|
Статьи в журнале "Литература в школе" |
(2007 – 2012 гг) |
1. Алексеева Т. Н. "Открой мне глубокую тайну твою...": сравнительный анализ элегии В. А. Жуковского "Море" и стихотворения А. С. Пушкина "К морю" / Т. Н. Алексеева // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 26–29. (Материал к уроку литературы в 9 классе, подготавливающего к написанию сочинения - сравнительного анализа элегии В. А. Жуковского "Море" и стихотворения А. С. Пушкина "К морю") 2. Алпатова Т. А. Автор и его герой в поэме – "петербургской повести" А. С. Пушкина "Медный всадник": статья первая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2007. – N 1. – С. 3–8. (Образ Медного Всадника, поэтическое представление статуи, аллегорический смысл памятника) 3. Алпатова Т. А. Автор и его герой в поэме – "петербургской повести" А. С. Пушкина "Медный всадник": статья вторая / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2007. – N 3. – С. 2–5. (Образ Медного Всадника, поэтическое представление статуи, аллегорический смысл памятника) 4. Апалина Н. Живите с пушкинским светом!: анализ стихотворений "Цветок" и "Если жизнь тебя обманет... ". VII класс / Н. Апалина // Литература в школе. – 2010. – N 3. – С. 43–45. (Анализ стихотворений Пушкина) 5. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: ("Горе от ума" и "Метель") / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 2–7. (Сны как внутреннее видение души. Об особом значении снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Анализируются два сна, объединенные темой любви, – Софьи и Марьи Гавриловны) 6. Влащенко В. И. Сны в произведениях Грибоедова и Пушкина: ("Горе от ума" и "Метель") / В. И. Влащенко // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 7–11. (Сны как внутреннее видение души. Об особом значении снов в произведениях русской классики – Пушкина, Грибоедова и др. Анализируются два сна, объединенные темой любви, – Софьи из "Горя от ума" и Марьи Гавриловны из "Метели") 7. Воропаева Н. А. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа: VI класс / Н. А. Воропаева // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 41–43. (Специфика романа А. С. Пушкина "Дубровский". Сложность и разветвленность сюжета. Материал для проведения урока литературы в 6 классе) 8. Гладилин М. С. "Где детство с юностью сливалось". Подмосковное Захарово – деревенский приют юного Пушкина / Гладилин Михаил Сергеевич // Литература в школе. – 2011. – N 6. – С. 21–-23. (Отражение впечатлений от усадьбы Захарово в творчестве А. С. Пушкина) 9. Глинских Е. В. "Следовать за мыслями великого человека... ": на урок по черновикам А. С. Пушкина. IX класс / Е. В. Глинских // Литература в школе. – 2007. – N 6. – С. 27–29. (Материал для проведения урока литературы в 9 классе) 10. Демина Н. М. Восьмая глава "Евгения Онегина" и ее роль в осмыслении романа / Демина Надежда Михайловна // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 14–17. (Процесс переосмысления прежних эгоистических идеалов Евгением Онегиным) 11. Дуюнова М. В. А. С. Пушкин. "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" / М. В. Дуюнова // Литература в школе. – 2007. – N 7. – С. 32–34. (Своеобразие художественного мастерства позднего Пушкина-прозаика) 12. Ерастова Е. С. Уроки нравственности, или Возвращение к "Капитанской дочке" А. С. Пушкина / Ерастова Екатерина Сергеевна, Петриева Лариса Игоревна // Литература в школе. – 2011. – N 6. – С. 30–34. (Исследование повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" с позиций православных ценностей; методика проведения урока) 13. Жителева Ж. И. Стихотворение А. С. Пушкина "Пророк" / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 30–32. (Материал для проведения урока литературы в 9 классе. Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Пророк") 14. Жителева Ж. И. "Бесы" А. С. Пушкина: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2010. – N 9. – С. 34–35. (Работа с теоретико-литературными понятиями в V классе) 15. Иванова М. И. Стихотворение А. С. Пушкина "Пророк" / М. И. Иванова // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 27–28. (Методические рекомендации к подготовке урока литературы, посвященного анализу стихотворения Пушкина "Пророк") 16. Калганова Т. А. Изучение биографии писателя: материалы для обзора жизненного и творческого пути А. С. Пушкина. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 34–39. (Изучение поэзии А. С. Пушкина через биографию поэта) 17. Кишенина В. Н. "И падшего крепит неведомою силой... ". Стихотворение А. С. Пушкина "Отцы пустынники и жены непорочны... ": IX класс / Кишенина Валентина Николаевна // Литература в школе. – 2011. – N 7. – С. 25–26. (Изучение философской лирики А. С. Пушкина на уроках литературы) 18. Коленчикова Н. В. "Друзья мои, прекрасен наш союз!": материал для урока. IX класс / Н. В Коленчикова // Литература в школе. – 2007. – N 1. – С. 38–41. (Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина. Подробный литературный анализ стихотворения "19 октября" 1825 года) 19. Колокольцев Е. Н. "Душа стесняется лирическим волненьем... ": анализ стихотворения А. С. Пушкина "Осень" (отрывок) / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 32–35. (Литературный анализ отрывка из стихотворения А. С. Пушкина "Осень". Тема осени в творчестве поэта) 20. Колокольцев Е. Н. Композиционный анализ лирических произведений. Стихотворения А. С. Пушкина: IX класс / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2012. – N 3. – С. 28–34. (Методика композиционного анализа стихотворений: внутритекстовая соотнесенность частей в лирических созданиях поэта) 21. Колокольцев Е. Н. Мир русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина: V класс / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 32–37. (Методика изучения зимних пейзажных стихотворений А.С.Пушкина: формирование у школьников эмоциональной чуткости к слову, интонации, выразительным средствам языка) 22. Колокольцев Е. Н. Композиционный анализ "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. – 2012. – N 8. – С. 31–34. (Возможности композиционного анализа как начального этапа разбора пушкинской «Песни», ведущего школьников к постижению целостности и художественного совершенства произведения) 23. Кошелев В. А. Последняя "лицейская годовщина" Пушкина / В. А. Кошелев // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 12–15. (Последнее публичное чтение А. С. Пушкиным послания к друзьям-лицеистам) 24. Кошелев В. А. "Умен покорный мещанин". О стихотворении А. С. Пушкина "Моя родословная" / В. А. Кошелев // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 2–6. (Жизненная и художественная позиция Пушкина в отношении к своему "шестисотлетнему" дворянству) 25. Крейнович З. Ю. "Таков и ты, поэт! ". Стихотворение А. С. Пушкина "Эхо". IX класс / З. Ю. Крейнович // Литература в школе. – 2011. – N 6. – С. 40–41. (Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Эхо" на уроке литературы в XI классе) 26. Кривонос В. Ш. "Мы дики, нет у нас законов... ": "доля" и "воля" в поэме А. С. Пушкина "Цыганы" / В. Ш. Кривонос // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 7–9. (В центре внимания литературного анализа поэмы А. С. Пушкина "Цыганы" – характеристика столкновения цыганского и европейского миров) 27. Кривошеева О. М. Божественный дар. "Песнь о вещем Олеге", "Пророк", "Поэт и толпа" А. С. Пушкина / О. М. Кривошеева // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 14–16. (Проявления божественного дара и истинной свободы поэта в стихотворениях А. С. Пушкина) 28. Кузнецова Т. А. Драма А. С. Пушкина "Русалка" / Т. А. Кузнецова // Литература в школе. – 2011. – N 11. – С. 32–35. (Нравственный выбор, определяющий судьбу человека. На примере драмы Пушкина) 29. Лобова В. М. "А счастье было так возможно... ": заключительный урок по роману А. С Пушкина "Дубровский". VI класс / В. М. Лобова // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 33–34. (Проблема нравственного выбора в романе А. С. Пушкина "Дубровский". Заключительный урок по данной теме в 6 классе) 30. Лебедев Ю. В. "Клеветникам России" А. С. Пушкина / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 10–16. (Исторический комментарий к стихам Пушкина "Клеветникам России". Содержится полный текст стихотворения) 31. Левицкая Г. Н. Пути повышения познавательной активности учащихся: обсуждение экранизаций "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. VIII класс / Г. Н. Левицкая, Н. П. Кремер // Литература в школе. – 2009. – N 11. – С. 38–39. (Методические рекомендации к подготовке урока по изучению романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и сопоставлению его с четырьмя экранизациями этого произведения) 32. Лопатина Т. А. "Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина / Т. А. Лопатина // Литература в школе. – 2009. – N 5. – С. 38–39. (Методика изучения "Песни о вещем Олеге" Пушкина в школе на уроках литературы в 6 классе) 33. Лушина Г. П. Адресаты пушкинской любовной лирики / Г. П. Лушина // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 43–45. (Коротко о женщинах, которым А. С. Пушкин посвятил стихи. Содержатся полные тексты стихотворений "Ек. Н. Ушаковой", "Ее глаза", "Мадонна", "Храни меня, мой талисман") 34. Мадер Л. И. Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " в свете гоголевских суждений о Пушкине / Л. И. Мадер // Литература в школе. – 2009. – N 4. – С. 17–20. (Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ". Рассматривается статья Н. В. Гоголя "Несколько слов о Пушкине", 1832 г. Конспект заключительного урока литературы в 9 классе на тему "Роль литературы в духовной жизни русского общества") 35. Маркова Р. Д. Урок-исследование по роману А. С. Пушкина "Дубровский": VI класс / Р. Д. Маркова // Литература в школе. – 2012. – N 3. – С. 41–43. (Этапы исследовательской работы учащихся в ходе изучения романа Пушкина) 36. Мирошников В. М. "Пророк" А. С. Пушкина как эстетическая программа русской литературы / В. М. Мирошников // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 2–4. (Отражение темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина на примере его стихотворении "Пророк") 37. Молдованова С. Е. А. С. Пушкин. "Станционный смотритель": VI класс / С. Е. Молдованова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 40–41. (Урок литературы в 6 классе: нравственные проблемы повести ) 38. Мурашова О. А. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " / О. А. Мурашова // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 5–6. (Анализ стихотворения Пушкина А. С. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ") 39. Парфенова Р. А. Элегии Е. А. Боратынского и А. С. Пушкина / Р. А. Парфенова // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 14–18. (Элегия – самый распространённый жанр русской лирической поэзии первой половины XIX века. Боратынский и Пушкин значительно расширили рамки элегического пространства, включили в свои произведения вопросы культурного, этического, философского плана. Сопоставление элегий Боратынского и Пушкина позволяет проследить пути развития жанра и разрешения вечных тем русской поэзии) 40. Плеханова Т. А. А. С. Пушкин. "Выстрел": "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". VI класс / Т. А. Плеханова // Литература в школе. – 2007. – N 6. – С. 33–34. (Анализ содержания повести. Материал для урока литературы в 6 классе) 41. Попова Н. А. "На долгую разлуку нас тайный рок, быть может, осудил!": стихотворение А. С. Пушкина "И. И. Пущину". VI класс / Н. А. Попова // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 31–33. (Урок, посвященный стихотворению "И. И. Пущину": шестиклассники знакомятся с историей Лицея, его преподавателями и учениками, анализируют главы из романа Тынянова "Пушкин" и воспоминания И.Пущина, сопоставляют черновой и окончательный варианты стихотворения Пушкина) 42. Попова Н. А. А. С. Пушкин "Цветок". М. Ю. Лермонтов "Ветка Палестины". Урок сравнительного анализа стихотворений: X класс / Н. А. Попова // Литература в школе. – 2010. – N 7. – С. 26–30. (Организация исследовательской деятельности учащихся по анализу и сопоставлению двух стихотворений) 43. Разуваева Н. А. Изучение повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка": V класс (по программе А. Г. Кутузова / Н. А. Разуваева // Литература в школе. – 2011. – N 3. – С. 44–46. (Автор сосредотачивает внимание учеников на художественных средствах создания литературного характера и сюжета, используя историко-литературный комментарий, предлагает приёмы работы с текстом, которые способствуют формированию умения создавать свой собственный текст, т.е. сочинение) 44. Рогалев А. Ф. Символика острова Буяна в "Сказке о царе Салтане... " А. С. Пушкина / А. Ф. Рогалев // Литература в школе. – 2009. – N 2. – С. 16–18. (Символика литературных образов в сказке А. С. Пушкина "Сказке о царе Салтане... ")
45. Роговер Е. С. "Медный всадник" А. С. Пушкина и его изучение: X класс / Е. С. Роговер // Литература в школе. – 2011. – N 10. – С. 28–33. (Методика изучения поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник" с привлечением иллюстраций А. Бенуа) 46. Рязанцева Л. П. "Зимнее утро" А. С. Пушкина: VI класс / Л. П. Рязанцева // Литература в школе. – 2010. – N 10. – С. 32–33. (Как достигается зримость картины зимнего утра) 47. Соколова Н. М. "Лицей, который не кончается..." / Н. М. Соколова // Литература в школе. – 2012. – № 4. – С. 39–42. (Лицейские годы А. С. Пушкина и его друзей; викторина по данной теме) 48. Соловей Т. Г. "И меж пелен оставила свирель... ": образ няни в стихотворении Пушкина и иллюстрациях Палеха. VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 9. – С. 34–38. (Пушкинские сюжеты и мотивы в интерпретации художников Палеха) 49. Соловей Т. Г. Стихотворение А. С. Пушкина "Узник" / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 5. – С. 41–43. (Методические рекомендации к уроку литературы в 7 классе, посвященному знакомству с биографией А. С. Пушкина и изучению стихотворения "Узник") 50. Соловей Т. Г. "Друг бесценный... ". Анализ стихотворения "И. И. Пущину" : VIII класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 36–38. (Анализ стихотворения опирается на факты биографии Пушкина, акцентирует внимание на значении дружбы в жизни человека, помогает учащимся оценить роль художественных средств для выражения главной мысли произведения) 51. Соловей Т. Г. Прикосновение к вечному. Анализ лирических произведений А. С. Пушкина в старших классах / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2011. – N 6. – С. 34–39. (Анализ стихотворений А. С. Пушкина "Два чувства дивно близки нам..." и "Отцы пустынники и жены непорочны..." на уроках литературы в старших классах) 52. Тамарина Т. "Там чудеса..." / Т. Тамарина // Литература в школе. – 2008. – N 12. – С. 37–40. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе по изучению поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила") 53. Теркулова М. В. В гости к Пушкину, в Захарово: V класс / М. В. Теркулова // Литература в школе. – 2011. – N 5. – С. 43–46. (Значение имения Захарово в жизни Пушкина; групповая исследовательская и экскурсионная деятельность учащихся) 54. Тихомирова Н. А. Наблюдения над языком и стихом "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина: V класс / Н. А. Тихомирова // Литература в школе. – 2011. – N 7. – С. 38–42. (Построение сказок А. С. Пушкина) 55. Троицкий В. Ю. Духовная составляющая словесности: о пушкинской поэзии 1826-1837 годов / В. Ю. Троицкий // Литература в школе. – 2010. – N 5. – С. 5–10. (Тема духовности и совести в поэзии Пушкина 1826-1837 годов) 56. Ушакова О. А. Способы создания характера героя в повести А. С. Пушкин. "Выстрел": VII класс / О. А. Ушакова // Литература в школе. - 2007. - N 7. - С. 41-42. (На примере образа Сильвио, героя повести А. С. Пушкина "Выстрел", рассматриваются способы характеристики героя эпического произведения: портрет, характеристика героя рассказчиком, характеристика его другими персонажами, поступки и речь самого героя. Материал для подготовки и проведения урока литературы в 7 классе) 57. Харитонова О. Н. Интеллектуальная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка": VIII класс / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2007. – N 1. – С. 43–45. (Игра проводится на заключительном уроке по роману "Капитанская дочка". Сценарий игры) 58. Харитонова О. Н. "Дней минувших анекдоты". Изучение "Песни о вещем Олеге "А. С. Пушкина: VII класс / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2012. – N 3. – С. 35–40. (Анализ произведения опирается на факты биографии поэта. Сопоставление "Песни..." с главами "Истории государства Российского" Карамзина, думой Рылеева "Олег Вещий" и стихотворением Пушкина "Сраженный рыцарь") 59. Щекина Е. И. Духовно-нравственная основа повести А. С. Пушкина "Метель": VII класс / Е. И. Щекина // Литература в школе. – 2009. – N 12. – С. 29–32. (Методические рекомендации к проведению урока литературы, посвященного изучению повести А. С. Пушкина "Метель") 60. Шишкина Е. А. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель": VI класс / Е. А. Шишкина // Литература в школе. – 2010. – N 1. – С. 39–41. (Урок литературы для 6 класса на тему "Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель"". Как музыка Г. В. Свиридова (музыкальные иллюстрации "Тройка", "Военный марш", "Венчание", "Вальс") помогает понять эмоциональный смысл и идейное содержание повести "Метель") 61. Шубникова-Гусева Н. "Моцарт и Сальери" Пушкина и "Черный человек" Есенина / Н. Шубникова-Гусева // Литература в школе. – 2009. – N 3. – С. 2–5. (Творчество А. С. Пушкина вдохновило С. А. Есенина на создание "Черного человека". На пушкинском "Моцарте и Сальери" сходятся основные литературные источники в есенинской поэме) 62. Ясенева Т. А. "...И милость к падшим призывал..." Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Во глубине сибирских руд...": VIII класс / Т. А. Ясенева // Литература в школе. – 2010. – N 12. – С. 28–30. (Анализ стихотворения "В Сибирь") |