Главная  | Тема России в лирике Блока  | Иллюстрации Глазунова к лирике Блока | "Балаганчик" Блока в театре на Офицерской | Портрет Блока работы К.А.Сомова

Иллюстрации Ю.Анненкова к поэме А.Блока "Двенадцать"

План

1. Как возникла идея иллюстрации поэмы? Первый иллюстратор поэмы Блока.

2. Своеобразие решения темы революции в живописи первых лет революции – романтическая символика, плакатность, аллегория. Картина Б.Кустодиева "Большевик".
Особенности художественно-изобразительного решения темы революции в поэме. Образы поэмы и образы иллюстраций. Соединение символики, реальности и фантастики, гиперболизация, символика цвета (есть диафильм "Поэма Блока "12" )

3. Заметки Блока к будущим иллюстрациям (письмо Ю.Анненкову). Авторская оценка иллюстраций Ю.Анненкова.

1. Издание поэмы "Двенадцать"с иллюстрациями. (Воспоминания С.Алянского)

     Первые издательские успехи "Алконоста" вскружили мне голову; я решил, что настало время после небольших книжечек приняться за издание более сложных книг. Первой такой книгой мне хотелось выпустить поэму Блока "Двенадцать" с иллюстрациями.
      Чем больше я вчитывался в текст поэмы, тем сложнее казалась мне задача иллюстрирования ее. Только жанровые сцены в поэме могли бы быть благодарным материалом для иллюстрирования, но ведь сцены эти сами служат иллюстрациями в поэме. а вот как передать поэтический и музыкальный строй "Двенадцати"? Как быть с Христом – образом отвлеченным, туманным, непонятным?
      ... В тот вечер в доме на Офицерской улице – как-то само собою вышло – я рассказал о своем намерении издать поэму "Двенадцать" с иллюстрациями, рассказал и о своих сомнениях .
      – А какого художника думаете вы привлечь к этой работе?
      Узнав о том, что я думал о художнике Анненкове, Блок спросил:
      – Это тот Анненков, ваш гимназический товарищ, который сделал марку "Алконоста"? – И, помолчав немного, добавил:
      – Вы думаете, он подходит для этой работы?
      Я откровенно признался, что других художников не знаю. Однако, чтобы успокоить Блока, я предложил сделать на пробу несколько эскизов и в зависимости от качества этих эскизов будем решать, поручить ли иллюстрации Анненкову или искать другого художника.
      Блок улыбнулся. Мне показалось, что он подумал: "Странный человек это Алянский – знает одного-единственного художника, и этого знает только потому, что учился с ним в гимназии, и только на этом основании он готов поручить ему иллюстрации к "Двенадцати".
      – Ну что ж, попробуем, – сказал Александр Александрович.
      ... Первые эскизы Анненкова меня озадачили. Передо мною лежали непонятные кубические значки. Художник по моему лицу понял, то его эскизы разочаровали меня, и, когда я прямо об этом ему сказал и добавил, что не могу их показать Блоку, он попросил дать ему еще время, чтобы подумать и еще поработать.
      Примерно к середине августа новые эскизы были доведены до такого состояния, что я решился показать их Блоку. Не скрою, я очень волновался, направляясь с эскизами к поэту: я почему-то думал, что он предубежден против Анненкова, не верит в него и обязательно забракует его работу.
      Вопреки моему предчувствию, Александр Александрович с интересом рассматривал рисунки. Сразу ему понравились два рисунка: "убитая Катька" и "пес" ( к словам поэмы: "только нищий пес голодный ковыляет позади...").
      – Это очень хорошо! – воскликнул Александр Александрович.

Рисунки Ю.Анненкова для первого издания поэмы А.Блока "Двенадцать" с иллюстрациями, 1918 год
Источник иллюстраций: Блок А. Двенадцать. – Петербург: Алконост, 1918

Из книги: Алянский С. Встречи с Александром Блоком. – М.: Детская литература, 1972.
Алянский Самуил Миронович (16 (28) мая 1891, Санкт-Петербург – 18 июля 1974, Москва) – российский издатель и редактор. Основатель и руководитель издательства "Алконост" (1918–1923).

 


Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz