|
Извозчик |
Пролетка у лазарета Российского общества Красного Креста. Петербург. Фотограф Карл Булла. 1916 г. |
|
Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Извозчиком нередко назывался крестьянин, промышляющий извозом.
В XIX – начале XX века основным видом городского транспорта были извозчики.
Извозчик, как и многие другие формы труда прошлого времени, относится к группе «несуществующих» профессий.
|
|
|
|
Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова
"Тоска". Рисунок Т.Г.Гапоненко. 1949 г. |
|
|
Цитаты из художественных произведений |
Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на ко́злах и не шевельнётся.
(А.П.Чехов, рассказ "Тоска")
И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, – все было мне особенно мило и значительно.
(Л.Н. Толстой, рассказ "После бала") |
|
|
Цитаты из художественных произведений
Тогда Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд.
(И.С.Тургенев, рассказ «Муму»)
Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..»
(А.С.Пушкин, повесть "Станционный смотритель")
Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру всё сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.
(А.С.Пушкин, повесть "Гробовщик")
Пришёл доктор, перевязал мне ожоги, и вот я с бабушкой еду на извозчике по улицам города.
(А.М.Горький, повесть "В людях")
|
Извозчик. Фотограф В.А.Каррик. Петербург. 1870-е гг. |
|
Петербургские извозчики |
До 1847 года извозчики представляли собой
единственный вид наземного городского пассажирского транспорта, существовавший в Петербурге наряду с частными каретами и
колясками. Извозчики появились уже вскоре после основания города. По мере того, как рос город, непрерывно росло их количество.
Например, в 1750 году их было около 3000, в 1790-м – 4600; а в 1900 году было выдано жестяных знаков: для ломовых – 22 752,
для дышловых и троечных запряжек – 1897, для дрожек – 13 666 и для саней – 15 989.
Документ под названием «Извощичий билет», подписанный в 1784 году обер-полицеймейстером С.-Петербурга, содержал правила для
ездового, состоящие из 28 пунктов. У каждого извозчика был ярлык из белой жести, на котором указывался номер экипажа и
часть города.
Наиболее многочисленны были одноконные пролетки. Извозчиков на них презрительно называли «ваньками». Работали они по большей
части «от хозяина», которому принадлежали как лошадь, так и экипаж. В любую погоду – в проливной дождь или в зимнюю пургу –
выезжали они на тощей лошаденке, запряженной в далеко не первоклассную пролетку – в лучшем случае ее колеса были на литых
резиновых шинах. Извозчик, в армяке, подпоясанный красным кушаком, восседал на козлах. Он медленно проезжал по булыжным улицам,
останавливался в дозволенных местах и с нетерпением ждал зова: «Эй, извозчик!»
Но были и другие извозчики – лихачи на щегольских экипажах с сытыми, великолепными рысаками. И колеса у экипажей были на
дутых шинах, и сбруя у лошадей отличная, и электрические фонари на оглоблях, и сзади на поясе у извозчиков часы для удобства
пассажиров. И сами они, в синих добротных тулупах, в шапках «под бобра» и непременно с традиционной окладистой бородой,
картинно сидели на козлах. А когда с ветерком проносились мимо неказистых пролеток, с издевкой бросали: «Пади, берегись!»
И там, где «ванька» свезет за четвертак и еще рад будет, эта братия брала синенькую (пять рублей), да с таким видом, будто
делает одолжение.
В 1901 году в газете «Новости» была помещена статья, рассказывающая о первом выпуске «ученых извозчиков»,
которые в течение двух с половиной лет посещали специально созданные курсы.
«Испытание, – писалось в ней, – производилось публично в зале Городской думы, а на улице перед зданием Думы стояли извозчичьи
пролетки нового типа, обязательного отныне для всех извозчиков и извозопромышленников в Петербурге. На курсах извозчиков
обучали географии Петербурга и его окрестностей, французскому языку, управлению лошадьми, новой извозчичьей таксе, астрономии
(специально для ночных извозчиков) и хорошим манерам. Успешно выдержали испытание и признаны окончившими курс пятьдесят
пять извозчиков... Шестидесяти ученикам назначена переэкзаменовка по французскому языку, двадцати – по географии и
пятнадцати – по астрономии».
Более 200 лет жили в городе извозчики всех рангов – от скромного «ваньки» до лихача-«аристократа». Окончательно этот вид
городского транспорта исчез в 1930-х годах.
Источник: Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – СПб.: Норинт, 2011. – 83 с.
|
|
|
|
|
|