Рассказ И. А. Бунина «Кавказ»: лики любви. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Бунин И.А. Основные даты жизни и творчества
Портрет И.А.Бунина работы художника В.И.Россинского, 1915
Портреты И. А. Бунина
Бунин И. А. Кавказ
Статья учебника «Иван Алексеевич Бунин
Рассказы И.А.Бунина "Косцы" и "Подснежник" (уроки литературы в 5 классе)
Рассказ И. А. Бунина "Кавказ" (уроки литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)
Урок внеклассного чтения по лирике И.А.Бунина (уроки литературы в 8 классе из книги Н. Е. Кутейниковой)
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Урок по рассказу И.А.Бунина в 11 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870 – 1953)

КАВКАЗ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 45


И. А. БУНИН. «КАВКАЗ»:
ЛИКИ ЛЮБВИ
УРОК 45


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества И. А. Бунина
(учёба в Елецкой гимназии, самообразование), его портретах (см.: Портреты И. А. Бунина), памятниках с включением сообщений учащихся об истории создания сборника «Тёмные аллеи» и рассказа «Кавказ».

Рассказ «Кавказ» (12 ноября 1937 года) опубликован в газете «Последние новости» (Париж, 1937 года, № 6077, 14 ноября). В заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин пишет: «Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды — лет сорок тому назад — уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на Брянском вокзале в Киев, к её родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой пустыни. Это была очаровательная, весёлая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках при улыбке, решительно ничем не похожая на ту, что написана в „Кавказе“, сплошь, кроме воспоминания о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, — был только в Новороссийске и в Батуме, видел прочее побережье только с парохода». «А муж её вполне мог застрелиться именно так, как в рассказе, если бы узнал про её измену».

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Иван Алексеевич Бунин» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Алексеевич Бунин»
Вопрос
Тезис
Что тревожило Бунина в молодые годы?
    
Как складывалась его литературная судьба?
    
Чем привлекала Бунина в литературе тема любви?
    
Какие писательские качества ценил в Бунине Чехов?
    


III. Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях.
Рассказ в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.


Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа с начала до слов «…и уткнув лицо в воротник пальто».

Найдите в первом абзаце слова, указывающие на душевное состояние героя (воровски, незаметно и др.).

Докажите, что портрет героини является психологическим, указывает на её внутреннее состояние.

Докажите, что и героиня, и её муж страдают. Как это удаётся показать Бунину?

*Найдите во фрагменте образные антитезы и прокомментируйте их смысл.
(Честь мужа и офицера — воровски… жил затворником; тёплое кавказское побережье — холодная и дождливая Москва и др.)

Найдите во фрагменте городской пейзаж и прокомментируйте его смысл.

Найдите во фрагменте прилагательные, обозначающие цвет.

*Как цветовой колорит раскрывает состояние героя?

Группа 2.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «В маленьком купе первого класса…» до слов «…лучше смерть, чем эти муки».

Какие действия, жесты героя в купе поезда указывают на его внутреннее напряжение? Какие художественные детали передают его сильное волнение?
(Похолодел, ледяная рука и др.)

Проанализируйте реплики героини.

*Что можно сказать о её характере и душевной организации, если она говорит, что не обедала и хочет пить, если она даже не поцеловала героя, придя в его купе?

Найдите во фрагменте звуковые образы.

*Какова их роль в понимании состояния героя?

Группа 3.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «Утром, когда я вышел в коридор…» до слов «…никогда не будет конца этому покою, этой красоте».

Какие запахи подчёркивает автор в этом фрагменте? С какой целью?

Какое настроение вызывают картины природы и как они меняются? Герой или героиня видят их? Обоснуйте свой ответ.

*Почему красота и покой, которые чувствуют герои, совпадают со временем ясного утра и жаркого дня?

*Какие образные детали являются во фрагменте главными: цвета, звуки или запахи? *Важно ли это для понимания состояния героев? Обоснуйте свой ответ.

Группа 4.

Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа со слов «На закате часто громоздились за морем удивительные облака…» до конца рассказа.

Почему ожидание близости развязки сопровождается для героя и героини картинами южного вечера и ночи?

Покажите, как автор рисует звуковые, цветовые картины, как он пользуется особыми, «живописными» словами, описывая облака, ночь, речку, грозу.

Зачем подробно описаны детали последнего дня мужа-офицера?

Предположите, почему он выстрелил в себя сразу из двух револьверов: чтобы увеличить вероятность смерти; для внешнего эффекта; от отчаяния, что его обманули сразу два человека; чтобы сильнее обезобразить собственный труп; потому что по законам чести хотел дуэли со своим соперником и приготовил для неё два револьвера. Аргументируйте свой ответ и исключите неверные, на ваш взгляд, версии.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Психологизм прозы писателя

Практическая работа.
Устная и письменная характеристика героев рассказа.


Образец заполнения цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Характеристика героев рассказа «Кавказ»
Основания для сопоставления
Герой
Героиня
Муж-офицер
Первое появление героев в рассказе
«…я воровски остановился в незаметных номерах» (сам о себе)
«…каждый раз входила поспешно со словами: «Я только на одну минуту...» (он о ней)
«…он что-то подозревает… он даже знает что-то... Я думаю, что он на всё способен» (она о муже)
Портреты героев
«…надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто»
«…бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…»
«…был поражён его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке»
Нравственная позиция героев
«План наш был дерзок…», «слишком великим счастьем казалось нам это»
«…чтобы наш план удался, я должна быть страшно осторожна»
«Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»
Действия и поступки, их динамика
«Жил… затворником», «купе первого класса… я заказал заранее», «кондуктору… я ледяной рукой сунул десятирублёвую бумажку...» (большая сумма)
«…она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня», «она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась», «закрывала лицо… и плакала»
«…хозяйственно вошёл… вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил её носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её...», «он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи»
Психологическое состояние героев
«потрясало меня жалостью и восторгом», «всё внутри у меня замирало от тревоги и холода», «похолодел от страха»
«…голос у неё срывался», «сказала она, в первый раз говоря мне “ты”», «радостно плакала», «лучше смерть, чем эти муки...»
«…он купался… в море… брился, надел чистое бельё… выпил… шампанского, выкурил сигару», «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов»
Особенности речи героев
У героя всего одна реплика вслух, он живёт внутренней жизнью, рассказывает о своих душевных переживаниях
Героиня много говорит, речь полна восклицаний, пауз, эмоциональных слов и экспрессивных интонаций
У мужа-офицера тоже всего одна реплика («Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь…»), но её озвучивает героиня
Авторское отношение к героям*
  
    
    
Авторское отношение к героям
  
    
    

* Можно ли доказать, что автор сочувствует герою, осуждает героиню и восхищается мужем-офицером? Обоснуйте эту позицию или аргументируйте другие авторские оценки.
Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Мастерство Бунина-рассказчика

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:


Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прочитайте статью учебника «Историзм И. А. Бунина» (см. статью ниже).

Ответьте на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какими способами показана внутренняя жизнь героев, их душевные переживания?

Какие образы в воображении, сознании, памяти героев раскрывают их внутренний мир?

Какую роль играют описания действий героев, их жестов, мимики, деталей поведения?

Какой вывод можно сделать о характере героев на основании их речи?

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Как в них передано психологическое состояние героев?

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему несчастливы в любви герои рассказа «Кавказ»?

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела «Учимся читать выразительно».

Письменно ответить на итоговый вопрос урока
или выполнить задание из раздела учебника «Развиваем дар слова» (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ А. И. Куприна «Куст сирени».

Индивидуальные задания.

Ответить на один из вопросов раздела учебника «Творческое задание».

Прочитать рассказ И. А. Бунина «Солнечный удар» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить сообщения о военной биографии А. И. Куприна, его портретах, памятниках писателю, литературном музее писателя и истории создания рассказа «Куст сирени» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям рассказа (см. следующий урок).

Подготовить краткий пересказ прочитанных ранее рассказов Куприна «Слон», «Белый пудель», «Ю-ю», «Извощик Пётр», «Тапёр», «Чудесный доктор» (по выбору учителя).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Подготовить электронную заочную экскурсию в один из литературных музеев Бунина (Орёл, Елец) с использованием статьи учебника из раздела «Литературные места России» (см. статью ниже) и ресурсов Интернета (см.: http://bunin.niv.ru/bunin/museum/museum.htm).

Следующие уроки: А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви >>>




1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870 – 1953)


Прошли годы, о которых Бунин писал:

В чужом мне мире, сложном и огромном,
Я молод был, безвестен, одинок...

Литературная судьба писателя складывалась счастливо, критики в общем похвально отзывались о нем, после первой книжки рассказов его называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд», хвалили за прекрасный язык. В конце века особенно чувствовалась нарастающая тревога. Уже не одно только разорение дворянских гнезд, но и рост революционного движения тревожили ту среду, в которой вырос Бунин.

Рассказы Бунина, меланхолические, с грустью повествующие о прошлом, нравились. Единодушно хвалили его как даровитейшего художника слова, мастера психологического портрета, новеллиста, тонко чувствующего русскую природу, чудесно передающего пейзаж. В более поздние годы он пишет о русской песне, о ее прелести в сочетании с трудом косарей («Косцы»). Пишет страстно и поэтично, как великий художник, заставляя нас вспомнить Тургенева и его рассказ «Певцы».

«Ничего лишнего» — это своего рода вечный завет писателя самому себе. Он следовал ему упорно, вымарывая иногда то, чем другой беллетрист, вероятно, гордился бы: подробности, детали, которые легко запоминались. Например, в рассказе «Кавказ» он вычеркивает: «Я налил ей белого вина в вагонный стакан с голубой надписью „Одоль“».

Литература о любви, высоком и прекрасном чувстве, дарованном человеку, неисчерпаема. Если обратиться к мировой литературе всех времен, то убедишься, что некоторые прекрасные произведения написаны главным образом о несчастной любви. И. А. Бунин много писал о любви. Обманутая любовь — одна из постоянных тем Бунина, она есть и в рассказах «Сны Чанга», «Кавказ», «При дороге» и др. Сила воображения писателя рисовала ему сложные столкновения характеров, оригинальные сюжеты произведений.

Критика часто отмечала влияние Чехова на Бунина. Сближало их «выдумывание жизненных подробностей». Они часто беседовали об этом. В открытии таких ценных для писателя находок Бунин достиг высокого совершенства. Чехов угадал в Бунине большого художника с редкой памятью и зорким глазом, схватывавшим жизненные черточки, умевшим видеть и наблюдать жизнь.

Нет сомнения в том, что Бунин заслужил признание как даровитейший художник слова, писатель, который умел передать тончайшие чувства человека, как наблюдатель жизни, обладавший острейшей зоркостью глаза.

По книге Л. Никулина «Чехов, Бунин, Куприн»
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о жизни и творчестве И. А. Бунина? Как проходило его детство? Кто, по словам писателя, оказал на него особенно благотворное влияние?

2. Что вы можете рассказать о творческой лаборатории писателя?

3. Какие произведения И. А. Бунина были прочитаны вами в классе и самостоятельно? Какое впечатление произвели на вас рассказы «Косцы» н «Цифры»? Расскажите об одном из героев рассказа «Цифры».
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

ИСТОРИЗМ И. А. БУНИНА

Историзм Бунина отличается проникновенным вниманием к чувственной, ощущаемой, инстинктивной стороне жизни. Писатель описывает прошлое, воссоздавая атмосферу усадьбы, уединенной сельской жизни, темной аллеи, песен косцов, памятной сердцу комнаты. Его повествование включает чувственное ощущение времени, пространства, звука. Тут все имеет значение: и общая атмосфера, и любая подробность. История как бы живет в душе, и, когда настанет час, она вдруг явится в окружении таких ее свойств, которые воспринимаются не только органами чувств, но и настроением, движением сердца: особое освещение природы, блики на лице любимой женщины, шелест ее платья, едва уловимый шорох ее шагов.

Найдите эти качества бунинской прозы и бунинского историзма в прочитанных вами произведениях.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Размышляем о прочитанном

1. И. Бунин прожил большую часть своей жизни в эмиграции, но сердцем всегда был в России, интересовался всем, что происходит на родине. Рассказы его посвящены многим темам: любви, вечным темам — сострадания, жизни и смерти. Вы прочитали небольшой рассказ, который назван «Кавказ». Какой теме он посвящен? Каким настроением пронизан?

2. Как проявился историзм И. А. Бунина в рассказе «Кавказ»? Какое время отражено писателем? Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?

3. Проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается? Как меняется настроение героев?

4. В чем несчастье и счастье героев? Что говорят об этом начало и концовка рассказа? В начале рассказа героиня сообщает, что ее муж заявил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Исполнил ли он свою угрозу? Как вы считаете, кто главный герой этого рассказа?

5. И. Бунин считал важным для себя найти «звук» для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой «звук» мог явиться истоком рассказа «Кавказ»?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

Развивайте дар слова

1. Чем кончается рассказ и что он оставляет в душе читателя? Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии? Подготовьте ответ-рассуждение на этот вопрос.

2. Подготовьте выразительное чтение этого рассказа.

3. Подготовьте устную или письменную рецензию на прочитанное произведение.

Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Литературные места России
Иван Алексеевич
БУНИН

Город Орёл


Профессиональная литературная деятельность лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина началась в губернском городе Орле. Почти в каждом номере газеты «Орловский вестник» с осени 1889 года печатались статьи, репортажи, стихи, очерки, рассказы начинающего писателя. В Орле в 1891 году вышла первая книга Бунина «Стихотворения. 1887 —1891». Знаменитый перевод поэмы классика американской литературы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» также впервые был опубликован на страницах «Орловского вестника», здесь же, в Орле, он вышел отдельной книгой в 1896 году.

В одном из старинных дворянских особняков в центре Орла в декабре 1991 года был открыт литературно-мемориальный музей И. А. Бунина.

В экспозиции музея представлены старинные грамоты и более поздние документы, рассказывающие историю древнего дворянского рода Буниных, к которому принадлежали и известная поэтесса XVIII века Анна Петровна Бунина, и один из литературных учителей А. С. Пушкина Василий Андреевич Жуковский.

Посетители музея увидят на стендах рукописи писателя, прижизненные издания его произведений. Особая гордость музея — воссозданный на основе подлинных мемориальных вещей И. А. Бунина парижский кабинет писателя. Тщательно восстановленный интерьер парижского кабинета оживляют, придают ему ощущение присутствия писателя подлинные вещи Бунина — письменный стол, кресло, небольшой столик с пишущей машинкой, книги, находившиеся когда-то в бунинском кабинете.

В зале, завершающем знакомство с экспозицией музея, можно увидеть видеофильмы, посвящённые И. А. Бунину, в том числе кадры, запечатлевшие вручение писателю Нобелевской премии в 1933 году «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)
 
 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz