|
|
Москва в акварелях Делабарта |
||
"Пушкин ... был родовой москвич. Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего... обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию." Вяземский П.А.1 |
||
Москва начала 19 века была шумным и пестрым городом, где причудливые боярские хоромы соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались совершенно деревенские огороды. Первые "впечатления бытия" связаны у Пушкина с Москвой, и прежде всего с Кремлем и Красной площадью, этими памятниками старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Московский быт, яркое, запоминающееся просторечие московской толпы, картины народной жизни, диковинные чудачества богачей, то ездивших в санях по летней мостовой, то строивших себе китайские дома с драконами, питали живое воображение мальчика. Москва пушкинского детства дошла до нас в творениях многих художников, среди них – гравюры, выполненные по акварелям Ж.Делабарта2 в год рождения поэта. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: "...краса Москвы стоглавой, родимой прелесть старины". |
||
Подобные праздничные народные гулянья устраивались в Москве в нескольких местах. Здесь изображено гулянье на пасхальной неделе. В центре площади сооружены деревянные качели. От качелей налево идут балаганы, в которых можно увидеть всякие чудеса или посмеяться вместе с Петрушкой. Над деревянным балаганом высоко подняты вывески, изображающие диковинных заморских зверей. Направо от качелей – палатка с разными товарами. В красочной, нарядной толпе люди всех сословий. Солидные купчихи в богатых шалях и сапожках, крестьяне и крестьянки в лаптях, на мужчинах – шапки-колпаки, женщины – в сарафанах. Торговцы-разносчики ходят в толпе с лотками, выкликая громко свой лакомый товар, напитки. Одного такого торговца (справа) окружила целая толпа. Смеющаяся молодая крестьянка поддерживает своего захмелевшего мужа. За прилавком гуляющие могут выпить горячего сбитня, закусить. Это и делают двое военных. Посмотреть на гулянье приехали господа. Молодая пара едет в открытой коляске. На козлах – кучер, на запятках – лакей. Второй выезд более богатый – карета, запряженная четверней, с кучером и форейтором на коне. Везде бегают мальчишки. Один уже попал под копыта лошадей. Хорошо, что солдат и какой-то старик с палкой успели схватить коней под уздцы. К товарищу, попавшему в беду, кинулся со всех ног парнишка. А те, которые играют в бабки (на переднем плане), даже ничего не замечают. Пушкин-мальчик, гуляя со своим дядькой Никитой Тимофеевичем, конечно, видел подобные гулянья, слышал их шум, знакомился здесь с жизнью и языком простого московского люда. |
||
Жерар Делабарт. Вид Моховой и дома Пашкова в Москве |
||
"Не знаю, носил ли он в народе особую кличку, но дети прозвали его волшебным замком,– писал П. А. Вяземский. – На горе, отличающийся самобытной архитектурою, красивый и величавый, с бельведером, с садом на улицу, а в саду фонтаны, пруды, лебеди, павлины и заморские птицы; по праздникам играл в саду домашний оркестр. Как, бывало, ни идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься; и всегда решетка унизана детьми и простым народом"3.
Пашков дом был символом старой Москвы, это о нем писал Пушкин: "невинные странности москвичей были признаком их независимости" ("Путешествие из Москвы в Петербург"). |
||
1. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, Издание гр. С. Д. Шереметева, т. VII: Допотопная или допожарная Москва. С. 88. – С.-Петербург, 1882.
2. Жерар Делабарт – французский пейзажист конца 18-го – начала 19 вв. В 1787 – 1810 годах работал в Петербурге и Москве, где выполнил ряд акварелей и гравюр в жанре классического городского пейзажа. В 1799 году – в год рождения Пушкина – была издана серия гравированных видов Москвы, исполненных по оригиналам французского художника Жерара Делабарта. 3. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений, Издание гр. С. Д. Шереметева, т. VIII: Старая записная книжка. С. 468. – С.-Петербург, 1883. |
||