Главная
Теория литературы
Жанры фольклора
Жанр воинской повести
Повесть о разорении Рязани Батыем
Рукописная книга в Древней Руси
Фольклор. Народная драма
Народная драма "Как француз Москву брал"
Сатирическая драма "Барин"
Сатирическая драма "Мнимый барин"
Древнеславянский календарь
Колядки
Сказители былин
Былина "Добрыня и Змей"
Былина "Илья Муромец и Идолище"
Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
Картина В.М.Васнецова "Богатыри"
Емельян Пугачев. Неизвестный художник XVIII в.


Народная историческая песня

Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

В период борьбы с татарским игом откликом на события общественной и военной истории стало появление исторических песен.

В исторических песнях раскрываются две основные темы:
а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Отличительные черты жанра:
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).

Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:

события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);

эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");

жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);

восстания К.Булавина и Е.Пугачева ("Судил тут граф Панин вора Пугачева...", "Емельян ты наш, родной батюшка!");

события Отечественной войны 1812 года.

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. В исторических песнях показываются следующие моменты из жизни Ермака: его избрание атаманом, нападение на турецкий флот и освобождение русских пленников, заключение в турецкой тюрьме, взятие Казани и Астрахани, завоевание Сибири, явка к царю с повинной и сообщение о завоевании Сибири, гибель.


Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.

Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.

На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).


НАРОДНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
(из учебника Литературы для 8 класса)


Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передает впечатления и воспоминания народа о далеком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачев, Степан Разин, Петр I, Екатерина II, Наполеон…

Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились, но наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа все чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, в которой и сосредоточено основное действие и героями которой становятся реальные исторические личности.

Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Петр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и все же действие сосредоточивается вокруг него.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.
Источник: Курдюмова Т. Ф. Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. - М.: Дрофа.

ПРАВЕЖ[1]

Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Лишь из глаз горючи́ слезы́.
Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички[2]!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное[3],
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»
Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили[4],
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами[5].
Тут-то я ее отбил у них».
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
«Куда ты девал эдаку золоту казну?»
Возговорит добрый молодец:
«Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих».
Возговорит православный царь:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».


1. Пра́веж – в Древней Руси: суд, сопровождавшийся физическим наказанием ответчика. (вернуться)

2. Бурми́стры-целова́льнички – здесь: царские чиновники, исполняющие судебно-полицейские обязанности. (вернуться)

3. Пла́тье цве́тное – одежда, расшитая золотом и самоцветами. (вернуться)

4. Дува́н дува́нить – делить добычу. (вернуться)

5. Дели́ть но́шами – брать себе столько, сколько можно унести. (вернуться)


 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz