Уроки 22-29. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне". Пролог к поэме «Руслан и Людмила». "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Уроки литературы в 5 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 5 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
А.С.Пушкин. Основные даты
жизни и творчества
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра
Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Портреты Пушкина
Царскосельский Лицей
Друзья и современники А.С.Пушкина
И.И.Пущин. Записки о Пушкине
Пущин Иван Иванович. Художник Ф.Берне, 1817 г.
И.Е.Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года
Лирика А.С.Пушкина (уроки литературы в 6 классе)

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
(1799 – 1837)

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 22-29



Урок 22. А.С.Пушкин. "Няне"
Урок 23. А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."
Урок 24. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": события и герои
Урок 25. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев
Урок 26. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки
Урок 27. А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" (урок развития речи)
Уроки 28-29. Уроки текущего контроля
Урок 30. А.С.Пушкин. Сказки. Урок внеклассного чтения

УРОК 22
А. С. ПУШКИН.
«НЯНЕ»


Основное содержание урока:
Рассказ о детских годах жизни А. С. Пушкина.
Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании

Основные виды деятельности:
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина.
Восприятие и выразительное чтение (в том числе наизусть) стихов о няне Пушкина. Устное словесное рисование портрета няни. Обсуждение произведений изобразительного искусства, созвучных стихотворению. Чтение и комментирование статьи «Лирическое послание» из словаря литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление в стихотворении черт лирического послания.
Самостоятельная работа. Подготовка устного рассказа о поэте и выразительного чтения наизусть стихотворения «Няне». Создание иллюстраций к стихотворению

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ учителя о детских годах жизни А. С. Пушкина

Рассказ учителя о рождении, семье и детских годах жизни Пушкина.
Возможен показ сделанной учителем презентации с изображениями юного Пушкина из серии рисунков Нади Рушевой и других портретов поэта.
Возможно использование электронных учебных материалов диска «Пушкин в зеркале двух столетий»

II. Чтение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин».

Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий:
напыщенность, гусиное перо, Елохово, Мольер.

Составление плана статьи учебника:
Дата и место рождения Пушкина.
Атмосфера высокой культуры в семье будущего поэта.
Поэтическое окружение.
«Страсть к поэзии».
Интерес к устному народному творчеству как основа будущих сказок.

III. Обобщение знаний о сказках Пушкина:

Какие сказки Пушкина вы читали?

Перескажите кратко их сюжеты или понравившиеся эпизоды.

Назовите героев сказок Пушкина. Дайте им краткую характеристику.

IV. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Знакомство с разделом учебника «Литературные места России».

Чтение сведений учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...» о селе Захарове, принадлежащем бабушке поэта.

VI. Рассказ учителя о няне поэта Арине Родионовне.
Возможен показ слайдов презентации с изображениями няни, её домика в Михайловском.

Концерт-миниатюра: выразительное чтение стихов о няне Пушкина.

VII. Анализ стихотворения «Няне». См. стихотворение А.С.Пушкина "Няне" ниже.

Выразительное чтение учителем стихотворения «Няне».

Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Няне»).

Устное словесное рисование. Создание словесного портрета няни Пушкина с использованием текста стихотворения «Няне».

Обсуждение произведений изобразительного искусства, созвучных стихотворению, например картины Н. Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина)».



VIII. Понятие о лирическом послании

Чтение и комментирование статьи «Лирическое послание» из словаря литературоведческих терминов.

Выявление в стихотворении черт лирического послания.

Подбор примеров из стихотворения к положениям статьи.

XI. Домашнее задание

Подготовить рассказ о поэте: выполнить задание 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворения «Няне».

Индивидуальные задания.

Выполнить «Творческое задание» в учебнике (после стихотворения «Няне»).

Создать иллюстрацию к стихотворению «Няне».

Подобрать иллюстрации к прологу «У лукоморья дуб зелёный...» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

УРОК 23
А. С. ПУШКИН. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ...»


Основное содержание урока:
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Пролог как элемент композиции литературного произведения. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение пролога (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Обсуждение понятия пролог с использованием словаря литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений изобразительного искусства и музыки, созвучных прологу. Устное иллюстрирование пролога.
Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ учителя об истории создания поэмы «Руслан и Людмила», её оценке Жуковским.

Краткое сообщение о сюжете и композиции поэмы «Руслан и Людмила».

Объяснение понятия пролог с использованием словаря литературоведческих терминов.

II. Чтение учителем пролога к поэме «Руслан и Людмила». См. текст ниже.

Комментирование незнакомых слов и выражений:
лукоморье, неведомый, видение, витязь, чредой, брег, дядька, мимоходом, пленять, темница, тужить, бурый, ступа, чахнуть, пить мёд.

III. Обсуждение содержания пролога:

Какие русские сказки напомнил вам пролог? Назовите их.

Каких героев народных сказок вы обнаружили в прологе к поэме?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после пролога).

IV. Обсуждение произведений изобразительного искусства, созвучных прологу.

V. Обучение выразительному чтению пролога:

Cоставление партитуры чтения (расстановка логических ударений, логических и ритмических пауз, интонационных повышений и понижений голоса).

Чтение пролога по частям с учётом партитурной разметки.

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Прослушивание звукозаписи чтения пролога.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к прологу «У лукоморья...»).

VI. Прослушивание увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» с использованием ресурсов Интернета.

Какие сказочные сюжеты открылись вам в музыке?

Какие чувства она вызывает?

Каких героев вы представляете в музыкальных образах?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение пролога наизусть и выполнить задание 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрацию к прологу «У лукоморья...».

Подобрать иллюстрации разных художников к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», используя книжную графику и ресурсы Интернета.



УРОК 24
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»:
СОБЫТИЯ И ГЕРОИ

Основное содержание урока:

События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть), пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев. Чтение и обсуждение статьи «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Обсуждение произведений книжной графики к сказке Пушкина.
Практическая работа. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Создание собственных иллюстраций, подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение сказки по частям с элементами беседы и комментированием незнакомых слов и выражений:
инда, Сочельник, восхищенья не снесла, молодица, ломлива, перст, подбочась, девичник, тягаться, сенная девушка, молва, подворье, подбираясь, горница, под святыми, полати, выдь, названый, светлица, потешить, сорочин, спешить, рогатка, положить, черница, под образа, с молодецкого разбоя, на стороже, учинить.

Составление плана сказки (выделение событийной основы):

1. Чтение сказки с начала до слов «...И к обедне умерла».

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Пункт плана: «Рождение царевны, смерть царицы».

2. Чтение сказки со слов «Долго царь был неутешен...» до слов «...Гордо в зеркальце глядясь».

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему в облике новой царицы внешняя красота не сочеталась с внутренним миром?

Пункт плана: «Волшебное зеркальце».

3. Чтение сказки со слов «Но царевна молодая...» до слов «...За невестой молодой».

Ответы на вопросы 7—8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Пункт плана: «Смертный приговор и чудесное избавление царевны».

4. Чтение сказки со слов «Но невеста молодая...» до слов «...Стали жить да поживать».

Как вела себя царевна в доме у семи богатырей? Почему они её полюбили?

Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Пункт плана: «У семи богатырей».

5. Чтение сказки со слов «Между тем царица злая...» до слов «...Всех румяней и белее».

Почему царевна не послушала доброго пса и взяла яблоко?

Почему богатыри не похоронили царевну, а поместили в хрустальный гроб?

Пункт плана: «Отравленное яблоко».

6. Чтение сказки со слов «За невестою своей...» до конца.

Ответ на вопрос 10 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Почему силы природы помогали Елисею?

Почему его приход в пещеру оживил мёртвую царевну?

Какие силы воскресили её от смертельного сна?

Пункт плана: «Поиски невесты и счастливый конец».

Устное рецензирование выразительного чтения пятиклассников при чтении каждой части сказки.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста сказки).

II. Составление устных характеристик главных героев (в группах):

Г р у п п а 1.
Царица-мачеха.


Как выглядела царица-мачеха?

Какие отрицательные черты были ей присущи? Почему она так часто обращалась к своему волшебному зеркальцу?

Почему зеркало не хотело замечать её внешней красоты?

Почему царице-мачехе было так важно подтверждение своей красоты?

Что, по-вашему, важнее в человеке: его внешняя красота или душевные качества?

Г р у п п а 2.
Царевна.


Как выглядела царевна?

Какие привлекательные душевные качества проявились в ней, когда она жила у семи богатырей?

Почему они жили мирно и дружно?

Выполните задание 11 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Охарактеризуйте царевну в сценах двух встреч с Чернавкой.

Г р у п п а 3.
Королевич Елисей.


Почему Елисей отправился на поиски невесты?

Какие слова подтверждают, что они любили друг друга?
(«За красавицей душой...», «Мне всех милей / королевич Елисей»).

Почему в поисках царевны Елисей был вынужден обратиться к солнцу, ветру и месяцу?

Каким тоном разговаривал Елисей с силами природы? Почему?

Что чувствовали Елисей и царевна в момент её пробуждения от смертельного сна?

Г р у п п а 4.
Семь богатырей.


Как выглядели семь богатырей?

Как они обращались к царевне? Прочитайте эти цитаты.

Чем они обычно занимались? Как это их характеризует?

Как они восприняли отказ царевны стать женой одного из них?

Что они сделали после смерти царевны?

II. Аналитическая беседа. Фольклорная основа сказки

Какие события сказки Пушкина сближают её с народными сказками?

Кто из героев сказки Пушкина похож на персонажей народных сказок? Что у них общего?

Какие сказочные формулы народных сказок Пушкин использовал в своём повествовании?
(Зачин, концовка, троекратные повторения, постоянные эпитеты, фантастические элементы, счастливый финал и др.)

III. Чтение статьи «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Ответы на вопросы практикума (по выбору учителя).

IV. Иллюстраторы сказки.
Предъявление иллюстраций к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
, найденных в книжной графике и в Интернете.

Обсуждение произведений книжной графики.

Каким художникам-графикам принадлежат эти иллюстрации?

Чем они различаются?

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Домашнее задание

Выразительно читать наизусть отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Выполнить задание из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» (после сказки Пушкина) и обосновать своё мнение.

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрацию к сказке Пушкина и подготовиться к её защите.

УРОК 25
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока:
Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различия главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Составление таблицы «Система образов сказки». Составление плана сравнительной характеристики героев (по группам). Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актёрского чтения фрагментов сказки (см. фонохрестоматию).
Самостоятельная работа. Сопоставление сказки Пушкина с народными сказками о спящей царевне. Сопоставление сказки и анимационного фильма.
Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики двух героев сказки. Написание отзыва на анимационный фильм по сказке Пушкина.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Составление таблицы «Система образов сказки»:

Запишите в 2 столбика главных и второстепенных героев сказки.


ТАБЛИЦА
«Система образов сказки»
Главные герои сказки
Второстепенные герои сказки
Царица-мачеха
Царевна
Королевич Елисей
Семь богатырей
Царь
Царица
Чернавка
Рассказчик
Пёс Соколко
Солнце
Месяц
Ветер

Какие из героев сказки являются олицетворением добрых сил, а какие несут зло?

Каких героев в сказке больше? Как вы думаете, почему?

Только ли царица является олицетворением злых сил?

Можно ли считать воплощением злых сил Чернавку?

С какими врагами сражались семь богатырей?

Как реагировали люди на вопросы королевича Елисея о том, где его невеста?

Почему ему помогли только солнце, ветер и месяц?

II. Обучение сравнительной характеристике главных героев сказки (в группах):

Общность и различия главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри


Г р у п п а 1.
Царица-мачеха и падчерица.


Что общего у царицы-мачехи и её падчерицы царевны?
(Красота, ум, молодость, богатство.)

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царицы-мачехи и её падчерицы царевны?"
Внешность и черты характера
Царица-мачеха
Царевна
Красота
«Высока, стройна, бела...». «Всех милее / Всех румяней и белее...»
«Поднялась — и расцвела, / Белолица, черноброва...». «К алым губкам поднесла...»; «Белы руки опустила...»
Ум, сообразительность
«И умом, и всем взяла...»
«Видит девица, что тут / Люди добрые живут; / Знать, не будет ей обидно!..»
Молодость
«...Молодица / Уж и впрямь была царица»
«Царевна молодая»
Богатство
«Ей в приданое дано / Было зеркальце одно». Но она царица, молодая жена царя, поэтому богата
«И приданое готово: / Семь торговых городов / Да сто сорок теремов»

Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика
Царица-мачеха
Царевна
Черты характера
Отличалась отрицательными чертами характера: «Горда, ломлива, / Своенравна и ревнива...»; «Чёрной зависти полна...», «Долго дулась и сердилась...»
Обладала только положительными чертами характера: «Нраву кроткого такого...»
Поведение, поступки
Эгоизм, любит только себя:
«С ним одним [с зеркалом] она была / Добродушна, весела, / С ним приветливо шутила...». «И царица хохотать, / И плечами пожимать, / И подмигивать глазами, / И прищёлкивать перстами, / И вертеться, подбочась, / Гордо в зеркальце глядясь».
Не любит трудиться:
«Вот царица, наряжаясь...»; «Дома в ту пору без дела / Злая мачеха сидела...».
Не терпит возражений даже от любимого зеркала:
«Как царица отпрыгнёт, / Да как ручку замахнёт, / Да по зеркальцу как хлопнет, / Каблучком-то как притопнет!»; «Бросив зеркальце под лавку...»;
Властна, груба со слугами:
«Ей рогаткой угрожая...»
Незаметна, тиха, ни с кем не ссорится:
«Тихомолком расцветая...».
Любит трудиться:
«Всё порядком убрала, / Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку...»; «А хозяюшкой она / В терему меж тем одна / Приберёт и приготовит...». «Пряла, сидя под окном...»; «Не скучно ей / У семи богатырей...».
Уважительно относится к людям, ведёт себя скромно, но с достоинством:
«Честь хозяям отдала, / В пояс низко поклонилась; / Закрасневшись, извинилась, что-де в гости к ним зашла, / Хоть звана и не была...». «От зелёного вина / Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, / Да кусочек прикусила...»
Речь
Грубые слова, резкие интонации, приказы:
«Ах ты, мерзкое стекло! / Это врёшь ты мне назло. / Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою... / Вишь какая подросла!..». «Как ты смела / Обмануть меня? и в чём?»
Умеет вежливо просить, уговаривать:
«Жизнь моя! / В чём, скажи, виновна я? / Не губи меня, девица! / А как буду я царица, я пожалую тебя...».
Не гордится, не возвышается над людьми:
«Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные...»
Авторские оценки
Баба гневная, царица злая, злая мачеха и др.
Моя душа

Г р у п п а 2.
Царевна и Елисей.

Что общего у царевны и королевича Елисея?
(Молодость, любовь, верность, красивая и ласковая речь.)

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царевны и королевича Елисея?"
Характеристика
Царевна
Елисей
Молодость
«Царевна молодая...», «За красавицей душой, / За невестой молодой...», «Невеста молодая...»
«И жених сыскался ей...»
Любовь
«Мне всех милей / Королевич Елисей...»; «И зарыдали оба...»
«Он горько плачет...», «Королевич зарыдал...»; «На прекрасную невесту / Посмотреть ещё хоть раз...»; «В руки он её берёт / И на свет из тьмы несёт...»
Верность
«Но другому я навечно / Отдана...»
«И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой...»
Красивая, выразительная речь
«Вмиг по речи те спознали, / Что царевну принимали...»; «Что, Соколко, что с тобою?..»
«Свет наш солнышко!..»; «Месяц, месяц, мой дружок, / Позолоченный рожок!», «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, / В путь пускаются обратно...»

Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика
Царевна
Елисей
Черты характера
Робость, застенчивость:
«...До смерти испугалась / И взмолилась...»
Смелость, настойчивость:
«Помолясь усердно Богу, / Отправляется в дорогу...»; «За ним с мольбой погнался...»; «Не унывая, / К ветру кинулся, взывая...»

Г р у п п а 3.
Царевна и богатыри.

Что общего у царевны и семи богатырей?
(Стремление к чистоте, порядку; уважение друг к другу, взаимопонимание; честность в отношениях; вежливая, красивая речь.)
Свой ответ подтвердите цитатами

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у царевны и семи богатырей?"
Характеристика
Царевна
Семь богатырей
Стремление к чистоте, порядку
«Всё порядком убрала...»
«Всё так чисто и красиво. / Кто-то терем прибирал / Да хозяев поджидал...»
Уважение друг к другу, взаимопонимание, дружба
«В пояс низко поклонилась, / Закрасневшись, извинилась...»; «Им она не прекословит...»
«Усадили в уголок, / Подносили пирожок...»; «Не перечат ей они...»; «Братья милую девицу / Полюбили...»; «Братья в горести душевной / Все поникли головой...»
Честность в отношениях
«Коли лгу, пусть Бог велит / Не сойти живой мне с места. Как / мне быть? ведь я невеста...»
«С нами честно подружися...», «Будь нам милая сестрица...»; «Одному женою будь, / Прочим ласковой сестрою...»; «Женихи ей поклонились, / Потихоньку удалились...»
Вежливая, красивая речь
«Для меня вы все равны / Все удалы, все умны / Всех я вас люблю сердечно...»
«Спрос не грех. Прости ты нас...»; «Нами ты была любима / И для милого хранима...»
Черты характера
Умеет понимать и прощать: «Я не сержуся, — / тихо молвила она: / — И отказ мой не вина...»
Не выяснив причин, испытывают чувство обиды от отказа: «Аль отказываешь нам? / Аль товар не по купцам?»

Г р у п п а 4.
Елисей и богатыри.


Что общего у королевича Елисея и семи богатырей?
(Смелость, находчивость, честность, любовь к царевне.)
Ответ подтвердите цитатами.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Что общего у королевича Елисея и семи богатырей?"
Характеристика
Елисей
Богатыри
Смелость
«Он отправился в дорогу / За красавицей душой...»; «За невестою своей / Королевич Елисей / Между тем по свету скачет...»; «К красну солнцу наконец / Обратился молодец...»; «К ветру кинулся...»
«Братья дружною толпою / Выезжают погулять, / Серых уток пострелять, / Руку правую потешить, / Сорочина в поле спешить, / Иль башку с широких плеч / У татарина отсечь, / Или вытравить из леса / Пятигорского черкеса...»
Честность
«И пошёл к пустому месту, / На прекрасную невесту / Посмотреть ещё хоть раз...»
«Помири нас как-нибудь: / Одному женою будь...»
Любовь к царевне
«И о гроб невесты милой / Он ударился всей силой...», «И с невестою своей / Обвенчался Елисей...»
«Тебя / Все мы любим...»


Что у них различного? Подтвердите свои мысли цитатами.

Характеристика
Елисей
Богатыри
Черты характера
Повышенная эмоциональность, внешнее проявление чувств: «Зарыдал», «Горько плачет», «Взывая», «Помолясь». Экспрессивные обращения к силам природы: «Свет наш...», «Мой дружок...», «Ты могуч...»
Внутренняя стойкость, выдержка, умение скрывать свои чувства: «Братья молча постояли / Да в затылке почесали...»; «Женихи ей поклонились, / Потихоньку удалились...»; «Братья в горести душевной / Все поникли головой...»

III. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки из фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 2—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

IV. Прослушивание подобранных учителем фрагментов из музыкальных интерпретаций сказок Пушкина.

Ответы на вопросы 2—4 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Домашнее задание

Составить план и письменную сравнительную характеристику двух героев (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Прочитать немецкую народную сказку «Шиповничек» (сайт "Литература"), французскую народную сказку «Спящая красавица» (в обработке Ш. Перро), сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Подумать, чем они напоминают пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказку Жуковского «Спящая царевна» (сайт "Литература").

Индивидуальное задание.

Найти и посмотреть один из анимационных фильмов по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Написать на него краткий отзыв.

УРОК 26
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»:
ИСТОКИ СЮЖЕТА, ПОЭТИКА СКАЗКИ


Основное содержание урока.
Истоки рождения сюжета сказки (сопоставление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна», сказками разных народов, «бродячие сюжеты»). Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность в сказке Пушкина: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Основные виды деятельности учащихся.
Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок разных народов (по группам). Различные виды пересказов. Составление плана сопоставительного анализа и рассказ о сказках по плану. Составление таблицы «Сходство и различие народных и литературных сказок». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение народных представлений о морали и нравственности.
Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Защита отзыва на анимационный фильм «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.
Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия с т и х и, п р о з а, р и т м, р и ф м а, с п о с о б ы  р и ф м о в к и.
Самостоятельная работа. Подбор различных видов рифмовок в стихотворениях, прочитанных самостоятельно.
П р о е к т ы. Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» или создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике». Истоки рождения сюжета сказки (сопоставление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна», сказками разных народов, «бродячие сюжеты»). Сходство и различие литературной и народной сказки

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Сопоставительный анализ сказок

План сопоставительного анализа
«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» и других сказок с близким сюжетом (в группах):

1. Название сказки.
2. Её автор (или какой народ её создал).
3. Главные герои.
4. Общность со сказкой Пушкина.
5. Отличие от сказки Пушкина.
6. Выводы.

Г р у п п а 1.
Сказка «Шиповничек».
(см. на сайте "Литература")

Обсуждение иллюстраций к сказке. (См. Иллюстрации Г. Доре к сказке Ш. Перро «Спящая красавица» на сайте "Литература")

Г р у п п а 2.
Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».


Обсуждение фрагмента из одноимённого анимационного фильма.

Г р у п п а 3.
Сказка Ш. Перро «Спящая красавица».


Прослушивание и обсуждение фрагмента из одноимённого балета П. И. Чайковского.

Г р у п п а 4.
Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна».


II. Ответы на вопрос 3 из раздела «Размышляем о прочитанном»

III. Выполнение задания 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

IV. Работа со словарём литературоведческих терминов:

Комментирование словарных статей «Бродячие сюжеты», «Сказка».

Выявление сходства и различия народных и литературных сказок (составление таблицы).


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"Сходство и различие народных и литературных сказок"
Народная сказка
Литературная сказка
СХОДСТВО
Повествование о вымышленных событиях.
Противостояние добра и зла.
Деление героев на положительных и отрицательных.
Положительные герои — воплощение народных представлений о добре, справедливости, истинной красоте; отрицательные герои — воплощение тёмных сил, враждебных человеку.
Наличие троекратных повторений, поэтических формул, постоянных эпитетов, присказок.
Присутствие в сказках волшебных помощников (животных и предметов).
Наличие фантастических элементов (в волшебной сказке).
Народная сказка
Литературная сказка
РАЗЛИЧИЕ
Прозаическое повествование
Повествование может быть и поэтическим
Создаётся обязательно в устной форме
Создаётся в письменной (литературной) форме
Отсутствие конкретного автора
Автор всегда известен
Может иметь несколько вариантов
До публикации не существует в устной форме и не имеет вариантов
Имеет оригинальный фольклорный сюжет
Может быть переложением фольклорного сюжета или иметь оригинальный сюжет, придуманный автором
Наличие обязательных композиционных элементов: зачина, присказок, концовки
Может не иметь традиционного зачина, например: «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мёртвой царевне...»

V. Обобщающая беседа:

Как отразились в сказке Пушкина народные представления о добре и зле?

Какие поступки героев говорят об их высоких моральных качествах, а какие противоречат народным идеалам добра и справедливости?

В каких образах сказки и как Пушкин провозглашает народные взгляды о красоте внешней и внутренней?

Докажите, что в сказке Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло.

Какие качества отрицательных героев сказки Пушкина с народной точки зрения достойны осуждения?

Какие душевные качества народа отразились в образах положительных героев сказки Пушкина?

Докажите, что положительные герои сказки являются гармоничными образами (т. е. у них нет противоречивых черт характера).

VI. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки

План работы со статьями учебника «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь»:

1. Чтение статьи «Рифма. Способы рифмовки».
2. Комментирование термина рифма.
3. Поиск рифмующихся строк в прологе к «Руслану и Людмиле»:
  •Как располагаются рифмующиеся строки в первой строфе пролога?
(абаб.)
  •Как располагаются рифмующиеся строки в четверостишии, которое начинается со слов «В темнице там царевна тужит...»?
(аабб.)
  •Как располагаются рифмующиеся строки в последней строфе пролога?
(абба.)
4. Комментирование понятий перекрёстная рифмовка, парная рифмовка, опоясывающая рифмовка.
5. Подбор примеров различных рифмовок из стихотворных текстов, выученных наизусть или предложенных учителем.
6. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».
7. Комментирование термина ритм.

VII. Выполнение задания 12 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» после «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Анализ различных ритмических рисунков в описании царицы-мачехи и царевны из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Как ритм подчёркивает характеры героинь?

Что такое стихотворная речь, прозаическая речь?

В чём различие стихотворной и прозаической речи?

VIII. Обобщающая беседа:

Выполнение заданий и ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь»).

IX. Просмотр фрагментов анимационного фильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Отчёт о выполнении индивидуального задания — чтение и защита своего отзыва на анимационный фильм.

Домашнее задание

Найти различные виды рифмовок в стихотворениях, прочитанных самостоятельно.

Групповое задание.

Под руководством учителя и с помощью родителей подобрать текстовые и наглядные материалы для коллективного учебного проекта на тему «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» или «Герои народных и литературных сказок в иллюстрациях».(См. статью: Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира. Сайт "Литература")

Индивидуальное задание.

Выполнить «Творческое задание» из учебника (перед статьёй «О сказках Пушкина»).

УРОК 27
А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ».

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основное содержание урока.
Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение, обсуждение и обучение записи основных положений статьи учебника «О сказках Пушкина». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подготовка к устным и письменным ответам на проблемные вопросы: составление плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме (по группам).
Контрольная работа: домашний письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1. В чём превосходство царевны над царицей?
2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. В чём общность и различие «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Чтение, обсуждение и обучение записи основных положений статьи учебника «О сказках Пушкина», например:

1. Лёгкость и немногословность пушкинских строк показывают скупость поэта на слова и щедрость в проявлении чувств.
2. Скромное, сдержанное и глубокое выражение чувств и переживаний в стихах Пушкина сближает их с фольклором, с народными песнями.
3. Слова в сказках Пушкина простые; в них нет преувеличения и напыщенности.
4. Пушкинский стих умеет передавать ритм движения, борьбы, труда.
5. Стихотворный ритм в сказках Пушкина выделяет каждое слово, делая его точным и метким, свободным и причудливым, отзывающимся на юмор и пафос каждой строфы.
6. За весёлой свободой пушкинской сказки кроется глубокая мораль.
7. Сказки Пушкина — эталон поэтического совершенства.

II. Обобщающая беседа:

Выполнение заданий из раздела учебника «Проверьте себя» (после статьи «О сказках Пушкина»).

Комментирование слов и понятий: сюжет стихотворения, напыщенность, пафос, основная идея, мораль, эталон.

Подбор примеров из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», иллюстрирующих положения статьи «О сказках Пушкина».

III. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

Обучение устным и письменным ответам на проблемные вопросы: составление плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме (в группах).
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
"План письменного высказывания"
Проблемный вопрос
Вопросы и задания для составления плана ответа
на проблемный вопрос
Цитаты из сказок
Группа 1.
В чём превосходство царевны над царицей? (Минимальный уровень сложности)
— Как выглядели царевна и царица?
— Каковы их душевные качества?
— Как они относились к труду и развлечениям?
— Как в их внешности и поступках проявился народный взгляд на внешнюю и внутреннюю красоту?
— Охарактеризуйте речь каждой героини.
— Как ведёт себя царица с Чернавкой, а царевна — с богатырями?
— Почему царевна пользовалась всеобщей любовью, а царицу недолюбливали и боялись?
— Какие народные представления о нравственности и морали отразились в образах царицы-мачехи и царевны? Символами каких нравственных качеств они являются?
При выборе ключевых цитат можно использовать таблицы, помещённые в уроке 25 (работа может быть продолжена дома)
Группа 2.
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? (Средний уровень сложности)
— Почему королевич Елисей отправляется искать невесту?
— Какими физическими и душевными качествами он обладал?
— Почему люди не захотели помочь Елисею и он обратился за помощью к силам природы?
— Почему он не прекратил своих поисков?
— Кто помогал Елисею найти царевну?
— Без каких качеств характера он не смог бы справиться со своей задачей?
— В чём причина победы Елисея в его походе: в могуществе сил природы или в нём самом?
— Что помогло ему найти царевну
  
Группа 3.
В чём сходство и различие «Спящей царевны» Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина? (Высокий уровень сложности)
— Какое соревнование устроили Пушкин и Жуковский в Царском Селе?

— Чем похожи сказки Пушкина и Жуковского?
Главные героини — царевны, которые становятся жертвами злых сил.
Обе царевны не умерли, а погрузились в долгий волшебный сон.
Обеих царевен пробудили от сна смелые и прекрасные рыцари.
Обе сказки имеют счастливый конец.
  

— Чем отличаются сказки Пушкина и Жуковского?
Спящая царевна»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Родители очень любят царевну
Царевну решила убить злая мачеха
Царевна заколдована злой волшебницей, не приглашённой на бал
Царевну отправили на съедение волкам, но умерла она от отравленного яблока
Пророчество сбылось, несмотря на предосторожности
В первый раз царевна спасается от гибели, а во второй раз погибает из-за своей доверчивости
Царевна засыпает в своём дворце
Царевна проходит испытания вне дома, живёт у семи богатырей
Королевич не борется с трудностями; ему помогает старичок
Королевич встречает препятствия, ему помогают волшебные помощники, силы природы
Королевич будит царевну поцелуем
Королевич разбивает хрустальный гроб
Победить злые силы помогает добрая фея
Победить злые силы помогли любовь и упорство
Злая колдунья вершит зло один раз и исчезает
Мачеха вершит зло несколько раз и умирает от зависти
Главная героиня — жертва волшебства, она не умеет трудиться и бороться
Главная героиня — жертва козней других людей, она умеет трудиться и ладить с людьми
Сказка Жуковского больше похожа на европейские сказки, она повторяет фольклорный сюжет Европы, в ней больше волшебства и фантастики
Сказка Пушкина больше похожа на русские народные сказки, но полностью не повторяет ни одного русского сюжета, её герои более решительны, способны к деятельности, в ней меньше фантастики

Таблица может включать в себя и другие примеры и сопоставления.

IV. Обсуждение вопросов и составление плана домашнего письменного высказывания.

V. Устный ответ на проблемный вопрос с использованием цитат из сказок.

Консультация по составлению учебного проекта «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» или «Герои народных и литературных сказок в иллюстрациях. (См. статью: Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира. Сайт "Литература")

Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся).

Подготовиться к контрольной работе-тестированию.

Групповое задание.

Подобрать материалы для электронного альбома-викторины «События и герои сказок Пушкина в книжной графике».

УРОКИ 28-29
УРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


Основное содержание урока.
Консультации учителя по созданию электронного альбома-викторины «События и герои сказок Пушкина в книжной графике» и подготовке проекта к защите. Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

Основные виды деятельности учащихся.
Тестирование. Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на вопрос по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана.
Самостоятельная работа. Чтение 2—3 сказок Пушкина. Подготовка к конкурсу на выразительное чтение фрагментов сказок (чтение по ролям или инсценирование) и защите коллективных учебных проектов.

I. Консультации учителя по созданию электронного альбома-викторины «События и герои сказок Пушкина в книжной графике» и подготовке проекта к защите

II. Консультация по подготовке учебного проекта к защите
(см. план защиты проекта, представленного в виде презентации, в уроке 11).

III. Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина организуется в форме тестирования с включением заданий для проверки уровня литературного развития пятиклассников и развёрнутых ответов на вопросы (5—10 предложений).
Рекомендуется взять не менее одного задания каждого типа. Выбор и количество заданий определяет учитель (задания можно дать дифференцированно по вариантам).

Задания для проверки знания содержания изученных произведений (по выбору)

1. Заполните ячейки таблицы:
ТАБЛИЦА
Заполните ячейки таблицы
Вопросы и задания
«Свинья под Дубом»
«Кубок»
«Няне»
Какими словами начинаются произведения?
  
  
  
Назовите авторов этих произведений
  
  
  
Назовите жанры этих произведений
  
  
  

2. Басни Крылова:

Вспомните и запишите мораль одной из басен Крылова.
С каким историческим событием связана басня «Волк на псарне»?
Какие человеческие пороки осуждаются в басне «Ворона и Лисица»?

3. «Спящая царевна» Жуковского:

Какой предмет стал причиной сна спящей царевны?
На сколько лет погрузился в сон королевский дворец?
Вспомните и запишите имена трёх обитателей королевского дворца из сказки «Спящая царевна», которые погрузились в сон (кроме царя, царицы и царевны).

4. Стихи и сказки Пушкина:

Вспомните и запишите имена трёх сказочных героев из пролога к поэме «Руслан и Людмила».
Какие силы природы помогали королевичу Елисею?
Куда отнесли семь богатырей гроб с мёртвой царевной?

Задания для проверки навыков письменной монологической речи (по выбору)

1. Описание:
Вспомните и опишите горницу, в которой жили семь богатырей. (Минимальный уровень сложности.)

2. Сочинение по картине:
Опишите одну из иллюстраций учебника к басням Крылова или сказкам Пушкина. (Средний уровень сложности.)

3. Характеристика героев (в том числе сопоставительная):
Сопоставьте царевен (или королевичей) из сказок Жуковского и Пушкина. (Высокий уровень сложности.)

4. Напишите краткий отзыв
о самостоятельно прочитанной басне Крылова (сказке Жуковского или Пушкина). (Высокий уровень сложности.)

Задания для проверки теоретико-литературных знаний (по выбору)

1. Чем отличается литературная сказка от народной и чем на нее похожа?
2. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
3. Что такое аллегория и как она используется в баснях?
4. Чем различаются стихотворение и баллада?

Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы по выбору)

1. Какие поступки литературных героев произведений Крылова, Жуковского и Пушкина вы считаете благородными, а какие — предательскими? Объясните свою точку зрения.
2. В каких произведениях Крылова, Жуковского и Пушкина герои были наказаны за свои отрицательные качества? В чём их непривлекательность?
3. Какие литературные герои произведений Крылова, Жуковского и Пушкина вызывают ваше восхищение, а какие — сочувствие? Объясните свою точку зрения.
4. Какие благородные поступки героев произведений Крылова, Жуковского и Пушкина вы особенно цените? Почему?

Домашнее задание

Прочитать самостоятельно 2—3 сказки Пушкина.

Подготовиться к конкурсу на выразительное чтение фрагментов сказок Пушкина (чтение по ролям или инсценирование).

Выполнить задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство» (после статьи «О сказках Пушкина»).

Групповое задание.

Подготовиться к защите коллективных учебных проектов.

Индивидуальные задания.

Подготовить вопросы для викторины по сказкам Пушкина.

Нарисовать собственные иллюстрации к сказкам Пушкина и подготовиться к их защите.

УРОК 30
А. С. ПУШКИН. СКАЗКИ.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Основное содержание урока:
Художественный мир пушкинских сказок, их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина.

Основные виды деятельности учащихся. Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Составление вопросов к сказкам. Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и т. п. (конкурс на лучшее знание сказок Пушкина, ответы на вопросы викторин, составленных учителем и учащимися, и викторины по сказкам Пушкина из практикума «Читаем, думаем, спорим...»). Обсуждение произведений книжной графики к сказкам. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказкам Пушкина. Показ и защита учебных проектов по сказкам Пушкина.
Практическая работа. Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина.
Самостоятельная работа. Чтение сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» и подбор материалов об истории её создания.

I. Художественный мир пушкинских сказок, их поэтичность и высокая нравственность.

К о н к у р с  1.
Выразительное чтение фрагментов самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть).

К о н к у р с  2.
Инсценирование фрагментов самостоятельно прочитанных сказок Пушкина.

Обобщающий вопрос.
В чём проявляется поэтичность и высокая нравственность пушкинских сказок?

II. Сюжеты и герои пушкинских сказок.

К о н к у р с  3.
Конкурс на лучшее знание сказок Пушкина
(ответы на вопросы викторин, составленных учителем и учащимися).
Возможно использование викторины по сказкам Пушкина из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

К о н к у р с  4.
Презентация и защита собственных иллюстраций к сказкам Пушкина.

Обобщающий вопрос.
Чем похожи сюжеты и герои сказок Пушкина на сюжеты и героев народных сказок и чем от них отличаются?

Почему Пушкин нигде полностью не заимствует фольклорные сюжеты?

III. Иллюстраторы сказок Пушкина.

К о н к у р с  5.

Показ и защита учебных проектов по сказкам Пушкина.

П р о е к т  1.
«Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» или «Герои народных и литературных сказок в иллюстрациях».

П р о е к т  2.
Электронный альбом-викторина «События и герои сказок Пушкина в книжной графике».

Обобщающий вопрос.
Каких иллюстраторов сказок Пушкина вы знаете?

Чем понравились их иллюстрации?

Домашнее задание

Прочитать сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Подготовиться к выразительному чтению и пересказу её фрагментов.

Следующие уроки: Уроки 31-32. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» >>>


1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)


НЯНЕ
А.С.ПУШКИН


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
10 На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе . . . . . . . . . .
конец сентября — октябрь 1826 г. (вернуться к уроку)


У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ...
А.С.ПУШКИН

(Из I части поэмы "Руслан и Людмила")

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
1820 (вернуться к уроку)

 
 



 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz