквозь отдельные судьбы она ведет к судьбе общерусской, роднит героев между собою. Песня Якова Турка в "Певцах" "Не одна во поле дороженька пролегала" собирает в фокус лучшие душевные порывы Калинычей, Касьянов, Власов, Ермолаев и их подрастающую смену - детишек из "Бежина луга". Ведь мирный сон крестьянских детей у костра под звездами тоже овеян мечтой о сказочной земле, в которую верит, которую ищет странник Касьян. В ту же страну обетованную, где "живет человек в довольстве и справедливости", зовет героев протяжная русская песня Якова: "Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным н необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль".

Антикрепостнический пафос "Записок охотника" заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в "Записках охотника" - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В "Записках охотника" Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от "Записок охотника" идут не только к "Запискам из Мертвого дома" Достоевского, "Губернским очеркам" Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу "Войны и мира" Толстого.

Образ России "живой" в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально - русскими чертами характера. Таковы, например, мелкопоместные дворяне типа Петра Петровича Каратаева или однодворцы, среди которых выделяется Овсяников. Живые силы нации Тургенев находит и в кругу образованного дворянства. Василий Васильевич, которого охотник называет Гамлетом Щигровского уезда, мучительно переживает свою беспочвенность, свой отрыв от России, от народа. Он с горечью говорит о том, как полученное им философское образование превращает его в умную ненужность. В "Записках охотника" неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия. Поэтому живые силы нации писатель ищет и в крестьянской и в дворянской среде. Любуясь деловитостью или поэтической одаренностью русского человека, Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся "живая" Россия, не только крестьянская, но и дворянская.
Источник: Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. (вернуться к уроку)

 
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz