|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)
РЕВИЗОР
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 26-30
|
|
Урок 26. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия
Урок 27. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию
Урок 28. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова
Урок 29. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии
Урок 30. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Урок развития речи 4
Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»:
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА
УРОК 28
Основное содержание урока
Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устная характеристика Хлестакова и
средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости
художественного образа Хлестакова.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Фрагменты комедии в актёрском исполнении
Аналитическая беседа:
— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя» (после текста комедии).
— Что известно о Хлестакове до его появления на сцене?
— Прочитайте выразительно монолог Осипа. Что сообщает о Хлестакове этот монолог?
— Что мы узнаём о прошлом Хлестакова из его монологов (действие второе, явления III и V)? Оцените его поведение и запросы.
— Каков смысл говорящей фамилии Хлестаков и его «говорящего» имени? (Индивидуальное сообщение учащегося.)
Групповая работа:
Группа 1.
Прокомментируйте финальную авторскую ремарку к явлению VII и первую ремарку к явлению VIII. Что общего в состоянии Хлестакова и городничего?
Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 2.
Прочитайте по ролям сцену в трактире (действие второе, явление VIII).
Хочет ли Хлестаков обмануть городничего? Обоснуйте свой ответ.
Какую роль играют в этой сцене авторские ремарки к репликам персонажей?
*Почему у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова их нет?
Группа 3.
Прочитайте по ролям диалоги Анны Андреевны и Марьи Антоновны (действие третье, явления I—III).
Какие приёмы создания комического использованы автором?
Что высмеивает Гоголь в образах жены и дочери городничего?
*Как характеризуют героинь особенности их речи?
Группа 4.
Прочитайте и прослушайте в актёрском исполнении сцену вранья (действие третье, явление VI).
Ответы на вопросы 1—6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Каким предстаёт Хлестаков в этой сцене? Можно ли сказать, что он хочет обмануть присутствующих? Обоснуйте свой ответ.
*Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Практическая работа.
Анализ эпизодов
«Первая встреча Хлестакова с городничим»,
«Жена и дочь городничего готовятся к приезду Хлестакова»
и «Сцена вранья» и их роли в комедии.
Выберите из примерного плана анализа эпизода драматического
произведения (см. урок 6) ключевые позиции и устно проанализируйте одну из сцен (по группам).
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Что такое миражная интрига?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
По аналогии с планом характеристики Петра Гринёва (см. урок 13) составьте план характеристики Хлестакова.
*Выполните задание 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
II. Хлестаковщина как общественное явление
— Каково значение слова хлестаковщина?
Употребляется как символ нахального, лживо-легкомысленного хвастовства («Новый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой).
Беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»] («Толковый словарь русского
языка» С. И. Ожегова).
— Почему безудержное хвастовство может быть социально опасным явлением?
— Каково авторское отношение к Хлестакову и хлестаковщине?
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Почему Гоголь огорчался, когда зрителям на спектакле «Ревизор» было лишь смешно?
Почему критик Ю. Манн назвал интригу комедии «Ревизор» миражной?
В чём сущность хлестаковщины как общественного явления?
Домашнее задание
Подготовить пересказ действия пятого комедии «Ревизор».
Составить письменную характеристику Хлестакова или письменно
проанализировать одну из сцен комедии (по выбору учащихся).
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение последнего монолога городничего.
Подготовить сообщение «Роль ремарок в комедии Гоголя» (см. материал ниже).
Следующие уроки: Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии >>>
|
|
1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)
Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории
мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например,
мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития
человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков,
Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.
В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»,
в «Петербургских повестях»,
поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II, и событий
Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.
Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая
вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.
В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои
легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.
И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка
измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе
Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на
самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка.
Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет
духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях
укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.
Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев
себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы,
желая иной, лучшей судьбы.
И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет
исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и
духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут
брать пример другие народы и государства.
Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой дерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии "Ревизор"
вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их
души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратись в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными
интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники
страшатся его и неожиданно воображают важным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты,
морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла,
непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь
душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел
исторический путь России к спасению.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. +
399 с.: ил.
РАЗМЫШЛЯЕМ НАД ПРОЧИТАННЫМ
(по комедии „Ревизор“)
1. Какова сценическая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Как была принята она общественностью и критикой?
2. В чем новизна комедии? Как говорит сам автор о замысле своего произведения? Что относил В. И. Немирович-Данченко к «тайнам сценического обаяния Гоголя»?
3. В чем загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков — первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение?
Подготовьте характеристику Хлестакова.
4. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается
такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?
5. Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы?
Можно ли сказать, что Гоголь «ситуацией ревизора» замкнул всех единым, общим чувством — страхом?
6. Сравним высказывания литературоведов: Г. Гуковский показал, что в «сцене вранья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; В. Ермилов — что испуг
Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему?
7. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям были лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему?
«„Миражность“(1) возвышения Хлестакова в том, что он играет роль, к которой меньше всего способен, меньше всего достоин и которой, в известном смысле,
меньше всего добивался... С раскрытия обмана Хлестакова мы все более чувствуем, что комедия переходит... в трагедию...» — читаем мы в книге Ю. Манна
«Поэтика Гоголя».
1. Мира́жность, мира́ж — обманчивый призрак чего-то.
Как вы воспринимаете пьесу Гоголя — в большей степени комической, смешной или трагической, сатирической, грустной?
Против чего направлена пьеса Гоголя «Ревизор»? Как вы определите, что такое «хлестаковщина»?
8. Какой смысл заключен в «немой сцене»? Почему она так важна? По-разному ее трактовали писатели и литературоведы, критики и просто зрители. В. Белинский
подчеркнул ее ограниченность, В. Гиппиус считал, что немая сцена выражает идею власти и закона, М. Храпченко видел в ней внешнюю развязку, а подлинной
развязкой считал слова городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь». В. Ермилов видел в немой сцене «парад высеченной подлости». Сам Гоголь говорил,
что она выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». Ю. Манн считал, что немая сцена — завершающий аккорд произведения,
что в ней всеобщность переживаний героев, цельность человеческой жизни получает пластическое выражение, что Гоголь дал немую сцену как намек на торжество
справедливости, а в результате ощущение тревоги, страха от этой сцены многократно возрастает. Как бы вы рассмотрели эту сцену? Подготовьте устное или
письменное рассуждение на эту тему.
Проанализируйте подробно одну из сцен пьесы, характер одного нз персонажей, немую сцену, начало пьесы и т. д. — на выбор.
9. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений
писателя, связанных с историей Украины или России.
10. Рассмотрите иллюстрации разных художников к комедии «Ревизор». Кому из художников, на ваш взгляд, удалось передать атмосферу жизни чиновничества, их
взаимоотношения, их портреты? Расскажите об одной из иллюстраций подробнее, сопровождая рассказ цитатами из текста.
11. Гоголь считал, что в комедии честное, благородное лицо был «смех». Как вы это понимаете? О каком смехе развлекательном или грозном — он размышлял?
Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? Первоосновой комического является закон несоответствия. Имеется в виду то воздействие, которое оказывает
несоответствие мнимого истинному, тому, что делается. Подумайте, как закон несоответствия реализован в комедии Н. В. Гоголя.
12. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в воображении п не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо,
что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я мог только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности
его внешности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей
принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвердить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место»,
«Тарас Бульба». «Ревизор»)?
13. Черты художественного историзма Гоголя не оставались неизменными. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» историзм был тесно связан с фольклором,
с народной фантастикой. В дальнейшем Гоголь все больше погружался «в сор и дрязг» современной жизни. Он прямо вписывал своих героев в быт, который изображал
детально и подробно. Этими свойствами отличается и комедия «Ревизор». Однако в ней, как и в других произведениях писателя второй половины 1830-х годов,
историзм связал с религиозными идеями. По мысли Гоголя, в русском обществе исчезла совесть. Души людей утратили ее. Наша совесть есть данный нам Богом ревизор
души, не тот ложный, которым предстает Хлестаков, а настоящий, который как символ появляется в финале комедии. Он невидим, но непременно присущ всем.
И когда он обнаруживается, то наступает душевный крах для бесчестных, пошлых и бездушных людей. Смех над ними соединяется с горечью, с убийственной
иронией. В таком состоянии оказывается городничий.
Подтвердите эти размышления примерами из текста комедии «Ревизор».
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
РОЛЬ РЕМАРОК
В КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
По своему содержанию и функциям ремарки делятся на несколько групп.
В зависимости от назначения ремарок, от выполняемой функции выделяются следующие группы ремарок:
1) ремарки, указывающие на время и место действия, характеризующие обстановку действия.
В литературе они обычно называются обстановочными. Например:
По уходе их отворяются двери, и Мишка выбрасывает из них сор. Из других дверей выходит Осип с чемоданом на голове.
2) ремарки, сообщающие о поведении, о действиях и поступках или, принимающих участия в разговоре. Основное назначение ремарок этой группы – указать на
действия, которые совершает говорящий в той или иной ситуации. Например:
Артемий Филиппович. Сейчас. (Отдает письмо.) Вот, позвольте... (Закрывает пальцем.) Вот отсюда читайте.
Я даже думаю (берет его под руку и отводит в сторону), я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса.
3) ремарки, характеризующие разговор действующих лиц. Ремарки, принадлежащие к этой группе, описывают сопровождение звуковой речи и ее эмоциональные
особенности или указывают на собеседника, к которому относится та или иная реплика. Например:
Прошу покорнейше! (Пропускает вперед Хлестакова и следует за ним, но оборотившись, говорит с укоризной Бобчинскому.) Уж и вы! не нашли другого места упасть!
Можно выделить еще одну классификацию ремарок, основанную на принципе – по степени включенности в диалог, которые делятся на 2 типа:
1. Ремарки, обособленные от диалога.
К таким ремаркам относятся вводящие, прерванные и завершающие ремарки. Они никак не относятся к диалогу, то есть являются обособленными от него. Например:
Входит Хлестаков: за ним городничий, далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу.
2. Ремарки, включенные в диалог.
Такими ремарками являются только вставные. Потому что, вставные ремарки, включенные в диалог, это ремарки, которые вторгаются в основной текст комедии.
Они поясняют слова действующих лиц. Например:
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков (раскланиваясь). Как я счастлив, сударыня, что имею в своем роде удовольствие вас видеть.
Назначение ремарок, по отношению к диалогу определяют также местоположение ремарок в тексте комедии. Все ремарки по местоположению делятся:
вводящие ремарки — ремарки, которые вводят, включают нас, вовлекают нас в действие комедии. Они являются введением, вступлением. Они находятся
в начале каждого действия сцены, явления. Например:
Растаковский (входит). Антона Антоновича поздравляю.
Хлестаков и почтмейстер, входит вытянувшись, в мундире, придерживая шпагу.
вставные ремарки — относятся к диалогу, вторгаются в основной слой текста. Только эти ремарки относятся к диалогу. Главная функция вставных ремарок –
вклинивание в диалог, пояснение диалога. Например:
Уж скоро Авдотья должна прийти. (Всматривается в окно и вскрикивает.) Ах, маменька, маменька!
Я тебя уж заставлю побольше рассказать! (Вслух.) Справедливо изволили заметить.
прерванные ремарки — ремарки, прерывающие речь персонажей, обрывающие диалоги.
Эти ремарки легко определить по их местоположению в комедии: прерывая диалог, они находятся на новой строчке и пишутся посередине этой строки. Например:
Я теперь вижу совершенно откровенность вашего нрава и радушие, а то, признаюсь, я уж думал, что вы пришли с тем, чтобы меня... (Добчинскому.)
"Извольте, говорит, я поеду и туда, и туда..." (размахивает руками...) так это все славно.
Эти ремарки не отличаются синтаксическим разнообразием, как вставные ремарки, так как в большинстве своем прерванные ремарки представляют собой простое предложение.
завершающие ремарки — являются обособленными от диалога. Они обычно «завершают» явления или действия.
Скорее, скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)
Обычно завершающие ремарки можно узнать по ключевому слову. Они почти всегда указывают на уход какого-либо действующего лица со сцены, что подтверждает и их название.
Оба уходят.
Судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и почтмейстер уходят и в дверях сталкиваются с возвращающимся квартальным.
Завершающие ремарки находятся в каждом действии комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Таким образом, по местоположению в структуре комедии ремарки делятся на 4 группы, каждая из которых характерна для творчества писателя. (вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|