Анализ дум К.Ф.Рылеева "Смерть Ермака" и "Иван Сусанин". Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Урок 1. "Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути..." (Ф.И.Буслаев)
Народная историческая песня
Урок 6. Историческая песня русского народа
Портрет К. Ф. Рылеева. Миниатюра неизвестного художника. 1 пол. ХIХ в. (После 1826 г.).
Портрет Ермака Тимофеевича Повольского. Русский художник конца XVII века
В.А.Суриков. Покорение Сибири Ермаком
«Думы» К.Ф.Рылеева. Титульный лист первого издания (1825 г.).
Рылеев К.Ф. Жизнь и творчество
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин
Восстание 14 декабря 1825 года

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

КОНДРАТИЙ ФЁДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
(1795 — 1826)
ДУМЫ


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 26-27

Предполагается вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений,
исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.

Урок 26. Дума К.Ф.Рылеева "Смерть Ермака"

Урок 27. Внеклассное чтение. Дума К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"

К. Ф. РЫЛЕЕВ.
«СМЕРТЬ ЕРМАКА»[2]
УРОК 26


Речь возговорит надежа православный царь,
Как и Грозный-то царь Иван Васильевич:
«Ой ты гой еси, войсковой донской атаманушка!
Я прощаю тебя да и со войском твоим,
Я прощаю тебя да за твою службу,
За твою-то ли службу, мне верную.
И я жалую тебе, Ермак, славный тихий Дон».


Цели урока:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— углубление представления школьников о жанровом многообразии русской литературы XIX века;
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя работу с учебником, сообщения учащихся (возможна презентация или показ фрагментов кинофильма), чтение произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника «Кондратий Федорович Рылеев»
(с. 88—89).

Работа с вопросами и заданиями на с. 89.

II. Беседа с классом.

— Вспомните, что вы узнали о жизни и деятельности Кондратия Федоровича Рылеева в 7 классе на уроке внеклассного чтения. (См. доп. материал на странице "Рылеев К.Ф. Жизнь и творчество")

— Какое впечатление сложилось у вас о личности К. Ф. Рылеева на основании уже изученного?

— Что вы помните о начале его творческого пути?

— Чем прославился К. Ф. Рылеев на юридическом поприще?
(Своей прямотой, правдолюбием, соблюдением закона и бескорыстием — часто бесплатно брался за дела людей униженных и обездоленных.)

— В каком восстании участвовал Рылеев и почему?

— Что вы помните о приговоре, вынесенном Рылееву-декабристу?

— Какова, по-вашему, была реакция общественности на данный приговор? Аргументируйте свой ответ.

— Можно ли утверждать, что большинство горожан не одобряло восстания офицеров-дворян? Как вы думаете, почему?

— Знали ли сами крестьяне на всей необъятной территории Российской империи об этом восстании? И надо ли было им об этом знать?

— Как вы думаете, стоит ли освобождать тех, кто сам пока не помышляет об освобождении? Если да, то каким путем?

— Какова роль жанра думы в творческом наследии К. Ф. Рылеева?
(Размышляя о прошлом и настоящем России, мечтая о свободном будущем для ее народов, К. Ф. Рылеев обратился к историческому прошлому русского народа. В событиях прошлого и в героических поступках предков поэт искал, с одной стороны, ответы на свои многочисленные вопросы, в том числе вопрос, есть ли будущее у России, с другой — образец для подражания современной ему молодежи.
А. Бестужев отметил в думах Рылеева стремление «возбуждать доблести сограждан подвигами предков» и был право: именно такую цель преследовал сам автор этих произведений. Вспомните: Рылеев говорил, что он «не Поэт, а Гражданин».)

— Кто герои дум Рылеева? Как в образах главных героев дум преломляется авторский идеал?
(Герои произведений Кондратия Рылеева — это герои-избранники, противостоящие тирании, толпе, злому року. Истинного героя-избранника и патриота Рылеев искал не в современной ему жизни, а в прошлом: только в истории, считал поэт, можно было отыскать подлинного героя-избранника и ту свободу, которую, по мнению поэта, Россия утратила.)

III. Сообщения учащихся
(примерный вариант и объем сообщения 1; для сообщений 1—2 возможна общая презентация; на каждое сообщение — не более 5—7 мин).

Сообщение 1.
«Думы» К. Ф. Рылеева.


Поэт К. Ф. Рылеев никогда не был сторонником «чистого искусства», не признавал «целью поэзии — поэзию». Главным достоинством поэтического творчества он считал «нацеленность поэзии» и, обращаясь к поэтам-современникам, в своей статье «Несколько мыслей о поэзии» писал: «...употребим все усилия осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».

Следуя этой цели, Кондратий Федорович Рылеев создал цикл поэтических произведений под общим заголовком «Думы». К. Ф. Рылеев завершил работу над думами в 1823 году, в период своей активной литературной и общественной деятельности.

Герои его дум — также «общественные деятели», прежде всего граждане своего государства, а потом уж просто люди: они мыслят почти все одинаково, хотя принадлежат к разным эпохам; перед нами герои-символы, выразители идей автора. Конкретно-историческая достоверность речей и деяний героев в данном случае не важны их создателю, хотя в основу сюжета каждой думы положен конкретный исторический факт.

Поэт искал в истории Отечества примеры истинного героизма и патриотизма, примеры для подражания современному юношеству. Жанр думы был подсказан Кондратию Рылееву историческими балладами польского поэта Ю. Немцевича. Его же словами начинает Рылеев свое предисловие к циклу: «Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ для привития народу сильной привязанности к Родине...»

Таковы тема и идея дум Рылеева, на создание которых, безусловно, повлияла и русская историческая песня, и, возможно косвенно, весь славянский фольклор. В своем предисловии поэт говорит о чисто русских фольклорных корнях этого жанра, но мы можем почувствовать закономерное влияние, оказанное на авторские думы балладами, широко распространившимися в Европе XIX столетия. Вероятно, К. Ф. Рылеев намеренно противопоставил свои думы с российской тематикой балладам В. А. Жуковского, тесно связанным со средневековой иноземной традицией.

Исторические личности изображены К. Ф. Рылеевым в переломные моменты истории страны или собственной судьбы. Положительные персонажи являются для нас примерами гражданского мужества, стойкости и патриотизма (Иван Сусанин, Дмитрий Донской). Другие, такие как властолюбивый князь Святополк, — предостережение для последующих поколений: их деяния должны стать уроком того, как не должно поступать достойным людям. Порою же драматизм внутренней жизни героя составляет столкновение возвышенных и низменных страстей.

Характерна в этом смысле дума «Борис Годунов». Бориса мучит совесть: к власти он пришел через убийство невинного младенца, заглушив «глас совести, и веры, и закона». Рылеев отказался от элементов фантастического повествования, сохранив историческое предание, мотивом служила историческая исключительность судьбы персонажа, борение страстей в его душе (можно зачитать отрывок из произведения).

Думы К. Ф. Рылеева построены по единому принципу:
вначале автор дает прозаическое вступление,
поэтическое же произведение включает в себя жизнеописание героя, поступок, наиболее ярко характеризующий его личность, и гражданскую проповедь.
В проповеди и проявляется идейная устремленность дум Рылеева — пропаганда гражданского мужества, свободолюбия и патриотизма.

Сообщение 2.
Об исторической основе думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака».


1-й вариант — подготовка сообщения по любому учебнику истории или научно-познавательному изданию, презентация на основе данного материала. (можно использовать материал урока 6 "Образ покорителя Сибири казака Ермака Тимофеевича в исторической песне").

2-й вариант — пересказ материала главы «Ермак» из книги Б. Путилова «Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди»[3].

IV. Чтение произведения.

Чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»
по учебнику (с. 89—93).

Работа с вопросами 2—6 на с. 93.

V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, понравилась ли вам дума Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака». Обоснуйте свой ответ.

— Мы с вами уже знакомы с личностью Ермака и по учебникам истории, и по историческим песням и преданиям русского народа. Подумайте и ответьте, чем разнятся трактовки данной личности и ее деяний в фольклоре и летописи, в научной и художественной литературе.

— Как авторская оценка событий проявляется в художественном произведении? Как она проявилась в думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

По мнению Рылеева, Ермак — тоже герой-избранник, противостоящий тирании царя Ивана Грозного (отношение к царю — «Тяжелый панцирь — дар царя / Стал гибели его виною»), злому року («Но роковой его удел / Уже сидел с героем рядом...»).

Как истинный герой-избранник и патриот Ермак мысленно произносит:

...Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?


Смысл жизни данного персонажа заключается в служении Отечеству, так же как считал его смыслом своего существования сам поэт:

Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили: Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!


— Какие чувства или мысли вызвали у вас эти строки? Объясните, почему.

— Созвучны ли мысли поэта XIX столетия мыслям ваших ровесников? Чем это можно объяснить? Аргументируйте свой ответ.

— Каким настроением пронизано все произведение? Какое настроение оно исподволь формирует у читателя?

— Вспомните, что такое пафос произведения. Каков пафос думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»?

Па́фос (от греч. pathos — чувство, страсть) — страстное воодушевление. Пафос произведения — захватившая писателя идея, большое чувство, пронизывающее все произведение. В. Г. Белинский предлагал при разборе и изучении художественного произведения прежде всего определять его пафос. Пафосная, патетическая речь — речь, полная страсти, возбужденного чувства[4].

Патриотический пафос — прославление мужества героев-патриотов. Из контекста думы вытекает, что Ермак с дружиной по собственной воле и инициативе отправился на покорение восставшего хана Кучума ради целостности своего государства, защиты его рубежей. Тема Родины — главная тема всех дум К. Ф. Рылеева. Защита страны от внешних врагов, расширение границ государства за счет присоединения вновь открытых земель и территорий народов, добровольно изъявивших желание войти в состав империи, борьба с внутренними врагами — вот что привлекает внимание поэта-гражданина.

Его собственные размышления — «думы» — красной нитью проходят через все произведения цикла. Строй, ритм произведения, возвышенная лексика («мрак», «Русь святая», «вражья кровь», «ратники», «не праздно жили») — все работает на создание торжественного настроения, восхищения перед героем думы — Ермаком, а также его соратниками. Мажорное восприятие думы не снижается даже ее концовкой — гибелью главного героя.

Жизнь Ермака не была бесцельной, свои разбойничьи злодеяния он смыл кровью врагов во славу Родины.

— Что, по вашему мнению, помогает создать возвышенно-торжественное настроение?
(Ритм, лексика произведения, рефрен.)

Рефре́н (от франц. refrain — припев) — композиционный прием повторения стиха или ряда стихов в конце строфы (куплета). В песенных куплетах рефрен часто называют припевом. Нередко бывает, что рефрен является самостоятельной строфой со своим ритмическим рисунком[5].

Рефрен думы «Смерть Ермака»:

Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали...

Буря всегда символизирует борьбу внешних и внутренних сил, здесь она «ревела», т. е. борьба героя с окружающим миром в стадии обострения, в накале. Дождь не льет или моросит, он шумит, как шумят обычно докучные окружающие, стремящиеся противостоять герою. Ночь не просто черна, героя окружает мрак: он один на один противостоит и миру, и стихии. Причем слово мрак взято из «высокой лексики», что придает рефрену патетическое звучание. Гром гремел беспрерывно, как пушки на поле боя, ветры при этом не шумели, а «в дебрях бушевали», т. е. безумствовали, неистовствовали. Антитеза этой картине — спящий стан казаков:

Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы...

Такое противопоставление уже само по себе, если забыть название произведения, готовит читателя или слушателя к трагическим событиям. В то же время речь героя, звучащая как панеги́рик[6] самому себе и своим друзьям-соратникам, настраивает на торжественное восприятие смерти, смерти как логического завершения праведных дел и высоких дум.

— Как вы полагаете, почему в думе К. Ф. Рылеева герой гибнет в реке Иртыш, а не в реке Вагай, как говорится в летописях и документах той эпохи?
(Иртыш — большая полноводная река, на которой была ставка хана Кучума, поэтому автор произведения переносит место гибели Ермака с малоизвестной речки на всем известную по истории и географии реку. Иртыш подобен Волге по своей ширине и мощи, отсюда строки думы:
Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
Представить образ мощной реки проще и доступнее, если ты видел ее на карте, читал о ней в книгах или учебнике. Малоизвестная река чаще воспринимается как речка, т. е. что-то небольшое, мелководное, нестрашное. В думе же образ Иртыша страшен и воинствен: сама природа, казалось бы, восстала против непрошеных гостей.)

— Каким предстает в думе хан Кучум? Соотнесите его художественный образ с историческим. Таков ли был реально существовавший хан — царь Сибири, планировавший войну с Московией? Для чего К. Ф. Рылеев принижает его образ?

— С кем сравнивается Кучум и по каким признакам?
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.

— Почему войско казаков поэт называет дружиной? Почему автор ни разу не вспомнил, что войско Ермака — это войско казаков-разбойников?

— Что говорит поэт о дружине Ермака? Чувствуется ли здесь авторское отношение к происходящему? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Ермак «стремится в волны»? Чем мотивирован такой поступок?

— Какие чувства вызвала у вас гибель Ермака Тимофеевича, войскового казачьего атамана? Почему?

— Ответьте на вопросы 7—8 учебника (с. 93).

— Подготовьте выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

VI. Домашнее задание.

Для всего класса:

— подготовить выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака»;
— подготовить выразительное чтение любой понравившейся думы К. Ф. Рылеева и письменный аргументированный ответ на вопрос: «Актуальны ли для современного читателя думы К. Ф. Рылеева?»

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
К. Ф. РЫЛЕЕВ. «ИВАН СУСАНИН»[7]
УРОК 27


Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.
К. Ф. Рылеев. «Иван Сусанин»


Цели урока:
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— закрепление знаний восьмиклассников по истории России;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны;
— воспитание уважительного отношения к прошлому русского народа.

Форма урока:
синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя сообщения учащихся (возможна презентация, а также прослушивание аудиозаписи оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» или народной песни «Иван Сусанин» на слова К. Ф. Рылеева либо показ фрагментов кинофильма), чтение произведения, беседу о прочитанном и услышанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.
Историческая основа думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин».

Сообщение 2.
Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, запечатленный в различных видах искусства.


1-й вариант — подготовка сообщения по любым источникам);

2-й вариант — рассказ учащегося о своих впечатлениях от различных произведений искусства (с презентацией или видеорядом), в основу которых лег сюжет о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина
(можно заслушать музыкальные фрагменты: песня-дума «Иван Сусанин» на слова К. Ф. Рылеева и опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки).
На основе услышанного и увиденного необходимо сделать вывод о том, почему поступок крестьянина XVII века вдохновил на создание произведений искусства людей разных эпох и социального положения.

3-й вариант — чтение и анализ учеником статьи Виктора Николаевича Тростникова «Он умер, чтобы мы с вами жили»[8] (см. статью ниже), после этого дискуссия (в таком случае данное сообщение делается только после чтения самой думы «Иван Сусанин» и должно завершать урок).

III. Чтение произведения.

Чтение думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» (1822):
авторское вступление читает учитель, по два шестистишия — ученики.

IV. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите, понравилась ли вам дума «Иван Сусанин».

— Какой момент повествования запомнился наиболее ярко? Перескажите его.

— Что-нибудь удивило или было непонятным в этом лироэпическом произведении?

— Какой образ главного персонажа возник перед вами во время чтения думы? Симпатичен ли вам этот герой?

— Попытайтесь создать обобщенный словесный портрет костромского крестьянина начала XVII века.

— Как на основе этого обобщенного портрета создать образ Ивана Сусанина — патриота своего Отечества? Какие черты и краски вы бы добавили в этот портрет?

— Вы познакомились с думой К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», которая стала народной песней. Как вы думаете, чем затронуло это произведение простых людей?

— Почему многие художники и музыканты XIX—XX веков описывали подвиг Ивана Сусанина? Что их заставляло возвращаться к этому факту русской истории, столько раз уже художественно интерпретированному?

— Перечитайте текст думы. Попробуйте поразмышлять над особенностями национального характера русских людей на основе данного текста.

— Определите тему и идею думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Какими словами текста можно выразить ее основную мысль?

— Каким приемом пользуется автор, описывая поляков и русских?

— Какова роль пейзажа в этом произведении? Реалистичен он или фантастичен? Отражает ли общее настроение произведения?

— Правдоподобна ли сама ситуация для России XVII века? А для России начала XXI столетия?

V. Чтение и анализ публицистического произведения
(в читающем и хорошо подготовленном классе).

ОН УМЕР, ЧТОБЫ МЫ С ВАМИ ЖИЛИ:

395 лет подвигу Ивана Сусанина 2 апреля, 1613 год Сначала о нем ходили легенды, постепенно историки разыскивали документированные сведения об этом человеке и о его поступке, и сегодня главное уже известно, хотя некоторые детали безвозвратно утеряны.

Вот что мы знаем твердо: крестьянин Иван Сусанин был уроженцем деревни Домнино Костромского уезда, принадлежавшей боярам Романовым. Зимой 1613 года в Домнине вместе со своей матерью обретался юный Михаил Федорович, которого по общему согласию после изгнания из Москвы поляков ополчением Минина и Пожарского решили избрать Царем.

В это время в окрестностях появился польский отряд, который узнал о местонахождении народного избранника, решил захватить его в плен, а может быть, и убить. Точного адреса Михаила они не знали, поэтому нуждались в проводнике. Местные жители сказали им, что путь лучше всех может указать Иван Сусанин, оказавшийся в этот момент там же, где стоял отряд. Паны вызвали его и предложили за солидное вознаграждение провести их ближайшим путем к боярину. Тот сделал вид, что согласился стать новым Иудой, а сам тайно послал в Домнино своего зятя Богдана Собинина, чтобы тот посоветовал Михаилу Федоровичу укрыться в Ипатьевском монастыре Костромы. А сам повел поляков в непроходимые болота. Когда они поняли, что крестьянин их перехитрил, он был убит, но время было упущено и план их был сорван.

В 1619 году деревня Домнино была подарена наследникам Ивана Сусанина в награду за его подвиг — это был щедрый жест, подарок спасенного им Царя, что подтверждала соответствующая грамота.

Заметим для точности, что Сусанин спасал еще не Царя, а кандидата в Цари — Михаил Федорович по просьбе Земского собора согласился стать Самодержцем Руси только 11 июня 1613 года.

Это внешняя канва произошедшего. Но много важнее понять его духовную подоплеку, проникнуть во внутреннюю мотивацию Сусанина и ответить на вопрос: смогут ли нынешние русские люди повторить его подвиг, если окажутся перед аналогичным выбором?

Постараемся разобраться прежде всего в том, за что отдал свою жизнь Иван Сусанин.

Как известно, одна из самых гениальных русских опер, а может быть, и первая русская опера мирового уровня посвящена именно Ивану Сусанину. Ее автор Михаил Глинка дал ей название «Жизнь за Царя». Ясно, что пришедшие в октябре 1917 года к власти большевики не могли примириться с таким наименованием, поскольку одной из главных составляющих их идеологии был антимонархизм. Но отказываться от такого выдающегося произведения национальной культуры они тоже не хотели, поэтому опера была переименована в «Ивана Сусанина», а в ее финале вместо «Славься, славься, наш русский Царь!» приказали петь «Славься, славься, родная страна!». Для людей, которые хорошо знали подлинный текст и привыкли к нему, это было неприятно.

Однако сегодня, когда революционные и контрреволюционные страсти давно улеглись, с удивлением обнаруживаешь, что советская редактура ничуть не ухудшила оперу, а, может быть, даже улучшила, раскрыв ее глубокий смысл. Именно: не лично за Михаила Федоровича, своего помещика, отдал жизнь Сусанин, а за родную страну, которая и прославляется торжественным хоровым пением в советской версии. Он пожертвовал собой даже не ради будущего царя Михаила Романова, а ради восстановления на Руси самого института царской единоличной власти. Не конкретного монарха он заслонил собой, а монархическое жизнеустроение, без которого, по его разумению, не могла существовать Россия.

Следовательно, большевики, сами того не сознавая, уточнили ситуацию: подвиг Сусанина был проявлением не верноподданнических, а патриотических чувств. Другое дело, что эти чувства по определенным историческим причинам были у русского человека того времени персонифицированы — любовь к родной стране находила свое выражение в любви к ее верховному управителю, к Божиему помазаннику, который был ее символом.

Каковы эти причины? Их исследование поможет понять некоторые существенные особенности нашего народного сознания, а значит, и специфику русской православной цивилизации. Их пытался выявить когда-то Константин Аксаков, который после долгих размышлений на эту тему пришел к следующему выводу: «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт — жизнь мирного духа».

Лучше не скажешь! Здесь выражена самая суть нашего национального характера, и выражена очень точно. Как ни странно, слова «русский народ государствовать не хочет» означают то, что он является самым государственным народом в мире — государственным в том смысле, что остро нуждается в государстве и готов принести любые жертвы и перенести любые страдания, чтобы только жить в сильном централизованном государстве. Ведь только в этом случае он будет избавлен от необходимости отвлекаться от мирной внутренней жизни духа на проблемы наведения административного и правового порядка и осуществлять свое заветное желание, выраженное в ектении: «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».

<...> Строго говоря, он <Иван Сусанин> не был каким-то выдающимся героем, просто для него, как и для всего народа, спасти Царя означало спасти Россию, а Россия была для русских людей святыней, ибо отождествлялась с Православной верой и Христовой истиной. Говоря научным языком, в русском патриотизме сублимируется не материальная заинтересованность в богатствах нашей земли, а глубокое религиозное чувство православного народа, не всегда находящее адекватное богословское выражение.

Это чувство не покинуло нас и после отказа от царизма. Для прижатых к Волге осенью 1942 года солдат 62-й армии лозунг «За Родину, за Сталина» был в своей метафизической глубине лозунгом «За Веру, за Царя». Этого нашего секрета «не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный», и время от времени Запад будет впадать в иллюзию, будто Россия уже не та и ее можно взять голыми руками. Тогда снова будут вставать и стоять насмерть Иваны Сусанины, генералы Чуйковы и сержанты Павловы, в очередной раз доказывая всему миру, что воевать с русскими — чистейшее безумие.
Виктор Николаевич Тростников.

— Понравилась ли вам статья нашего современника — литературоведа Виктора Николаевича Тростникова? Объясните почему.

— Все ли было понятно в этой статье и в ее комментировании вашим одноклассником?

— Чем заголовок публицистического произведения отличается от названия художественного произведения? Чем это обусловлено?

— Выражаются ли в названии статьи идея и проблематика текста?

— Какова главная мысль статьи В. Н. Тростникова? Отличается ли она от идеи думы К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»? Докажите это.

— Как вы поняли рассуждения автора статьи на тему «русский народ государствовать не хочет»? Что имели в виду К. Аксаков и В. Тростников? Неужели всем нам совсем не нужно государство?

— Прослушайте еще раз последние два абзаца статьи. Не вызывают ли сомнения слова ее автора? Может быть, с чем-то хочется поспорить или не согласиться?

— Так кто же такой костромской крестьянин Иван Сусанин — патриот и гражданин или верный слуга своего боярина? Обоснуйте свою точку зрения.

V. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Следующие уроки: А.С.Пушкин "Летописец своего времени" и времен минувших. "История Пугачева" >>>

Источник: Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2009.



ИВАН СУСАНИН
К.Ф.РЫЛЕЕВ
[9]

«Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги, —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов[10] ваш царь не минует!..
Веди ж нас, — так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью…
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! — сарматам[11] в ответ мужичок —
Вот гумна[12], заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота! — избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!

Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи…
Жупан[13] мой — хоть выжми, нет нитки сухой! —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»

Вот скатерть простая на стол постлана;
Поставлено пиво и кружка вина,
И русская каша и щи пред гостями,
И хлеб перед каждым большими ломтями.
В окончины[14] ветер, бушуя, стучит;
Уныло и с треском лучина[15] горит.

Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты,
Лежат беззаботно по лавкам сарматы.
Все в дымной избушке вкушают покой;
Один, настороже, Сусанин седой
Вполголоса молит в углу у иконы
Царю молодому святой обороны!..

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.
Сусанин поднялся и в двери тайком…
«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!
Куда ты уходишь ненастной порою?
За полночь… а ветер еще не затих;
Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,
Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».
«Но что ты затеял? подумай, родной!
Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?

И с юной сестрою и с матерью хилой?»
«Творец защитит вас святой своей силой.
Не даст он погибнуть, родимые, вам:
Покров и помощник он всем сиротам.
Прощай же, о сын мой, нам дорого время;
И помни: я гибну за русское племя!»

Рыдая, на лошадь Сусанин младой
Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Луна между тем совершила полкруга;
Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга.
На небе восточном зарделась заря,
Проснулись сарматы — злодеи царя.

«Сусанин! — вскричали, — что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес тёмный вступают окольной тропой.
Сусанин ведёт их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснёт,
То тускло засветит, то вновь пропадёт.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. -

Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! — закричали враги, закипев, —
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! —
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин, весь в язвах, упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
1822
Источник: К.Ф.Рылеев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград: Советский писатель, 1971.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Е. Кутейникова. — М. : Просвещение, 2009. — 400 с.
Пособие разработано к программе по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной, полностью соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.
Пособие предполагает вариативность изучения отдельных тем, персоналий и произведений, исходя из конкретной ситуации в школе и регионе: количество часов в учебном плане — 68 или 102.
Материал каждого урока однозначно не может быть вмещен в 40—45 минут учебного времени, он дан в пособии в качестве примерного минимума или максимума для изучения по данной теме.
Главная особенность предложенных поурочных разработок для 8 класса — включение в них уроков внеклассного чтения по подростковой литературе, в том числе и современной. (вернуться)

2. Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 6 (16) августа 1585, Сибирское царство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Русского государства.
О происхождении его точных сведений нет; по одному преданию он был родом с берегов Камы, по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону. Имя его одни считают изменением имени Ермолай, другие производят от имен Герман и Еремей. По одной летописи, Ермак есть прозвище ("ермаком" назывался в старину в Поволжье котел для варки каши), христианское же имя его было Василий.
Можно считать достоверным лишь то, что во 2-ой половине XVI в. Ермак вместе с товарищами Иваном Кольцо, Василием Мещеряком и Никитою Пан поступил на службу к братьям Строгановым, которые владели тогда огромными поместьями по берегу р. Чусовой. Для защиты их обширных соляных промыслов от нападений восточных инородцев (ногаев, черемисов, остяков и др.), Строгановым было дано разрешение содержать на собственный счет вооружённых людей из охочих казаков и строить укрепленные города на границах своих владений.
В то время, на востоке от поместий Строгановых, но берегам рек Тобола, Иртыша и Тура, существовало татарское царство Сибирь. В 1581 г. данники этого царства, остяки, напали на одну из крепостей Строгановых и разорили ее. Для наказания их Строгановы снарядили войско, под началом Ермака. Впрочем, некоторые летописцы приписывают инициативу похода самому Ермаку.
Ермак Тимофеевич погиб 6 (16) августа 1585 года. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай, хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего стреляли из луков.
Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк после созванного круга должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки временно уступили Сибирь хану Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новыми силами. (вернуться)

3. Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 345—351. (вернуться)

4. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся средней школы / Под общ. ред. Л. И. Тимофеева. — М.: Учпедгиз, 1955. — С. 100. (вернуться)

5. См.: КвятковскийА.П. Школьный поэтический словарь. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286. (вернуться)

6. Панеги́рик — (от лат. panegyrikus, др.-греч. πανηγυρικος (от др.-греч. πανηγυρις) — похвальная публичная речь): литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти (античность — XVIII век); всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление. (вернуться)

7. Дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин» может изучаться в 8 классе, даже если ей был посвящен урок внеклассного чтения в 7 классе. Если же в 7 классе данную думу не проходили, ее изучение предпочтительнее думы «Борис Годунов» в силу идейно-художественного своеобразия и актуальности для читателей разных эпох. (вернуться)

8. Тростников В. Н. Он умер, чтобы мы с вами жили: 395 лет подвигу Ивана Сусанина. 2 апреля, 1613 год // Русский Дом. — 2008.— №4.— С.18—19. (вернуться)

9. Иван Сусанин — дума К.Ф.Рылеева, написанная в 1822 г. Над «Думами» Рылеев работал с 1821 до начала 1823 года, печатая их в разных журналах.
В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Руриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаила Феодоровича (в 1613) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтверждали и последующие государи. (вернуться)

10. Ля́хи (польск. Lędzianie) — слово в летописи Нестора, первоначально употреблявшееся для обозначения западнославянских племён — полян (поляков), лютичей, мазовшан и поморян. (вернуться)

11. Сарма́ты — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря.
С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами». (вернуться)

12. Гумно́ или ток — расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна. На гумне иногда устраивали навесы, размещали овин. (вернуться)

13. Жупа́н — у поляков и белорусов — старинный дворянский костюм, род сюртука, часто ношеный под контушом; на территории Украины — тёплая верхняя одежда, род охабня, на народном языке — зипун; в Рязанской и Смоленской областях так называют простой крестьянский кафтан; короткий кафтан, полукафтанье. (вернуться)

14. Око́нчина — кусок стекла, слюды, бумаги и т. п., вставляемый в оконную раму. (вернуться)

15. Лучи́на — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. (вернуться)

Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914
Это полотно было написано в 1914 году незадолго до смерти художника. Живописец готовил картину к празднованию 300-летнего юбилея дома Романовых в 1913 году. Из-за масштабности и сложности композиции Маковский не успел закончить работу к юбилею: помешали политические катаклизмы, начало Первой мировой войны, а вскоре и неожиданная смерть мастера. Следы картины на долгие годы затерялись. В 2016 году картина появилась на торгах английского аукциона «Сотбис», где и была приобретена российскими коллекционерами и привезена на родину. Хранится в частной коллекции.




 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz