Это единственное изображение восстания 14 декабря 1825 года, сделанное художником-очевидцем. Мы видим происходящее со стороны Адмиралтейства, с позиций правительственных войск.
Восставшие войска расположены вдали, между памятником Петру I и зданием Сената.
Акварель изображает разгром восстания. Произведены первые выстрелы картечью: видно облако дыма вокруг пушки, вдали, на снегу Сенатской площади, тела убитых и раненых. Испуганно шарахнулась толпа, стоящая у забора, отгораживающего место строительства Исаакиевского собора. Спиной к нам стоят конногвардейцы, слева группа офицеров, свита и Николай I (на белом коне) следят за движением своих солдат. Справа, огибая площадь и заходя с фланга, движутся батальоны Преображенского пехотного полка. По заданию царя производится окружение восставших. Часть правительственных войск появилась из-за огороженного места слева.
Забравшийся на забор и крыши строений народ – не простые созерцатели, как те люди "разного звания", которые стоят за спинами конногвардейцев. Они включились в борьбу и швыряют камни и поленья в солдат, приближающихся к восставшим слева.
Документальность картины подтверждается многими описаниями.
Обратимся к воспоминаниям декабриста В.И.Штейнгеля. Вот что он пишет:
"Колонна Московского полка с знаменем, предводимая штабс-капитаном князем Щепиным-Ростовским и двумя Бестужевыми (Михаилом и Александром), вышла на Адмиралтейскую площадь и повернула к сенату, где построилась в каре (четырехугольником. готовым обороняться со всех сторон). Вскоре к ней быстро примкнули гвардейский экипаж, увлеченный Арбузовым, и потом батальон лейб-гренадер...
Сбежалось много простого народа, и тотчас разобрали поленицу дров, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнялся зрителями...
Между тем по повелению нового императора мгновенно собрались колонны верных войск к дворцу"1.
Восставших уговаривали разойтись, посылали к ним и священников. Затем начались атаки конногвардейцев, перестрелка. Каре восставших еще держалось. Николай I дал команду стрелять из пушек.
"Засвистали картечи; тут все дрогнуло и рассыпалось в разные стороны, кроме павших..."2.
О событиях на Сенатской площади Пушкин узнал от дворового человека П.А.Осиповой, вернувшегося 17-18 декабря из Петербурга и рассказавшего, что в столице бунт и что он насилу оттуда выбрался. Потрясенный этим известием, Пушкин решает уничтожить свои биографические записки, которые вел с 1821 года. "Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв, – вспоминал он позднее. – Не могу не сожалеть о их потере; я в них говорил о людях, которые после сделались историческими лицами"3. О тех же людях Пушкин пытается рассказать и в Х главе "Онегина" – о П.И.Пестеле, Н.М.Муравьеве, М.С.Лунине, И.Д.Якушкине. Но онегинские строфы постигает та же участь: в 1825 году он сжег свои записки, в 1830-м, пять лет спустя, сожжет Х главу. |