Урок 26. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Урок 27. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три пальмы"
Урок 28. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Листок"
Урок 29. Стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утес", "На севере диком стоит одиноко..."
Уроки 30-31. М.Ю.Лермонтов. Лирика (урок развития речи 6 и урок контроля 3)
УРОК 26
СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТУЧИ»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к
оставляемой им Родине. Стихотворение в актёрском исполнении. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.
Основные виды деятельности.
Устные сообщения о детстве и юности Лермонтова с показом его портретов. Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» и составление её плана.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обучение выразительному чтению стихотворения (по частям).
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат из стихотворения, иллюстрирующих понятия «сравнение», «поэтическая интонация». Чтение
и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Тучи».
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте (детство, ученические годы, начало творчества)
II. Вступительная беседа:
Какие стихи Лермонтова вы знаете и можете прочитать наизусть?
(Поэтическая пятиминутка из ранних стихов Лермонтова.)
Что вы знаете о детстве и обучении Лермонтова?
Кратко расскажите о детстве и годах учения Лермонтова по материалам, найденным в Интернете, и книге С. А. Андреева-Кривича.
Проведите экскурсию по галерее портретов Лермонтова. Расскажите
о времени их написания и авторах. Какие черты личности Лермонтова отразились в его портретах?
III. Рассказ учителя о воспоминаниях современников о Лермонтове
(См. страницу «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников»)
IV. Чтение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (см. статью ниже) и составление
её плана
Примерный план статьи:
1. Ранние годы: в Тарханах и на Кавказе.
2. Домашнее образование.
3. В Благородном пансионе при Московском университете.
4. Литературные занятия.
5. Неудовлетворённость учёбой в Московском университете.
6. Переезд в Петербург. Начало военного поприща.
V. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя».
Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
Стихотворение в актёрском исполнении
VI. Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Тучи».
В "Стихотворениях М.Лермонтова" указана дата: "Апрель 1840", т.е. время, когда Лермонтов уезжал из Петербурга в ссылку на Кавказ.
П.А.Висковатов передает со слов В.А.Соллогуба об обстоятельствах написания стихотворения: "Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с
юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над
Летним садом и Невою, написал стихотворение: "Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили
прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные
от слез..." (Соч. под ред. Висковатова, т. 6, 1891, стр. 338). (См. упоминание об этом в отрывке из книги М.Сизовой
"Из пламя и света")
Прослушивание и обсуждение актёрского чтения стихотворения.
Выполнение заданий 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
VII. Практическая работа. Обучение интерпретации стихотворения «Тучи».
1. Какие образы являются в стихотворении центральными?
2. В чём поэт видит своё сходство с тучами?
3. Какими словами поэт описывает тучи? Почему они «вечно свободные»? Почему по отношению к ним поэт трижды употребляет
слова «вечные», «вечно»?
4. Какие штрихи к картине природы намечены в стихотворении?
5. Почему во второй строфе поэт обращается к тучам с «человеческими» вопросами?
6. Чем поэт отличается от туч?
7. Какие обязанности накладывает на поэта человеческое общество?
8. * Какие образы и картины создают в стихотворении образ Родины? Однозначно ли отношение поэта к ней? Докажите своё мнение.
9. * Почему поэт противопоставляет мир природы и мир человека?
Приём сравнения как основа построения стихотворения
VIII. Чтение и изучение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Тучи».
(см. материал ниже)
Результаты наблюдений учащихся над текстом и осмысления статьи о стихотворении «Тучи»
оформляются в сопоставительной цитатной таблице.
Основные образы и основания
для их сопоставления |
Поэт |
Тучи |
Душевная, внутренняя жизнь |
Живо воспринимает окружающий мир, его мучают
вопросы, одолевают страсти и страдания |
«Вечные странники»,
«вечно холодные, вечно свободные», «чужды вам страсти и чужды страдания» |
Причина изгнания |
«Судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба
ль открытая? Или... преступление? Или друзей клевета ядовитая?»
|
«Вам наскучили нивы бесплодные»
|
Родина
|
«Степь лазурная», «милый север», «нивы бесплодные» |
«Нет у вас родины, нет вам изгнания»
|
Место пребывания |
Мир людей |
Мир природы |
Вывод: Поэт, изгнанный из человеческого общества, лишённый Родины, ищет свободы и гармонии человеческих отношений в мире природы, но этот мир
холоден и равнодушен. У туч нет родины, поэтому они не могут быть изгнанниками. Мир природы и человеческий мир несовместимы.
Понятие о поэтической интонации
«Интонация (от лат. intonare — произносить громко) —
1. Свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи или к собеседнику. И. создаётся за счёт синтаксической структуры
текста, порядка слов, повторов, инверсий, восклицаний, обращений, повышения и понижения голоса, пауз, темпа и других приёмов обогащения
нейтрального стиля речи. Полностью И. может быть воспроизведена только в реальном звучании, т. е. при произнесении вслух.
2. В стиховедении И. — соотношение ритмического и синтаксического членения речи.
По И. стихи делятся на группы: напевные (песня, романс), говорные (разговорные) и декламационные (ораторские). Для напевных стихов характерно совпадение
метрического и интонационного членения, симметричность синтаксических конструкций, мелодичность, интонационная завершённость
строфы <...> Для говорных — наличие оборотов и синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи, неупорядоченность пауз,
разнообразие синтаксических конструкций, переносы, чередование различных способов рифмовки... Для декламационных — совпадение интонационно-ритмического
и метрического членения, отсутствие внутристиховых пауз, мерность звучания, наличие риторических фигур (восклицаний, обращений,
вопросов)...» (Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов.)
Алгоритм обучения выразительному чтению:
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Индивидуальные сообщения учащихся о лексическом значении трудных для понимания слов, которые школьники нашли в толковом словаре.
3. Перечитывание стихотворения учениками про себя с выполнением индивидуальных и групповых заданий:
А) Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
Б) Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
В) Наблюдения над фонологическими элементами текста. Звукопись и выделение её голосом.
Г) Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
Д) Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
Е) Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение (невыделение) рифм голосом.
IX. Сообщения учащихся о выполнении индивидуальных и групповых заданий (пункты А—Е).
X. Обучение выразительному чтению по строфам.
XI. Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися.
Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель — подготовленные ученики — звукозапись).
XII. Обучение выразительному чтению всего стихотворения.
XIII. Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание): См.: Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика
дифференцированного подхода к учащимся: Кн. для учителя литературы. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 44—45.
(Учитель отбирает из положений алгоритма те, которые необходимы для обучения выразительному чтению данного стихотворения.)
XIV. Рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Итоговые вопросы:
вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Тучи» наизусть и создать его письменную интерпретацию.
Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о детстве и жизни Лермонтова в Москве с использованием воспоминаний его современников (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Составить лексический и историко-культурный комментарий к следующим словам и выражениям из баллады «Три пальмы»: аравийская земля, куща,
лука, горячить, Пророк, нелюдим.
УРОК 27
СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ»
Основное содержание урока
Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном
диалоге.
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации баллады «Три пальмы». Выявление в балладе художественно значимых изобразительно-выразительных средств
языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.
Обучение выразительному чтению баллады (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «баллада».
Лексические и историко-культурные комментарии к балладе. Выразительное чтение баллады учителем.
I. Групповая работа:
Группа 1
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В чём необычность пейзажной картины, созданной поэтом? Подтвердите свой ответ примерами.
Группа 2
Опишите живописные детали восточного каравана, изображённого в стихотворении. Как автор подчёркивает красоту каравана?
Какие «краски» и «звуки» создают запоминающуюся картину?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 3
Найдите в стихотворении яркие эпитеты, отличая их от простых определений. Какова роль эпитетов в тексте?
Найдите в стихотворении олицетворения, метафоры и сравнения.
Как они помогают понять его смысл?
С какой целью в восьмой строфе автор пишет о пальмах как о живых существах?
Группа 4
В шестой строфе найдите анафору и определите её функцию.
Найдите в тексте риторические вопросы и восклицания (посмотрите определение этих терминов в словаре). Как в них передаётся авторское отношение к происходящему?
Почему восьмая строфа начинается союзом «но»?
Найдите в балладе композиционную и образную антитезы. Как они помогают пониманию авторской идеи?
Группа 5
* В шестой и восьмой строфах найдите звукопись (аллитерацию) и определите, какие образы создаются этим приёмом.
* Почему была нарушена гармония между людьми и миром природы?
* В чём, по мнению Лермонтова, состоит глубокий конфликт между человеком и природой?
II. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Три пальмы».
Какие свои наблюдения над текстом баллады вы бы добавили в эту статью?
III. Развитие представлений о балладе. Практическая работа.
Толкование термина баллада с использованием «Словаря литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой:
«Баллада (от франц. ballade — танцевальная песня) — жанр лироэпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объёма,
с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент
загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами,
соединяют черты рассказа и песни. Б. — один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например:
баллады В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова». (См.: С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов.)
Составление таблицы «Черты баллады в стихотворении „Три пальмы“».
Таблица
«Черты баллады в стихотворении „Три пальмы“» |
Основные черты жанра баллады |
Примеры из баллады «Три пальмы» |
Песня или стихотворение небольшого
объёма с динамичным развитием сюжета |
|
Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания |
|
Основой сюжета является необычайный случай
|
|
Острый и напряжённый сюжет, часто с
трагическим финалом |
|
Наличие фантастических, сказочных,
загадочных элементов
|
|
Присутствие в балладе необъяснимого,
недоговорённого, трагически неразрешимого
|
|
IV. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Обучение выразительному чтению баллады. (См. алгоритм обучения выразительному чтению в материалах предыдущего
урока.)
Выполнение задания 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Итоговый вопрос:
в каких отношениях, по мнению автора, должны быть человек и природа?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.
Письменно ответить на вопрос «Какие черты баллады проявились в стихотворении „Три пальмы“?».
Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к балладе.
Групповое задание.
Проект. Составление сценария мультфильма или слайд-фильма по мотивам баллады «Три пальмы»: устное
иллюстрирование кадров, создание мультимедийной презентации, написание и подбор текстовых подписей к кадрам, музыкального сопровождения.
УРОК 28
СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ЛИСТОК»
Основное содержание урока
Тема одиночества и изгнанничества. Антитеза как основной композиционный приём стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации
стихотворения «Листок». Различение образов лирического героя и автора. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка
писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции. Обучение выразительному чтению
баллады (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «антитеза».
I. Тема одиночества и изгнанничества.
Выразительное чтение учителем стихотворения «Листок».
Групповая работа:
Группа 1
Каковы главные чувства, выраженные в стихотворении? Найдите в стихотворении основные образы.
Какие эпитеты, олицетворения и другие тропы создают печальное, драматическое настроение?
О чём этот поэтический рассказ — о листке, о людях, о поколении?
Группа 2
Какими средствами создан образ листка? Какова его история? Какие препятствия встречает на пути листок?
Выберите из текста глаголы, относящиеся к листку. Что их объединяет? Как они помогают понять характер листка?
Каков художественный мир листка? Какие силы правят в нём? Как вы понимаете слова «До срока созрел я...»?
Группа 3
Какой изображена чинара? Какова её история?
Какими средствами создаётся этот образ? Какую роль в создании образа чинары играют глаголы?
Как относится к чинаре окружающий мир? Почему?
Группа 4
Почему чинара отвергает дубовый листок? Какие человеческие отношения зашифрованы в этой картине?
* Можно ли различить в стихотворении образы лирического героя и автора? Каково отношение лирического «я» к листку и чинаре?
Обоснуйте свою позицию цитатами из текста.
* Можно ли считать образы листка и чинары образами-символами?
Аргументируйте своё мнение. Что олицетворяют эти образы?
II.Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Листок».
Какие свои наблюдения над текстом стихотворения вы бы добавили в эту статью?
Антитеза как основной композиционный приём стихотворения
Вспомните, что такое антитеза.
«Антитеза (от греч. anti — против и thesis — положение) — противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов композиционных... или
сюжетных... элементов произведения. Для выражения А. часто используются антонимы...». (С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов.)
Найдите в стихотворении антитезы:
• образную (противопоставление главных образов);
• композиционную (противопоставление монологов дубового листка и чинары);
• стилистическую (противопоставление глагольной лексики, относящейся к листку и чинаре).
Как антитеза помогает воплотить авторскую позицию по отношению к героям стихотворения?
III. Практическая работа. Составление плана анализа стихотворения «Листок» и устная интерпретация стихотворения по плану.
Примерный план анализа
(См.: Материалы для подготовки и проведения экзамена. Литература. 9 класс / Сост. С. А. Зинин, Е. А. Зинина. — М.: Просвещение, 2002. — С. 60.)
1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика, основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения.
(Учитель отбирает из плана пункты, необходимые для анализа данного стихотворения.)
IV. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Обучение выразительному чтению баллады.
(См. алгоритм в уроке 27.)
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».
Выполнение задания 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Итоговые вопросы:
вопросы 3, 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листок» наизусть.
Письменно интерпретировать стихотворение «Листок».
Индивидуальные задания.
Подготовить выразительное чтение стихотворений Лермонтова «Парус»,
«Узник», «Одиночество».
Найти в Интернете и справочной литературе иллюстрации к стихотворениям Лермонтова «Утёс» и «На
севере диком стоит одиноко...» и прослушать романсы на эти стихи.
УРОК 29
СТИХОТВОРЕНИЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «УТЁС»,
«НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО...»
Основное содержание урока.
Лирические персонажи стихотворений и их символический характер. Стихотворение в актёрском исполнении. Особенности
выражения темы одиночества.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров
(см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Различение образов лирического героя и автора. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя (поэтический словарь,
тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их функции в стихотворениях. Обучение выразительному чтению стихотворений (по частям). Работа
со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «символ». Обсуждение иллюстраций к стихотворениям. Прослушивание и
обсуждение романсов на стихи Лермонтова. Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
I. Лирические персонажи стихотворений и их символический характер.
Поэтическая пятиминутка: выразительное чтение стихотворений Лермонтова «Парус», «Узник», «Одиночество», «На севере диком стоит одиноко...».
Рецензирование выразительного чтения одноклассников.
Какой мотив объединяет эти стихотворения?
(Мотив одиночества.)
Понятие об образе-символе:
«Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — особый художественный образ-знак... С. имеет не одно или несколько, а
неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой ёмкостью... С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать
ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), «внушить» определённое впечатление, настроение, состояние
и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность...»(С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов.)
Какие образы-символы встречались вам в стихотворениях Лермонтова и других произведениях русской лирики?
Какие черты образов-символов в них присутствуют?
II. Выразительное чтение учителем стихотворения «Утёс».
III. Групповая работа:
Группа 1. Найдите слова и выражения, рисующие утёс.
Каким изображён утёс? «Нарисуйте» его словами поэта.
Почему утёс «задумался глубоко» и «тихонько плачет»? Почему он одинок?
Группа 2.
Найдите слова и выражения, рисующие тучку.
Какой она изображена? «Нарисуйте» её словами поэта. Одинока ли тучка?
Группа 3.
Каково авторское отношение к утёсу и тучке?
* Почему можно считать эти образы символами? Какие человеческие отношения иллюстрируют эти образы?
Группа 4.
* Найдите в стихотворении антитезы: образную, композиционную (союз «но») и стилистическую (глаголы).
Заполните цитатную таблицу и докажите, что антитеза — основной художественный приём стихотворения.
Результаты наблюдений учащихся над текстом стихотворения «Утес»
оформляются в сопоставительной цитатной таблице.
Основные образы |
Тучка |
Утес |
Внешний облик
|
|
|
Внутреннее состояние
|
|
|
Движение в пространстве
|
|
|
Глагольная лексика |
|
|
IV. Стихотворение в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Утёс».
Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Прослушивание романса «Утёс» в исполнении Олега Погудина.
Выполнение задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
V. Особенности выражения темы одиночества. Практическая работа
Группы 1—3.
Подберите цитаты на тему одиночества из стихотворений «Парус», «Узник», «Одиночество» (по группам).
Найдите художественные приёмы, рисующие состояние одиночества (эпитеты, метафоры, антитезы, глагольную лексику и др.).
Каково авторское отношение к этой теме?
Группа 4.
* Сопоставьте стихотворение «На севере диком стоит одиноко...» с его черновыми вариантами (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Как в нём выражена тема одиночества?
Группа 5.
* Сопоставьте стихотворение «На севере диком стоит одиноко...» с вольным переводом Ф. И. Тютчева стихотворения (см. ниже
стихотворение Тютчева и оригинал Гейне).
Почему состояние одиночества выражено в вольном переводе Лермонтова значительно сильнее?
VI. Обсуждение иллюстраций художников к стихотворениям.
Как в них выражено состояние одиночества?
Итоговый вопрос: почему тема одиночества является главной во многих стихотворениях Лермонтова?
Игровые виды деятельности: ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Утёс»
и «На севере диком стоит одиноко...».
* Написать отзыв на иллюстрацию к стихотворению или на романс на эти стихи.
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрацию к одному из стихотворений Лермонтова на тему одиночества и подготовиться к её презентации и защите.
Групповое задание.
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихов Пушкина и Лермонтова.
Выполнение заданий из раздела «Проект».
(Конкурс проводится во внеурочное время.)
УРОКИ 30-31
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА (урок развития речи 6 и урок контроля 3)
Основное содержание урока
Подготовка к контрольному сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.
Основные виды деятельности. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменная интерпретация одного стихотворения.
Для составления плана ответа на проблемный вопрос школьники под руководством учителя выберут из схемы анализа лирического стихотворения
(см. урок 29) те пункты, которые им необходимы для аспектного (выявляющего тему одиночества)
анализа одного конкретного стихотворения по наличию в нём тех или иных художественных приёмов.
Для анализа предлагаем стихи, которые они изучали на уроках: «Тучи»,
«Листок»,
«На севере диком стоит одиноко...»,
«Утёс», «Три пальмы»,
а также «Парус», «Узник», «Одиночество» (на выбор).
Практическая работа.
Написание классного контрольного сочинения на тему «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (указать название)?».
Домашнее задание
Найти в Интернете материалы о детстве и юности И. С. Тургенева, портреты писателя и информацию об
истории создания «Записок охотника»
Прочитать рассказ «Бежин луг».
Следующие уроки: Уроки 32-35. Рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг" >>>
Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ
1814-1841
БИОГРАФИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
В ранние детские годы Лермонтов с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой жили то в Тарханах, то в Пензе. Для поправки слабого здоровья мальчика
Елизавета Алексеевна дважды, в 1820 и 1825 годах, возила его на Кавказские Минеральные Воды.
Первоначальное образование и воспитание, как и большинство дворянских детей, будущий поэт получил дома.
Для обучения внука бабушка пригласила многих учителей (гувернёра-француза, бонну-немку, позже — англичанина), проходивших с Лермонтовым курсы греческого,
французского и немецкого языков.
Серьёзные занятия начались в Москве, куда Елизавета Алексеевна и её внук переехали в 1827 году. Надо было готовиться к продолжению образования. Учителем к
Лермонтову был приглашён опытный педагог А. 3. Зиновьев. Под его руководством мальчик изучал русскую грамматику, географию, астрономию, историю, математику,
то есть основные науки.
В курс образования входили также рисование (учитель Александр Степанович Солоницкий), лепка и др. Достаточное время было отведено для сочинений. Вся
программа соответствовала пансионской, требуемой для поступления в Благородный пансион[4] при Московском университете, куда решено было отдать
Лермонтова для дальнейшего обучения.
В 14 лет будущий поэт, отличавшийся хорошим прилежанием, отменно знал русскую словесность. Стихи Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова,
Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина были ему знакомы. Тогда же он начал и сочинять. Домашнее воспитание и образование закончилось к сентябрю 1828 года,
и 1 сентября 1828 года Лермонтов был принят полупансионером в Московский университетский Благородный пансион в четвёртый класс, который успешно закончил
(в награду ему подарили книгу и картину). Зимой Лермонтов, сдав экзамены, был зачислен в пятый класс пансиона. Его наставниками стали, помимо А. 3. Зиновьева,
поэт и критик А. Ф. Мерзляков (он давал уроки Лермонтову на дому), поэт и переводчик С. Е. Раич, организовавший литературный кружок, который
посещал и Лермонтов. Впоследствии Раич с гордостью писал о двух своих гениальных учениках — Тютчеве и Лермонтове.
Среда университетского Благородного пансиона располагала к литературным занятиям. Лермонтов был знаком с различными журналами и сам много писал. К этому
времени им уже созданы две редакции «Демона», написана поэма «Джюлио». 16 апреля Лермонтову было выдано свидетельство об
окончании Благородного пансиона, где он обучался «разным языкам, искусствам», «нравственным, математическим и словесным наукам, с отличным прилежанием, с
похвальным поведением и с весьма хорошими успехами».
После летнего отдыха в Середникове (под Москвой) и паломничества в Троице-Сергиеву лавру вместе с бабушкой и кузинами (здесь написано одно из самых
совершенных стихотворений юного поэта — «Нищий») Лермонтов подал прошение о приёме в Московский университет.
М. Ю. Лермонтов. Автопортрет.
Акварель. 1837-1838.
В Университете не всё шло столь гладко, как в пансионе. Но Лермонтов по-прежнему усердно занимался. До нас дошли свидетельства о его успешных занятиях
по немецкому и английскому языкам, английской и русской словесности. Однако университетские лекции в целом не удовлетворяли жаждущего знаний юношу.
Весной 1832 года Лермонтов запросил бумаги о рождении и крещении, а в июне, сославшись на «домашние обстоятельства», просил выдать ему свидетельство
об обучении в Московском университете для перевода в Императорский Санкт-Петербургский университет. Но там ему отказали зачесть курсы, прослушанные в
Московском университете, и он избрал военное поприще, поступив в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров[5]. В ней началась новая —
петербургская — пора его жизни. (вернуться к уроку)
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие учителя были приглашены бабушкой для обучения будущего поэта?
2. Кто из писателей интересовал юного М. Ю. Лермонтова?
3. Какие предметы изучал поэт в пансионе?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)
Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ
ТУЧИ
В 1840 году Лермонтов во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта
граф В. А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных[6] проститься с юным другом своим и тут, растроганный
вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение
„Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили
поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он... прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз...»
Лермонтов увидел сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием: и тучи, и поэт покидали милый север и устремлялись в чужую южную сторону.
Пейзажная картина стала воплощением настроений поэта. И в этом отношении «Тучи» напоминают такие стихотворения, как
«Утёс»,
«На севере диком...», они принадлежат к лирике, в которой личный мир Лермонтова, его чувства
передаются через образы природы.
В «судьбе» туч и в судьбе поэта есть лишь видимое сходство: кажется, что тучи, как и поэт, — изгнанники. Такой приём уже встречался нам в фольклоре.
Но вскоре становится ясно, что сходство между «судьбой» туч и судьбой поэта мнимое: у них гораздо больше различий, чем сходства. Тучи — «вечные
странники», «вечно холодные, вечно свободные», у них нет «родины», и потому они не знают «изгнания». Тучи вечно «странствуют», подчиняясь ветру,
стихийной силе природы. Им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам. У него есть
родина. Эти различия очень значительны. Поэт жаждет свободы и красоты, он хочет сохранить лучшее, что присуще миру природы (свободу, красоту) и миру
людей (любовь к родине, дружбу, наполненную большими чувствами жизнь). Ему жаль расстаться и с тем и с другим. Однако он понимает, что это невозможно:
мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда проистекает печальный и светлый тон стихотворения.
ТУЧИ
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
1. В чём М. Ю. Лермонтов находит сходство своей судьбы, своего изгнания с «судьбой» тучек?
2. Какие различия есть в судьбе поэта и тучек?
3. О каких настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?
4. Как эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина и откуда должен уехать поэт, и к югу, куда его ссылают?
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
(вернуться к уроку)
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
"ТУЧИ"
1. Перечитайте стихотворение и ещё раз прослушайте и проследите, как меняется характер отношения лирического героя к тучам:
— в какой части стихотворения он мысленно сближает, объединяет себя с ними? Почему?
— в какой части это единение оказывается под вопросом, под сомнением?
— в каких строках стихотворения звучит уверенное «нет»? (У него и «вечно холодных» туч разные судьбы.)
2. Как передаёт эту динамику, развитие чувств автора актриса?
3. Выучите стихотворение наизусть, подготовьте его выразительное чтение.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
|
1. Источник: Беляева Н.В. Уроки
литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
М.Ю.Лермонтов. ЛИСТОК [2]
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская,
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и жёлт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
1841 (вернуться к уроку)
Ф.И.ТЮТЧЕВ. С ЧУЖОЙ СТОРОНЫ
Heinrich Heine «Ein Fichtenbaum steht einsam»
Текст Гейне
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Höh';
Ihn schläfert; mit weißer Decke
Umhüllen ihn Eis und Schnee.
Er träumt von einer Palme,
Die, fern im Morgenland,
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
Перевод Тютчева:[3]
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальных пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет, одинока... (вернуться к уроку)
2. Листок — впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки», 1843, том XXVIII, № 6, отд. I, с. 193
без заглавия с подписью «Лермонтов».
Строки «До срока созрел я», «Один и без цели» связывают балладу с «Думой»), а образ молодой чинары воспринимается
как попытка преодолеть одиночество на иной почве, в другой среде.
Н. Г. Чернышевский в «Повести в повести» переосмыслил образ молодой чинары из лермонтовского «Листка», связав с ним размышления о судьбах России,
о силах, которые приблизят ее светлое будущее (Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т. 12. С. 274—275). (вернуться)
3. С чужой стороны. — вольный перевод Ф.И.Тютчева стихотворения Г.Гейне
«Ein Fichtenbaum steht einsam...».
Первая публикация — альманах «Северная лира» на 1827 г. С. 338. Датируется приблизительно 1823—1824 гг.
Из истории создания стихотворения "На севере диком..." М.Ю.Лермонтова
В 1841 г. М.Ю. Лермонтов последний раз приехал в Петербург (с 5 февраля по 14 апреля приехал в отпуск на 2 месяца, задержался, ждал бабушку).
В это время и было написано (12-13 апреля) стихотворение «На севере диком стоит одиноко...».
«Накануне отъезда своего на Кавказ Лермонтов по моей просьбе мне перевел шесть стихов Гейне „Сосна и пальма“. Немецкого Гейне нам принесла С. Н. Карамзина.
Он наскоро, в недоделанных стихах, набросал на клочке бумаги свой перевод. Я подарил его тогда же княгине Юсуповой. Вероятно, это первый набросок, который
сделал Лермонтов, уезжая на Кавказ в 1841 году, и который хранится ныне в императорской Публичной библиотеке».
(П. П. Вяземский. Из воспоминаний. В кн.: П. П. Вяземский. Собрание сочинений. 1876—1887. СПб., 1893, с. 643.)
Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение «На севере диком…». Это был перевод стихотворения
великого немецкого поэта Г.Гейне “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Произведение входило в большой цикл стихотворений о любви:
Ein Fichtenbaum
Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf kahler Hoh.
Ihn schlaert, mit weiser Decke
Umhullen ihn Eis und Schnee.
Er traumt von einer Palme,
Die fern im Morgenland
Einsam und schweigend trauert
Auf brennender Felsenwand.
В стихотворении Гейне "Сосна" выражена горечь неразделённой любви (в немецком языке слово "сосна" мужского рода). Вот подстрочный перевод:
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Грустная интонация стихотворения Гейне передает чувство одиночества и тоски по далекой возлюбленной. Образ сосны аллегорический, с помощью этого образа поэт
выражает собственные лирические переживания.
В переводе Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта о далекой родной душе, тоже одинокой. Но Лермонтов
не только удивительно точно передает настроение первоисточника, его стихотворение звучит более проникновенно, выразительно. В этом помогают
различные средства выразительности.
Стихотворение Гейне переводили и другие поэты. В переводах Ф.И.Тютчева и А.А.Фета слово "сосна" заменено на слова "кедр", "дуб", т.е. существительные мужского рода.
Их переводы ближе к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. Оригинальность стихотворения Лермонтова в изменении
акцентов, изменении характера переживания – чувства безысходности.
Эти же чувства, но средствами живописи передает картина "На севере диком...", созданная И.Шишкиным в 1890 году. См. репродукцию ниже.
(вернуться)
4. Пансио́н (от фр. pension) — учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся. Лермонтов
был зачислен полупансионером: он мог жить дома.
Московский университетский благородный пансион — пансион при Московском университете, закрытое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских
семей. 15 (26) декабря 1778 года в № 100 «Московских Ведомостей» впервые было напечатано «Объявление о учреждении вольнаго Пансиона при Императорском Московском
Университете».
В пансион принимались мальчики 9—14 лет по представлении свидетельства о дворянском происхождении и после предварительных испытаний, в ходе которых выяснялся
уровень подготовки и определялась индивидуальная программа для будущего воспитанника.
Первоначально пансион предназначался всего для 12 учеников, однако очень быстро он вырос до 50 человек.
К началу XIX века в пансионе содержалось 250 человек, кроме них — 25 полупансионеров и 6 пансионеров «на счёт пансиона» — дети малообеспеченных военных и
статских чиновников; они являлись полноправными учениками. В 1829 году в Пансионе было около 200 воспитанников. (вернуться)
5. Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (Школа юнкеров) — была учреждена в Петербурге
9 мая 1823 приказом Александра I для обучения молодых дворян, которые поступали в гвардию из университетов или частных пансионов, не имея военного образования
и подготовки. См. подробнее страницу "Лермонтов в Петербурге" (Здание бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров). (вернуться)
6. ...в квартире Карамзиных — Лермонтов познакомился с Карамзиными в Царском Селе 2 сентября
1838 г. и бывал у них в Петербурге в 1838–41 гг. Поэт сразу произвел благоприятное впечатление на всех членов семьи и стал для них своим человеком. Он не раз
читал здесь свои произведения: отрывки из «Демона», «Героя нашего времени», стихи.
Софья Николаевна (1802–56), дочь Н. М. Карамзина от первого брака с Е. И. Протасовой; фрейлина, друг Лермонтова. Умная и образованная, знавшая и
ценившая русскую и иностранную литературу, она была душою салона Карамзина, близкой знакомой Пушкина; в ее альбом писали: Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский,
А. С. Хомяков, Е. П. Ростопчина и др. См. подробнее страницу "Лермонтов в Петербурге" (Гагаринская ул., 16.
Дом, где жили Карамзины) и страницу "Лермонтов в переписке Карамзиных".
(вернуться)
|