|
ЛИРИКА Ф.И.ТЮТЧЕВА и А.А.ФЕТА
Федор Иванович Тютчев
(1803 — 1873)
Лирика Ф.И.Тютчева
Уроки литературы в 6 классе[1]
|
|
Урок 37. Ф.И.Тютчев. "Неохотно и несмело..."
Урок 38. Ф.И.Тютчев. "С поляны коршун поднялся..."
Урок 39. Ф.И.Тютчев. Листья
Урок 40. А.А.Фет. "Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Урок 41. А.А.Фет. "Еще майская ночь"
Урок 42. А.А.Фет. "Учись у них — у дуба, у берёзы..."
Урок 43. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Лирика (урок развития речи 7)
УРОК 37
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «НЕОХОТНО И НЕСМЕЛО...»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства
в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника
«Фёдор Иванович Тютчев». Сообщения о детстве и юности поэта на основе поиска материалов о его биографии и творчестве. Чтение и обсуждение сведений
учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Тютчева. Выразительное чтение изученных ранее стихотворений Тютчева (в том
числе наизусть). Восприятие и выразительное чтение стихотворения «Неохотно и несмело...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение
образов лирического героя и автора в лирике. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Поэтическая пятиминутка.
Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева, изученных в начальной школе и в 5 классе: «Зима недаром злится...», «Чародейкою зимою...»,
«Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»,
«Весенняя гроза» и др.
Что интересует поэта в изображении природы?
II. Краткий рассказ учителя о поэте (детство, начало литературной деятельности) с включением сообщений
учащихся на основе поиска материалов о его биографии и творчестве.
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Фёдор Иванович Тютчев»: ( См. текст статьи ниже)
В какой семье родился Тютчев?
Какое образование он получил в детстве и юности? Какие науки и искусства он изучал в университете? Какие языки знал?
Сколько лет Тютчев провёл на дипломатической службе?
В каких европейских странах он жил?
Какова основная тема лирики Тютчева?
В чём особенности изображения природы в стихах Тютчева? Приведите примеры.
Чтение и обсуждение сведений учебника о литературных местах России, связанных с именем Тютчева.
Глава «Ф. И. Тютчев. Овстуг» в разделе «Литературные места России» ( См. текст статьи ниже)
IV. Экскурсия по выставке репродукций пейзажей русских художников и прослушивание фрагментов музыкальных произведений, например «Времён года»
П. И. Чайковского.
V. Презентация галереи портретов поэта в разные годы. (см. страницу "Портреты Ф.И.Тютчева")
Краткие монологические сообщения о Тютчеве в каждый период его жизни
VI. Сообщение учителя об особенностях изображения природы в стихах Тютчева:
Главной темой лирики поэта стала тема природы. Он не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать о том, что видит и чувствует.
Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и
образные картины обретают особую выразительность, осязаемость. Природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами;
она очеловечена, одухотворена, живёт своей «чудной жизнью».
Природа и человек близки друг другу, у обоих «есть душа», есть свой язык, есть свои тайны.
Поэт нигде не изображает определённое время года или время суток «в чистом виде». Поэту ближе подвижные, динамичные картины. Он любит
созерцать природу в переходные периоды: от зимы к весне, от лета к осени, — наблюдать, как утро и день сменяются вечером и ночью. В этом
философия поэта, изображающего постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.
Стихи Тютчева наполнены неожиданными олицетворениями, эпитетами и метафорами и лишены будничных слов и красок. Природа для Тютчева — это что-то
величественное, бесконечное. Торжественность, приподнятость настроения создаётся и языком, полным архаизмов и особых
синтаксических конструкций, часто восклицательных, которые выражают восхищение поэта природой.
VII. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Неохотно и несмело...»:
О чём это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?
Меняется ли настроение по ходу текста? Докажите своё мнение.
Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?
Какими художественными средствами пользовался поэт для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте?
Групповая работа:
Группа 1.
Найдите в стихотворении ключевые образы и картины и определите, какую роль они играют в понимании текста.
(Ключевые образы и картины — это тучи, гром, молния, земля. Гроза не вызывает у читателя страха, хотя вначале «за тучей прогремело, принахмурилась
земля», затем усилились «ветра тёплые порывы» и ярче зазеленели весенние нивы.
В кульминационный момент «...пробилась из-за тучи / Cиней молнии струя — / Пламень белый и летучий / Окаймил её края».
И хотя вместе с начавшимся дождём зазвучали «раскаты громовые всё сердитей и смелей», гроза быстро прошла.
Солнце, которое смотрело на поля сначала «неохотно и несмело», в конце грозы, «только раз ещё взглянуло исподлобья
на поля», потому что дождь быстро кончился и в солнечном сиянье «потонула вся смятенная земля».)
Группа 2.
Найдите в стихотворении слова, обозначающие действия, признаки предметов и действий. Какая лексика характерна для стихотворения?
(Природа у Тютчева живая, и в её организме всё взаимосвязано.
Глагольная лексика рождает олицетворения, например, «солнце смотрит», «земля принахмурилась», «солнце взглянуло», «земля потонула».
Признаки предметов и действий: солнце смотрит «неохотно и несмело», «исподлобья»; раскаты грозовые всё «сердитей и смелей»,
земля «смятенная» — подчёркивают, что природа сродни человеку и у неё есть «человеческие» качества.)
Группа 3.
Найдите в стихотворении слова, обозначающие краски окружающего мира, и определите их художественную функцию.
(Мир природы у Тютчева многолик и разноцветен. Хотя почти весь текст окутан мраком наступающей грозы, мысль о грозе как временном явлении подчёркивают
яркие цветные картины: «зеленеющие нивы», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий», земля
«в сиянье». Разнообразна цветовая палитра, но общий колорит текста светлый, радостный.)
Группа 4.
Найдите в стихотворении слова, рисующие звуковые образы, и определите их художественную функцию.
(Звуковые образы и картины создаются аллитерациями, звучащими как раскаты грома: пРогРемело, ветРа поРывы, дальний гРом, Раскаты гРомовые.)
Группа 5.
Как в стихотворении передаётся динамика мира? Какой оттенок придаёт тексту устаревшая и возвышенная лексика?
(Описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин.
Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее.
Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы.
Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов.
И в завершение вновь появляется солнце, залившее мир сиянием.
Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает философскую мысль о том, что гроза — это явление временное, что
она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе. Торжественный оттенок придаёт тексту устаревшая и возвышенная лексика: струя, пламень, смятенная.)
VIII. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей.
Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Космический масштаб изображения мира и его конкретные детали»
Динамика времени |
Космический масштаб изображения мира |
Примеры (конкретные детали) |
Начало грозы |
Широта поэтического пространства текста: небо — земля |
«За тучей прогремело, принахмурилась земля», «дальний гром», «зеленеющие
нивы» |
Кульминация грозы |
Мощь и сила природной стихии: яркие краски, громкие звуки |
«Синей молнии струя», «пламень белый и летучий», «вихрем пыль летит», «раскаты...
всё сердитей и смелей» |
Конец грозы |
Победа света над тьмой |
«Солнце... взглянуло исподлобья», «в сиянье потонула вся смятенная земля» |
IX. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Стихотворение в актёрском исполнении.
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Итоговый вопрос: что бы вы добавили к интерпретации стихотворения, данной в учебнике, после работы на уроке?
X. Домашнее задание
Выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Письменно ответить на вопрос «Как сочетаются конкретные детали мира природы с космическим масштабом её изображения в стихотворении „Неохотно и несмело...“?».
Индивидуальное задание.
Разработать компьютерную презентацию «Овстуг — родина Тютчева».
|
УРОК 38
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...»
Основное содержание урока.
Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Обучение выразительному чтению. Роль антитезы в
стихотворении. Стихотворение в актёрском исполнении. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии), романсов на стихи поэта. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении. Выявление художественной функции антитезы. Развитие понятия
о пейзажной лирике. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения. Обсуждение романсов на стихи Тютчева.
I. Беседа.
Свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
Показ изображений коршуна.
Что можно сказать об особенностях этой птицы?
Какое впечатление она производит на человека?
Подберите ключевые слова, обозначающие признаки коршуна.
II. Выразительное чтение и обсуждение стихотворения:
(См. текст стихотворения "С поляны коршун поднялся...")
О чём это стихотворение?
Какая мысль является в стихотворении главной?
Какие чувства вызывают у читателя коршун и человек?
В чём заключено противоречие между ними?
Какой символический смысл вкладывает автор в то, что у коршуна есть два крыла, а человек — «царь земли» и «прирос» к ней?
III. Обучение выразительному чтению (см. алгоритм в уроке 27)
1. Перечитывание стихотворения про себя, выявление смысловых частей.
(Их две: 1—6-й стихи, где идёт речь о коршуне, и 7—8-й стихи, где ему противопоставляется человек.)
2. Смысловые части стихотворения: 1—2-й, 3—4-й и 5—6-й стихи.
1—2-й стихи — повествовательная интонация. Это начало полёта коршуна, который устремился к небу. Стихи звучат свободно, спокойно,
размеренно, передавая картину полёта. Пауза в конце 1-го стиха короткая, в тексте она обозначена запятой. Пауза в конце 2-го стиха
более продолжительная — она обозначена точкой с запятой. Логическими ударениями в 1-м стихе нужно подчеркнуть слово коршун,
обозначая предмет описания, а во 2-м стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.
3. 3—4-й стихи — интонационное изображение расширения пространства, выделение логическими ударениями слов выше, дале.
4. Большая пауза в конце 1-го четверостишия. В нём рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.
Первая строфа читается плавно, спокойно. Многосложные слова поднялся и небосклон создают пропуски ударений — пиррихии, поэтому строфа звучит широко,
свободно, передаёт величие и гармонию изображённой картины.
В чтении почти нет пауз, кроме межстиховых, речь замедляется, течёт плавно, широко. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе, и коршун
воспринимается как органическая часть природы, её естественный житель.
Архаическая форма слова дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.
Первая строфа рисует общий план картины. Пространство строфы расширяется вместе с полётом коршуна. Ключевое слово 4-го стиха — ушёл, форма глагола
совершенного вида и прошедшего времени показывает завершённость действия.
Во второй строфе нет изображения реального мира. Её содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет
человека и мощную птицу.
Общий план в 5—6-м стихах сменяется крупным планом, становятся видны два мощных крыла коршуна, но он «ушёл за небосклон», поэтому его облик рисуется в воображении
читателя. Человек и птица противопоставлены, это можно интонационно выделить большой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчёркиваются
лексическим и синтаксическим повтором «два мощных, два живых крыла».
Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её «сына».
С интонацией грусти звучат финальные 7—8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического
героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле «в поте и в пыли». Эти слова и выделяются логическим ударением.
5. В последней строке есть внутреннее противопоставление. Человек — «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и
не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» делает рассуждения поэта
соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека перед могучей природой.
Во время обучения выразительному чтению используется партитурная разметка текста, включающая логические ударения (подчёркивание), паузы
(вертикальная линия) и интонационные повышения и понижения голоса (стрелки, направленные вверх и вниз).
После интонационного и смыслового анализа и отработки выразительного чтения каждой строфы можно ещё раз прослушать всё
стихотворение и поучиться его выразительно читать целиком.
IV. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Виды антитезы в стихотворении».
Виды антитезы |
Коршун |
Лирическое «я» |
Образная |
Коршун: «взвился», «два крыла» |
Лирическое «я»: «прирос к земли», «в поте и в пыли» |
Пространственная |
«С поляны» (земля) |
«Высоко», «выше, дале»,
«небосклон» (небо) |
Глагольная |
Поднялся
|
Прирос |
Философская |
Природа-мать
|
Человек: «царь земли» |
V. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Итоговые вопросы:
Каким изображён в стихотворении человек?
Как читатель может ощутить его отношение к изображённым картинам?
Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Романсы на стихи Ф. И. Тютчева
Что добавляет к восприятию стихотворения музыкальное сопровождение и мастерство исполнителя?
VI. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения "С поляны коршун поднялся..." наизусть.
Устно выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».
Письменно выполнить задание 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Индивидуальное задание.
Создать собственные иллюстрации к стихотворению и подготовиться к их презентации и защите.
Написать отзыв на романс на стихи Тютчева.
УРОК 39
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»
Основное содержание урока.
Динамические картины природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой
жизни. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания
фонохрестоматии). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический
синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в стихотворении. Развитие понятия о звукописи. Чтение и обсуждение данной в
учебнике интерпретации стихотворения.
I. Выразительное чтение и обсуждение стихотворения «Листья»:
1. К какому жанру можно отнести этот текст (лиро-эпическое повествование, описание, монолог и т. п.)?
2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
С какой интонацией следует читать каждую часть? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Как изменяется настроение стихотворения от части к части? Почему это важно для его понимания?
Групповая работа:
Группа 1.
Каково настроение первой части (1—8-й стихи) и как это выражается в лексике стихотворения? Что нужно подчеркнуть при чтении вслух?
(В первой части «монолога» листья противопоставляют себя вечной зелени сосен и елей, которая описана стилистически сниженно, с пренебрежением (торчат,
тощая зелень, как иглы ежа, ввек не свежа).
Противопоставление усиливается частицей "пусть" в уступительном значении и уступительным союзом хотя. Зелень сосен и елей показана как что-то
неизменное, статичное, тяжёлое, колючее. А листья «хотят» иного. Им ближе движение, порыв. Поэтому настроение первой части — это настроение протеста.
При чтении вслух могут быть интонационно выделены слова и выражения: пусть, всю зиму, спят, тощая, иглы ежа, не желтеет, ввек.)
Группа 2.
Каково настроение второй части (9—16-й стихи)? Какие слова и выражение подтверждают ваше мнение?
(Во второй части листья «рассказывают» о себе. Им неприятна колючая зелень сосен и елей. Они — «лёгкое племя», их образ жизни — цвести и блестеть.
Они лишь «гостят» на сучьях. Красное лето для них — время красы, игры с лучами, купания в росе. Поэтому
настроение этой части беззаботное, лёгкое, весёлое, что нужно подчеркнуть при чтении вслух.)
Группа 3.
Как изменилось настроение в третьей части (17—24-й стихи)? Как его передать при чтении вслух?
(В 17—20-м стихах листья «повествуют» о наступлении осени. По смыслу эта строфа противопоставлена предыдущей строфе. Настроение грусти, утраты
усиливается глаголами со значением отсутствия — отпели, отцвели.
Вторая половина третьей части содержит решение проблемы. Спасение для листьев — улететь с тёплыми южными зефирами, чтобы не висеть и не желтеть
на «докучных ветвях». Печальное настроение создаётся интонационным выделением
глагольной лексики, вопросительными и восклицательными интонациями 21—24-го стихов.)
Группа 4.
Докажите, что заключительная часть стихотворения самая динамичная. Каково её настроение?
(В последней части — в 25—32-м стихах — выражается настроение нетерпения, стремления к переменам. Листья подхвачены
буйными осенними ветрами и улетают с ними.
Стремительный порыв и динамика текста подчёркиваются обилием глаголов (их 8), многие из которых стоят в повелительном наклонении, и обилием
восклицательных интонаций. Особое движение придаёт тексту повтор слов скорее и летите. Интересна последняя строка, в
которой звучит победная интонация сбывшейся мечты, исполнившегося желания.)
Группа 5.*
Подумайте о скрытом смысле стихотворения. Можно ли его соотнести с человеческим существованием, с состоянием прекрасной и быстро ушедшей
молодости, с вечным обновлением природы и быстротечностью человеческой жизни? Обоснуйте своё мнение.
(Картины природы у Тютчева воплощают глубокие раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке и мире. Природа внутренне близка
и понятна человеку, родственна ему. Человек и природа не всегда образуют единство, но граница между ними подвижна, проницаема.
Человеку, чтобы понять природу, нужно увидеть в ней самого себя.
Жизнь природы и жизнь души человеческой параллельны, но в любом стихотворении о природе нужно искать внутренний, «человеческий» подтекст.)
II. Индивидуальные и групповые исследовательские задания:
1. Какие слова и выражения характерны для образа листьев? Какую роль в создании образа играет глагольная лексика?
2. Какими изображены в стихотворении сосны и ели? Как их сниженная оценка подтверждается лексическим значением ключевых слов?
3. * Какое настроение и смысл придаёт тексту короткая длина стиха? Подтвердите своё мнение примерами.
4. * Найдите в каждой части стихотворения аллитерации и попытайтесь объяснить их роль в тексте.
5. * Проанализируйте глагольную лексику стихотворения.
Как она меняется от строфы к строфе? Какой смысл выявляется при определении времени, наклонения и лица глаголов?
III. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Изобразительно-выразительные средства языка и определение их художественной функции
в стихотворении „Листья“».
Изобразительно-выразительные средства |
Примеры |
Художественная функция |
Эпитеты |
|
|
Олицетворения |
|
|
Сравнения |
|
|
Антитеза |
|
|
Глагольная лексика |
|
|
Риторические вопросы и восклицания |
|
|
Обращения |
|
|
Повторы |
|
|
Звукопись |
|
|
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Итоговый вопрос: какие философские мысли о быстротечности человеческой жизни заключены в стихотворении?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Листья» наизусть.
Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
Индивидуальные задания.
Создать собственные иллюстрации к стихотворениям Тютчева и подготовиться к их презентации и защите.
Подготовить сообщения о детстве и юности А. А. Фета с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Подготовить выразительное чтение стихов Фета, изученных в начальной школе и в 5 классе.
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 — 1892)
Лирика А.А.Фета
УРОК 40
А. А. ФЕТ. «ЕЛЬ РУКАВОМ МНЕ ТРОПИНКУ ЗАВЕСИЛА...»
Основное содержание урока.
Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало. Природа как
воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной
детали. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника об А. А. Фете. Устные сообщения о поэте на основе дополнительно
найденных материалов о его биографии и творчестве. Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование
выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием
цитирования). Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая лексика и синтаксис, тропы, фигуры,
фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации
стихотворения.
I. Поэтическая пятиминутка.
Чтение наизусть стихов Фета, изученных в начальной школе и в 5 классе: «Весенний дождь», «Печальная берёза», «Кот поёт, глаза прищуря...», «Чудная
картина», «Я пришёл к тебе с приветом...», «Ласточки пропали...», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Скрип шагов вдоль
улиц белых...» и др.
II. Краткий рассказ учителя о поэте (детство, начало литературной деятельности).
Рассказ учителя о Фете с включением сообщений учащихся о поэте на основе поиска материалов о его биографии и
творчестве.
III. Чтение статьи учебника и составление её плана:
1. «Все страдания, все горести... имя им — Фет».
2. Удары жизни.
3. В кругу талантливой молодёжи Московского университета.
4. Первый поэтический сборник «Лирический пантеон».
5. Военная служба.
6. В кругу русских писателей.
7. Фет — известный поэт.
8. Одарённость Фета.
9. Красота как вечный закон жизни.
10. Стремление к изначальной гармонии и красоте в лирике Фета.
11. Идеальная духовность в природе и человеческой душе.
12. Звук и краска, пластика и аромат лирических мгновений.
IV.Ответы на вопросы раздела учебника «Проверьте себя».
V. Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее начало.
Выразительное чтение учителем стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Групповая работа:
Группа 1.
Составление комментариев к словам (жутко, рог, глашатай, странник).
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какие противоречивые чувства испытывает одинокий лирический герой в лесу? Почему его одновременно охватывают разные чувства?
Группа 2
Найдите в описании природы детали, образы и картины, которые изображены поэтом с помощью олицетворений.
Какой смысл они придают тексту?
Какой характер придаёт стихотворению фрагментарность описаний, например повторение слова ветер, передача состояния одним словом?
Группа 3
Проследите, как меняется настроение лирического «я» по ходу текста, сопоставив в смысловом ряду существительные
ель → тропинка → ветер → лес → листья → рог → зов
и глаголы завесила → не пойму → гудёт → колышется → слышится → кажется → приветствуешь.
Как слились воедино образы природы и внутреннее состояние человека в каждой строфе стихотворения?
Группа 4
Проанализируйте звуковые образы.
Какими способами они создаются (не только лексикой, но и фоникой!)?
Как звуковые образы помогают понять чувства лирического «я»?
Почему звук рога меняет настроение лирического «я»?
Группа 5
*Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк?
* Можно ли утверждать, что странник заблудился? Объясните своё мнение.
*Символом чего становится для него зов «взывающего рога»?
Группа 6
* Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства текста?
* Какие образы создают ощущение колдовства, зачарованности?
* Почему в финальной строфе лирический герой назван «странником бедным»?
V. Практическая работа.
Подбор цитат к теме «Художественные детали и их роль в стихотворении Фета». Составление цитатной таблицы.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Художественные детали и их роль в стихотворении Фета» |
Детали |
Цитаты |
Краски |
|
Звуки |
|
Состояние человека |
|
«Живописные слова» (олицетворения, метафоры, антитезы) |
|
IV. Чтение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Какие свои наблюдения над текстом вы бы добавили в статью учебника после анализа стихотворения?
V. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
VI. Обучение выразительному чтению стихотворения:
При обучении выразительному чтению следует обратить внимание учащихся на смысловые части стихотворения и на особенности интонаций,
выраженных графически знаками препинания.
В тексте две смысловые части: 1—6-й и 7—12-й стихи. На границе частей стоит устаревшее междометие "чу", которое заставляет читателя прислушаться к
происходящему.
Главное чувство первой части — тревогу одинокого странника в лесу, взволнованном ветром, — можно передать с помощью пауз на
месте точек и запятых. Паузы интонационно будут «рвать» текст, что передаст разобщённость мира и человека, его смятение и страх, оттого
что остался один в лесу, потерял спасительную тропинку.
Изменение настроения второй части можно передать, выделяя логическими ударениями слова, говорящие об изменении состояния человека: неожиданно, взывающий,
сладостен, приветствуешь. Радостное и приподнятое настроение второй части создаётся и появившимися восклицательными интонациями. Фрагментарность описаний и
«мужские» клаузулы коротких чётных стихов делят текст на «кадры», что придаёт ему «кинематографичность».
В целом стихотворение звучит оптимистически и приобретает обобщённый, символический смысл: даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход всегда есть,
только нужно собраться и услышать звук спасительного рога.
Итоговые вопросы:
Как в стихотворении отразился жизнеутверждающий пафос автора?
Почему поэт считает природу воплощением прекрасного?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Письменно ответить на вопросы из раздела учебника «Творческое задание».
Индивидуальное задание.
Создать собственные иллюстрации к стихотворению и подготовиться к их презентации и защите.
УРОК 41
А. А. ФЕТ. «ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ»
Основное содержание урока.
Переплетение и взаимодействие тем
природы и любви. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Развитие понятия о пейзажной лирике. Стихотворение в актёрском
исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии).
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ форм выражения авторской позиции в стихотворении.
Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств
языка поэта. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «пейзаж»,
«звукопись».
I. Выразительное чтение учителем стихотворения «Ещё майская ночь» (см. текст стихотворения ниже).
и лексический комментарий к словам и выражениям: нега, полночный край, кротко, тешить, бестелесней.
Переплетение и взаимодействие тем природы и любви в лирике А.А.Фета.
Стихи Фета о природе — это прежде всего стихи о человеке, его душевных состояниях, его возможностях преодолевать
страдания, учась этому у природы.
Групповая работа:
Группа 1.
Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения?
Почему оно называется не «Майская ночь», а «Ещё майская ночь»?
* Найдите черты общности и различия в стихотворении Фета и описании украинской ночи в начале главы II повести Гоголя «Майская
ночь, или Утопленница».
Группа 2
Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение читателя? Аргументируйте свой ответ.
Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы? Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»?
Каким мы видим лирического героя стихотворения?
Какие чувства он испытывает и почему? Что приводит поэта в восторг?
Группа 3
За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
Почему майская ночь вызывает у лирического «я» не только любовь, но и тревогу?
Чего больше в стихотворении — грусти или восторга?
Группа 4
Почему поэт сравнивает молодую листву берёз с убором невесты?
Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
Какое состояние лирического «я» передают слова и выражения:
тревога и любовь, томить, с песней, невольной, последней? В чём необычность этого состояния?
*В чём драматизм в изображении чувства в последней строфе?
*Что побуждает поэта воспеть майскую ночь?
*Почему эта песня «невольная» и, может быть, «последняя»?
II. Практическая работа.
Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы и человека в лирике А. А. Фета».
Составление цитатной таблицы.
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Особенности изображения природы и человека в лирике А. А. Фета |
Особенности изображения природы и человека |
Цитаты |
Мысль о безыскусственности поэзии, о неощутимости высокого искусства для читателя |
|
Восторг от красоты природы |
|
Стремление запечатлеть мгновение в слове |
|
Готовность любить всю Вселенную в минуты восхищения красотой мира |
|
Наслаждение красотой — предвестник жизненных радостей, импульс к творчеству и расцвету
душевных сил |
|
III. Развитие понятия о пейзажной лирике.
Что такое пейзажная лирика? Почему она так называется?
Какой образ важнее в пейзажной лирике: образ природы или образ человека? Почему?
Роль пейзажа в лирике:
Передача внутреннего состояния человека.
Уподобление или противопоставление человека жизни природы.
Отражение восприятия природы лирическим героем.
IV. Чтение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
Какие свои наблюдения над текстом вы бы добавили в статью учебника после анализа стихотворения?
V. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Итоговые вопросы:
Какую роль, по мнению Фета, играет в жизни поэта красота окружающего мира?
Как понять слова Фета: «Только песне нужна красота, / Красоте же и песен не надо»?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Письменно ответить на вопрос «Как пейзаж передаёт внутреннее состояние человека в стихотворении „Ещё майская ночь“?».
УРОК 42
А. А. ФЕТ. «УЧИСЬ У НИХ — У ДУБА, У БЕРЁЗЫ...»
Основное содержание урока.
Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Краски и звуки в пейзажной лирике. Гармоничность и музыкальность поэтической речи.
Развитие понятия о звукописи. Стихотворение в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного
чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения.
I. Выразительное чтение учителем стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы...» (см. текст на странице
"Поэзия родной природы (уроки литературы в 8 классе)" .
II. Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Групповая работа:
Группа 1.
Проанализируйте композицию стихотворения «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Можно ли утверждать, что она основана на противопоставлении двух частей и двух образов: зимы и весны? Можно ли
считать эти образы символами? Обоснуйте свою позицию.
Какой скрытый смысл заключён в упоминании конкретных времён года?
Группа 2
Найдите в стихотворении глаголы в повелительном наклонении.
Подумайте, к чему призывает лирический герой своих читателей.
Чему и с какой целью они должны учиться «у дуба, у берёзы»?
Группа 3
Найдите в словаре толкование понятия аллитерация.
* Найдите в стихотворении аллитерации. Какие образы и настроения они создают?
Группа 4
Какие картины природы поэт создаёт с помощью эпитетов, олицетворений и метафор? Как они помогают лучше понять стихотворение? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 5
Как вы понимаете выражения жестокая пора, напрасные... слёзы, холод лютый, скорбящая душа?
* Какой символический смысл они придают стихотворению?
Группа 6
Ответ на вопрос из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
* Почему с образом весны поэт связывает такие слова и выражения, как гений, для новых откровений, переболит?
III. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Краски и звуки в лирике Фета»
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Краски и звуки в лирике Фета» |
Название стихотворения |
Краски |
Звуки |
«Ель рукавом мне тропинку завесила...» |
|
|
«Ещё майская ночь» |
|
|
«Учись у них — у дуба, у природы...» |
|
|
IV. Развитие понятия о звукописи
Что такое звукопись? Почему этот приём так называется? Чем различаются ассонанс и аллитерация?
Какие согласные звуки чаще других употреблены в первой строфе?
Какие слова они соединяют в один смысловой ряд? Какова роль аллитерации в строфе?
Найдите аллитерации во второй строфе и объясните их роль в тексте.
Попытайтесь найти ассонансы в последней строфе. Какова их роль?
Как звукопись помогает сделать поэтическую речь гармоничной и музыкальной?
V. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения.
Стихотворение в актёрском исполнении
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Итоговые вопросы:
Какова роль звукописи в стихах Фета?
Как она помогает понять стихотворение?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
Письменно ответить на вопрос «Какова роль звукописи в стихах Фета (на примере 1—2 стихотворений)?».
Групповое задание.
Выполнить задания из раздела «Проект».
Конкурс на лучшее выразительное чтение стихов Тютчева и Фета.
Индивидуальные задания.
Подготовка к конкурсам по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (см. следующий урок).
УРОК 43
Ф. И. ТЮТЧЕВ, А. А. ФЕТ. ЛИРИКА (урок развития речи 7)
Основное содержание урока.
Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Защита проекта. Литературные конкурсы.
Основные виды деятельности.
Составление плана анализа (сопоставительного анализа) стихотворений, устное сообщение о стихотворениях. Анализ
форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтическая
лексика и синтаксис, тропы, фигуры, фоника и др.) и определение их художественной функции в произведениях. Игровые виды деятельности.
I. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Создание сочинения-интерпретации одного стихотворения и сопоставительный анализ стихотворений представляет собой значительную сложность для шестиклассников,
но к старшей школе этот навык должен быть окончательно сформирован.
Поэтому можно предложить школьникам конкретные вопросы и задания, которые помогут в самостоятельной интерпретации
стихотворения, не обучая анализу «по схеме», который обезличивает школьные сочинения.
Групповая работа:
Группа 1.
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».
Как изменяется настроение в стихотворении?
Какие части текста изображают динамичные картины, а где настроение более спокойное?
Как эти настроения соотносятся с природным процессом перехода весны в лето?
Какой образ поэт делает в своём стихотворении самым выразительным? Прав ли он, показывая характерным признаком весны половодье? Обоснуйте свою позицию.
Какое настроение придают стихотворению слова брег, гласят, гонцы? Как мы называем такую лексику?
Какие слова и выражения повторяются в стихотворении неоднократно? Как это помогает нам
почувствовать авторское отношение к изображённой картине?
Группа 2.
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».
Какова композиция стихотворения? Сколько в нём частей? Аргументируйте свою точку зрения.
Какие приметы зимы и весны видим мы в первой строфе?
Какой образ и настроение помогает создать глагольная лексика?
Как в этом помогает звукопись?
Каковы ключевые слова второй строфы? Какие чувства они рождают у читателя?
Понаблюдайте, как изменяются бурные, стремительные картины половодья к третьей строфе. Какая часть речи здесь преобладает?
Можно ли доказать, что активный процесс прихода весны стал в мае более спокойным?
Какой образ создаётся при помощи слова толпится?
Группа 3.
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».
* Найдите в стихотворении слова со значением цвета.
Как меняется колорит от первой строфы к третьей и как это помогает автору
сделать картину весны более выразительной?
* Какими словами создаются в стихотворении звуковые образы? Опишите словами звуки весны.
* Прослушайте романс С. В. Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева.
Как композитору удалось передать в музыке основные настроения стихотворения?
Группа 4.
А. А. Фет. «Ещё весны душистой нега...».
Какие чувства вызывает у поэта приближение весны?
Докажите, что доминирующее чувство стихотворения — напряжение. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
Группа 5.
А. А. Фет. «Ещё весны душистой нега...».
На какие части можно разделить это стихотворение? Каким настроением проникнута каждая часть?
Докажите, что Фет рисует окружающий мир при помощи фрагментов, деталей, не всегда тесно связанных между собой?
Каков образный ряд этого стихотворения?
Как соотнесены в нём мир внешний и внутреннее состояние человека?
В чём динамичность и музыкальность художественных образов стихотворения?
Опишите пространство стихотворения. Для этого попытайтесь представить образные картины текста, как в кино, условно разделив их
на «кадры».
Как ваши наблюдения за пространством стихотворения помогают понять его содержание?
Группа 6.
Сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё в полях белеет снег...» и А. А. Фета «Ещё весны душистой
нега...».
* О чём эти стихотворения? Что является в них предметом изображения?
Что общего в изображении весны разными поэтами?
Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?
* Какие изобразительно-выразительные средства используют поэты?
С какой целью? Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
Сделайте выводы о сходстве и различиях чувств и образов этих стихотворений.
* Докажите, что в стихотворении Тютчева космический масштаб изображения мира проявляется в конкретных деталях, а в стихотворении Фета
воспета красота и гармония мира.
Особенности изображения природы в стихах Тютчева и Фета
Сходство:
Оба поэта описывают внутренние переживания человека, его чувства, созвучные состоянию природы.
Поэтическая речь и Тютчева, и Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами.
Русская природа в их стихотворениях живёт своей «чудной жизнью».
Различия:
У Тютчева изображение природы полно философских размышлений об устройстве мира, о движении времени, о Вселенной и о человеке
в ней.
В стихах Тютчева видим сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов.
В лирике Фета больше радости, света, ощущения красоты и гармонии мира. Они помогают человеку преодолевать драматические
ситуации жизни, которая связана с вечным обновлением природы.
Для стихов Фета характерны фрагментарность и повышенная эмоциональность в изображении мира природы и чувств человека, динамичность и музыкальность
образов, метафоричность, повторы, ритмические паузы, богатство поэтических интонаций.
II. Защита проекта
Защита учебного проекта:
Конкурс на лучшее чтение стихотворений Тютчева и Фета с включением кратких рассказов об интересных страницах биографии поэтов,
например о дружбе Фета с Л. Толстым (в подборе таких материалов обязательно должен помочь учитель).
Литературные конкурсы
Выступления «экскурсоводов» по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов;
составление галереи портретов Тютчева и Фета и рассказ об этих портретах;
прослушивание романсов на стихи Тютчева и Фета и рассказы о композиторах и исполнителях романсов;
защита рисунков — иллюстраций к стихотворениям;
чтение учащимися вслух своих сочинений-отзывов об отдельных стихах поэтов и обсуждение этих отзывов в классе.
Домашнее задание (по выбору)
Создать письменную интерпретацию одного стихотворения Ф. И. Тютчева или А. А. Фета.
* Провести сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «Ещё в полях белеет снег...» и А. А. Фета «Ещё весны душистой
нега...».
Письменно ответить на вопрос «Какие чувства и мысли вызывает приход весны у русских поэтов?».
Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о детстве и юности Н. А. Некрасова с использованием справочной литературы и ресурсов
Интернета (под руководством учителя).
Подготовить выразительное чтение стихов Некрасова, изученных в начальной школе и в 5 классе.
Подготовить заочную экскурсию по литературным местам, связанным с именем Некрасова.
Следующие уроки: Уроки 44-45. Н.А.Некрасов. "Железная дорога" >>>
Фёдор Иванович ТЮТЧЕВ
1803 — 1873
БИОГРАФИЯ Ф.И.ТЮТЧЕВА
Фёдор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными
традициями. Отец Иван Николаевич Тютчев отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством. Мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых и
была женщиной умной и впечатлительной. Детство будущего поэта прошло в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком под присмотром «дядьки» Н. А. Хлопова.
Мальчик получил хорошее домашнее воспитание и образование. На его необыкновенные способности и дарования обратили внимание родители и его воспитатель —
известный в ту пору поэт С. Е. Раич. Деятельность Раича была многообразной и насыщенной: он превосходно знал древние классические языки, переводил
античных авторов, пылал любовью к итальянской литературе и привил эту любовь своему воспитаннику. Словом, Раич оказал на Тютчева благотворное и сильное
влияние: поощрял литературные занятия Тютчева, читал первые пробы пера вступавшего в литературу поэта. Тютчев с детства усвоил основные европейские
языки и под руководством Раича в 12 лет переводил Горация.
Дальнейшее образование и воспитание Тютчев продолжил в Московском университете, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории
изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. Его волнуют произведения русских авторов, и он
откликается на них (например, на пушкинскую оду «Вольность»). В Университете Тютчев много читает, пополняя своё образование.
Окончив в 1821 году Университет со степенью кандидата, Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провёл 22 года на дипломатической службе.
Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир, в её
тайную, сокровенную жизнь. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения.
Читая стихотворения Тютчева, можно легко убедиться, что природа у Тютчева — живой, чувствующий организм. Она может «принахмуриться», её «раскаты
громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце — взглянуть на землю «исподлобья». Читатель словно видит, как живёт природа, как она дышит,
что совершается в ней. Так Тютчев приоткрывает для нас тайны природы, помогая постигать их.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
"Неохотно и несмело..."
1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?
2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.
3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля,
и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?
4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
«Неохотно и несмело...»
1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?
2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
ОВСТУГ
(Жуковский район Брянской области)
Овстуг — усадьба родителей Ф. И. Тютчева, Ивана Николаевича и Екатерины Львовны. Детство поэта прошло в Овстуге. Первоначальное домашнее образование
Тютчев получил в родительском доме под руководством Семёна Егоровича Раича, известного литературного критика и переводчика. На всю жизнь в душе Тютчева
осталась благодарная память о родной усадьбе. «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах,
какие приступы тоски по родине овладевают мною...» — писал поэт в одном из писем жене. Тютчев часто навещал родные места. Обычно летом. Один раз,
б декабря 1852 года, поэт посетил Овстуг зимой. Именно тогда было написано знаменитое стихотворение «Чародейкою зимою...». В последний раз Тютчев
навестил усадьбу в августе 1871 года. Дочь поэта Мария Фёдоровна открыла в селе школу для сельских детей. Поэт передал школе часть усадебной земли
и дал указание управляющему в течение шести лет бесплатно выдавать дрова для школы.
С 1957 года в Овстуге — музей Ф. И. Тютчева. Сначала музей размещался в здании школы для крестьянских детей, построенной дочерью поэта, а с 1986
года в восстановленном главном усадебном доме.
С 1961 года в июне в Овстуге проходят ежегодные Тютчевские праздники поэзии.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться)
|
|
1. Источник: Беляева Н.В. Уроки
литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
Ф.И.ТЮТЧЕВ
* * *
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля —
Чу! за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей…
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
6 июня 1849
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 203.
Примечания
Впервые напечатано в журнале «Киевлянин», 1850, кн. III, стр. 192, под заглавием «Гроза дорогой».
Стихотворение «Неохотно и несмело...»
Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме,
от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. В стихотворении
«Неохотно и несмело...» робкое солнце освещает и греет поля. Но вот приходит весенняя гроза, и наступление весны, её победа над зимой становятся
ощутимее и очевиднее. Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной
и сама в смущении удивляется этому чудному преображению. Теперь уже никак нельзя сомневаться, что весна пришла и начала своё победное шествие по воскресшей
от зимней спячки земле. (вернуться к уроку)
Ф.И.ТЮТЧЕВ
ЛИСТЬЯ
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Впервые напечатано в журнале «Русский архив», 1879. Вып. 5. С. 129. (вернуться к уроку)
А.А.ФЕТ
Ещё майская ночь
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
1857
Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 86.
Впервые — в журнале «Русский вестник», 1857, т. 12, ноябрь, кн. 2, с. 443. (вернуться к уроку)
|
|
|
Овстуг (родовое имение Тютчевых). Дорога на мельницу. Акварель О.Петерсона. 1861 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|