Уроки 7-8. Илья Муромец - любимый герой русских былин. Былины о Садко. Уроки литературы в 7 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 7 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Былина: история и особенности жанра
Урок 1. Наука читать книги
Урок 2. Внеклассное чтение. Что ценнее: богатство, мудрость или доброта?
Урок 4. Внеклассное чтение. Легенды древней Британии
Уроки 5-6. Былины — героический эпос русского народа
Урок 8. Садко — новгородский гость
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Картина В.М.Васнецова "Богатыри"
В. Поленов. Сказитель былин Никита Богданов. 1876

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ РУССКИХ БЫЛИН


Уроки литературы в 7 классе[1]
Урок 7

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Уроки раздела "Устное народное творчество" могут изучаться вариативно, так как учитель сам определяет, когда провести уроки внеклассного чтения и когда — уроки контроля знаний, если они необходимы. Количество часов на изучение той или иной темы также определяется учителем, исходя из конкретной ситуации в каждом классном коллективе: общей и читательской подготовки учащихся; полиэтнического или однородного состава коллектива; изучения тех или иных тем в 5—6 классах и в предыдущие годы. Материал уроков предполагает творческий подход учителя-словесника к его использованию и адаптации в конкретном классе.

Сохранять мне надо стольный Киев-град,
Сохранять буду веру православную,
Сберегать буду князя Владимира.


Цели урока:
— пробудить у учеников чувство гордости за свою Родину, ее прошлое, ее героев;
— развивать эмоциональную сферу учащихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять образно читаемое и слушаемое;
— повторить и обобщить знания учащихся о былинах, их содержательной и художественной специфике;
— закрепить знания учащихся об особенностях русского героического эпоса;
— углубить представления семиклассников о национальном своеобразии былин;
— продолжить формирование навыка осмысленного выразительного чтения;
— продолжить формирование умения словесно «рисовать» портрет героя произведения;
— формировать позитивное отношение к мужскому типу поведения и основам морали Древней Руси;
— воспитывать толерантное отношение к различным религиям и верованиям (православие, язычество);
— воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своего народа.

Форма урока:
синтетический урок с элементами творческих заданий и интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии, географии, русскому языку и литературе, а также слово учителя, беседа.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания (10—15 минут). См. предыдущий урок.

II. Слово учителя.

Судьбы героев мирового эпоса часто похожи, их отличительной особенностью является присутствие чуда в значимые моменты жизни: это может быть чудесное рождение героя — полубожества-получеловека, рожденного земной девой, которую, например, укусил змей (Волх Всеславьевич), невиданно быстрый рост и возмужание героя, его непомерная сила (Геракл), неуязвимость или бессмертие, чудесное исцеление или предсказание подвигов и смерти.

Любимый герой русского богатырского эпоса — Илья Муромец — также отмечен знаком чуда. Как и большинство богатырей, он родился обыкновенным ребенком, и ничто не предвещало его богатырской славы. Более того, Илья был немощным от рождения и не мог помогать родителям даже по хозяйству:

А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владеньица,
Тридцать лет его было веку долгого.

И тут происходит чудо: появляются «калики перехожие» — три старца, странники, идущие на моление. В одних записях былин они просят милостыню, в других — водицы испить. Илья с ними вежлив и услужлив, все про свою жизнь рассказывает и подробно объясняет, почему сам не может подать старикам воды:

Не имею ни рук, ни ног.

Паломники выглядят странно (по одной версии их двое, по другой — трое): они как посланцы какой-то неведомой силы, проверяющей степень духовности самого Ильи, его смирения перед судьбой, пославшей такой недуг.

Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-ученому.

Калики не простые гости, волшебные. И только от их слов поднимается никогда не встававший крестьянский сын, и только от их слов идет открывать ворота никогда не ходивший калека.

III. Подготовленные выступления учащихся и беседа с классом.

Сообщение 1


Связный рассказ с иллюстративным материалом по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди»[2] — глава «Илья Муромец». (см. главу ниже).

Рассказы учащихся:

1. Рассказ об исцелении Ильи, чтение отрывков из первой былины цикла.


— Знакома ли вам эта былина? Какие еще варианты первой былины цикла об Илье Муромце вы знаете?

— Что делают с Ильей — крестьянским сыном в этой былине чудесные посланники?
(Старцы велят Илье выпить воды (или «чару питьица медвяного»), и он не только выздоравливает, но вдруг ощущает в себе силы непомерные. В некоторых вариантах былины Илья выпивает три ведра воды: первое дает ему силу, второе удесятеряет эту силу, сравнимую только с силушкой Святогора-богатыря, и тогда калики велят выпить третье ведро, чтобы умерить эту силу.)

— Какое второе чудо происходит с Ильей?
«Во чистом-то поле тебе да смерть не писана,
Ты не бойся, езди по чисту полю»,
— предрекают судьбу «калики перехожие». Не всем дано свыше услышать такое пророчество. И затем «калики» объясняют герою былины, где ему добыть коня и кому идти служить. Это — третье чудо.

Обращаем внимание школьников на характерную особенность эпоса и фольклора: три странника, три чуда. Далее, как и положено в эпосе и фольклоре, странники чудесным образом исчезают.

— Что же делает Илья?

2. Рассказ учащихся об обретении Ильей коня богатырского, о благословении родителей и победе над силой черной под Чернигов-градом.

3. Рассказ учащегося о битве с Соловьем-разбойником.


— Читали ли вы былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в начальной школе? В таком же варианте, что пересказал ваш товарищ? Расскажите, что помните о битве под Черниговом.

— Как вы считаете, какие реальные исторические события могли лечь в основу сюжета этого повествования?

— А повествования о победе над Соловьем-разбойником?

— Какова главная идея этой былины?

— Откройте свои сборники былин и просмотрите былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.

— Каким предстает перед нами Илья Муромец в этой былине? Изменилось ли что-нибудь в его облике по сравнению с первой былиной цикла?

— «Нарисуйте» словесный портрет героя русского эпоса.

— Меняется ли облик богатыря на протяжении всего повествования, от былины к былине? Можем ли мы четко проследить, что за чем следует, какие события вытекают из тех или иных действий героя? Почему?
Для Средневековья тридцать лет — возраст весьма солидный: в боях с многочисленными врагами и в борьбе за жизнь с природой мало кто доживал до сорока лет. Многие в тридцать лет уже и подвиги свои совершили, и женились, и детишек народили, а некоторые и Богу душу отдали. Илья Муромец в эти годы только начинает свой богатырский путь, поэтому его часто называют «стар козак», «старик старый»:

Ехал стар по чисту полю,
По тому раздолью широкому.
Голова бела, борода седа
По белым грудям расстилается,
Как скатен жемчуг[3] рассыпается.
Да под старым конь наюбел-белой,
Да ведь хвост и грива научёр-черна.

Но согласитесь, это портрет не тридцатилетнего и даже не сорокалетнего мужчины — человека в самом расцвете физических и интеллектуальных сил. Значит, это образ собирательный, в котором подчеркивается старшинство Ильи Муромца как атамана богатырей. В то же время Добрыня Никитич, старший по возрасту из всех богатырей «Киевского цикла», всегда изображается в героическом эпосе человеком средних лет, где-то между тридцатью и сорока годами, т. е. по социальной иерархии, месту среди богатырей, он «моложе», «ниже» Ильи Муромца.

Именно этот устойчивый образ Ильи Муромца и Добрыни Никитича мы с вами видим на картине Виктора Васнецова «Богатыри» (показываем семиклассникам репродукцию картины).

— Давайте рассмотрим репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Каким выглядит на картине Илья Муромец? Совпадает ли его портрет с описаниями в былинах? Аргументируйте свой ответ.

— Расскажите, таким ли вы себе представляли Добрыню Никитича во время чтения былин? Объясните, почему. Подкрепите свою точку зрения цитатами из текстов.

— Каким выглядит на картине Алеша Попович?

— Удалось ли художнику передать характеры богатырей?

— Как вы думаете, почему богатыри нарисованы «во чистом поле», а не в стольном граде Киеве?

— Для чего «ездят в поле» удалые богатыри? Только ли для того, чтобы силы свои потешить? Есть ли у них определенная цель?

— Можно ли сказать, что три богатыря заслонили собой всю землю Русскую, которая расстилается за их плечами? Какие детали на художественном полотне на это указывают? Перечислите их.

— Какое чувство возникло у вас при первом взгляде на репродукцию картины В. Васнецова? Попробуйте описать его.

— Если вы видели саму картину или репродукцию раньше, попробуйте объяснить, какие чувства возникли у вас при первом знакомстве с полотном. Сохранились ли они по сей день?

— Художник Васнецов подчеркивает в своей картине мощь и силу Ильи Муромца. Какие еще стороны характера этого богатыря выделены художником? Расскажите о них. Свой рассказ аргументируйте при помощи анализа деталей на полотне, постоянно обращаясь к художественному произведению, а не к собственным выводам. Тогда мы все вместе увидим то, что хотел нам рассказать об Илье Муромце сам художник.

— Вспомните, как еще иногда называют это художественное произведение. («Три богатыря», «Застава богатырская».)

— Кто может объяснить значение словосочетания «застава богатырская»?
(Застава — передовой отряд на границе чьих-либо владений, форпост, служащий для защиты территории от нападения врага.)

IV. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Учащиеся по очереди читают текст былины (по одному из принесенных сборников былин).

V. Беседа по прочитанному.

— Понравилась ли вам былина? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Есть ли у этой былины зачин и концовка? Если есть, зачитайте их.

— Каково основное содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

— Опишите бой Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. Кто или что помогло победить русскому богатырю?

— Найдите в тексте гиперболы и сравнения. Объясните их роль в произведении.

— Какими эпитетами одаривают сказители Илью Муромца? Приведите примеры. Говорят ли данные эпитеты об отношении народа к своему герою?

— Какими эпитетами и сравнениями «награждается» Соловей-разбойник, Одихмантьев сын? О чем это говорит?

— Какие отголоски мифологии древних народов мы «слышим» в этой былине? Какие древнегреческие мифы напоминает бой Ильи Муромца с Соловьем-разбойником?

— Какова основная идея былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

VI. Подведение итогов урока.

— Какие главные нравственные качества Ильи Муромца мы можем отметить?
(Патриотизм, чувство справедливости, сознание собственного долга перед Родиной и народом, смелость и мужество.)

— Как вы думаете, почему художника В. Васнецова в конце XIX столетия вдохновил образ русских богатырей, стоящих заставой на рубеже земли Киевской Руси?
Богатырь служит не князю как таковому, а в его лице всей Русской земле, русскому народу. И если князь не прав, Илья резко высказывает свое мнение (былины о конфликтах Ильи Муромца и Владимира Красное Солнышко). Путь жизни Ильи Муромца — путь преодоления опасностей и препятствий, вызова силам зла и борьба с ними. Осознавая это, Илья Муромец никогда не уходит от схватки и из трех дорог выбирает ту, «где убиту быть». При этом везде и всегда Илья «стоит за правду»: и в битве с врагом, и в конфликтах с князем Владимиром,ивспорахмеждубогатырями. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами:

Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей.

Илья Муромец наделен не только и не столько силой физической, сколько силой духовной: он предельно честен, начисто лишен бахвальства, корысти, зависти и эгоизма, он смиренен перед волей Божией, он молча и до конца несет свой крест борца за справедливость.

Именно поэтому за советом к нему спешит даже старший по возрасту, умный и справедливый Добрыня Никитич. В образе Ильи Муромца соединились черты реального человека и воина, жившего примерно в X веке, мифологического героя и святого.

— Вдохновляет ли наших современников собирательный образ богатырей? Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Почему нам так дороги и близки герои древности, особенно русские герои, прозванные богатырями?

— Чему учат нас богатыри?

— Почему идея единения Руси, Русского государства так актуально звучит и сегодня?

VII. Домашнее задание.

— читать былины из цикла об Илье Муромце (по выбору учащихся);
— нарисовать иллюстрацию к былине «На заставе богатырской» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания:
— читать научно-популярную книгу Кира Булычева «Тайны Руси»;
— читать книгу «Читаем, думаем, спорим...», с. 11—21.

САДКО — НОВГОРОДСКИЙ ГОСТЬ
УРОК 8


У нас злато-серебро на Руси дорого,
А булат-железо не дешевлея;
Потому оно дорого,
Что без злата-серебра сколько можно жить,
А без булату-железа жить-то неможно.


Цели урока: — познакомить учащихся с эпосом Великого Новгорода, с циклом былин о купце Садко;
— заинтересовать семиклассников чтением былин и других эпических произведений устного народного творчества;
— раскрыть перед школьниками художественное своеобразие новгородского эпоса;
— формировать воссоздающее воображение учеников;
— работать над умением учащихся образно, кратко и красиво пересказывать прочитанное и услышанное, устно создавать картину или портрет.

Форма урока:
синтетический урок с элементами творческих заданий и интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе со словом учителя, сообщениями учащихся и беседой по прочитанному.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Слово учителя.


Сказители былин не только и не столько развлекали людей старинами, сколько рассказывали своим слушателям об общем прошлом народов, издавна живущих бок о бок, передавали общие для этих народов нравственные правила, традиции, а также учили, наставляли в повседневной жизни. Русские былины, как и эпос других народов, служили для передачи исторического и нравственного опыта народа, для сохранения общего мировосприятия (сегодня это называется ментальностью).

Именно поэтому в былинах предметом изображения часто были не только события героической обороны страны, в основном стольного города Киева, но и дела, события повседневной жизни: «рассказывали о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях — ристалищах, торговле и далеких путешествиях с товарами, о случаях из городского быта, о споре и кулачных боях, об увеселениях и скоморошьей игре...»[4].

Безымянный автор исходного текста, а затем сказители, с одной стороны, делились со слушателями своими думами о том, как надо правильно жить, с другой стороны, поучали людей, на конкретных примерах показывали, что хорошо и что плохо с точки зрения народа, с точки зрения православной веры. Очень интересны в этом плане былины Новгородского цикла. Внутренняя жизнь Древней Руси порождала разные конфликты, разрешение которых требовало богатырских возможностей. Особенно бурной и насыщенной политическими событиями была жизнь средневекового Новгорода. Своеобразно сложилась жизнь многонационального народа в Новгороде, который также величают Великим Новгородом. Великий Новгород — республика бояр и купцов, социальными и торговыми узами связанная с Европой. Жизнь здесь была суровой, подверженной разного рода опасностям. Новгородцам часто приходилось отбиваться от нападений чужеземных завоевателей — шведов, немцев, участвовать в общерусских военных кампаниях и в междоусобных войнах, однако в небольшом Новгородском цикле былин о боевых делах новгородских богатырей не рассказывается.

У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты, нашедшие отражение в эпосе. Выгодное географическое положение города способствовало успешному развитию в нем торговли и ремесел (показать на географической карте или на карте Руси XV—XVII веков). Новгородские купцы по характеру торговли объединялись в особые корпорации — сотни, например сотни меховщиков, вощинников (торговцев воском) и т. п. Новгородские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы. Прочно было их положение на европейском рынке. В городе Висби на Готланде, главном торговом пункте в Балтийском море, они имели свой гостиный (торговый) двор и храм при нем. Изображению жизни и быта новгородского купечества и посвящены былины о Садко — новгородском госте. Некоторые исследователи считают, что «Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится. В образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV веков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев»[5].

Былинный Садко, как и многие новгородские купцы, умен и находчив, бесстрашен и самолюбив, бескорыстен и одновременно прижимист, религиозен и в то же время самонадеян, властолюбив. Благодаря своему таланту и сметливости Садко избавляется от нищеты и спасается от Морского царя, но простой народ осуждает Садко за то, что он, разбогатев и возгордившись, противопоставил себя всему Новгороду. В былине о Садко — новгородском госте отразилось влияние и русской народной сказки, и восточного сказочного фольклора, и житийной литературы.

II. Беседа с классом.

— Объясните, где находится Великий Новгород. Найдите его на карте (она должна быть вывешена в классе).

— Расскажите, что вы узнали об этом городе или территории на уроках истории, географии, мировой художественной культуры.

— Какие народы населяли Новгородскую республику? Каков в ней был принцип гражданства? Что объединяло людей в единое целое — республику?

— Чем управление Великим Новгородом отличалось от управления Киевской Русью из стольного града Киева? Кто знает, что такое республика?
Республика (от лат. res publica — общественное дело) — 1) форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит выбранным на определенный срок населением или специальной избирательной коллегией органам власти, обычно президенту или законодательному органу — парламенту;
2) государство с такой формой правления
[6].

— Как вы полагаете, люди, живущие в республике, чем-либо отличаются от тех, кто является подданными или вассалами своих князей? Объясните, почему.

III. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. Новгородские былины.

Сообщение 2. Связный рассказ с иллюстративным материалом
по книге Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди» — глава «Садко».

Сообщение 3. Цикл былин о Садко — новгородском госте.

Сообщение 4. Василий Буслаев — новгородский богатырь.

IV. Чтение былины (по учебнику для 7 класса, с. 24—34).

V. Беседа по прочитанному, слово учителя, пересказ учащихся и словесное рисование.


— Понравилась ли вам былина? Расскажите, что вас заинтересовало в прочитанном тексте.

— Какие особенности устного народного поэтического творчества вы заметили в этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

— Чем характерна речь повествователя? К какому типу речи ее можно отнести и почему?

— Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства языка, присущие устному поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их.

— Попробуйте пересказать былину о Садко в том варианте, который дан в вашем учебнике.

— Давайте попробуем составить словесный портрет молодого купца Садко. Какие черты его внешности, на ваш взгляд, являются главными, а какие — второстепенными? Какие черты его характера обязательно надо отобразить в словесном портрете?

— Как вы полагаете, был ли реальный прототип у Садко?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Летопись упоминает под 1167 годом некоего Садко Сытинца (Сотко Сытинич), который заложил церковь в честь святых мучеников Бориса и Глеба в «каменном городе — детинце» близ собора Святой Софии. Софийский «Временник» называет этого храмосоздателя по-былинному — «Сотко богатый». Данная церковь была самым лучшим после собора Святой Софии сооружением в Великом Новгороде и просуществовала до XVII века. Былинный Садко строит церковь во имя Николы Можайского (этот святой считается покровителем мореплавателей).

— Можно ли утверждать, что Садко — это собирательный образ целого народа? Докажите это.

— Какие нравственные уроки можно вынести из злоключений новгородского купца Садко?

VI. Творческое задание.

Напишите мини-сочинение на тему «Одно из приключений Садко — новгородского гостя» (10 минут).

VII. Домашнее задание.

Для всего класса:

— подготовить художественный пересказ былины;

Для слабо подготовленных учеников:
— подготовить выразительное чтение былины.

Индивидуальные задания:
— читать весь цикл о Садко;
— написать сочинение на тему «Два героя средневекового эпоса — два купца-путешественника: Садко и Синдбад-мореход».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: (См. ответы ниже)

Задания 1—4 даются к карточкам 1—6.


1. Прочитайте фрагмент текста. Подготовьте его выразительное чтение вслух.

2. Определите, к какому жанру устного народного творчества он относится. Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

3. К какому циклу данного жанра относится этот фрагмент? Если читали это произведение, дайте его полное название.

4*. Какой композиционной частью произведения является данный фрагмент текста? Аргументируйте свой ответ.

Задание 5 дается к карточкам 2—6.

5*. Какие художественные особенности данного жанра вы можете назвать в этом фрагменте? Приведите примеры.

КАРТОЧКА 1

Под славным великим Новым-городом,
По славному озеру по Ильменю
Плавает, поплавает сер селезень,
Как бы ярый гоголь поныривает;
А плавает, поплавает червлен корабль
Как бы молода Василья Буслаевича,
А и молода Василья со его дружиною хороброю,
Тридцать удалых молодцов:
Костя Никитин корму держит,
Маленький Потаня на носу стоит,
А Василий-то по кораблю похаживает,
Таковы слова поговаривает:
— Свет моя дружина хоробрая,
Тридцать удалых добрых молодцев!
Ставьте корабль поперек Ильменя,
Приставайте, молодцы, ко Нову-городу...[7]

КАРТОЧКА 2

А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец.
А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владеньица;
Тридцать лет его было веку долгого...[8]

КАРТОЧКА 3

Ведь во славном во городе во Киеве
А ведь и Владимир-князь стольно-киевский —
А был он холост, молодец, не женат, —
А надо было повыбрати княгиню новобрачную.
А ведь начали думу думати,
А начали совет-то советовать
А ведь и стары князья да бояре-то:
— А ведь и надобно собрать тебе почестный пир,
А пригласить нам могучиих богатырей,
А нам купцов — людушек богатыих.
А ведь купцы, да людушки-то богатые,
А ездят по разным по городам,
А ведь ездят по дальним по сторонам,
Так, может, не видали, не видали ли
А ведь и души красной девушки?
А ведь еще пригласить могучиих богатырей.
А ведь они ездят по дальним по сторонам,
А ведь по разным они ездят по городам[9]...

КАРТОЧКА 4

...Ну вот как тут поехал он к Василию Казимировичу,
Накунул на него храпы железные,
Сдержал тут он да своего товарища.
Вот тут они приехали к Ботияну Ботияновичу,
Пили-то они да угощалися, на Русь собиралися.
Их кормил-поил да Ботиян да Ботиянович,
Отсчитал-то им без счета золоту казну.
Вот они тут сели, добры молодцы, на добрых коней,
С Ботияном-то они да распрощалися,
А на святую Русь они да отправлялися[10].

КАРТОЧКА 5

...Тут наелися, напились все, накушались,
Да стали тут они да все пьянешеньки,
А стали тут они все веселешеньки.
Как говорит Илья тут таковы слова:
— Ай же ты, князь стольно-киевский!
А знал-то, кого послать меня позвать,
А послал-то братца ко мне крестового,
А того-то мне Добрынюшку Никитича.
Кабы то мне да ведь не братец был,
А никого-то я да не послушал здесь.
А скоро натянул бы я свой тугой лук,
Да клал бы я стрелочку каленую,
Да стрелил бы я в гридню во столовую,
А я убил бы тебя, князя, со княгинею.
За это я тебе-то нунь прощу, За эту вину да ту великую[11]!

КАРТОЧКА 6

...Как день бьются они тут не едаючи,
Ночью бьются они да не пиваючи.
Как другой день бьются они и другую ночь,
Отдыха-то ведь тут им не давается.
А третий день бьются и третью ночь,
От них пошел-то тут еще стук да гром,
А стала мать земелюшка подрагивать.
Как этот стук да гром услыхал-то ведь
А старый казак тут Илья Муромец.
Как сидит Ильюшенька, сам думает:
«А и это есть русские богатыри,
Где-нибудь дерутся они, ратятся!»[12]

КАРТОЧКА 7

1. Прочитайте фрагмент литературоведческого произведения Владимира Яковлевича Проппа «Язык былин как средство художественной изобразительности», попытайтесь выполнить задания и ответить на вопросы, данные после него.
«Язык произведений народной поэзии, как и язык литературно-художественных произведений, служит не только средством общения, но и средством художественного способа выражения миросозерцания их создателей. В обоих случаях, и как язык обиходный, и как язык художественных произведений, это будет один и тот же русский язык... Однако как язык художественных произведений этот язык обладает целым рядом специфических особенностей, служит средством особых поэтических приемов, которые по совокупности с содержанием былин определяют особый их стиль...»[13]

2. Докажите устно, что язык былин — это язык, сходный с обиходным для сказителя и его слушателей. Как можно установить данный факт?

3. Как вы понимаете слова «средство художественного способа выражения миросозерцания их создателей»? Как при помощи слов можно выразить свое отношение к миру?
(Создать свой текст: написать сочинение, сочинить стихотворение или былину и т. п.)
Входит ли в понятие «миросозерцание» отношение безымянного автора былины к князю, героям, общественному укладу? Найдите цитаты в тексте былины, подтверждающие ваши слова (по выбору учащихся).

4*. Найдите в тексте выбранной вами былины специфические особенности языка, формирующие былинный стиль.

КАРТОЧКА 8

1. Прочитайте фрагмент литературоведческого произведения Владимира Яковлевича Проппа «Язык былин как средство художественной изобразительности», попытайтесь выполнить задания и ответить на вопросы, данные после текста.

«...Метафора в эпосе — редкое явление. Наиболее яркое использование метафор наблюдается в тех случаях, когда выражается резкое негодование. Так, наступающий на Киев Калин именуется собакой... Идолище Поганое изображается в следующих, весьма ярких образах:
Голова то у его сильный пивной котел,
Кабы усища у его как царски блюдища,
Кабы глазища у его как сильны чашища,
Кабы ручища у его как будто грабища,
Уж бы ножища у его сильны кичинища. (цепы для молотьбы).
Метафора в эпосе имеет ограниченное хождение, применяется преимущественно в лирических местах или для выражения гнева, негодования, осуждения, или она носит шуточный характер, но и в этих случаях применяется редко»[14].

2. Вспомните, что такое метафора. Устно приведите примеры из художественных произведений, в которых имеются метафоры.

3. Найдите в тексте былины (былина на ваш выбор) метафоры, определите их роль.

4*. Докажите, что «метафора в эпосе — редкое явление». Может быть, В. Я. Пропп заблуждался? Подтвердите свой ответ цитатами из текста былин.

5*. Найдите несколько метафор, которые:
● служат для выражения гнева, негодования, осуждения;
● выражают лирические чувства автора;
● носят шуточный характер.

КАРТОЧКА 9

1. Прочитайте фрагмент текста. Отрывок из произведения какого жанра он собой представляет?

2. Определите, чьи это слова:

...Я скажу тебе про родину-отечество,
Я скажу тебе про своего родна батюшку,
Я скажу тебе про свою родну матушку!
У меня был родный батюшка Никита, сын Романович,
Он и княжил во Рязани шестьдесят годов,
А родна-то матушка — Омелфа Тимофеевна!
Не моги€ меня казнить — моги помиловать,
Назовемся-ка мы братьями крестовыми,
Обменяемся крестами золочеными:
А как будешь ты мне больший брат,
А как буду я тебе меньший брат,
А как будем ездить по чисту полю поляковать,
А и биться мы будем друг-то за друга,
Друг-то за друга, за брата за крестового[15]!

3. Подготовьте выразительное чтение вслух данного отрывка. При чтении постарайтесь голосом и интонацией показать характер героя.

4. Найдите в данном отрывке постоянные эпитеты. Имеются ли здесь сравнения и метафоры?

5*. Какие особенности языка устной народной поэзии можно выделить в данном фрагменте?

КАРТОЧКА 10
1. Прочитайте фрагмент текста. Подготовьте его выразительное чтение вслух.

2. Отрывок из произведения какого жанра он собой представляет?

Во стольном было городе во Киеве,
У ласкова князя у Владимира,
Как было пированье — почестный пир
На многие князи на бояры,
На всех тех гостей званых-браныих,
Званых-браных гостей, приходящиих.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру честном напивалися,
Все на пиру порасхвастались:
Иной хвалится добрым конем,
Иной хвалится шелковым портом,
Иной хвалится селами со приселками,
Иной хвалится городами с пригородками,
Иной хвалится родной матушкой,
А безумный хвалится молодой женой...[16]

3. Какой композиционной частью произведения является данный фрагмент текста? Аргументируйте свой ответ.

4. Какие особенности языка устной народной поэзии можно выделить в данном фрагменте?

5*. Какова художественная роль повтора слов в данном описании? Можно ли объяснить данные повторы с точки зрения бытования былин?

6*. Можно ли, по вашему мнению, согласиться со словами литературоведа Владимира Яковлевича Проппа, утверждавшего, что «эпитет есть одно из основных изобразительных средств эпоса»[17]? Аргументируйте свой ответ.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

КАРТОЧКА 1. КАРТОЧКА 2. КАРТОЧКА 4. КАРТОЧКА 3. КАРТОЧКА 5. КАРТОЧКА 6. КАРТОЧКА 9.
Облегченный вариант анализа фрагмента текста.
Усложнение анализа идет по двум путям: увеличение объема анализируемого материала; более подробный анализ большего состава изобразительно-выразительных средств языка.

КАРТОЧКА 7. КАРТОЧКА 8. КАРТОЧКА 10.
Самостоятельный анализ текста и ответы на проблемные вопросы.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Карточки 1—3 — былинный зачин.

Карточка 1
Цикл былин о Василии Буслаеве имеет все идейно-художественные особенности северно-русских средневековых былин и сохраняет многие бытовые черты новгородской жизни XIII—XV веков. Василий Буслаев — свободолюбивый и мужественный человек, отвергающий всякие суеверия и предрассудки, полагающийся только на свою силу. Народу полюбился образ молодого бунтаря, однако и в былинах, и в народе осуждалась бесшабашность удальца, чья сила и энергия были направлены не на общее благо, как у богатырей, а часто во вред людям — «потехи ради». И гибель героя в былине «Смерть Василия Буслаева» безрассудная, никому не нужная.

Карточка 2
Былина «Исцеление Ильи Муромца» открывает цикл о самом любимом богатыре на Руси, о нем говорилось:
Как одно-то на небе красное солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!
Былина открывает поэтическую биографию богатыря. Сложилась она значительно позднее былин о богатырских подвигах Ильи Муромца, как полагают ученые, не ранее XVI века. Количество былинных сюжетов об Илье огромно, но практически все эпические повествования о богатыре ведут его «родословную» из села Карачарова под Муромом. Отсюда его прозвище — Муромец. Былинный Илья Муромец — собирательный образ русского человека, идеальный образ богатыря, защитника земли Русской.

Карточка 3
Как считают ученые, все былины о женитьбе князя Владимира отразили конкретный исторический факт — женитьбу Владимира на полоцкой княжне Рогнеде. В большинстве вариантов былины «Женитьба князя Владимира» к рассказу о самой женитьбе присоединяется рассказ о происхождении названия реки Дунай — своего рода легенда в составе былины. Былинный рассказ о Дунай-реке явно древнее 96 повествования о женитьбе князя Владимира. Надо полагать, что некогда рассказ о женитьбе существовал в виде отдельной былины.

Карточки 4—5
Ответ на вопрос 4 — былинная концовка.

Карточка 4
Сложение былин о Добрыне и Василии Казимировиче относится ко времени, когда Русь должна была платить дань Золотой Орде. В былине «Добрыня и Василий Казимирович» отражена мечта народа об освобождении от этой дани. Здесь Добрыня — бесстрашный, мужественный богатырь, который благодаря своей высокой культуре одерживает моральную и духовную победу над жестоким и сильным врагом.

Карточка 5
«Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». В этой былине раскрывается еще одна черта характера Ильи Муромца — умение богатыря постоять за свое человеческое достоинство перед верховной властью в государстве — князем. Былины о ссоре Ильи Муромца с князем сложились не ранее XVI века. Как в большинстве былин этого времени — более позднего в создании былинных циклов, князь Владимир изображается персонажем с отрицательными чертами характера.

Карточка 6
Ответ на вопрос 4 — традиционное былинное описание битвы.
Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович» была создана в более позднее время, чем основные былины циклов о трех богатырях. Здесь Алеша Попович показан совершенно с иной стороны: это не богатырь, отстаивающий независимость и честь Родины, а легкомысленный удалец, хитрый и хладнокровный покоритель женских сердец. Напротив, Добрыня Никитич, как всегда, являет собой образец нравственного человека, умеющего защищать и свою честь, и честь других людей, несправедливо обиженных сильным, но безнравственным молодцем.

Карточка 7 — самостоятельный анализ текста (по выбору учащихся) и ответы на проблемные вопросы.

Карточка 8 — самостоятельный анализ текста (по выбору учащихся) и ответы на проблемные вопросы.

Карточка 9 — речь Добрыни Никитича из былины «Бой Добрыни с Ильей Муромцем».

Карточка 10традиционное былинное описание пира, встречающееся во многих былинах разных циклов.
Здесь зачин былины «Ставр Годинович».
Ученые полагают, что былины о Ставре отражают, скорее всего, действительный исторический факт: в 1118 году киевский князь Владимир Мономах за какие-то провинности заточил в темницу новгородского боярина Ставра. Это событие взволновало новгородцев, усмотревших в заточении их знатного земляка оскорбление их собственного достоинства. Событие, касающееся взаимоотношений между Киевом и Новгородом, было опоэтизировано в эпосе.

Следующий урок: Внеклассное чтение. Карело-финский эпос "Калевала" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2009.


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 7 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 7 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по детской литературе, в том числе и современной. Разрыв между изучаемой в школе литературой и кругом чтения современного читателя является порой опасным для авторитета школы: на уроках литературы обсуждаются проблемы ушедших поколений, методическая инерция поддерживает на плаву произведения, давно ушедшие в специальную историю литературы для профессионалов.
Нумерация уроков здесь и далее в тексте пособия дается по варианту 1Б поурочного планирования (см. с. 7—31). (вернуться)

2. Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 145—151. (вернуться)

3. Скатен жемчуг — лучший жемчуг называли «скатным», то есть круглым, катящимся. Это жемчужины речного жемчуга, округлой формы, отобранные при помощи скатывания с наклонной дощечки. (вернуться)

4. Аникин В. П. Мир былин и сказок // Аникин В. П., Лихачев Д. С., Михельсон Г. Н. Былины. Русские народные сказки, древнерусские повести. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 8. (вернуться)

5. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 169. (вернуться)

6. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 698. (вернуться)

7. Смерть Василия Буслаева // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 330. (вернуться)

8. Исцеление Ильи Муромца // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 30. (вернуться)

9. Женитьба князя Владимира // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 111. (вернуться)

10. Добрыня и Василий Казимирович // Там же. — С. 147— 148. (вернуться)

11. Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 109. (вернуться)

12. Добрыня Никитич и Алеша Попович // Там же. — С. 167. (вернуться)

13. Пропп В. Я. Язык былин как средство художественной изобразительности // Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2007. — С. 105—106. (вернуться)

14. Пропп В. Я. Язык былин как средство художественной изобразительности // Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2007. — С. 109. (вернуться)

15. Бой Добрыни с Ильей Муромцем // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 195. (вернуться)

16. Ставр Годинович // Русские былины. — М.: Светотон, 2000. — С. 291. (вернуться)

17. Пропп В. Я. Язык былин как средство художественной изобразительности // Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня. — М.: Лабиринт, 2007. — С. 112. (вернуться)

18. * — значком * здесь и далее по всей книге отмечены вопросы повышенной сложности. (вернуться)

19. Лыбедь — название речки, впадающей в Днепр недалеко от Киева. (вернуться)

20. Боричев — Боричев подъем соединял главную часть города Киева, расположенную на горе, с его торговой частью — Подолом. (вернуться)

21. Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства;
кудесники — колдуны. (вернуться)

22. Бударка — трубка. (вернуться)

23. Индо — очень, даже. (вернуться)

24. Заонежье — обширные области за озером Оне€га, край обитания русских и угро-финских племен. Заонежье славится суровым климатом и не менее суровым бытом людей, сохранивших до сих пор многие мифы, легенды, предания и сказания своих далеких предков. (вернуться)

25. См.: Христианство: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М., 1994. — С. 545. (вернуться)

26. Схима — высшая ступень монашества, соединенная со строгими обетами самоотвержения (усиление поста, бдения, оставление внешних занятий и служений ради пребывания в непрестанной молитве о своей душе и обо всем мире).
Схимническое облачение — куколь — также называется схимой. (Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина: Основы церковной жизни. — СПб.: САТИСЪ, 2000. — С. 182). (вернуться)

27. См.: Путилов Б. Н. Древняя Русь: Боги, герои, люди. — СПб., 1999. — С. 176—178; 169—173; 164—166; 145—151. (вернуться)




Б. Шергин
АВДОТЬЯ РЯЗАНОЧКА

Былины в пересказе Бориса Викторовича Шергина
М.: Детская литература, 1982.

Зачинается доброе слово
Про Авдотью-жёнку, Рязанку.
Дунули буйные ветры,
Цветы на Руси увяли,
Орлы на дубах закричали,
Змеи на горах засвистали.
Деялось[28] в стародавние годы.
Не от ветра плачет сине море,
Русская земля застонала.
Подымался царище татарский
Со своею Синею ордою[29],
С пожарами, со смертями.
Города у нас на дым пускает,
Пепел конским хвостом разметает,
Мёртвой головой по земле катит.
И Русь с Ордой соступилась[30],
И были великие сечи…
Кровавые реки пролилися,
Слёзные ручьи протекали.
Увы тебе, стольный Киев!
Увы, Москва со Рязанью!

В старой Рязани плач с рыданьем:
Носятся страшные вести.
И по тем вестям рязанцы успевают,
Город Рязань оберегают:
По стенам ставят крепкие караулы,
В наугольные башни — дозоры.
Тут приходит пора-кошенина[31].
Житьё-то бытьё править надо.
Стрелецкий голова[32] с женою толкует,
Жену Авдотью по сено сряжает:
— Охти мне, Дунюшка-голубка,
Одной тебе косить приведётся,
Не съездить тебе в три недели,
А мне нельзя от острога[33] отлучиться,
Ни брата твоего пустить с тобою,
Чтобы город Рязань не обезлюдить.

И Авдотья в путь собралася,
В лодочку-ветлянку[34] погрузилась.
Прощается с мужем, с братом,
Милого сына обнимает:
— Миленький мой голубочек,
Сизенький мой соколик,
Нельзя мне взять тебя с собою:
У меня работа будет денно-нощна,
Я на дело еду скороспешно.

После этого быванья[35]
Уплыла Авдотья Рязанка
За три леса тёмных,
За три поля великих.
Сказывать легко и скоро,
Дело править трудно и долго.
Скольку Авдотья сено ставит,
Умом-то плавает дома:
«Охти мне, мои светы,
Всё ли у вас по-здорову?»

А дни, как гуси, пролетают,
Тёмные ночи проходят.
Было в грозную ночку —
От сна Авдотья прохватилась,
В родимую сторонку взглянула:
Над стороной над Рязанской
Трепещут пожарные зори…

Тут Авдотья испугалась:
— Охти мне, мои светы!
Не наша ли улица сгорела? —
А ведь сена бросить не посмела:
Сухое-то кучами сгребала,
Сучьём суковатым пригнетала,
Чтобы ветры-погоды не задели.
День да ночь работу хватала,
Не спала, не пила, не ела.
Тогда в лодчонку упала,
День да ночь гребла, не отдыхала,
Весла из рук не выпускала.
Сама себе говорила:
— Не дрожите, белые руки,
Не спешите, горючие слёзы! —
Как рукам не трястися,
Как слезам горючим не литься?
Несёт река головни горелы,
Плывут человеческие трупы.
На горах-то нет города Рязани,
Нету улиц широких,
Нету домовного порядка.
Дымом горы повиты,
Пеплом дороги покрыты.

И на пеплышко Авдотья выбредала.
Среди городового пепелища
Сидят три старые бабы,
По мёртвым кричат да воют,
Клянут с горя небо и землю.

Увидели старухи Авдотью:
— Горе нам, жёнка Авдотья!
Были немилые гости,
Приходил царище татарский
Со своею Синею ордою,
Наливал нам горькую чашу.
Страшен был день тот и грозен.
Стрелы дождём шумели,
Гремели долгомерные[36] копья.
Крепко бились рязанцы,
А татар не могли отбити,
Города Рязани отстояти.
Убитых река уносила,
Живых Орда уводила.

Увы тебе, жёнка Авдотья,
Увы, горегорькая кукуша!
Твоё тёплое гнёздышко погибло,
Домишечко твоё раскатилось,
По камешку печь развалилась.
Твоего-то мужа и брата,
Твоего-то милого сына
В полон увели татары!

И в те поры Авдотья Рязанка
Зачала лицо своё бити,
Плачем лицо умывати,
Она три дня по пеплышку ходила,
Страшно, ужасно голосом водила,
В ладони Авдотьюшка плескала,
Мужа и брата кричала,
О сыне рыдала неутешно.
Выплакала все свои слёзы,
Высказала все причитанья.
И после этого быванья
Вздумала крепкую думу:
— Я пойду вслед Орды, вслед татарской.
Пойду по костям по горелым,
По дорогам пойду разорённым.
Дойду до Орды до проклятой,
Найду и мужа и брата,
Найду своего милого сына!

Говорят Авдотье старухи:
— Не дойти тебе Орды за три года.
Пропадёшь ты, жёнка, дорогой,
Кости твои зверь растащит,
Птицы разнесут по белу свету.

Говорит Авдотья старухам:
— То и хорошо, то и ладно!
Дожди мои косточки умоют,
Буйные ветры приобсушат,
Красное солнце обогреет.

Говорят Авдотье старухи:
— В Орде тебе голову отымут,
Кнутом тебе перебьют спину.

— Двум смертям не бывати,
А одной никому не миновати! —
И пошла Авдотья с Рязани:
Держанный на плечах зипунишко[37],
На ногах поношены обутки.
И поминок[38] добыла своим светам:
Пояса три да три рубахи.
— Найду их живых или мёртвых,
В чистые рубахи приодену.

Шла Авдотья с Рязани,
Суковатой клюкой подпиралась.
Шла она красное лето,
Брела она в грязную осень,
Подвигалась по снегу, по морозу.
Дожди её насекают[39],
Зимние погоды заносят.

Страшно дремучими лесами:
В лесах ни пути, ни дороги,
Тошно о лёд убиваться,
По голому льду подаваться.
Шла Авдотья с Рязани.
Шла к заре подвосточной,
Шла в полудённые страны,
Откуда солнце восходит,
Смену несла своим светам:
Три пояска да три рубахи.
Шла, дитя называла,
Мужа и брата поминала.
Тогда только их забывала,
Когда крепким сном засыпала.
Шла Авдотья близко году,
Ела гнилую колоду,
Пила болотную воду.
До песчаного моря доходила.

Идут песчаные реки,
Валится горючее каменье,
Не видать ни зверя, ни птицы;
Только лежат кости мёртвых,
Радуются вечному покою.
В тлящих[40] полуденных ветрах,
В лютых ночных морозах
Отнимаются руки и ноги,
Уста запекаются кровью.
И после этого быванья
Веют тихие ветры.
Весна красна благоухает,
Земля цветами расцветает.
Жёночка Авдотья Рязанка
На высокую гору восходит,
Берега небывалые видит:
Видит синее широкое море,
А у моря Орда кочевала.

За синими кудрявыми дымами
Скачут кони табунами,
Ходят мурзы-татаре[41],
Ладят свои таборы-улусы[42].
Тут-то Авдотью увидали,
Врассыпную от неё побежали:
— Алай-булай, яга-баба!
— Алай-булай, привиденье! —
Голосно Авдотья завопила:
— Не бегайте, мурзы-татаре!
Человек я русского роду.
Иду в Орду больше году,
Чтобы вашего царя видеть очи.—

И в ту пору, и в то время
Авдотью к царищу подводят.
Блестят шатры золотые,
Стоят мурзы на карачках
Виньгают в трубы и в набаты,
Жалостно в роги играют,
Своего царища потешают.
Сидит царище татарский
На трёх перинах пуховых,
На трёх подушках парчовых.
Брови у царища совины,
Глаза у него ястребины.
Усмотрел Авдотью Рязанку,
Заговорил царище, забаял:
— Человек ты или привиденье?
По обличью ты русского роду.
Ты одна-то как сюда попала?
Ты не рыбою ли реки проплывала,
Не птицей ли горы пролетала?
Какое тебе до меня дело? —
И жёнка Авдотья Рязанка
Его страшного лица не убоялась:
— Ты гой еси[43] царище татарский,
Человек я русского роду,
Шла к тебе больше году,
Сквозь дремучие леса продиралась,
О голые льды убивалась,
Голод и жажду терпела,
От великой нужды землю ела.
Я шла к тебе своей волей,
У меня к тебе обидное дело:
Приходил ты на Русь со смертями,
С пожарами, с грабежами,
Ты разинул пасть от земли до неба,
Ты Рязань обвёл мёртвою рукою,
Катил по Рязани головнёю,
Теперь ты на радости пируешь…

Ей на то царище рассмехнулся:
— Смело ты, жёнка, рассуждаешь,
Всего меня заругала!
Не слыхал я такого сроду.
А не будем с тобою браниться,
Давай, Рязанка, мириться.
Какое тебе до меня дело? —
Говорит Авдотья Рязанка:
— Ты увёл в полон моего мужа и брата,
Унёс моего милого сына.
Я ночью и днём их жалею,
Покажи их живых или мёртвых.
Я одену их в чистые рубахи,
Поясами их опояшу,
Покричу над ними, поплачу,
Про запас на них нагляжуся.

И царь на Авдотью дивится:
— Орда молодцов видала,
Такого образца не бывало!
Не князь, не посол, не воин —
Жёночка с Рязани, сиротинка,
Перешла леса и пустыни,
Толкучие горы перелезла,
Бесстрашно в Орду явилась…
Гой вы, мурзы-татаре,
Приведите полоняников рязанских,
Пущай Авдотья посмотрит,
Жив ли муж её с братом,
Тут ли её милое чадо!

И полон рязанский приводят,
И Авдотья видит мужа и брата.
Живого видит милого сына.
И не стрела с тугого лука спрянула,
Не волна о берег раскатилась,
С семьёй-то Авдотьюшка свидалась.
Напали друг другу на шею,
Глядят, и смеются, и плачут.
Говорит царище татарский:
— Жалую тебе, жёнка Авдотья,
За твоё годичное хожденье:
Из троих тебя жалую единым,
Одного с тобою на Русь отпущаю.
Хочешь, бери своего мужа,
Хочешь, бери себе сына,
А хочешь, отдам тебе брата.
Выбирай себе, Рязанка, любого.

И в ту пору и в то время
Бубны, набаты замолчали,
Роги и жалейки перестали.
А жёнка Авдотья Рязанка
Горше чайцы морской возопила:
— Тошно мне, мои светы!
Тесно мне отовсюду!
Как без камешка синее море,
Как без кустышка чистое поле!
Как я тут буду выбирати,
Кого на смерть оставляти?!
Мужа ли я покину?
Дитя ли своё позабуду?
Брата ли я отступлюся?..
Слушай моё рассужденье,
Не гляди на мои горькие слёзы:
Я в другой раз могу замуж выйти,
Значит, мужа другого добуду.
Я в другой раз могу дитя родити,
Значит, сына другого добуду.
Только брата мне не добыти,
Брата человеку негде взяти…
Челом тебе бью, царь татарский,
Отпусти на Русь со мною брата!
И в то время жёнка Рязанка
Умильно перед царищем стояла,
Рученьки к сердцу прижимала,
Не мигаючи царю в очи глядела,
Только слёзы до пят протекали.

Тут не на море волна прошумела,
Авдотью Орда пожалела,
Уму её подивилась.
И царище сидит тих и весел,
Ласково на Авдотью смотрит,
Говорит Авдотье умильно:
— Не плачь, Авдотья, не бойся,
Ладно ты сдумала думу,
Умела ты слово молвить.
Хвалю твоё рассужденье,
Славлю твоё умышленье.
Бери себе и брата и мужа,
Бери с собой и милого сына.
Воротися на Русь да хвастай,
Что в Орду не напрасно сходила,
На веках про Авдотью песню сложат,
Сказку про Рязанку расскажут…
А и мне, царищу, охота,
Чтобы и меня с Рязанкой похвалили,
Орду добром помянули.
Гей, рязанские мужи и жёны,
Что стоите, тоскою покрыты?
Что глядите на Авдотьину радость?
Я вас всех на Русь отпущаю.
Гей, жёнка Авдотья Рязанка!
Всю Рязань веди из полону,
И будь ты походу воевода.

И в те поры мурзы-татаре
Своего царища похваляют,
Виньгают в трубы и в роги,
Гудят в набаты, в бубны.
И тут полоняники-рязанцы
Как от тяжкого сна разбудились,
В пояс Орде поклонились,
Молвили ровным гласом:
— Мир тебе, ордынское сердце,
Мир вашим детям и внукам!

И не вешняя вода побежала,
Пошла Рязань из полону.
Понесли с собой невод и карбас[44]
Да сетей поплавных — перемётов,
Чем, в дороге идучи, питаться.
Впереди Авдотья Рязанка
С мужем, с братом и с сыном,
Наряжены в белые рубахи,
Опоясаны поясами.
После этого быванья
Воротилась Рязань из полону
На старое своё пепелище,
Житьё своё управляют,
Улицы ново поставляют.
Были люди, миновались,
Званье, величанье забывалось.

Про Авдотью память осталась,
Что жёнка Авдотья Рязанка
Соколом в Орду налетала,
Под крылом Рязань уносила.

Во времена татарщины русские матери и жёны не то что плакали, а в слезах плавали. Плачет и «рязанская баба» Авдотья, увидев вместо города пепелище. Однако плачет недолго. Она идёт в дальний поход, в Орду, чтобы вызволить взятых в плен мужа, сына и брата. Простая русская женщина, Авдотья, которая всю жизнь пряла, ткала, мыла и стирала, когда пришёл грозный час, показала великую силу души. Вот стоит она перед страшным царём татарским — маленькая, в лапотках, — а кругом Орда, мечи, копья. На устах её не страх, а грозное слово: «Я пришла с тобою, царь, судиться!» И царь татарский, поражённый мужеством Авдотьи, которая шла в Орду целый год одна-одинёшенька по страшной дороге, терпела голод и холод, отпускает с ней на Русь не только родных, но и весь рязанский полон.
Борис Викторович Шергин (1893—1973) — русский писатель, фольклорист, публицист и художник, известный главным образом историями из жизни поморов. (вернуться к заданию)


28. Деялось — происходило. (вернуться)

29. Синяя орда — прозвище одного из татарские племён времён нашествия татар на Русь. (вернуться)

30. Соступилась — сошлась. (вернуться)

31. Кошенина — время покоса, когда заготовляют сено. (вернуться)

32. Стрелецкий голова — начальник над отрядом стрельцов, охраняющих город или крепость. (вернуться)

33. Острог — деревянная крепость в городе. (вернуться)

34. Ветлянка — лодка, прошитая корнями ветлы — ивы. Такое крепление было прочнее железного. (вернуться)

35. Быванье — происшествие, событие. (вернуться)

36. Долгомерный — долгий мерою, то есть длинный. (вернуться)

37. Зипун — кафтан крестьянского сукна с большим воротником. (вернуться)

38. Поминок — памятный подарок. (вернуться)

39. Насекают — секут, стегают. (вернуться)

40. Тлящий — растлевающий, разрушающий. (вернуться)

41. Мурзы, мурзы-татаре, мурзы-уланые — так называли русские татарских начальников. (вернуться)

42. Улусы — кочевые стойбища татар. (вернуться)

43. Гой еси — это словосочетание употребляется в былинах как заздравный клич. Гоить — жить, здравствовать. (вернуться)

44. Карбас — имеется в виду речной карбас — гребное, беспалубное, парусное судно. (вернуться)


Б. Н. Путилов
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Глава из книги Б. Н. Путилова «Древняя Русь. Боги, герои, люди»

Илья Муромец — популярный герой-богатырь славянских быличек. В судьбе героев мирового эпоса немалую роль играет чудо — причем в самые важные моменты их жизни: это чудесное рождение (женщина съедает плод, кусочек рыбы, выпивает некую воду и т. д.), невиданно быстрый рост, приобретение силы, неуязвимости, бессмертия, предуказанная смерть… Великие эпические герои отмечены знаком чуда. Трижды отмечен им и Илья Муромец. Он сын простых родителей (согласно поздней традиции — крестьянский сын) и с детства обречен:

А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владенъица,
Тридцать лет его было веку долгого.

Происходит первое чудо: в доме появляются три старца — это так называемые «калики перехожие», странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног»). И тогда старцы велят ему встать и принести воды — что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы

От земли столб был да до небушки,
Ко столбу было золото кольцо,
За кольцо бы взял, святорусску поворотил.

Это значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не сумевшего поднять «тягу земную». Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершается второе чудо: странники предсказывают, что Илье не угрожает смерть в бою, от оружия.

Во чистом-то поле тебе да смерть не писана,
Ты не бойся, езди по чисту полю.

Впрочем, заметим, что об этом пророчестве былины потом не вспоминают, и не раз Илья оказывается перед лицом смерти, от которой его спасает не чудесное предсказание, а искусство воина и богатырская мудрость. И третье чудо: по совету странников он находит себе под стать боевого коня, оружие и снаряжение.

Пришел к тому камени неподвижному,
На камени была подпись да подписана:
«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,
— Там есть конь богатырский тебе,
Со всеми-то доспехами да богатырскими.
Там есть-то шуба соболиная,
Там есть-то плеточка шелковая,
Там есть-то палица булатная».

Все находит Илья. Происходит диалог богатыря с конем, который навсегда определяет их отношения: Илья просит его служить ему «верой-правдою»; конь предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть таким конем. Илья садится на коня, и тот сразу же признает в нем своего хозяина. Есть и другая, не менее замечательная версия, согласно которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребенка:

А да корми его пшеницей да белояровой,
А еще пой его ведь нонь да ключевой водой,
А водитко ты на росы холодные,
А давай-ка по росам ему кататися,
А через тын железный да перехаживай,
А жеребчик будет у тя да перескакивать,
Еще будет тебе конь да лошадь добрая,
Еще добра-де лошадь да богатырская...

С этого момента начинается богатырская жизнь Ильи. Его подвиги описаны в разных былинах. Особенность этих описаний в том, что их невозможно выстроить в последовательный ряд, то есть нельзя сказать, что происходило раньше, а что позже, как долго продолжались его деяния, в какой момент своей жизни он совершил тот или другой свой подвиг. Лишь об одном подвиге мы знаем, что он был первым, — потому что совершился сразу после чудесного исцеления: это уничтожение — Соловья-разбойника. Былиной об этом подвиге открывается героическая биография богатыря. Поэтому она особенно важна. Обретя силу и коня, Илья незамедлительно решает отправиться в Киев. Намерение его ясно: он хочет «киевскому князю поклонитися», «постоять за Киев». Родители благословляют его на поездку, но предупреждают, что благословение ему дают «на добрые дела», «а на худые дела благословенья нет». Смысл их предупреждения в том, что Илья не должен вступать в «драку-кровопролитие» без необходимости.

Тем не менее богатырь очень скоро вынужден вступить в «драку»: по пути он освобождает город Чернигов от вражеской осады. «Черниговские мужики» готовы сделать его своим воеводой, но Илье этого не нужно. Он узнает, что путь от Чернигова к Киеву прегражден:

Прямоезжая дорога заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела[45],
Замуравела дорожка ровно тридцать лет.
Как у той ли реченьки Смородинки,
Как у той ли грязи, грязи черные,
Как у той ли березыньки покляпоей,
У того креста Леонидова
Сидит Соловей-разбойник Дихмантьев сын
На семи дубах в девяти суках.
Как засвищет Соловей по-соловьиному,
Закричит, собака, по-звериному,
Зашипит, проклятый, по-змеиному,
Так все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки отсыпаются,
А что есть людей вблизи — все мертвы лежат.

Илья Муромец едет по этой дороге, и все происходит так, как его предупреждали, и даже конь его от свиста соловьиного спотыкается. Сам же богатырь

Натянул тетивочку шелковую,
Наложил стрелочку каленую.
А он сам стрелке приговаривал:
«Ты просвистни, моя стрелочка каленая,
Попади ты в Соловья-разбойника».

Былины никогда не рисуют внешнего облика Соловья. Судя по тому, что у него есть дочери и зятья, что живет он в доме, и по другим деталям«можно заключить о его человеческой природе. В то же время это чудовище: сидит на семи дубах и свистом своим страх наводит. Фантастическое сочетание человека и птицы подсказывает нам, что Соловей-разбойник — персонаж древней славянской мифологии, представитель враждебного людям мира. Возможно, что он был стражем у входа в «чужой» мир, В древних мифах герой побеждал стража и тем самым снимал преграды, мешавшие его племени. В новых исторических условиях, когда складывалось русское государство, между отдельными областями устанавливались постоянные связи и далекие окраины тянулись к Киеву, старый миф получил новое содержание: фантастический персонаж превратился во врага Киева, а богатырь Илья из Муромской земли совершил подвиг, очистив дорогу к стольному городу. Былина завершается триумфом Ильи: он привозит Соловья на Киевский княжеский двор. Никто не верит, что он проехал прямым путем, князь и его свита выходят из дворца, чтобы посмотреть поверженного разбойника. Тот свистит — да так, что

А из тех ли теремов высоких
Все хрустальные стеколышки посыпались.
А Владимир-князь да стольно-киевский,
А он по двору да в кружки бегает,
Куньей шубкой да укрывается…

С этого времени начинается служба Ильи в Киеве. Слово «служба», конечно, нельзя принимать буквально. Илья не занимает при дворе князя никакой должности. Он как бы сам по себе. Он независим, редко живет в Киеве, но всякий раз оказывается на месте, когда Киеву грозит опасность. Складывается устойчивый образ первого (по значению) русского богатыря, атамана богатырской дружины, величественного старца.

Ехал стар по чисту полю,
По тому раздолью широкому.
Голова бела, борода седа,
По белым грудям расстилается,
Как скатён жемчуг рассыпается.
Да под старым конь наюбел белой,
Да ведь хвост и грива научёр черна.

Самый главный подвиг Ильи — это разгром татарского нашествия. Само нашествие описывается как грандиозное и ужасное.

Да из Орды, Золотой земли…
Когда подымался злой Калин-царь
Ко стольному городу ко Киеву
Со своею силою с поганою.
Не дошед он до Киева за семь верст,
Становился Калин у быстра Непра.
Сбиралося с ним силы на сто верст
Во все те четыре стороны.
Зачем мать сыра земля не погнется,
Зачем не расступится?
А от пару было от конинова
А и месяц,, солнце померкнуло,
Не видеть луча света белого:
А от духу татарского
Не можно крещеным нам живым быть.

Калин-царь посылает в Киев своего посла с ультиматумом: сдать город, очистить улицы, поставить бочки с напитками, иначе он разорит Киев, сожжет церкви, уничтожит население, а оставшихся угонит в полон. Князь Владимир в отчаянии — город защищать некому: богатыри в разъезде, а главный богатырь, Илья Муромец, сидит «за решетками железными»; сам князь заточил его на три года за то, что тот осмелился высказать свое мнение — вразрез с княжеским. И вот князь Владимир отправляется в «погреба глубокие», отмыкает их, берет богатыря «за ручушки за белые», «целует в уста сахарные», приводит в свои палаты, угощает и, главное, просит простить его.

А постой-ка ты за веру и за отечество,
Да и за тот за славный стольный Киев-град,
Да и за тыя ль за церквы да и за Божие,
За меня, за князя за Владимира.

Илья Муромец не помнит зла. Вот как описывает былина его сборы в поле:

А поутрушку вставал ранёшенько,
Умывался он да добелёшенька.
Одевался он да и хорошохонько,
Он одел одёжу драгоценную…
Да и берет свой тугой лук разрывчатой[46],
А набрал он много стрелочек каленыих,
А берет свою он саблю вострую,
Свое вострое копье да и муржамецкое…[47]

Въехав на высокую гору, он обозревает татарские силы — им «конца и краю нет». Лишь в одной стороне он видит русские шатры — это отдыхает богатырская дружина. Но напрасно Илья уговаривает богатырей отправиться с ним против татар — они не хотят биться за князя. И тогда Илья решает выступить сам.

Он просил себе тут Бога на помочь,
Да и Пречистую Пресвятую Богородицу,
Припускал коня он богатырского
На этую на рать-силу великую.
А он стал как силы с крайчика потаптывать,
Как куда проедет — падет улицы,
Перевернется — дак переулками.

Кажется, победа близка — но богатыря подводит излишняя самонадеянность. Конь предупреждает его, что впереди — три глубоких подкопа и что он сможет перескочить только два, а третий слишком глубок. Но Илья в ответ бьет его плеткой и гонит вперед. Предупреждение коня исполняется — богатырь попадает в яму, а сам конь убегает. Татары ведут Илью к Калину-царю, и тот предлагает ему перейти на его сторону.

Не могу я служить тебе, собаке царю Калину,
У меня сделаны заповеди великие,
Сохранять мне надо стольний Киев-град,
Сохранять буду веру православную,
Оберегать буду князя Владимира.

Илье возвращаются богатырские силы, он хватает татарина за ноги и бьет им других татар, а тут возвращается его конь. Теперь уже богатырская дружина готова идти с ним:

Они вытоптали силушку, повыкололи,
А того ль собаку царя Калина
А они его да ведь в плен брали.

Крестьянские сказители, сохранившие в памяти эту и сходные с нею былины, еще в XIX-XX веках были убеждены в достоверности их содержания. Они верили, что в незапамятные времена жили на Руси богатыри, которые в одиночку могли побеждать полчища врагов. Но в это же верили и люди Древней Руси. Конечно же, былинные события они не соотносили с реальными историческими нашествиями, с битвами, поражениями и победами, участниками которых были войска, дружины, ополчения. Древняя Русь помнила нашествие орд Батыя, опустошивших Русь, и долгое татарское иго. Она помнила и прославляла Куликовскую битву, положившую начало освобождению от ига. В былинах поэтически правдиво описан приход татар, ультиматумы, несметные вражеские силы. Но все, что связано с богатырями, не подтверждается и не может быть подтверждено историей — это уже из области мифа. И стольный Киев-град, и князь Владимир, и Илья Муромец принадлежат мифологической истории: в ее реальность народ верил, ее он противопоставлял трагической действительности.

Прочной была вера в то, что некогда в Киеве жили богатыри и они одни были способны оберегать город, князя и народ. Затем они исчезли, и Русь оказалась незащищенной. В былинах было дано объяснение и того, как исчезли богатыри. Якобы после победы богатырей над татарами среди них нашлось несколько хвастунов, возомнивших себя непобедимыми в столкновении с любыми силами. Они готовы были бросить вызов «силе небесной». Один из них заявил, что залезет на небо и там всех посечет. Другой грозил перевернуть «вселенную». Илья Муромец и его ближайшие соратники эту похвальбу осуждают, они видят в ней кощунство, которое может быть наказано… И наказание незамедлительно следует. Утром рано, выйдя из шатра, Илья видит, что побитая ими татарская сила ожила (или, по другим версиям, появляется новая несметная сила). Богатыри вступают с нею в сражение, но, о ужас, из каждого разрубленного врага рождается двое или трое, чем больше рубят богатыри, тем больше становится врагов. Что же происходит с богатырями?

Устрашилися они да этой силушки,
А уехали они да на уез от ей.
А во ту же ведь гору, да во шорлопину[48], А они же ведь тут все закаменели
Да на тех-де кончиках на добрых же...

По другой версии, богатыри возвращаются в Киев и, чтобы искупить великий грех, расходятся по монастырям. Илья Муромец тоже уходит в монахи и после смерти становится святым:

И сделались мощи да святые
Да со стара казака Ильи Муромца...

Согласно народным преданиям, Илья был погребен в Киево-Печерской лавре. Немецкий путешественник, посетивший Киев в конце XVI века, упоминал о гробнице Ильи Моровлина, «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». Так герой мифологической истории стал в памяти народа реальным историческим персонажем.

Вероятно, на протяжении веков об Илье Муромце складывались былины, посвященные разным его подвигам. Должно быть, в XVII веке, который принято называть «мятежным» из-за многочисленных бунтов, восстаний и народный движений, была сложена былина о бунте Ильи Муромца против Владимира. Разгневанный тем, что князь обошелся с ним недостаточно уважительно и даже унизил его, Илья отправился на киевские улицы, стал : бивать с церквей кресты, «маковки золоченые», а потом созвал «голей кабацких» и предложил им нести золото в кабаки и проливать его. В некоторых вариантах Илья бросает на землю подаренную ему князем дорогую шубу, топчет ее ногами и как бы воображает при этом, что таким же образом он будет расправляться с самим князем. Ссора в конце концов заканчивается миром, но тень конфликта богатыря с князем и с боярами лежит на многих былинах. XVII век отпечатался и в былине «Илья Муромец на Соколе-корабле». Богатырь — хозяин Сокола-корабля, что двенадцать лет плавает по морю Хвалынскому (Каспийскому) не приставая к берегу.

На судно пытаются напасть турки, но терпят неудачу: Илья Муромец посылает «заговоренную» стрелу в царя Салтана, и тот зарекается вступать в борьбу с русским богатырем. Есть версии былины, где Илья Муромец выступает в качестве есаула у Стеньки Разина. В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.

Я иду служить за веру христианскую
И за землю российскую,
Да и за стольние Киев-град,
За вдов, за сирот, за бедных людей.

Его сила разумна и целиком направлена на благие дела: он начисто лишен бахвальства, корысти, зависти или каких-либо проявлений эгоизма. Вот богатырь наезжает на камень, от которого лежат три дороги. На камне надпись:

В первую дороженьку ехати - убиту быть,
В другую дороженьку ехать - женату быть,
Третью дороженьку ехать - богату быть.

Илья Муромец рассуждает:

Начто я поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены, да любимой семьи,
Некому держать-тратить*[49] да золотой казны…
Но начто мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденъку ведь взять, да то чужа корысть[50].
А как старую-то взять, дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А и во тую дороженьку, где убиту быть.

В этих словах — весь Илья Муромец, путь которого — это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними. В древнерусском Илье Муромце поразительно соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого. (вернуться к заданию)

45. Замуравела — заросла муравой (т. е. травой). (вернуться)

46. Разрывчатый — тугой, упругий. (вернуться)

47. Муржемецкое — мурзамецкое, — татарское, восточное (от «мурза» — татарский феодал). (вернуться)

48. Шорлопина — гора, скала, утес. (вернуться)

49. Держать — тратить — не держится — не истрачивается, не иссякает. (вернуться)

50. Коры́сть — выгода, материальная польза. (вернуться)
 
 




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz