|
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
РОМАН "ДУБРОВСКИЙ"
Уроки литературы в 6 классе[1]
Уроки 15-25
|
|
Уроки 15-16. А.С.Пушкин. "Дубровский": Дубровский-старший и Троекуров
Уроки 17-18. Бунт крестьян
Уроки 19-20. История любви
Урок 21. Протест Владимира Дубровского
Уроки 22-23. Композиция романа
Уроки 24-25. Моё понимание романа Пушкина (урок развития речи 5 и урок контроля 2)
УРОКИ 15-16
А. С. ПУШКИН.
«ДУБРОВСКИЙ»: ДУБРОВСКИЙ-СТАРШИЙ И ТРОЕКУРОВ
Основное содержание урока:
История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы
Троекурова. Характеры помещиков.
Основные виды деятельности:
Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана. Чтение и пересказ справки об истории
создания романа «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по
ролям). Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устное
рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров
(см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием
цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устные высказывания по плану,
составленному учащимися. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций
учебника к роману «Дубровский».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. История создания романа
1. Сообщение ученика об истории создания романа «Дубровский» (на основе статьи из практикума «Читаем, думаем, спорим...» — см. текст ниже).
Дополнения учителя.
2. Чтение статьи учебника «О романе „Дубровский“» и составление её плана.
Образец плана:
В основе романа лежит реальный жизненный факт.
«Обыкновенность» Дубровского.
Истоки дружбы и вражды Троекурова и Дубровского.
Три жизненные роли Владимира Дубровского.
Маша Троекурова как жертва обстоятельств.
Причины крестьянского бунта.
3. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».
4. Лексический и историко-культурный комментарий к словам и выражениям (не считая выделенных в учебнике): приказчик,
навеселе, наливки, с повинной[2] и др.
Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные.
Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова
II. Беседа о первых впечатлениях о романе (см. раздел учебника «Размышляем о прочитанном»).
III. Выразительное чтение учителем и актёрское чтение начала романа (гл. I с начала до слов «...но мысли его вскоре приняли
другое направление»).
IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
V. Фронтальная беседа:
Ответы на вопросы 1—3 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Дайте характеристику Троекурову. Подтвердите свои мысли цитатами.
Как ведут себя его крепостные? Почему?
Ответ на вопрос 4 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
На какие качества характеров Троекурова и Андрея Дубровского указывает сцена ссоры на псарне?
В чём причина их ссоры?
Ответ на вопрос 5 к гл. I из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В чём проявилось властолюбие Троекурова и самолюбие Андрея Дубровского?
Какие детали говорят о внутреннем состоянии героев? Приведите примеры.
Дайте оценку иллюстрациям учебника к гл. I.
VI. Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным (гл. I).
Зачем Троекуров решил завладеть Кистенёвкой обманным путём? Как это его характеризует?
VII. Пересказ сцены решения суда (гл. II).
Ответы на вопросы 1—3 к гл. II из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Зачем автор показывает картину сумасшествия Дубровского в суде?
Характеры помещиков
VIII. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев:
Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. (Подбор цитат, характеризующих героев.)
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев |
Характеристика героев |
Дубровский |
Троекуров |
Внешность
|
|
|
Поступки |
|
|
Черты характера |
|
|
Речь
|
|
|
Зачем автор показывает нам конфликт двух помещиков?
На чьей стороне автор? Как вы догадались?
Что мы узнаём о Владимире Дубровском из гл. III?
IX. Ответы на вопросы 1—3 к гл. III из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
X. Выразительное чтение по ролям диалога Владимира Дубровского и кучера Антона.
О каких отношениях между крепостными и господами мы узнаём из этого диалога?
Какие элементы композиции использует автор в первых главах романа?
(Портреты, речевые характеристики, письма и др.)
С какой целью?
XI. Домашнее задание
Перечитать и подготовить пересказ гл. IV—VII романа «Дубровский».
Создать письменную сравнительную характеристику Троекурова и Дубровского-старшего.
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
УРОКИ 17-18
«ДУБРОВСКИЙ»: БУНТ КРЕСТЬЯН (Составление киносценария эпизода)
Основное содержание урока:
Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе.
Основные виды деятельности:
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием
цитирования). Составление плана анализа или киносценария эпизода «Пожар
в Кистенёвке». Устные высказывания по этому плану. Обсуждение видеофрагмента из фильма «Дубровский».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Причины и следствия бунта крестьян
I. Групповая работа:
Группа 1.
Пересказ гл. IV.
Что чувствовал Кирила Петрович, став хозяином Кистенёвки?
Используя словари, прокомментируйте название «Кистенёвка» (от слова «кистень»). Как его смысл может быть связан с дальнейшими
событиями романа?
Какими показаны в этой главе крестьяне Дубровского?
Группа 2.
Пересказ сцены похорон (гл. V).
Каково внутреннее состояние Дубровского на похоронах?
Что подчёркивает автор деталью «он не плакал и не молился»?
Определите роль осеннего пейзажа в описании состояния Дубровского со слов «Между тем Владимир...» до слов «...прямо к
воротам его дома».
Группа 3.
Чтение по ролям эпизода «Решение суда» со слов «приближаясь, увидел он множество народа...» до конца гл. V.
Как реагировали на решение суда кистенёвские крестьяне?
В чём конфликт их диалога с властями? На чьей стороне автор? Почему?
Оцените поведение Владимира Дубровского в этом эпизоде.
Группа 4.
Выразительное чтение эпизода «Прощание с родным домом» (с начала гл. VI до слов «Владимир узнал Архипа-кузнеца»).
Найдите в эпизоде слова, указывающие на тяжёлое положение Владимира и его внутреннее состояние.
(Смерть, нищета, печальный дом, страшные мысли, неприятно развлекали, с отвращением и др.)
Какое смысловое значение и эмоциональную окраску имеют эти слова?
Почему в описание состояния Владимира автор включает такие детали, как портрет матери и чтение её писем к отцу? Какие чувства
они вызывают у героя?
На какой антитезе построен эпизод?
II. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе
III. Практическая работа.
Описание кадров киносценария «Пожар в Кистенёвке» со слов «Владимир
отворил дверь...» до конца главы.
Алгоритм работы групп:
1. Определение границ киноэпизода (намечаются коллективно или определяются учителем).
2. Название киноэпизода.
3. Описание места действия.
4. Описание смены планов в кадре.
5. Звуки за кадром.
6. Словесное описание киноэпизода.
Групповая работа сопровождается заполнением таблицы.
ТАБЛИЦА
Кадры киносценария «Пожар в Кистенёвке» |
Название киноэпизода |
Границы киноэпизода |
Место действия |
Смена планов |
Звуки за кадром |
Группа 1.
Диалог с Архипом.
Вопрос: Почему, по мнению Дубровского, Архип «не дело затеял»? |
«Владимир отворил дверь...» — «Дубровский
пошёл далее...» |
В передней, около крыльца |
Средний план:
Владимир и Архип, сторожа.
Крупный план: топор, свеча, фонарь |
Звук шагов, треск свечи, храп приказных,
звук удара о чугунную доску, лай собак |
Группа 2.
Поджог.
Вопрос:
Почему Дубровский и его крестьяне решили сжечь дом? |
«Два человека приблизились...» —
«...и они выехали со двора...» |
Около крыльца |
Общий план: барский дом.
Средний план: фигуры людей.
Крупный план: поворот ключа, загорающаяся лучина |
Звук убегающих ног, треск загорающейся
лучины и сена, звук поворачивающегося ключа в замке, дыхание лошадей, скрип колёс |
Группа 3.
Приказные в огне.
Вопрос:
Почему Архип запер дверь? |
«Поднялся ветер...» —
«...из Покровского славно смотреть» |
Во дворе |
Общий план:
вид горящего дома, красный дым, падают осколки стёкол, кровля рухнула
|
Звук ветра, треск огня, вопли и
крики из дома, грохот рухнувшей кровли, крики ребятишек |
Группа 4.
Спасение кошки.
Вопрос:
Почему Архип осудил ребятишек и спас кошку? |
«В сию минуту новое явление...» — до конца |
На крыше пылающего сарая, в деревне |
Общий план:
крыша сарая.
Средний план: Архип лезет по лестнице.
Крупный план: кошка, руки Архипа |
Мяуканье кошки, смех ребятишек, треск огня, стук
лестницы о кровлю, скрип ступенек, крики, плач, причитания |
Какой сквозной мотив пронизывает все киноэпизоды?
(Мотив разгорающегося пламени: свеча — фонарь — лучина — сено вспыхнуло, пламя взвилось — пламя охватило весь дом, красный дым вился над
кровлею — искры полетели огненной метелью, изба загорелась — пожар свирепствовал — груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи.)
Отчёт каждой группы о своём исследовании (комментирование своих ячеек таблицы), включая описание каждой группой
своего киноэпизода, например:
Группа 1. Владимир идёт по тёмной передней со свечой в руке.
Слышны его тихие шаги. В углу притаился человек с топором. Блестящее лезвие топора. Изумлённые глаза Владимира. Разговор шёпотом. Сердитый голос Владимира,
его хмурое лицо. Архип зажигает фонарь, оба сходят с крыльца в открытую дверь, звук осторожных
шагов, громкий стук сторожей в чугунную доску, лай собак. Удаляющиеся шаги женщин-сторожей.
Группы 2—4 описывают свои киноэпизоды по этому образцу:
Какова роль эпизода «Пожар в Кистенёвке» в сюжете романа?
Как настроение эпизода отражено в иллюстрации художника Д. Шмаринова?
IV. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из фильма «Дубровский» (1936):
V. Краткий пересказ гл. VII.
Какие версии относительно причин пожара были выдвинуты местными жителями?
Почему разбойники не грабили усадьбу Троекурова?
И т о г о в ы й в о п р о с: что пережил Владимир Дубровский, прежде чем стал разбойником?
VI. Домашнее задание
Перечитать и подготовить пересказ гл. VIII—XII.
Подготовить письменный анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».
* Написать отзыв на видеофрагмент фильма по роману «Дубровский» (по выбору).[3]
Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к роману.
Выполнить задания из раздела «Литература и живопись» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
УРОКИ 19-20
«ДУБРОВСКИЙ»:
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Основное содержание урока:
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Основные виды деятельности:
Выразительное чтение фрагментов
романа (в том числе по ролям). Различные виды пересказа. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ различных форм
выражения авторской позиции по отношению к героям романа. Обсуждение
произведений книжной графики. Презентация и защита собственных иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
I. Групповая работа:
Группа 1.
Гл. VIII.
Как познакомилась Маша Троекурова с гувернёром-французом?
Как она к нему отнеслась? Почему?
Какие жестокие увеселения придумывал Троекуров?
Перескажите близко к тексту эпизод с медведем. Как эта история характеризует француза, а как — Троекурова?
Почему изменилось отношение Маши к французу?
Группа 2.
Гл. IX—X.
О чём шёл разговор на обеде у Троекурова? Дайте краткую характеристику Спицына.
Перескажите близко к тексту историю Глобовой о Дубровском.
Каким предстаёт Дубровский в рассказах о нём? Сравните эти рассказы.
Почему читатель только в X главе узнаёт, что Дефорж — это Дубровский?
Группа 3.
Гл. XI.
Перескажите кратко встречу Дубровского с настоящим Дефоржем.
Какую характеристику Троекурову даёт Дефорж?
Почему Дубровский всё же решается быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову?
Как эта история характеризует Дубровского?
За что любили Дубровского в семье Троекурова?
Группа 4.
Гл. XII.
Выберите из текста главы слова и выражения, которые описывают внутреннее состояние Маши.
Как менялось отношение Маши к французу в гл. VIII—XII?
Прочитайте по ролям эпизод объяснения Маши и Дубровского.
Как передаётся психологическое состояние Дубровского в его монологе?
Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?
II. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики героев: Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики героев |
Герои |
Владимир Дубровский |
Маша Троекурова |
Портрет, возраст
|
|
|
Социальный уровень, воспитание |
|
|
Прошлое героев |
|
|
Первое впечатление друг о друге
|
|
|
Изменения в отношении героев друг к другу
|
|
|
Поступки |
|
|
Ключевые черты характера |
|
|
Авторское отношение к герою
|
|
|
Выводы
|
|
|
И т о г о в ы й в о п р о с: с какой целью Пушкин изображает отношения Маши и Дубровского в динамике, показывая
их изменения?
III. Домашнее задание
Перечитать гл. XIII—XIX.
Подготовить пересказ эпизодов «В гостях у князя Верейского» и
«Венчание».
Подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов «Последнее объяснение Маши и Дубровского» и
«Троекуров узнаёт тайну кольца».
Подобрать цитаты из текста романа для характеристики авторской позиции по отношению к главным героям.
Письменно ответить на вопрос: «Каково авторское отношение к Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой?».
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
Подготовить сообщения об усадьбах, описанных в романе, и о второстепенных героях Спицыне и Шабашкине (см. планы сообщений в практикуме «Читаем,
думаем, спорим...»).
УРОК 21
«ДУБРОВСКИЙ»: ПРОТЕСТ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО
Основное содержание урока.
Образ Владимира Дубровского. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе по ролям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Различные виды пересказов. Чтение
и обсуждение фрагмента статьи В. Непомнящего «Сила взрыва» (см. практикум
«Читаем, думаем, спорим...»). Презентация и защита собственных иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Образ Владимира Дубровского
I. Групповая работа:
Группа 1.
Гл. XIII—XIV.
Что общего у Троекурова и князя Верейского? Чего в этих героях больше: общего или различного?
Перескажите эпизод «В гостях у князя Верейского» от лица Маши.
Чего желал Троекуров Маше: счастья или послушания? Аргументируйте свою позицию.
Группа 2.
Гл. XV—XVI.
Прочитайте по ролям эпизод «Последнее объяснение Маши и Дубровского» (гл. XV).
Какие качества характера героев раскрываются в этом эпизоде?
Почему Троекуров не захотел прислушаться к просьбам Маши и не уступил ей, не отменил венчания? О ком он больше думал: о дочери
или о себе? Прокомментируйте свою позицию.
Группа 3.
Гл. XVII.
Прочитайте по ролям эпизод «Троекуров узнаёт тайну кольца» со слов «Мальчик поднял кольцо, во весь дух
пустился бежать...» до слов «...и запер за собою дверь».
Сопоставьте Сашу и Митю. На чьей стороне автор?
Почему Троекуров отпустил мальчика Митю?
Группа 4.
Гл. XVIII—XIX.
Перескажите близко к тексту эпизод «Венчание». Какими способами автор описывает внутреннее состояние Маши Троекуровой?
Почему Дубровский отказывается от роли предводителя разбойников?
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости
II. Практическая работа.
Составление плана характеристики Дубровского и устное высказывание по этому плану.
Подбор цитат из текста романа для характеристики героя.
Примерный план анализа образа Дубровского
(cм.: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е. А. Зинина, С. А. Зинин.
— М., 2002. — С. 58.)
1. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения.
2. Роль прошлого героя для понимания его характера.
3. Авторские приёмы создания образа:
смысл имени и фамилии героя;
смысловая роль его первого появления в произведении;
портрет, чьими глазами он даётся;
пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
интерьер; вещи, характеризующие героя;
речь героя, особенности внутренних монологов;
поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете;
сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
герой в оценке других персонажей, изменения его самооценки.
4. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?
Можно ли его считать жертвой уродливых отношений между людьми в обществе времён Пушкина? Обоснуйте своё мнение.
Почему его протест против беззакония и несправедливости можно назвать актом защиты человеческой личности?
Какие черты характера Дубровского и его поступки вызывают восхищение, а какие — сочувствие?
III. Домашнее задание
Создать письменную характеристику Владимира Дубровского
или
письменно ответить на вопрос «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» (см. план ответа в практикуме «Читаем,
думаем, спорим...»).
Индивидуальное задание.
Составить викторину или кроссворд по роману «Дубровский» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
УРОКИ 22-23
«ДУБРОВСКИЙ»:
КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Основное содержание урока.
Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника
«Композиция». Работа со словарём литературоведческих терминов. Анализ термина «композиция». Выделение этапов развития сюжета и элементов композиции в романе «Дубровский». Обсуждение произведений книжной графики к
роману (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»), фрагментов киноверсий
и оперы Э. Направника «Дубровский». Игровые виды деятельности: ответы
на вопросы викторины, решение кроссворда (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Развитие понятия о композиции литературного произведения
I. Чтение и обсуждение статьи учебника «Композиция»:
Что означает слово композиция?
Как строится повествование в романе «Дубровский»: в хронологической последовательности или с её нарушением?
Какие элементы композиции «задерживают» развитие действия?
II. Работа со словарём литературоведческих терминов.
Анализ термина композиция.
III. Практическая работа.
Определение роли композиции в романе. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие композиционные элементы.
Школьникам может быть предложено несколько определений композиции литературного произведения, взятых из интернет-словарей.
Ученики в группах будут находить композиционные элементы из романа «Дубровский» для иллюстрации предложенных
понятий.
Группы 1, 2
«Композиция (от лат. Сompositio, сочинение, составление) — построение, структура художественного произведения: отбор и
последовательность элементов и изобразительных приёмов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом...
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, „сборки“ этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые
композиционные приёмы.
Разберём некоторые принципы и приёмы:
автор использует приём ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий
момент повествования;
автор может предпослать основному действию экспозицию... (экспозиция — часть сюжета литературного произведения, обычно предшествующая завязке и
содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих
терминов. — СПб.: Паритет, 2007. — С. 202.);
нередко автор использует приём композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава
начинается с рассказа о другом событии...» (Словарь портала «Школа.LV».)
1. Найдите в романе «Дубровский» экспозицию (гл. I) и определите её смысловую роль.
Выделите в романе другие элементы сюжета:
завязку (событие, положившее начало столкновению, конфликту),
кульминацию (высшую точку в развитии действия в произведении),
развязку (заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта).
2. Найдите в гл. VIII—XI романа «Дубровский» использование ретроспекции и приём композиционного
«разрыва» событий.
Какова роль этих авторских приёмов? Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 3
«К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены,
предисловия и послесловия „издателей“ (созданных авторской фантазией
внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы
и эпизоды, письма, песни; все художественные описания — портреты,
пейзажи, интерьеры — также являются композиционными элементами». (Словарь портала «Школа.LV».)
3. К какой главе романа «Дубровский» предпослан эпиграф?
Какова его смысловая роль?
В какие главы романа включены письма и песни героев? Какова роль этих композиционных элементов?
Группы 4, 5
«Композиция в литературе — это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой системе и последовательности.
Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т. д.
Композиция — целостная система определённых способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием
произведения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого. Элементы или части композиции: описание, повествование,
система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула
и сюжет повествования». (Словарь «Литературный глоссарий»: http://www.bukinistu.ru/kompozitsiya.html.)
4. Найдите в главах пейзажные описания Покровского, Кистенёвки и Арбатова.
Как в этих описаниях отразилась авторская позиция?
Найдите пейзажную зарисовку в эпизоде похорон Андрея Дубровского. Какую роль она играет в изображении внутреннего состояния
Владимира Дубровского?
Выполните задание 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
5. Найдите в романе вставные рассказы Спицына и Глобовой. Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 6
«Композиция включает в себя следующие основные элементы:
выбор главных и второстепенных действующих лиц и определение их отношений (сопоставления, противопоставления и пр.), а также способ
изображения их — статично или в развитии;
портреты героев, способ изображения этих портретов;
изображение обстановки, условий жизни героев (окружение, интерьер, пейзаж);
последовательное спокойное развитие сюжета или же использование перестановок, инверсии при изложении событий;
жизненные итоги героев, развязка (романа, повести, рассказа и т. д.);
выбор деталей в том или ином описании или повествовании;
использование таких изобразительных средств, как аллегория, гипербола, антитеза, ритм».
6. Выпишите из романа всех персонажей и распределите их по смысловым группам:
главные — второстепенные, положительные — отрицательные, мужские — женские, старики — молодёжь — дети.
Какие из образов в этой системе находятся в отношениях образной антитезы?
Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции
IV. И т о г о в а я б е с е д а:
Какова роль основных композиционных элементов в романе «Дубровский»?
Как авторская позиция выражается в экспозиции романа?
С какой целью автор использует ретроспекцию и приём композиционного «разрыва» событий?
С какой целью автор предпосылает эпиграфы к главам романа, включает в него письма и песни героев?
Как выражаются авторские оценки в портретных и пейзажных описаниях?
Какую роль играют в композиции романа вставные рассказы?
Какие эпизоды и образы романа являются примерами композиционной и образной антитезы?
V. Обсуждение произведений книжной графики к роману (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»),
фрагментов киноверсий и оперы Э. Направника «Дубровский».
VI. Ответы на вопросы раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Ответы на вопросы викторины, составленной учащимися.
VII. Домашнее задание
Письменно ответить на один из вопросов (по выбору):
Какова роль композиционных элементов в романе «Дубровский»? (На примере 2—3 элементов.)
* Каким показан Владимир Дубровский в фильмах разных режиссёров?
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов романа.
Индивидуальное задание.
Решить кроссворд «А. С. Пушкин. „Дубровский“» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Групповое задание.
Инсценирование под руководством учителя фрагментов романа «Дубровский» и постановка самодеятельного
спектакля (выполнение и защита коллективного проекта проводится во внеурочное время).
УРОКИ 24—25
«ДУБРОВСКИЙ»: МОЁ ПОНИМАНИЕ РОМАНА ПУШКИНА
(урок развития речи 5 и урок контроля 2)
Основное содержание урока.
Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения.
Основные виды деятельности.
Составление плана самостоятельного письменного высказывания на один из проблемных вопросов. Подбор цитат
из текста романа по избранной теме.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов и написание классного контрольного сочинения
1. В чём сходство и различие характеров Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?
2. Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?
3. * Как элементы композиции романа «Дубровский» помогают в выражении авторского отношения к героям?
4. * Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
Алгоритм работы учащихся на сдвоенном уроке:
1-й у р о к:
1. Выбор и обдумывание темы сочинения.
2. Определение главной мысли сочинения.
3. Подбор материала (цитат).
4. Обдумывание структуры сочинения (составление плана).
5. Консультирование с учителем (по желанию ученика).
6. Корректировка плана по замечаниям учителя (если необходимо).
2-й у р о к:
1. Написание сочинения.
2. Самопроверка работы.
II. Домашнее задание
Письменно ответить на один из проблемных вопросов.
(Возможно использование материалов энциклопедии «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». М.: Просвещение, 1999. С. 184—185, 195—196.)
Индивидуальные задания.
Найти материалы о детстве и юности М. Ю. Лермонтова, портреты поэта, используя справочную литературу и ресурсы Интернета (под руководством учителя).
Прочитать фрагменты книги С. А. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта» о детстве и годах учения Лермонтова (главы 1—8).
Составить экскурсию по галерее портретов Лермонтова.
Подготовить выразительное чтение наизусть ранних стихов Лермонтова: «Осень», «Поэт» (1828); «Романс» («Невинный нежною душою…»), «Жалобы турка»,
«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…» (1829)); «Кавказ» (1930).
Следующий урок: Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Тучи" >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н.В.
Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
2. Прика́зчик — управляющий имением помещика.
Навеселе́ — (разг.) в состоянии опьянения, под хмельком.
Нали́вка — сладкий фруктово-ягодный спиртной напиток. Крепость — 18—20 %.
С пови́нной — (устар.) раскаиваясь, выражая покорность, сознаваться в своей виновности.
См. также Словарь устаревших слов. (вернуться)
3. Задания повышенной трудности обозначены звёздочкой.
(вернуться)
"Дубровский"
Прочитайте историческую справку и перескажите её содержание
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 29-30)
Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с 21 октября 1832 года по 6 февраля 1833 года. Роман не был завершён При
жизни поэта произведение не было опубликовано. Издатели назвали рукопись по имени главного героя.
В основу романа "Дубровский" легли рассказы о реальных событиях тех лет. Споры помещиков между собой за право
владеть землёй были довольно часты. Судьи, как правило, принимали сторону богатого и влиятельного барина,
поэтому богачи разоряли небогатых соседей.
Хорошо известно, что в основу романа "Дубровский" легла рассказанная Пушкину его другом П.В. Нащокиным
история об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Он был вытеснен из имения и,
оставшись с одними крестьянами, стал грабить...
Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривалось судебное
дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно было отнято имение. Уездный суд утвердил это решение.
Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства.
"Дубровский" был высоко оценён русской критикой. Известный критик В.Г.Белинский считал роман "Дубровский тем"
поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество". (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ
I. Рассмотрите иллюстрации Д.Шмаринова и А.Пахомова "На псарне у Троекурова", а затем иллюстрации Д.Шмаринова и Б.Кустодиева "Пожар усадьбы
Дубровского".
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 33)
Примерный план:
1. Расскажите о том, что вы видите на каждой из этих иллюстраций.
2. Чем отличаются эти изображения?
3. Какие чувства вызывает каждый из этих рисунков?
4. Кто из художников точнее и достовернее запечатлел сюжет в своём рисунке?
II. Подберите издания романа "Дубровский" с иллюстрациями различных художников и устройте их выставку в классе.
(вернуться к уроку)
СООБЩЕНИЯ об усадьбах, описанных в романе, и о второстепенных героях Спицыне и Шабашкине
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 31—32)
I. Расскажите о трёх усадьбах: Кистенёвке, Петровском, Арбатове
Примерный план:
1. Как выглядят эти усадьбы? Чем отличаются друг от друга?
2. Какие события происходят в каждой из них?
3. Почему мы часто видим и слышим кистенёвских крестьян, а в Арбатове встречаемся с совершенным безлюдьем?
4. Как относятся помещики к дворовым и крепостные к господам?
II. Подготовьте устный рассказ на тему: "Какую роль сыграл судейский чиновник Шабашкин в судьбе семьи Дубровских?"
Примерный план:
1. Кто такой Шабашкин? Какова его внешность?
2. Как отнёсся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением?
3. Почему он не отказался от участия в этом неправом деле?
4. Какими способами Шабашкин добивался исполнения желания Троекурова?
5. Как вели себя на суде Шабашкин и другие судейские чиновники? Чем это можно объяснить?
6. Как держал себя Шабашкин при встрече с Владимиром Дубровским?
III. Составьте рассказ "Спицын в медвежьей комнате"
Обратите внимание на ту роль, которую сыграл Спицын в судьбе Дубровских.
Перечитайте описание внешности Антона Пафнутьевича , его рассказ о том, почему он так
долго добирался до Троекурова, почему хотел переночевать с Дефоржем. Подумайте, как мог вести себя Спицын в медвежьей комнате.
(вернуться к уроку)
Фрагмент статьи В. Непомнящего «Сила взрыва»
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 34—38)
Источник: Непомнящий В. Сила взрыва // Литература в школе. — 1971. — № 3. — С. 18—19.
"...Перед нами - последняя глава романа `Дубровский`, начатого Пушкиным в 1832 году и брошенного в начале 1833-го. В начале этой главы описываются
будни разбойничьего лагеря Дубровского.
"На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги; он вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкою с искусством,
обличающим опытного портного, и поминутно посматривал во все стороны.
Хотя некоторый ковшик несколько раз переходил из рук в руки, странное молчание царствовало в сей толпе; разбойники отобедали, один после другого
вставал и молился богу, некоторые разошлись по шалашам, а другие разбрелись по лесу или прилегли соснуть по русскому обыкновению.
Караульщик кончил свою работу, встряхнул свою рухлядь, полюбовался заплатою, приколол к рукаву иголку, сел на пушку верхом и запел во все горло
меланхолическую старую песню:
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, молодцу, думу думати."
Бросается в глаза та настойчивость, с которой Пушкин - сознательно и не без юмора - подчеркивает будничность, обыкновенность, прозаичность
разбойничьего быта. Если бы не два слова - `пушка` и `разбойник`, мы никогда не догадались бы, что речь идет о быте, по всем привычным представлениям,
необыкновенном, романтическом. Картина как будто сознательно крашена в один серый тон.
... Вот что происходит после того, как караульный "запел во все горло":
"В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. "Полно тебе, Степка,
- сказала она сердито, - барин почивает, а ты знай горланишь; нет у вас ни совести, ни жалости".- "Виноват, Егоровна,- отвечал Степка, - ладно,
больше не буду, пусть он себе, наш батюшка, почивает да выздоравливает".
Это - главный штрих, и он окончательно проясняет смысл картины.
Перед нами - ненастоящие разбойники. Перед нами крепостные крестьяне, преданные батюшке - барину; изменились лишь внешние условия их существования.
В эти новые внешние условия в неприкосновенности перенесены привычные, обыкновенные отношения между помещиком и его "людьми". "Белый чепец" и
чопорный облик няни, все это подчеркивают, ставя точку над "и". В разбойничьем лагере царит своеобразная помещичья идиллия. Стихийное возмущение
крестьян в Кистеневке при передаче имения Троекурову (хотели ведь "вязать" приказных) - это возмущение против чужого, плохого, жестокого барина
в пользу хорошего, а главное - своего, притом возмущение и усмиренное тут же самим этим "своим" барином. Будь на месте Владимира Дубровского
человек с другим характером - никакого разбойничьего лагеря мы не увидели бы в этом повествовании о дворянине - бунтовщике. Пушкин так прямо
об этом и говорит: как только сам Дубровский исчез, "грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны". Перед нами -
наполовину разбойники, наполовину рабы. (Сам Дубровский к ним так и относится, свысока называя их всех "мошенниками".) (вернуться к уроку)
ПЛАН ОТВЕТА на вопрос «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?»
(из практикума «Читаем, думаем, спорим...», стр. 32—33)
Примерный план:
1. Беспечная жизнь Владимира Дубровского в Петербурге.
2. Ссора Андрея Гавриловича Дубровского с Троекуровым и её последствия для семьи Дубровских.
3. Владимир Дубровский теряет отца и лишается своего имения.
4. Владимир Дубровский расправляется с продажными судейскими чиновниками.
5. Стремление Владимира Дубровского отомстить за поруганную справедливость.
6. Жизнь Владимира Дубровского "вне закона". (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|