|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
Стихотворение Н.А.Некрасова "Железная дорога"
Уроки литературы в 6 классе[1]
|
|
Урок 44. Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ
Урок 45. Н. А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения
Урок 46. Законы стихосложения
Уроки 47-48. Уроки контроля
УРОК 44
Н. А. НЕКРАСОВ. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»[2]: АВТОР И НАРОД
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство, начало литературной деятельности). Стихотворение в актёрском исполнении. Картины
подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Величие народа — созидателя материальных и духовных ценностей.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Сообщения о детстве и юности поэта на основе поиска материалов о его биографии и творчестве.
Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с
именем Некрасова. Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных ранее. Восприятие и выразительное чтение стихотворения
«Железная дорога» (по частям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные
ответы на вопросы (с использованием цитирования). Анализ форм выражения
авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Поэтическая пятиминутка.
Чтение наизусть стихов Некрасова, изученных и прочитанных самостоятельно в начальной школе и в 5 классе:
отрывки из стихотворений «Крестьянские дети», «На Волге», из поэмы «Мороз, Красный нос»,
стихотворения «Школьник», «Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «Зелёный шум» (по выбору учителя).
II. Рассказ учителя о Некрасове с включением сообщений учащихся о поэте
на основе поиска материалов о его биографии и творчестве и заочной экскурсии по литературным местам,
связанным с его именем (Карабиха, Петербург). См. страницу "Некрасов в Петербурге".
III. Чтение статьи учебника и её обсуждение по вопросам: (См. статью ниже)
Как проявился интерес Некрасова к литературе в годы учёбы в Ярославской гимназии?
Почему Некрасов не захотел поступать в Дворянский полк?
Как проходили его первые годы жизни в Петербурге? Почему он не сдался, не вернулся к отцу?
Как будущий поэт выбрался из нужды? Почему он жалел, что не смог учиться в университете?
Какое значение имела для Некрасова встреча с Белинским?
Докажите, что Некрасов видел красоту души в самых простых людях. Приведите примеры из ранее изученных произведений поэта.
Какие надежды возлагал поэт на детей?
Какие стихи Некрасова стали народными песнями?
III. Прослушивание и обсуждение одного из романсов на стихи Некрасова.
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения стихотворения «Железная дорога»
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
V. Групповая работа:
Группа 1.
Перечитайте первую часть стихотворения.
Ответьте на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В чём особенность созерцания осенней природы из окна вагона?
Какими способами автор выражает в первой части стихотворения свои чувства?
Какой образ создаётся звукописью в последней строфе первой части стихотворения?
Группа 2.
Перечитайте первую половину второй части стихотворения до слов «Не ужасайся их пения дикого...».
Ответьте на вопросы 3—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 3.
Перечитайте вторую половину второй части стихотворения от слов «Не ужасайся их пения дикого...» до конца части.
Почему собеседник Вани называет мужиков его братьями?
Какую роль в этой части играют глаголы в повелительном наклонении?
Ответьте на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Ответьте на вопрос 3 к стихотворению «Железная дорога» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Группа 4.
Перечитайте третью часть стихотворения.
В чём взгляды на народ генерала и его попутчика не совпадают?
Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 5.
Перечитайте четвёртую часть стихотворения.
Почему автор описывает «светлую» сторону труда рабочих с иронией?
Что получили рабочие в конце строительства? Был ли честным такой расчёт? Почему «каждый подрядчику должен остался»? Обоснуйте ваше мнение.
Группа 6.
Выпишите из текста четвёртой части в два столбика все словосочетания, обозначающие, к каким положительным и отрицательным результатам пришли рабочие
к концу стройки дороги.
*Сопоставьте эти результаты. Сделайте выводы.
Почему стихотворение обращено к детям?
VI. Обсуждение репродукций картин русских художников, помещённых в учебнике.
Выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство».
VII. Практическая работа. Подбор цитатных примеров к теме «Два лица
народа в стихотворении Некрасова „Железная дорога“».
Составление цитатной таблицы:
ТАБЛИЦА
«Два лица народа в стихотворении Некрасова „Железная дорога“» |
Автор |
Генерал |
Народ труженик и созидатель/
Рабская психология народа и её причины
|
Народ-разрушитель |
«Вынес достаточно русский народ...»/
Царь-голод, зной, холод, согнутая спина, землянки, болезни |
«Что же... всё это народ сотворил?» |
«Вынесет всё — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»/
«Грабили нас грамотеи десятники, / Секло начальство, давила нужда... Всё претерпели мы...»
|
«Логика ваша немного дика...» |
«Вот они — нашей дороги строители»/
«Трудно свой хлеб добывал человек». «Каждый подрядчику должен остался...» «Махнули рукой»
|
«Чудо искусства — он всё растаскал!» |
Ватикан, Колизей, Святой Стефан,
Аполлон Бельведерский — создание рук простого народа/
«Шапки долой — коли я говорю...» «Бочку рабочим вина выставляю / И — недоимку дарю!..» «Выпряг народ лошадей — и купчину / С криком „ура!“
по дороге помчал...»
|
«Не создавать —
разрушать мастера». «Варвары! дикое скопище пьяниц!..» |
Итоговый вопрос:
вопрос 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение одной из частей стихотворения "Железная дорога"наизусть.
Устно ответить на вопросы из раздела учебника «Творческое задание».
Письменно ответить на вопрос «В чём различие взглядов автора и генерала на русский народ?».
УРОК 45
Н. А. НЕКРАСОВ. «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»:
СВОЕОБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ
Основное содержание урока.
Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических
вопросов. Начальные представления о строфе. Понятие о диалоге.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение фрагментов стихотворения наизусть. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Восприятие
художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Выявление художественно значимых
композиционных особенностей и изобразительно-выразительных средств языка поэта. Работа
со словарём литературоведческих терминов.
I. Групповая работа:
Группа 1.
Значение эпиграфа.
Что такое эпиграф?
Проверьте себя по словарю литературоведческих терминов. С какой целью авторы используют эпиграфы?
Как вы понимаете эпиграф к стихотворению «Железная дорога»?
Зачем Некрасов предпосылает своему стихотворению эпиграф в форме диалога?
Как в эпиграфе намечается конфликт между генералом и его попутчиком?
С какой целью автор указывает, как были одеты папаша и Ваня?
Найдите в эпиграфе антитезы и определите их роль в композиции стихотворения.
Как противоречия, заложенные в эпиграфе, отразятся на композиции стихотворения?
Группа 2.
Роль пейзажа.
Что такое пейзаж в литературном произведении? Какова может быть его роль в произведении?
С какой целью Некрасов начинает своё стихотворение с пейзажа?
Найдите в первой части стихотворения строки, рисующие осеннюю природу, и строки, передающие состояние лирического «я».
С какой целью они даются попеременно?
Пейзаж даётся глазами пассажира, едущего в вагоне. Случайно ли это? Обоснуйте свою позицию.
Найдите в первой части эпитеты, сравнения, метафоры и объясните их роль.
Ответьте на вопрос 1 к стихотворению «Железная дорога» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Какое настроение придают первой части восклицания?
Группа 3.
Сочетание реальных и фантастических картин.
Какие картины в стихотворении являются реальными, а какие — фантастическими? С какой целью автор вводит фантастические картины?
С какой целью автор изображает «царь-голод» живым существом?
Какова смысловая роль этой развёрнутой метафоры?
Какие чувства вызывает у читателя толпа мертвецов и их пение?
Ответьте на вопрос 2 учебника к стихотворению «Железная дорога» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Мертвецы в стихотворении появляются после упоминания о «косточках русских», а исчезают после «свистка оглушительного».
Случайно ли это? Обоснуйте своё мнение.
Группа 4.
Диалог-спор.
Что такое диалог? Докажите, что диалог является основным композиционным приёмом стихотворения.
Кто участвует в диалоге? Назовите образы стихотворения, которые изображены в ситуации диалога.
Перечитайте эти диалоги.
Докажите, что диалог каждой пары образов построен на конфликте: генерал — попутчик, генерал — Ваня (сон Вани), подрядчик — строители.
Группа 5.
Значение риторических вопросов.
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятия риторический вопрос.
Найдите риторические вопросы в стихотворении «Железная дорога».
Определите всех персонажей, кому принадлежат риторические вопросы. Как характер вопросов связан с персонажами, которые их
произносят?
Найдите в стихотворении риторические вопросы, содержащие утверждение и отрицание.
Кому они принадлежат? С какой целью в стихотворение «Железная дорога» включены риторические вопросы?
II. Понятие о диалоге
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятия строфа.
Какие типы строф используются в русской поэзии?
Приведите примеры из изученных вами стихотворений.
Какова роль рифмы в строфе? Какие способы рифмовки в строфе можно заметить?
Определите, какими строфами написана «Сказка о мёртвой царевне...» и «Зимнее утро» А. С. Пушкина, «Бородино»,
«Утёс» и «Три
пальмы» М. Ю. Лермонтова, «Листья» Ф. И. Тютчева, «Облаком волнистым» и
«Ещё весны душистой нега...» А. А. Фета.
Определите в строфах способы рифмовки: парную, перекрёстную, кольцевую.
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятия диалог.
Найдите примеры диалога в «Железной дороге».
III. Практическая работа.
Составление примерного плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Некрасова „Железная дорога“»:
Вопрос |
Пункт плана |
Что такое композиция? |
Композиция — расположение
и взаимосвязь частей художественного произведения |
В чём особенности композиции «Железной дороги»? |
Особенности композиции «Железной дороги»: ... |
Какова роль эпиграфа в стихотворении «Железная дорога»?
|
— Значение эпиграфа в стихотворении. |
Какова композиционная роль осеннего пейзажа в стихотворении?
|
— Композиционная роль пейзажа. |
Что такое фантастика? Почему в
стихотворении «Железная дорога» соседствуют реальные и фантастические картины?
|
— Сочетание реальных и фантастических картин.
|
Что такое диалог? Какова его роль в стихотворении?
|
— Диалог-спор как основной композиционный приём стихотворения.
|
Какие вопросы называются риторическими?
|
— Значение риторических вопросов для понимания композиционных особенностей
стихотворения. |
Какова роль композиционных приёмов в понимании стихотворения?
|
Роль композиции «Железной дороги» в понимании стихотворения |
Итоговые вопросы:
Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?
Ответьте на вопрос 5 к стихотворению «Железная дорога» из практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Подберите аргументы для ответа на вопрос «Прав ли К. И. Чуковский в своей оценке „Железной дороги“?»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).
Домашнее задание
Письменно ответить на проблемный вопрос «В чём своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова „Железная дорога“?».
Индивидуальное задание.
Создать иллюстрацию к стихотворению и подготовиться к её презентации и защите.
УРОК 46
ЗАКОНЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Основное содержание урока.
Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Виды рифм и способы рифмовки.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Трёхсложные размеры стиха». Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров,
иллюстрирующих стихотворные размеры. Определение двусложных и трёхсложных размеров стиха, видов рифм и способов рифмовки на примере изучаемых
стихотворных произведений. Определение стихотворных размеров с использованием заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...».
I. Повторение двусложных размеров стиха: (см. также страницу "Стихотворные размеры")
Вспомните, какие размеры стиха называются двусложными.
Чем ямб отличается от хорея? Приведите примеры.
Какими размерами написаны стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и «Зимняя дорога»?
Какими размерами написаны стихотворения Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...»
и «С поляны коршун поднялся...»?
Докажите правильность своего ответа
II. Определение трёхсложных размеров стиха на слух
Подумайте, какими размерами написаны стихотворения «Тучи» и
«Три пальмы» М. Ю. Лермонтова, «Листья» Ф. И. Тютчева,
«Ель рукавом мне тропинку завесила...» А. А. Фета: двусложными или
трёхсложными.
Попробуйте проскандировать по одной строчке из этих стихотворений, выделяя ударные слоги.
В каких стихотворениях ударный слог первый из трёх? В каких — второй из трёх?
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Трёхсложные размеры стиха»: (См. статью ниже)
Как называется трёхсложный стихотворный размер, если в группе слогов ударным является первый слог? второй? третий?
Выполнение задания 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Дополнение таблицы своими примерами.
Выполнение задания 2 из раздела учебника «Проверьте себя».
III. Практическая работа
Виды рифм и способы рифмовки
1. Определите, каким является последний слог в следующих строках, ударным или безударным:
«В песчаных степях аравийской земли...»;
«Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;
«Тучки небесные, вечные странники...».
Посчитайте, сколько слогов осталось в каждом стихе после ударного слога в конце строки.
Если ударение в конце строки падает на последний слог, то такая рифма называется мужской. Если на предпоследний, то женской.
Если на третий от конца, то дактилической.
2. Определите виды рифм в следующих цитатах:
«И корни мои умывает холодное море...»;
«Солнце смотрит на поля...»;
«Всё претерпели мы, Божии ратники...».
3. Вспомните, что такое строфа.
Если в строфе рифмуются соседние стихи, то рифма называется парной:
С поляны коршун подняЛСЯ,
Высоко в небо он взвиЛСЯ.
4. Приведите свой пример парной рифмы.
Если в строфе первая строфа рифмуется с третьей, а вторая — с четвёртой, то рифма называется перекрёстной:
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.
5. Приведите свой пример перекрёстной рифмы.
Если в строфе первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей, то рифма называется опоясывающей или кольцевой:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
6. Приведите свой пример кольцевой рифмы.
IV. Литературная игра:
I. Определите стихотворные размеры указанных стихотворений и укажите «третий лишний»:
1) «Зимнее утро» А. С. Пушкина; «И. И. Пущину» А. С. Пушкина;
«Листья» Ф. И. Тютчева.
2) «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева;
«Утёс» М. Ю. Лермонтова;
«Железная дорога» Н. А. Некрасова.
3) «Листок» М. Ю. Лермонтова; «Ель рукавом мне тропинку завесила...» А. А. Фета;
«С поляны коршун поднялся...» Ф. И. Тютчева.
II. Соедините стрелками названия стихотворений и стихотворные размеры. Определите «четвёртый лишний».
Название стихотворения |
Стихотворный размер |
«Ещё майская ночь» А. А. Фета |
хорей |
«Крестьянские дети» Н. А. Некрасова |
ямб |
«Зимняя дорога» А. С. Пушкина
|
амфибрахий |
|
дактиль |
Название стихотворения |
Стихотворный размер |
«Узник» А. С. Пушкина |
дактиль
|
«Тучи» М. Ю. Лермонтова
|
хорей
|
«Учись у них — у дуба, у берёзы...» А. А. Фета
|
амфибрахий |
|
ямб |
IV. Презентация и защита своих иллюстраций к стихотворению «Железная дорога».
Домашнее задание
Определить стихотворные размеры, которыми написаны произведения М. Ю. Лермонтова (см. цитаты из викторины по произведениям
Лермонтова в практикуме «Читаем, думаем, спорим...»).
Подготовиться к контрольной работе по творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова.
УРОКИ 47-48
УРОКИ КОНТРОЛЯ
Основное содержание урока.
Контрольная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.
Основные виды деятельности.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Письменный анализ (сопоставительный анализ) стихотворений или эпизода рассказа «Бежин луг».
Тестовая проверка знаний по теории литературы.
Контрольная работа по творчеству Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева
Вариант контрольной работы:
I. Тестовая проверка знаний по теории литературы:
1. Определите стихотворные размеры в следующих стихотворениях:
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»,
«Листья», «С поляны коршун поднялся...».
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,
«Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...».
Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Крестьянские дети»,
«Школьник».
2. Какие художественные приёмы использованы поэтами в следующих цитатах:
1) Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(А н т и т е з а)
2) — Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(Д и а л о г)
3) Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(З в у к о п и с ь)
3. Соедините стрелками авторов стихотворений с цитатами из их стихотворений. Определите «четвёртый лишний»
Цитаты |
Авторы |
«И в сиянье потонула
Вся смятенная земля» |
А.А.Фет |
«Переболит скорбящая душа» |
Ф.И.Тютчев |
«Зимняя дорога» А. С. Пушкина
|
амфибрахий |
|
дактиль |
«Узник» А. С. Пушкина |
дактиль
|
«Тучи» М. Ю. Лермонтова
|
хорей
|
«Учись у них — у дуба, у берёзы...» А. А. Фета
|
амфибрахий |
|
ямб |
II. Краткий письменный ответ (5—10 предложений) на один из проблемных вопросов (по выбору ученика):
1. Какие состояния природы любит изображать Ф. И. Тютчев в своих стихах?
2. Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А. А. Фета?
3. С какой целью автор рассказывает историю строительства железной дороги именно мальчику Ване?
(По стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога».)
III. * Интерпретация литературного текста (по выбору учащихся):
1. Дайте письменный сопоставительный анализ стихотворений «Зима недаром злится...» Ф. И. Тютчева и «Весенний дождь» А. А. Фета.
2. Письменно проанализируйте эпизод из рассказа «Бежин луг» со слов «Не успел рассказчик произнести это последнее слово...» до слов
«...с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».
Домашнее задание
Прочитать сказ Н. С. Лескова «Левша».
Групповые задания.
Подготовить пересказ глав сказа по группам.
Подготовить комментарии к незнакомым словам.
См. страницу «Толковый словарь к сказу Н.С.Лескова "Левша"» на сайте "Лесков и его сказ "Левша".
Индивидуальные задания.
Подготовить сообщение о Н. С. Лескове и музее писателя в Орле с использованием справочной литературы
и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Найти портреты писателя Н. С. Лескова и подготовить рассказ о них.
Следующие уроки: Уроки 49-51. Сказ Н. С. Лескова "Левша" >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н.В. Уроки
литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021. — 452 с. (вернуться)
2. Стихотворение "Железная дорога" — написано в начале 1864 года.
Было запрещено цензурой в мае и впервые опубликовано 24 ноября 1865 года в октябрьском номере «Современника».
В основу произведения положены факты, связанные со строительством в 1842—1852 гг. Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. При
создании стихотворения Некрасов опирался на материалы журнальных и газетных публикаций, посвященных тяжелому положению строителей железных дорог в России
(об этом, например, писал Н. А. Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи», 1860 и В. А. Слепцов в цикле очерков «Владимирка и Клязьма», 1861), а
также на свидетельства людей, принимавших непосредственное участие в строительстве Николаевской железной дороги. Одним из них был близкий знакомый поэта
инженер В. А. Панаев, который рассказывал: «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный
народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно
сказать, вознаграждения».
В «Железной дороге» представлено широкое полотно народной жизни. Но этим не ограничивается содержание произведения. В нем отразились раздумья поэта о
судьбе народа, его прошлом, настоящем и будущем. Это во многом определило сложную образно-художественную структуру стихотворения, в которой слились в
органическом единстве приметы многих поэтических жанров, уже использовавшихся в поэзии Некрасова: пейзажные зарисовки, народная песня, причитание, сказка,
невзначай подслушанный дорожный разговор, сатира. Разнообразна и звуковая тональность стихотворения. В голосе лирического героя звучат то восторженные
ноты при созерцании восхитительных картин лунной ночи, мелькающих за окнами вагона, то скорбные интонации при виде бедственного положения рабочих-строителей,
то бодрая уверенность в несокрушимые силы народа, то горькая ирония при описании «отрадной картины», венчающей окончание строительства железной дороги.
«Железная дорога» — произведение во многом полемическое. Автор стремится опровергнуть лживое утверждение генерала о том, что дорогу построил граф Клейнмихель,
и убедительно доказал, что истинным создателем ее и творцом всего прекрасного, созданного человечеством, является народ. Да и сами строители понимают это и
гордятся плодами своего труда. Это понимание сближает автора и строителей-мужиков, которые не проклинают ими созданного, хотя, кажется, и могли бы — ведь
«по бокам-то всё косточки русские». Им совсем не безразлично и то, что будет после них. «В ночь эту лунную / Любо нам видеть свой труд», — поют они. И совсем
по-мужицки вторит строителям рассказчик.
Понятия «труд» и «железная дорога» в стихотворении наполнены разным содержанием: это и воплощение созидательного народного труда, и символ тяжкой,
каторжной работы, и основа для построения будущей счастливой жизни, что лишний раз говорит о близости взглядов автора-повествователя и народа.
Как и в других своих произведениях, Некрасов в «Железной дороге» поет гимн героизму народа, вынесшему на своих плечах всю тяжесть неимоверного труда,
и верит, что люди в конце концов сумеют проложить дорогу к счастью и, одновременно, не может не видеть их рабского долготерпения. В том, какая из этих
двух составляющих — героизм или безропотная покорность — победит в народе, у Некрасова не вызывало сомнения. Только, по его мнению, народ еще не скоро
сможет проторить «широкую, ясную» дорогу к новой жизни. Отсюда и его пронизанные горечью и печалью слова, обращенные к Ване: «Жаль только — жить в эту
пору прекрасную / Уж не придется ни мне, ни тебе». Слишком уж темен и забит народ и очень нескоро сумеет он пробудиться от оцепенения и заявить о своих
правах на достойное существование, о чем свидетельствует заключительная часть стихотворения.
И все-таки «Железная дорога» — произведение оптимистическое, так как оно звало к преобразованию жизни и было обращено не только к случайному попутчику
Ване, а ко всему молодому поколению 1860-х годов, которое только что пережило гонения и преследования. Некрасов призывал молодых людей не терять веру
в народ, в конечную победу идеалов добра и справедливости, которая хотя и не скоро, но обязательно должна наступить. (вернуться)
БИОГРАФИЯ Н. А. НЕКРАСОВА
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной..
Воля и труд человека
Дивные дива творят...
Н.А.Некрасов
В одиннадцать лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Это учебное заведение не было похоже на пушкинский Лицей, здесь не создавались
рукописные журналы, а учителя словесности мало интересовались литературой. Но Некрасов в это время очень много читал — Пушкина и Байрона, журналы, в
которых печатались новые произведения. Пробовал он и сам писать стихи: шутливые, о друзьях и учителях — для всех, серьёзные — для себя. После пятого
класса отец взял Некрасова из гимназии и отправил в Петербург, чтобы он поступил там в Дворянский полк — военную школу.
Однако юноша решил поступать в Университет, потому что хотел получить хорошее образование. Он написал об этом отцу, а разгневанный отец отказался помогать
ему. И шестнадцатилетний Некрасов оказался в тяжёлой нужде, жил случайными заработками: писал крестьянам письма и прошения за несколько копеек, переписывал
роли для актёров. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не
каждый день», — вспоминал он. Юноша вынужден был продать всё, что у него было, и в пустой полуподвальной комнате, откуда хозяйка вынесла всю мебель за
неуплату, лёжа на голом полу, сочинял стихи.
В Университет Некрасов поступить не смог, но был допущен к посещению лекций вольнослушателем, то есть без «казённого содержания».
Конечно, заботы о заработке позволяли учиться только урывками, и Некрасов жалел об этом всю жизнь. Но он упорно трудился: много читая, писал стихи и пьесы,
рассказы и повести, критические статьи и рецензии. Наконец поэт выбрался из нужды: его водевили шли на сценах театров, в журналах появились его стихи и
повести. Он познакомился с литераторами, особое значение имела для него встреча с Белинским. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни. А когда
Некрасов прочитал Белинскому своё стихотворение «В дороге» о судьбе крестьянской женщины, великий критик обнял его и сказал взволнованно: «Да знаете ли вы,
что вы поэт — и поэт истинный!»
Поэт смотрит на людей с любовью, и потому в самых обыкновенных на первый взгляд людях он видит красоту души. Вспомните замечательных ребят в
стихотворении «Крестьянские дети» — с каким живым интересом относятся они ко всему: и к труду, и к забавам. Вспомните стихотворение «На Волге»
о трудной доле бурлаков, поэму «Мороз, Красный нос», прославляющую крестьянский труд, красоту женщины-труженицы, стихотворение
«Школьник», герой которого, возможно, будущий Ломоносов. Вот старый Мазай, спасающий зайцев в половодье («Дед Мазай и зайцы»), крестьяне, которые
берегут соловьёв в своей роще и любят слушать их пение («Соловьи»). Герои Некрасова — труженики, любящие жизнь, людей, родную природу.
Своими стихами Некрасов открыл прекрасное и поэтическое там, где раньше этого не замечали. При этом он обращается к обыкновенному, простому человеку.
Поэт говорит людям: смотрите, какие несметные богатства в вашей душе, вы достойны лучшей жизни, ваша судьба в ваших руках. Особую надежду возлагал
Некрасов на детей, которые будут читать умные книги и узнают истину. И народ услышал слово поэта, недаром многие стихи его стали народными песнями:
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося...»).
В 1862 году Некрасов написал стихотворение «Железная дорога». Мы читаем в стихотворении о тяжелейшем каторжном труде рабочих. Мы глубоко
сочувствуем этим людям. Но мы понимаем и то, что их труд — великий подвиг, и у нас возникает чувство гордости за простых тружеников.
Проверьте себя
Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?
Используя материалы сайта http://www.museum.ru/M587, подготовьте сообщение о музее поэта в Карабихе.
Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин];
под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. (вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ К СТИХОТВОРЕНИЮ "ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА"
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной..
Размышляем о прочитанном
1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?
2. Перечитайте первую часть стихотворения.
Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы?
Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?
3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?
4. Как вы понимаете строки:
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе?..
Какая мысль выражена антитезой?
5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов.
Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»?
Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?
6. Перечитайте три последних четверостишия второй части.
Что позволяет поэту верить в лучшее будущее?
С каким чувством говорит поэт о будущем?
7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе?
Каково авторское отношение к изображаемому?
Какие слова и выражения позволяют нам его понять?
8. Почему стихотворение обращено к детям?
Творческое задание
В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого.
Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит?
Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».
Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?
ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА
Из книги: Литература. 6 класс. Под ред. В.Я.Коровиной..
Если у А. С. Пушкина преобладали двусложные размеры стиха, то Н. А. Некрасов активно использовал трёхсложные размеры. Чтобы определить их,
рассмотрим строки из стихотворения «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит...
Расставим ударения и построим схему стиха.
—́ — — —́ — — —́ — — —́ —
—́ — — —́ — — —́ — — —́
В стихе повторяются группы из трёх слогов: первый ударный, второй и третий безударные. Это трёхсложный размер с ударением на
первом слоге. Он называется дактиль: —́ — —.
Возьмём другие строки — из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», расставим ударения и построим схему стиха.
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
— —́ — — —́ — — —́ — — —́ —
— —́ — — —́ — — —́ — — —́
Здесь повторяются группы из трёх слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный. Это трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Он называется амфибрахий: — —́ —.
Теперь расставим ударения в строках из стихотворения Некрасова «Тройка» и построим схему:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
— — —́ — — —́ — — —́ — — —́ —
— — —́ — — —́ — — —́ — — —́
Повторяются группы из трёх слогов: первый и второй безударные, третий ударный. Это трёхсложный размер с ударением на третьем слоге. Он называется
анапест: — — —́.
Итак, трёхсложных размеров стиха три: дактиль (—́ — — ), амфибрахий (— —́ — ) и анапест (— — —́). (вернуться к уроку)
См. также страницу страницу "Стихотворные размеры".
|
|
|
Карабиха — усадьба Н. А. Некрасова, 1982 г., художник В. Пташинский. Открытка СССР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|