"Слово о полку Игореве" и литература
Ярославна
"Слово о полку Игореве" – начало всех начал русской литературы, а Ярославна – первая женщина-героиня в русской литературе и русской культуре: с неё начинается тема женской доли. На заре русского искусства появился образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. Героический характер русской женщины определён с самого начала. Вот почему образ Ярославны всегда привлекал внимание русских поэтов. Героические черты русской женщины, столь явно ощутимые в Ярославне, мы увидим и в Татьяне, и в Катерине, и в некрасовских женщинах, и в обобщённом образе России у Блока. О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание... |
|
Арсений Тарковский
Тебе не наскучило каждому сниться,
Кто с князем твоим горевал на войне.
О чём же ты плачешь, княгиня зегзица,
О чём ты поёшь на кремлёвской стене?
Твой Игорь не умер в плену от печали,
Погоне назло доконал он коня,
А как мы рубились на тёмной Каяле,
Твой князь на Каяле оставил меня.
И впору бы мне тетивой удавиться,
У каменной бабы воды попросить.
О том ли в Путивле кукуешь, родная,
Что некому раны мои остудить?
Так долго я спал, что по русские очи
С калёным железом пришла татарва,
А смерть твоего кукованья короче,
От крови моей почернела трава.
Спасибо тебе, что стонала и пела.
Я ветром иду по горячей золе,
А ты разнеси моё смертное тело
На сизом крыле на родимой земле. |
|
Владимир Соколов
Любовь
Утешь меня. Скажи мне: всё неправда.
И я поверю. Я хочу поверить.
Я
должен
верить
через не могу.
На отдалённом синем берегу
Моей реки, зовущейся Непрядва,
На камушке сидишь ты. Злая челядь –
На противоположном берегу.
Утешь меня. Скажи мне: всё, что было,
Случайность, наважденье, не закон.
И я влюблённо, а не через силу
Тебе отвечу русским языком.
Утешь меня. Чтоб впредь не попрекали.
Ведь я силён. Ещё сильней – со зла.
...И я погибну на реке Каяле,
Чтоб ты, как Русь, как девочка жила. |
|
О Ярославне вспоминают в самые важные моменты жизни, когда приходит испытание огнём, например. Именно тогда пишет одно из самых сильных своих стихотворений поэт Арсений Тарковский. Идёт война, большая и злая война. И тогда появляются эти строки. В этом стихотворении интересна позиция лирического героя. Он – один из соратников Игоря, один из тех, кого "оставил" князь на реке Каяле. Но сила любви и сострадания Ярославны так велика, что и этот безымянный ратник будет бессмертен на русской земле в её плаче и горе. |
|
К Ярославне обращаются и тогда, когда приходит испытание любовью. Стихотворение Владимира Соколова так и называется "Любовь". Это русская любовь. Недаром поэт говорит о любви на "русском языке". Ибо русские в любви ищут прежде всего доброту, милосердие, всепонимание. Герой стихотворения боится гибели любви не потому, что одной любовью станет меньше, а потому, что он "силён, ещё сильней со зла": он боится стать злым. И эта традиция идёт от "Слова о полку Игореве". |
|
Плач Ярославны – это лирическая тема "Слова о полку Игореве". Ярославна – женщина, жена воина, ушедшего в поход и не подающего о себе вестей. Ее страдания, ее тоска понятны людям любой эпохи. Достаточно представить одинокую женскую фигурку на крепостной стене, всматривающуюся в даль, и сердце сожмется от жалости.
Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И Ярославна в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Она обращается к Ветру, к Солнцу, к Днепру. Ветер Ярославна упрекает в том, что он метал вражьи стрелы на полки Игоря, ведь в дни битвы несся ураган с моря, то есть с половецкой стороны. К Днепру Ярославна обращается потому, что он силен и могуч – "каменные горы в землях половецких ты пробил", был верным союзником Святослава в его походе против половцев. Ярославна хочет верить, что великая река поделится силой с попавшим в беду Игорем. К Солнцу Ярославна обращается со словами упрека. Солнце всем дарит свет и тепло, но его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска. |
По книге: Грачева И.С. Уроки русской литературы: Методическое пособие. - СПб.: "Велень", 1994. - с. 197-229. |
на главную страницу сайта
|