Уроки 42-45. Рассказ И.С.Тургенева "Муму". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Тургенев И.С. Основные даты жизни и творчества
Портреты И.С.Тургенева
Мастерство Тургенева в изображении родной природы
Повесть И.С.Тургенева "Ася" (уроки литературы в 8 классе)
Рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг" (уроки литературы в 6 классе)
Повесть И.С.Тургенева "Ася" (уроки литературы в 8 классе)
Иллюстрация к рассказу "Муму".
Художник Н.А. Ращектаев.

ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
(1818 – 1883)


Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 42-45

В пособии представлены занятия разных видов (уроки чтения, обсуждения и анализа текста, уроки внеклассного чтения и обучения устным и письменным высказываниям, уроки текущего и итогового контроля), направленные на активизацию мыслительной деятельности школьников (задания с обязательной аргументацией своей позиции и формулировкой выводов, актуализацией внутрипредметных и межпредметных связей, вопросы проблемного и дискуссионного характера и др.).


Урок 42. И.С.Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве
Урок 43. И.С.Тургенев. "Муму" как протест против рабства
Урок 44. И.С.Тургенев. "Муму": система образов
Урок 45. И.С.Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Урок развития речи

УРОК 42
И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» КАК ПОВЕСТЬ
О КРЕПОСТНОМ ПРАВЕ


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Актёрское чтение фрагментов рассказа. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения (см. фонохрестоматию), его рецензирование. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Самостоятельная работа. Поиск сведений о Тургеневе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка устного рассказа о детстве и юности писателя. Выборочный пересказ истории одного из героев повести (по выбору). Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор иллюстративного материала для выполнения коллективного проекта.
Проект. Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести „Муму“ глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ учителя о писателе (детство и начало литературной деятельности)

Рассказ о детстве Тургенева, его трудных отношениях с матерью.
(Найденный после смерти дневник матери убедил сына не только в её незаурядном уме, но и в больших способностях. Об этом Тургенев напишет: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог всё! Но какая жизнь!»)

Тургенев большую часть своей жизни прожил за границей, но чрезвычайно любил свои родные места.

II.Показ видеоматериалов или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых в формате презентации, созданной учителем.

III. Чтение статьи учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России» текст статьи ниже) и статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев».

Обобщающая беседа:

Где родился и провёл своё детство будущий писатель?

Какая атмосфера была в доме его родителей? Почему?

Какие воспоминания остались у Тургенева о детстве?

Что обусловило большую любовь писателя к родным краям?

Какое образование получил Тургенев?

Как началась его писательская деятельность?

Какие темы в литературе привлекали Тургенева в начале творческого пути?

IV. Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права

Рассказ о жизни В. П. Лутовиновой в Москве (в московском доме Тургеневых открыт мемориальный музей писателя), о её глухонемом дворнике Андрее, привезённом из деревни.

Сообщение о крепостном праве, о жизни дворян и крепостных в таком обществе, о том, почему Тургенев с детства ненавидел это несправедливое общественное устройство.

Комментирование незнакомых слов и выражений (в дополнение к сноскам): дворня, челядь, трехаршинный цеп, с расстановкой, дворецкий, держать в чёрном теле, сусальное золото, забубённый, Минин и Пожарский, компаньонка, форейтор.

V. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения из фонохрестоматии, его рецензирование и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Чтение по ролям и рецензирование чтения одноклассниками разговора о свадьбе Татьяны с Капитоном от слов «Гаврила посмотрел на Капитона...» до слов «Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолоку и ушла».

VII. Аналитическая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий 2—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста рассказа).

VIII. Пересказ эпизодов «Жизнь Герасима в доме барыни» и «История любви Герасима к Татьяне» и обобщающая беседа:

Как Герасим очутился в доме барыни?

Почему ему не нравилась городская жизнь? Как он исполнял свои обязанности?

Какие чувства вызывает Герасим у читателя? Как к нему относились дворовые и барыня?

Какими способами автор передаёт внутреннее состояние Герасима в минуты радости и огорчений?
(Например, через поступки и позы: «...бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди непо движно» или «глупо смеясь и ласково мыча», «улыбается, мычит, махает руками... метлой перед ней пыль расчистит» и др.).

Как жилось дворовым в доме барыни?

Почему Капитон пристрастился к выпивке, Татьяна была «безответной душой», а другие вели себя льстиво и лицемерно?

Почему Татьяна все-таки согласилась притвориться пьяной?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о детстве и юности Тургенева до начала его писательской деятельности. Дочитать рассказ «Муму» от слов «Всё это происходило весною» до конца.

Подготовить выборочный пересказ на тему «История Герасима» и «История Муму» (по выбору).

Групповое задание.

Найти и отобрать иллюстрации к рассказу «Муму» в разных изданиях и в Интернете для подготовки коллективного проекта (см. урок 45).

Индивидуальное задание.

Найти в справочной литературе и ресурсах Интернета дополнительные материалы о детстве Тургенева и его жизни в Спасском-Лутовинове.

Найти в интернет-словарях информацию о происхождении имени Герасим. Нарисовать свои иллюстрации к рассказу.

УРОК 43
И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ» КАК ПРОТЕСТ
ПРОТИВ РАБСТВА


Основное содержание урока
Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия рассказа. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

Основные виды деятельности учащихся.
Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение и прослушивание звукозаписей фрагментов рассказа (см. фонохрестоматию). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Инсценирование фрагментов повести. Выборочные пересказы историй героев повести. Составление плана (в том числе цитатного) эпизода, подбор цитат по заданной теме. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций к повести, помещённых в учебнике и найденных самостоятельно, презентация и защита собственных рисунков.
Практическая работа Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима».
Самостоятельная работа Составление плана характеристики главного героя повести. Подготовка к устному рассказу о герое по плану (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Духовные и нравственные качества Герасима.
Чтение (или прослушивание звукозаписей) фрагментов рассказа «Герасим находит Муму», «Муму в барских покоях», «Пропажа и возвращение Муму»
и ответы на вопросы
3—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

II. Аналитическая беседа:

Ответы на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как Герасим ухаживал за Муму? Как это его характеризует?

Почему он так полюбил эту собачку?

Какие душевные движения Герасима стали осуществимы с появлением Муму?

Почему барыня пожелала избавиться от Муму?

Почему дворовые не помогли Герасиму, не защитили его от гнева барыни?

III. Пересказ истории Герасима, составление плана характеристики героя и заполнение таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика Герасима
Черты характера Герасима
Примеры из текста рассказа
Сила
  
Трудолюбие
  
Старательность
  
Достоинство
  
Терпение
  
Сострадание к людям
  
Доброта, великодушие
  
Умение любить
  
Честность, верность слову
  

(В домашней работе таблица может быть дополнена новыми записями и примерами.)

IV. Обобщающая беседа:

В переводе с древнегреческого языка имя Герасим означает почтенный. Почему писатель дал такое имя своему герою?

Какие качества характера Герасима вызывают симпатию и уважение?

Почему крепостного Герасима писатель называет «замечательным лицом»?

Почему Герасима уважали окружающие?

В чём жизненная трагедия героя?

С каким чувством мы читаем описание переживаний Герасима после отъезда Татьяны и после пропажи Муму?

Почему Герасим и дворовые не протестовали против уклада жизни в доме барыни?

Почему писатель сделал главного героя рассказа глухонемым: чтобы не отходить от реального прототипа или по другим причинам?

V. Облик Муму. Смысл названия рассказа
Выборочный пересказ истории Муму
(с использованием цитирования).

VI. Аналитическая беседа:

Как появилась Муму в доме барыни?

Перечитайте описание внешности Муму. Зачем автор подробно описывает, как менялся облик собаки после того, как её нашёл Герасим?

Почему он даёт в рассказе портрет Муму как портрет человека?

Какие чувства вызывает Муму у читателя?

Чем стала Муму для Герасима после отъезда Татьяны?

Каких человеческих прав он был лишён в доме барыни и как он пытался сохранить свою душу и человеческое достоинство в условиях рабства?

Почему рассказ называется «Муму», хотя его главный герой — Герасим?
Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства

VI. Чтение эпизода «Смерть Муму» со слов «Спустя час после всей этой тревоги...» до слов «...разбегались какие-то широкие круги» и составление его цитатного плана:

1. «Дверь каморки растворилась, и показался Герасим».
2. «Вошёл в трактир вместе с собакой».
3. «Он спросил себе щей с мясом... и поставил тарелку на пол».
4. «Две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз...»
5. «Герасим встал, заплатил за щи и вышел вон...»
6. «Отправился прямо к Крымскому броду...»
7. «Вскочил в одну из них [лодочек] вместе с Муму».
8. «Вот уже Москва осталась позади...»
9. «В последний раз посмотрел на неё...»
10. «Для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен...»

Зачем писатель передаёт эти события глазами Ерошки?

VII. Обсуждение иллюстраций к рассказу, помещённых в учебнике и найденных самостоятельно, презентация и защита собственных рисунков.

VIII. Обобщающая беседа:

Почему Герасим не ушёл от барыни вместе с Муму?

Почему Тургенев изменяет реальные жизненные факты в финале истории Герасима?

Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как вы думаете, в какой момент у Герасима возникло решение уйти от барыни?

Как в рассказе «Муму» выразился протест Тургенева против крепостного права?

IX. Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима».

Домашнее задание

Составить план характеристики Герасима и устный рассказ по этому плану.

Выполнить задания 6, 7 и 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы раздела «Творческое задание», составить письменное рассуждение на предложенную тему. Выполнить задание 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

УРОК 44
И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВ


Основное содержание урока
Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

Основные виды деятельности учащихся.
Устные рассказы о главном герое повести. Обсуждение плана его характеристики. Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев повести по плану.
Практическая работа Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев.
Самостоятельная работа Письменные сравнительные характеристики героев.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Развитие представлений о литературном герое
Прослушивание устных рассказов о Герасиме и уточнение плана характеристики героя, составленного дома.

II. Составление коллективного плана характеристики Герасима:


1. Происхождение, возраст и социальное положение Герасима.
2. Предыстория героя (рассказ о жизни Герасима до его приезда в Москву).
3. Авторские приёмы создания образа Герасима:
  •Выбор имени героя.
  •Появление героя в рассказе.
  •Портретная характеристика.
  •Интерьер, мир вещей, характеризующий героя.
  •Поступки героя. Сюжетные ситуации, раскрывающие его внутреннюю сущность.
  •Речь героя, её особенности.
  •Оценка героя другими персонажами.
4. Авторское отношение к герою, способы его выражения.
5. Собственные читательские оценки образа Герасима и их аргументация.

III. Обобщающая беседа.

•Выполнение задания 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди Составление планов сравнительных характеристик других героев (в группах):

Г р у п п а  1.
Герасим и барыня.


Г р у п п а  2.
Герасим и Татьяна.


Г р у п п а  3.
Герасим и Капитон.


Заполнение таблицы нужными цитатами:

План сравнительной характеристики Ключевые цитаты Герасим барыня
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика героев
План сравнительной характеристики
Герасим
Барыня
Происхождение, возраст и социальное положение
  
  
Предыстория героя
  
  
Авторские приёмы создания образа (имя, первое появление, портрет, интерьер, поступки, речь, оценка другими персонажами)
  
  
Авторское отношение к герою
  
  
Собственные читательские оценки образа
  
  

IV. Устные выступления групп с сообщениями о своих наблюдениях над текстом и сопоставлением героев.

V. Создание письменных сравнительных характеристик героев (работа может быть завершена дома).

Домашнее задание

Завершить письменные сравнительные характеристики героев.

Групповое задание.

Выбрать из иллюстраций разных художников к рассказу «Муму» изображения портретов и пейзажей, структурировать их и подобрать к ним цитатные подписи.
Оформить эту работу в виде электронного альбома на тему «Словесные портреты и пейзажи в рассказе „Муму“ глазами книжных графиков».

УРОК 45
И. С. ТУРГЕНЕВ — МАСТЕР ПОРТРЕТА И ПЕЙЗАЖА.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока
Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия п о р т р е т, п е й з а ж. Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести „Муму“» (по группам). Презентация и защита электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в рассказе „Муму“ глазами книжных графиков». Составление планов ответов на проблемные вопросы. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» и проведение викторины по повести.
Домашняя контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
2. Каковы друзья и враги Герасима?
3. В чём вина и в чём беда барыни?
Самостоятельная работа Подготовка к выразительному чтению стихотворений А. А. Фета.
Развитие представлений о портрете и пейзаже.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Работа со словарём литературоведческих терминов
и комментирование характерных признаков понятий портрет и пейзаж.


II. Групповая исследовательская работа:

Г р у п п а  1.
Портрет.


Выберите из текста рассказа портретные характеристики Герасима, найдите в них сравнения и гиперболы и объясните их роль.
(Какие черты характера героя они помогают подчеркнуть?)

Запишите результаты своих наблюдений в таблицу по образцу:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Портретные характеристики Герасима
Детали портрета
Сравнения
Гиперболы
Их роль в тексте (что подчёркивают)
«Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»
«...как дерево растёт на плодородной земле»
  
Близость героя к природе, к естественной жизни
«Так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой»
  
«...молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой»
Несокрушимая сила и мощь героя
  
  
  
  
  
  
  
  

Найдите в рассказе детали портретов других героев (Татьяны, дворецкого Гаврилы и др.) и объясните, как в портретах проявляются характеры героев.

Г р у п п а  2.
Пейзаж.


Выберите из описания летней ночи (со слов «Только что наступившая летняя ночь...» до слов «...легло уже тридцать пять вёрст») сравнения, гиперболы и олицетворения и объясните их роль в тексте.

Почему единственная крупная пейзажная зарисовка рассказа связана именно с образом Герасима?

III. Показ и защита коллективного проекта «Словесные портреты и пейзажи в рассказе „Муму“ глазами книжных графиков».

IV. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопроc

Составление планов ответов на проблемные вопросы:


  1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?

Что подчёркивает автор во внешности Герасима? Какие изобразительно-выразительные средства для этого использует?
Какие душевные качества Герасима восхищают писателя? Подтвердите ответ примерами из текста.
Как переносил Герасим своё рабское положение в доме барыни?
Почему? Как относится писатель к вековой покорности русского народа?
Почему Тургенев показывает в финале рассказа протест Герасима против социальных порядков?
Какое настроение создаёт автор в конце рассказа? Почему?
Какие качества Герасима достойны восхищения во все времена?

  2. Каковы друзья и враги Герасима?

Кого в рассказе мы можем назвать друзьями Герасима?
Можно ли назвать Татьяну или дворовых друзьями героя? Объясните своё мнение.
Почему его другом стала собака? Какие чувства связывали Герасима и Муму?
Как Герасим относится к природе, к животным, к естественной жизни? Почему ему не нравится жизнь в городе?
Кто в рассказе показан врагом Герасима?
Почему именно по вине барыни происходят трагедии Герасима?
Можно ли считать врагами Герасима дворовых?
Почему автор считает главным врагом Герасима крепостное право?

  3. В чём вина и в чём беда барыни?

Почему в начале рассказа автор пишет о барыне сочувственно?
Что, по-вашему, стало причиной тяжёлого характера барыни?
Как к ней относились дворовые? Почему?
Как она относилась к своей дворне?
Задумывалась ли барыня о том, что её поступки являются причиной трагедий других людей? Считает ли она своих дворовых людьми? Обоснуйте своё мнение.
Как крепостное право изуродовало душу барыни?

Обсуждение вопросов из раздела учебника «Обогащаем свою речь» (после статьи «Загадка фигуры немого Герасима»), ответы на вопросы и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» и проведение викторины.

Домашнее задание

Написать сочинение, ответив на один из проблемных вопросов:
1. Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
2. Каковы друзья и враги Герасима?
3. В чём вина и в чём беда барыни?

Следующие уроки: Урок 46. А.А.Фет >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


ЛИТЕРТУРНЫЕ МЕСТА РОССИИ

Иван Сергеевич
ТУРГЕНЕВ
Спасское-Лутовиново (Орловская область)


Спасское-Лутовиново — родная усадьба И. С. Тургенева. Благодаря родительским заботам будущий писатель получил здесь отличное домашнее образование. И. С. Тургенев с детских лет читал и свободно говорил на немецком, французском и английском языках, увлечённо читал книги русских писателей из обширной спасской библиотеки. В имении был прекрасный: оркестр крепостных музыкантов, а одна из боковых галерей усадебного дома была приспособлена для театральных представлений. В домашних спектаклях участвовали господа и их гости. Тургенев часто вспоминал, как на спасской сцене Василий Андреевич Жуковский исполнял роль волшебника.

Писатель Иван Александрович Гончаров писал о значении детских впечатлений Тургенева для русской литературы: «Тургенев, создавший... ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющих их людей».

В наши дни в Спасском-Лутовинове мемориальный и природный музей-заповедник. Это один из самых посещаемых литературных музеев нашей страны. (вернуться)


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с.
Методическое пособие «Уроки литературы в 5 классе» соответствует рабочей программе по литературе и переработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования учебнику.
Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций пятиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 5 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников, содержатся ссылки на интернет-источники.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе. (вернуться)


 
Полонский Я.П. Спасское-Лутовиново. Усадебный дом И.С.Тургенева. 1881.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. Автор-составитель Ю.П.Пищулин. – Москва: "Советская Россия", 1988.
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz