Главная
Петербург Пушкина
Царскосельский Лицей
Пушкин в Лицее
Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Литературный Петербург. Коломна
Набережная Мойки, 12
Рисунки Пушкина
Портреты Пушкина
Друзья и современники Пушкина
Пушкинская эпоха
 
А.С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Гагарин Григорий Григорьевич, работа К.Брюллова, 1829

Пушкинская эпоха

Бал у кн. М.Ф. Барятинской. 1834 г.
 

      Одной из наиболее "парадных" портретных работ Гагарина является его акварель "Бал у княгини Барятинской" (ГРМ), относящаяся, вероятно, по семейным воспоминаниям, к 1832 г. и изображающая знакомых художника на балу: кн. А. И. Барятинского (впоследствии фельдмаршала), кн. А.Прозоровского-Голицына, фрейлин гр. Н.Л.Соллогуб, Дубенскую, кн. Долгорукую и др. Стоящий сзади у стены молодой человек в белом жилете – Гагарин.
      Сын Марии Федоровны Барятинской, в будущем генерал-фельдмаршал Александр Иванович Барятинский, был соучеником М.Ю.Лермонтова по юнкерской школе, и Лермонтов часто бывал в их доме.

 
Описание картины из книги: Лотман Ю. М. Беседы о русской
культуре. Быт и традиции русского дворянства
(XVIII-начало XIX века), Санкт-Петербург: Искусство, 1994
      На первом плане семь обер-офицеров гвардии, танцующих с дамами в платьях с декольтированными плечами, в обязательных на балу длинных белых перчатках и бальных туфельках без каблуков.
     Три офицера справа одеты в черные вицмундиры (без шитья на воротнике и обшлагах) с серебряным металлическим прибором (эполетами и пуговицами). В центре, в парадном мундире с широким красным лацканом и золотым металлическим прибором – офицер Преображенского полка. Его обер-офицерские (без бахромы) золотые эполеты несколько увеличенного против нормы размера и согласно военной моде этого времени чересчур загнуты вверх. Правее, спиной к нам, стоит обер-офицер в форме лейб-гвардии Казачьего полка (красная казачья куртка с серебряным прибором) с адъютантским аксельбантом на правом плече. Справа от него еще два кавалергарда в вицмундирах.
     Отметим, что все танцующие молодые офицеры (кроме преображенца) – без наград; между преображенцем и лейб-казаком в глубине стоят двое нетанцующих офицеров постарше, мундиры которых украшены многочисленными наградами: слева кавалергард в штаб-офицерских эполетах с аксельбантом, орденской звездой, крестом на шее и с колодкой орденов и медалей; правее обер-офицер генерального штаба (об этом свидетельствуют пышное серебряное шитье на воротнике, витой эполет на правом плече и серебряный аксельбант), у него на мундире колодка орденов младших степеней и медалей.
      Сочетание парадных и вицмундиров на балу свидетельствует о его домашнем характере, – на официальном балу офицеры не могли появиться в вицмундирах и длинных брюках, здесь были бы обязательны кюлоты, чулки с башмаками. Оркестр имеет смешанный состав: среди штатских музыкантов – два флейтиста-военных в расшитых золотыми галунами музыкантских мундирах (приглашение оркестров гвардейских полков на балы было нормой в Петербурге XIX в.).
Полностью глава "Бал" из книги Лотмана Ю.М. на сайте "Литература для школьников"

*Гагарин Григорий Григорьевич (1810–1893) – князь, русский художник, исследователь искусства. Возвратившись в 1832 году в Россию, сблизился с литературными кругами, познакомился с А. С. Пушкиным, иллюстрировал его произведения ("Пиковая дама", "Ангел", "Сказка о царе Салтане").

 

(вернуться в начало страницы)




Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz