Уроки по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Петербург Гоголя
Гоголь в Петербурге
Иллюстрации В.М.Васнецова к повести "Тарас Бульба"
Картина А.И.Куинджи "Украинская ночь"
Н. В. Гоголь. Портрет работы художника Ф. Моллера
 
 
 
 
 

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Н. В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»
Уроки 32-35


Уроки литературы в 7 классе[1]


Уроки 32-33.
Урок 34.
Урок 35.


Н. В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА»
Уроки 32-33.


...Поэма о любви к родине, о ненависти
к захватчикам. В. Г. Белинский


Цели уроков:
— продолжение знакомства семиклассников с творчеством Н. В. Гоголя;
— раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества Н. В. Гоголя;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к истории и культуре украинского народа.
Форма уроков:
синтетический урок, включающий в себя слово учителя (презентацию), сообщения учащихся (возможна презентация), работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя (желательно с презентацией). См. страницу "Основные даты жизни и творчества Н.В.Гоголя".

II. Работа с учебником:

1) найдите в статье учебника «Николай Васильевич Гоголь» сведения, дополняющие ваше представление о писателе, с которым вы познакомились в 5 классе. Расскажите о них;

2) выделите в этой статье абзац, в котором рассказывается о повести Гоголя «Тарас Бульба». Определите главную мысль этого абзаца. Подтвердите ее цитатой из текста;

3) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.

III. Сообщения учащихся (частично — под запись).

Сообщение 1.

Сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород».

Сообщение 2.
Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм. Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом.

К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу. Началась «тихая» экспансия чужой территории[2]: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.

Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе́ками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.

Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре́ни — своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре́нь — шалаш), избирала своего куренно́го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко́ши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье.

Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья. Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков. Так длилось почти сто лет.

Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами — родственным русскому народом.

IV. Комментированное чтение повести «Тарас Бульба», беседа по прочитанному с элементами словесного рисования.

1. Чтение главы I учителем с параллельным комментарием непонятных учащимся слов, понятий и явлений.

2. Беседа по главе I.

— Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования?

— Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа — Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции — рассказа о том, кто такие Тарас Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались?

— Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему?

— Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы.

— Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит?
(Главный в доме и семье — Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести — Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя — Остап, либо противопоставляются ему — Андрий, являя собой тип антигероя.)

— Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно?

— Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно?

— Как относится жена Тараса к этому бою? Почему?

— Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазунчиком»?[3]

— Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя?

— Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба?
(Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.)

— Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему?
(Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.)

— Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
(Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправляли своих сыновей не в Европу, а в Киев — столицу Украинского государства и центр Православия.)

— Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения?

— Почему Тарас не считается с чувствами своей жены?
(Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.)

— Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно?

— Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его.
(Тарас — «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.)

— Для чего в главе I дано описание украинской ночи?

— Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа — матери Остапа и Андрия? Объясните, почему.

V. Характеристика образа персонажа.

Обучить характеризовать персонажа можно по плану:

1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера; 6) отношение автора к персонажу.

При этом каждый пункт плана должен быть дополнен цитатами из текста — сначала главы I, затем всех остальных глав.

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать главы II, III, IV, V, VI;
— составить характеристики Остапа и Андрия;
— подготовить устный рассказ по теме «Запорожская Сечь».

Для слабо подготовленных учащихся:
— пересказ главы V.

Индивидуальные задания:
— читать главы II—IX;
— подготовить художественный пересказ фрагмента «Бой под Дубно».

Н. В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА» (1 час)
УРОК 34


Первый долг и первая честь козака есть
соблюсти товарищество. Сколько живу я на веку,
не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул
где или продал как-нибудь своего товарища. Н. В. Гоголь


Цели урока:
— раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества Н. В. Гоголя;
— обучение анализу фрагмента произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к истории и культуре украинского народа.
Форма урока:
урок чтения и анализа произведения, включающий в себя чтение фрагментов произведения, пересказы и рассказ учащихся, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания.


Устный рассказ по теме «Запорожская Сечь» (1—2 ученика, анализ рассказа классом).

Беседа с классом:

Расскажите, где находилась Запорожская Сечь. Как изображено предместье Сечи в повести Гоголя?

— Что вы узнали об обычаях, принятых в Сечи? — Как себя чувствовали Остап и Андрий в Сечи?

— Какова роль описания Запорожской Сечи и ее обитателей в структуре всего произведения?

— Что считает автор главным, а что — второстепенным в характере запорожцев?

Характеристика Остапа и Андрия — на основе домашних заготовок.

Беседа с классом:


— Какие основные черты характера Остапа подчеркивает автор? Приведите цитаты. Есть ли в произведении противопоставление братьев?

— Какие черты характера Андрия проявились еще в бурсе, в Киеве?
(Эмоционален, вспыльчив. Часто действует под влиянием возникшего чувства, а не разума, привычки или обычая. Не умеет сдерживать свои чувства, эмоции и желания, часто — сиюминутные. Не умеет и не желает управлять своими эмоциями, логически рассуждать. В принципе не считается с окружающими людьми — эгоистичен.)

— Как они затем отразились на его поведении в Сечи? Приведите цитаты.

— Кто из братьев, на ваш взгляд, более соответствует представлениям Тараса о доблестном воине? Почему?

— Докажите, что образы Остапа и Андрия даны в развитии.

— Какой персонаж нравится вам больше всего: Тарас Бульба, Остап или Андрий? Аргументируйте свой ответ.

Пересказ главы V (1—2 ученика, анализ пересказа классом).

— Как содержание глав V—VI характеризует младшего из сыновей Тараса Бульбы?

— Почему Тарас Бульба и ранее удивлялся, глядя на бесшабашную запальчивость младшего сына в бою? Чего боялся, сам того не ведая, старый полковник?

— Почему Бульба всегда мысленно противопоставлял Остапа и Андрия?

— Какие черты характера стали ведущими в личности Андрия? Как вы думаете, почему?

II. Чтение и анализ произведения.

Чтение глав VII, VIII фрагментарно.


— Расскажите, как казаки готовились к бою под Дубно. Что вы можете сказать об их воинском умении?

— Раскройте учебник на с. 179—185. Какую антитезу представляет нам автор? Для чего она дана?
(Противопоставление казацкого войска и польских витязей.)

— Можно ли определить, на чьей стороне автор?

— Как проявил себя Остап в боях под Дубно? Почему казаки решили выбрать его куренным атаманом?

— Почему войско казаков разделилось надвое? Что послужило тому причиной? Какой неписаный закон соблюдали ушедшие казаки?

— Как, по вашему мнению, можно было решить проблему: идти вслед за татарами, чтобы спасти пленников, или оставаться под стенами города Дубно, чтобы тоже спасти пленных и отомстить за поруганные святыни? И можно ли в принципе ее решить?

— Какова главная мысль этого фрагмента?
(«Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».)

— К чему привело разделение войска?

Вывод.
Сила любого войска в единстве — единстве физическом и духовном. Когда казаки выступали все вместе, они огнем и мечом сметали все на своем пути и враги бежали в панике. Малочисленное войско, к тому же одолеваемое унынием и сомнениями, легче побеждается врагом, если нет у этого войска объединяющей идеи.

III. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» до конца.

Для слабо подготовленных учащихся:

— пересказ эпизода «Смерть Андрия».

Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА» (1 час)
УРОК 35


Нет уз святее товарищества! ...Породниться
родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле,
не было таких товарищей... Н. В. Гоголь


Цели урока:
— обучение анализу фрагмента произведения;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского и украинского народов.
Форма урока:
урок чтения и анализа произведения, включающий в себя чтение фрагментов произведения, пересказы учащихся, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания.


Пересказ эпизода «Бой под Дубно» одним учеником, дополнения учащихся, анализ пересказа.

Беседа с классом:

— Понравился ли вам художественный пересказ, сделанный одноклассником? Объясните почему.

— Что вы добавили бы в этот пересказ, а что убрали бы?

— Придерживался ли рассказчик стиля произведения? В каком стиле речи выдержан его пересказ?

— Показал ли ученик в своем пересказе авторское отношение к героям произведения?

— Чувствуем ли мы в данном устном тексте отношение рассказчика к описываемым событиям?

— Как бы вы высказали свое отношение к персонажам в подобном пересказе? Приведите свои примеры.

II. Чтение и анализ произведения (фрагментарное).

Чтение главы IX.

Выразительное чтение учителем речи Тараса Бульбы «Что такое есть наше товарищество».


— Какими предстают перед нами в главе IX запорожцы?

— Расскажите о поведении главного героя в этой главе.

— Оправдывает ли Тарас звание кошевого атамана? Докажите это цитатами из текста.

— Почему запорожцы так доверяют Тарасу Бульбе?

— Каких героев устного народного творчества напоминает Тарас Бульба в главах IX—XII? Чем именно?
(Героев народного эпоса. Богатырей святорусских.)

— Что напоминает нам описание сражения под Дубно?
(Эпическое сказание. Историческую песню.)

— Как отличился Остап в бою под Дубно? Найдите это место в тексте и зачитайте вслух.

— Какие слова несколько раз повторяют различные персонажи в данном фрагменте? Какие слова повторяет кошевой атаман Тарас Бульба? Случайны ли эти повторы в тексте?
I. Умирающий казак Мосий Шило: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»
Погибающий на копье Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля».
Куренной атаман Балабан: «...Пусть же цветет вечно Русская земля!»
Молодой казак Кукубенко, «цвет войска»: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»

II. Тарас Бульба: «А что, паны? <...> Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела еще козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» (с. 196 учебника).
«Что, паны? <...> Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли козацкая сила? Не гнутся ли еще козаки?» (с. 197 учебника).
«А что, паны? <...> Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?» (с. 198 учебника).

— О чем все мысли и переживания умирающих казаков?

— Случайно ли после этого появление Андрия во главе польского гусарского полка?

— Почему появление Андрия вызвало смятение в рядах неслабых духом казаков?

— Можно ли назвать бой под Дубно кульминацией сюжета? Докажите это.

— Что было, по мнению Гоголя, источником героизма казаков?
(Любовь к Родине, к своим товарищам, желание отстоять свою независимость и свою православную веру.)

— Почему Тарас Бульба решил сам наказать предателя — своего младшего сына Андрия?

— По какой причине Тарас и Остап оказались отрезанными от основного войска?
(Казнь Андрия.)

— Почему бой под Дубно был проигран запорожцами?

Вывод.
Глава IX — центральная глава повести, значимая для раскрытия ее идейного содержания, для правильного понимания образа Тараса. Страна крепка, пока люди ее живут одной идеей, «дышат одним духом», так же как Запорожская Сечь была крепка духом товарищества. В то же время этот дух товарищества не мыслим без православной веры (соборность) и любви к своей Родине — России (Тарас и казаки воспринимают Украину как наследницу и продолжательницу дел Древней Руси).

III. Анализ образа Тараса Бульбы.

Образ главного персонажа повести можно анализировать и в процессе чтения произведения,и по уже известной схеме «Характеристика образа персонажа» (упрощенный вариант для 7 класса), и по той «схеме», что дал нам Гоголь:

1. Встреча с сыновьями.
2. Отправление сыновей в Запорожскую Сечь.
3. Отношение к жене.
4. Отношение к сыновьям.
5. Тарас Бульба — кошевой атаман.
6. Речь Бульбы о товариществе.
7. Казнь Андрия.
8. Возвращение к жизни после тяжелых ранений.
9. Прощание с Остапом.
10. Смерть на костре.

IV. Анализ стиля произведения.

На материале главы IX давайте проанализируем стиль данного произведения. В чем его особенность?

— Для чего даны повторы, о которых мы только что говорили? Что они нам напоминают?
(Повторы традиционны в устных сказаниях, былинах, исторических песнях.)

— Найдите фрагмент, начинающийся словами: «Не по одному козаку взрыдает старая мать...» (с. 192 учебника). Как вы можете охарактеризовать речь в этом фрагменте?
(Певучесть, напевность; синтаксические и стилистические повторы, свойственные устному народному творчеству.)

— Найдите в тексте синтаксические параллелизмы.
(Например: «Там, где прошли незамайновцы, — так там и улица! Где поворотили — так уж там и переулок!»)

Параллели́зм (от греч. parallкlos— находящийся или идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. <...> Параллелизм издавна распространен в народной поэзии (особенно — параллельные образы из жизни природы и человека)...[4].

— Что вы помните (знаете) про инверсию? Найдите примеры инверсии в тексте данной главы.

Инве́рсия (от лат. inversion — переворачивание, перестановка) — фигура речи: нарушение «естественного» порядка слов. Два основных вида инверсии — перестановка смежных слов (анастрофа) и разъединение их (гипербатон) для выделения их во фразе: «И смертью чуждой сей земли не успокоенные гости» (то есть гости сей чуждой земли, не успокоенные даже смертью) (А. С. Пушкин. «Цыганы», 1824)[5].

— В каком стиле описана гибель Андрия от руки своего отца?
(Былинный стиль.)
— Каких героев напоминают многие запорожцы во время боя под Дубно?

Вывод. Для создания эпического произведения в духе народных преданий писатель выбрал форму произведения, соответствующую его содержанию.

V. Домашнее задание.

Для всего класса:


— выучить наизусть речь Тараса Бульбы «Что такое есть наше товарищество».

Индивидуальные задания:

— письменная работа (сочинение или прообраз реферата — анализ нескольких литературоведческих работ по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»):
«Тарас Бульба — народный герой»;
«Патриотизм повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“»;
«Героические образы повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“».

— Читать повесть Ю. П. Вронского «Юрьевская прорубь».

Следующий урок: Внеклассное чтение. Вронский Ю.П. "Юрьевская прорубь"


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)

2. Экспа́нсия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспа́нсия — захват новых рынков. — (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.) (вернуться)

3. Мазу`нчик — избалованный человек, маменькин сынок. (вернуться)

4. См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 717. (вернуться)

5. Там же. — Стб. 303. (вернуться)



Речь Тараса Бульбы «Что такое есть наше товарищество».

... – Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда[6] брала червонцы[7], и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы[8], все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом[9] своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами...(вернуться к заданию)


6. Царьград — Константино́поль, название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922). (вернуться)

7. Черво́нец — традиционное русское название крупных иностранных и собственных золотых монет. Название происходит от словосочетания «червонное золото» — старинного названия высокопробного вида золота.
Первоначально это золотая монета весом примерно 3,3—3,5 грамма без номинала, эквивалентная в разное время от 2 до 3,5 серебряных рублей. Первый известный червонец российской чеканки, угорский золотой, был изготовлен в XV веке при Иване III.
Иногда червонцами называли любые крупные золотые монеты, в том числе империалы и полуимпериалы. (вернуться)

8. Бусурман – басурман, басурманин (искаженное от «мусульманин») — обозначение человека иной (нехристианской) веры — неправославный, иноверец, иноземец, недоброжелатель,варвар. (вернуться)

9. Чёботы – вид сапог с коротким голенищем. Мужская и женская обувь с каблуком. Чеботарь — сапожник.
Чёботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Сафьян жёлтый, голубой, червчатый, белый, зелёный.
Чёботы были прямые и кривые. Кривые чёботы имели загнутые вверх носки. (вернуться)
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz