|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 — 1883)
Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 49-50
|
|
И. С. ТУРГЕНЕВ.
«АСЯ»
(2 часа)
УРОКИ 49—50
Первая любовь — та же революция...
и что бы там впереди ее ни ждало, —
смерть или новая жизнь, — всему она шлет
свой восторженный привет.
И. С. Тургенев. «Вешние воды»[2]
Цели уроков:
— продолжение знакомства школьников с творчеством И. С. Тургенева;
— повторение и закрепление понятий «повесть», «сюжет», «композиция», «реализм», «психологизм»;
— развитие читательских умений учащихся;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков:
синтетические уроки, включающие в себя слово учителя или презентацию, сообщение учащегося, работу с учебником, фрагментарное
чтение произведения, беседу с классом, пересказ с заменой лица или словесное рисование, творческую работу.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Слово учителя (желательно с презентацией).
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883) оказало большое влияние как на развитие русского критического реализма, так и на духовное
состояние российского общества второй половины прошлого столетия. В 1840—1850-е годы Тургенев был самым ярким представителем литературного течения,
проповедовавшего идеи либерально[3]-дворянского просветительства.
Войдя в общественную и культурную жизнь России, Тургенев сразу заявил о себе как об откровенном западнике, резко отрицательно относящемся к
идеям славянофильства[4]: он считал трагедией, а не достоинством отсталость и патриархальность русского быта,
которой так восхищались славянофилы. Уважая историю и культуру своего народа, любя русский язык, И. С. Тургенев,
как и А. С. Пушкин, боялся революции, мужицкого бунта. Он считал, что любое государство должно развиваться постепенно и последовательно,
а ускорить процесс развития можно только путем просветительства: просвещением как таковым; художественной литературой, отражающей
современное общество, его идеалы и пороки; изменением законодательства «просвещенными» монархами.
Уже ранние произведения И. С. Тургенева отразили его
взгляды на социальное устройство России середины XIX века: очерки из «Записок охотника» (1847—1852)[5] явно проникнуты
антикрепостническими настроениями, высокой оценкой духовных и нравственных качеств русского крестьянина.
Герои молодого писателя — личности, наделенные яркими индивидуальными чертами характера, а не безличные носители черт своей среды. При этом все
произведения сборника окутаны каким-то необычайным лиризмом, отличаются поэтичностью слога, ясной, четкой оценкой изображаемого. В середине XIX
столетия молодого писателя все больше привлекает реальная российская действительность с ее социальным и классовым многообразием, он стремится как
можно полнее познать все стороны русской жизни: ее быт и нравы, психологию классов и сословий, психологию отдельных людей, их зависимость от общества
и семьи.
Желание дать широкую и точную картину современной ему России выливается у Тургенева в ряд повестей 1850-х годов: «Переписка», «Затишье», «Дневник
лишнего человека», «Яков Пасынков». Постепенно на передний план выдвигается главная для И.С.Тургенева проблема духовной и нравственной жизни человека.
«Нужно стараться не только уловлять жизнь во всех ее проявлениях, — говорил И. С. Тургенев о задачах современной ему литературы, — но и понимать те
законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиваться до типов — и со всем
тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши»[6].
Иными словами, Тургенев последовательно отстаивал принципы реалистического искусства. Недаром Проспер Мериме утверждал, что на Западе в Иване
Тургеневе видели «одного из вождей реалистической школы» в современной европейской литературе. Тургеневское стремление «оставаться верным правде»
наглядно проявилось в его творчестве, например в романах «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860),
«Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и «Новь» (1876).
В 1870-е годы Иван Тургенев вновь обращается к народной теме, и у него появляется ряд произведений, дополняющих «Записки охотника»:
«Конец Чертопханова», «Живые мощи» и «Стучит». К ним примыкают повести «Бригадир» (1868), «Степной король Лир» (1870), «Пунин и Бабурин» (1874),
«Часы» (1875).
В несвойственной ему манере написал И. С. Тургенев ряд произведений в 1870—1880-е годы, иногда называемых «таинственными повестями», в которых
изобразил различные загадочные явления, иногда происходящие с людьми или обществом в целом, но, будучи верен себе, нигде о вмешательстве
потусторонних сил в жизнь человека не говорил. Возвращением еще к одной теме — к теме первой любви — является повесть И. С. Тургенева «Вешние
воды» (1871), как бы продолжающая и дополняющая повести 1850—1860-х годов «Ася» (1857) и «Первая любовь» (1860). «Рассказывая об единичном случае
из ежедневной жизни, о событии, иногда вовсе незначительном, иногда затрагивающем лишь узкий круг лиц, писатель ставил в них общественные и нравственные
проблемы большой важности. Он утверждал значимость отдельной личности, отдельной судьбы, непреходящую ценность каждого мгновения жизни человека в
обществе»[7] (Ю. М. Лотман).
Таким мгновениям, определяющим всю дальнейшую жизнь человека, и посвящены эти повести. И «Ася», и «Первая любовь», и «Вешние воды» раскрывают
перед нами духовный облик российской интеллигенции середины XIX столетия: рефлектирующий[8], в общем-то слабовольный, но не
признающий этого главный герой, напоминающий «лишних людей», и смелая девушка, умеющая глубоко чувствовать и не разделять слово и дело, — типичная
«тургеневская девушка». В «Вешних водах» уже нет философского осмысления самого факта первой любви, как в «Асе», это просто гимн любви:
«Первая любовь — та же революция: однообразно правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде,
высоко вьется ее яркое знамя, — и что бы там впереди ее ни ждало, — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет» (И. С. Тургенев).
В конце жизни И. С. Тургенев много времени уделял популяризации русской литературы за рубежом: он знакомил европейскую публику с новинками из
России, заботился о переводе наиболее значительных произведений на английский и французский языки, сам писал предисловия и примечания для изданий
А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. В то же время он неустанно участвовал в отечественном литературном процессе,
что дало право М. Е. Салтыкову-Щедрину сказать после смерти И. С. Тургенева: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества
руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова»[9].
II. Сообщение учащегося.
Повести И. С. Тургенева 1850-х годов.
Творчество И. С. Тургенева конца 1850-х годов насквозь пронизано мыслью о трагичности человеческого существования, о мимолетности юных лет,
о роковой несовместимости людей разных поколений, разных психологических возрастов. В этот период Тургенев пишет ряд повестей с философским
подтекстом — «Поездка в Полесье» (1853—1857), «Фауст» (1856) и «Ася» (1858).
По мнению писателя, жизнь не только определяется общественными отношениями данного исторического момента, всей совокупностью национального
и общечеловеческого опыта, но и находится в зависимости от неумолимых законов природы. Здесь же Тургенев утверждал, что законы любви порой
жестоки к конкретному человеку, подвластны року. Наиболее ярко тема трагической любви раскрыта в повестях «Фауст» и «Ася».
«...Любовь, подобно природе, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и предостерегает от чрезмерной самоуверенности. Она учит человека
готовности к самоотречению. В повестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль Тургенева о нравственном долге, которая получит
социально-историческое обоснование в романе „Дворянское гнездо“. В погоне за личным счастьем человек не вправе упускать из виду требований
нравственного долга, забвение которого уводит личность в пучины индивидуализма и навлекает возмездие в лице законов природы, стоящих на страже
мировой гармонии»[10].
В повести «Ася» Тургенев развивает свою мысль о том, что часто герой невиновен в своем несчастье, так как его погубила своенравная
сила любви. По словам самого Тургенева, он «писал ее очень горячо, чуть не со слезами»[11]. Повесть заслужила высокую оценку
Н. Г. Чернышевского и Н. А. Некрасова своей правдивостью и поэтичностью.
Однако критик Николай Гаврилович Чернышевский вступил в спор с создателем произведения — написал полемическую
статью «Русский человек на rendez-vous».
В статье критик пытался доказать, что в несчастной любви героя-рассказчика повинны не роковые законы любви, a... он сам. Несостоятельность героя
повести, характерное для него противоречие между словом и делом, нравственным идеалом и полным отсутствием воли и характера ярко освещены в этой
статье Н. Г. Чернышевского. «Тургенев показал, как в истории несчастливой любви Аси отразились такие явления русской жизни, какие заслуживали
не меньшей критики и обличения, чем „мертвые души“ всех видов и рангов. Предмет юной любви Аси — человек, душевно рано одряхлевший. По своей
бесхарактерности близкий к Рудину (герою одноименного романа И. С. Тургенева. — Н.К.), он не обладает его достоинствами, его духовными качествами.
Чернышевский об этом выродившемся „лишнем человеке“ писал: „Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных
делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и
побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключены гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? в чем останется участвовать мне? Остается
хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах... Он не привык понимать
ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь, мелки и бездушны были все отношения и дела, к которым он
привык“[12].
Отметив, что „грустное достоинство“ новой повести Тургенева состоит в том, что „характер героя верен нашему обществу“... он подверг резкой критике
безвольного, отступающего перед трудностями жизни „лишнего человека“ как типичного выразителя духовно и нравственно оскудевшей дворянской
интеллигенции. Чернышевский показал, что Россия уже ничего не может ждать от либерального дворянского интеллигента, что время его прошло, что
„есть люди лучше его...“»[13].
Литературный критик сделал обобщения социально-политического порядка, а если посмотреть поближе, с житейской точки зрения, то станет ясно:
главного героя повести «Ася» погубила душевная дряблость, инфантилизм[14], неумение и нежелание принимать решения, присущие людям
его возраста (вспомним: герою на момент встречи с Асей уже исполнилось 25 лет!). В момент решительного свидания Н. Н. еще не был готов к признанию, не был
готов что-либо изменить в своей пустой и легкой жизни, не обремененной никакими делами и обязательствами. И счастье оказалось недостижимым, а
жизнь — разбитой.
III. Работа с учебником.
Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (с. 347—348).
Работа с вопросами и заданиями 1, 3 на с. 348.
IV. Чтение произведения.
Чтение начала повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 349—357).
V. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, что вы узнали о персонажах повести И. С. Тургенева «Ася» из первых частей произведения.
— Каким вы представляете себе господина Н. Н. в молодости? Опишите его.
— Что вы можете сказать о взрослом герое-рассказчике? Через сколько лет герой повествует о своей первой любви неизвестному собеседнику?
(«...Лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна».)
— Как он примерно должен выглядеть? Сколько ему лет?
— О чем повествует герой-рассказчик в экспозиции сюжета повести? Для чего он говорит о своих бесцельных скитаниях по Европе, о своем хорошем
здоровье и материальном благополучии, о своем неприятии людей и желании затеряться в их толпе?
— Сделал ли господин Н. Н. какие-либо выводы спустя столько лет?
(«Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает,
что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься...»)
— Чем в основном занимался молодой путешественник?
(«Меня забавляло наблюдать людей...»)
— Как это его характеризует?
— Как главный герой повести относится к своим соотечественникам за границей? Что его отталкивает от окружающих, особенно от русских?
Зачитайте этот фрагмент текста.
— Что мы можем сказать о чертах характера героя-рассказчика на основании зачитанного фрагмента?
(Герой наблюдателен, но высокомерен, даже зол; предполагая в других «самодовольство и презрение», он сам обуреваем этими же страстями.
Желание подмечать в других недостатки и пороки, обличать их часто присуще людям умным, но слабым, желающим показать свое нравственное
превосходство над пороками других путем их отрицания и осмеяния. Как правило, далее дело не идет.)
— Расскажите о первой встрече героев произведения. Что помогло незнакомым людям найти общий язык?
— Каким видит Гагина герой-рассказчик? Создайте словесный портрет Гагина.
Портрет в литературе — описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться.
В основном используется в эпическом роде[15].
— Что отметил господин Н. Н. в портрете Аси при первой встрече? На что обратил внимание?
(Ася совсем не похожа на Гагина.)
— Создайте словесный портрет Аси.
— Какую роль выполняет пейзаж во время первой встречи главных героев произведения?
(Вечер на Рейне, золотой закат, вид, открывающийся с горы, увитой виноградниками, — все настраивало на романтическое мировосприятие окружающего.
К тому же вдали играла музыка — вальс, — призывающая любить и быть счастливым. Пейзаж как бы готовит и героя, и читателя к развитию сюжета любовного,
завязка которого произошла во время встречи Н.Н. с двумя соотечественниками.)
— Какие атрибуты романтического пейзажа настраивают нас на развитие именно любовного сюжета?
(Золотой закат. «Старинная стена из булыжника окружала его (город. — Н. К.) со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились».
Одинокий домишко за городом, среди виноградника. «Лунная дорога» — крик Аси: «Вы в лунный столб въехали, Вы его разбили!» Лунный пейзаж на
спокойной реке и звуки старинного вальса: «Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего...».)
— Можем ли мы найти в данном описании черты сентиментализма?
(Простая трапеза за городом в маленьком крестьянском домике. Идеализация сельской жизни, простых чувств и отношений. Подробное описание чувств
героя, возникших то под впечатлением дивного вечера, то от увиденного пейзажа, то от вкуса, то от запахов, то от звуков. Рефлексия чувств:
«...Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением
беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал... Я был
счастлив. Чуть смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в
течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... „Что же это значит? — спросил я самого себя. — Разве я не влюблен?“ Но, задав
себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели».)
— Расскажите, как дальше развивались события? Что происходило в жизни двух героев?
— Подумайте и ответьте, в чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.
(«...Проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении
тотчас слабеешь и устаешь» (с. 358 учебника).
О Гагине: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая,
без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить,
что с ним станется, как только он возмужает...» (с. 362).
«...Я лег на траву и достал книжку; но я двух страниц не прочел. А он только бумагу измарал; мы все больше рассуждали и, сколько я могу судить,
довольно умно и тонко рассуждали...» (с. 365) и т. п.)
— Опишите Асю во время второй встречи героев. Какими эпитетами награждает рассказчик девушку? С кем или с чем сравнивает? Почему? Обоснуйте свой ответ,
опираясь на текст.
(«...Самое изменчивое лицо, какое я только видел», «сосредоточенное, почти печальное выражение», черты лица стали «больше, строже, проще»,
«дерзкая усмешка» и др.)
— Чем героиня повести явно выделяется на фоне своих спутников во время прогулки к «развалине»?
— Как проявляется у героя-рассказчика тоска по Родине? Случайна ли она?
VI. Чтение произведения.
Чтение частей VI—VIII повести И. С. Тургенева «Ася» по учебнику (с. 366—375).
VII. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что мы узнаем о главной героине повести И. С. Тургенева из этих глав?
— Какие характеристики дает Асе господин Н. Н.?
(«Не походила на барышню», «этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило», «полузагадочное существо».)
— Найдите в тексте главы VIII в рассказе Гагина несобственно-прямую речь. Как вы думаете, почему именно здесь речь рассказчика плавно перетекает
в авторскую? С чем это связано?
(С. 373 — психологическая характеристика героини, которую трудно было бы ожидать от простого гвардейского офицера двадцати пяти лет от роду; при
этом скрытая авторская оценка описываемой ситуации.)
Психологизм в литературе (от греч. psyche — душа, logos — понятие) — глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев:
их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения[16].
— О каких особенностях героини поведал Гагин рассказчику? Можем ли мы предполагать, исходя из этого, какова будет развязка сюжета? Почему?
Обоснуйте свой ответ.
(«„Лесть и трусость — самые дурные пороки“, — громко промолвила Ася. Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше...»;
«...Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».)
— Какой контраст сразу же бросается в глаза в отношениях между героями?
(Взрослый инфантильный мальчик двадцати пяти лет — естественная и непосредственная девушка семнадцати лет; взрослый мужчина с неразвитыми чувствами,
детским мировосприятием — юная девушка, готовая к жизни в суровом мире.)
— Попытайтесь объяснить, как и при помощи чего автор произведения показывает внутренний мир героев. Приведите примеры из текста.
— Какие признаки реалистического произведения сразу же бросаются в глаза при первом его прочтении?
(Жизнеподобие изображаемого. Психологизм обрисовки образов. Динамика развития характера героя-рассказчика: цвел, как растение, ни о чем не
задумываясь; влюбился — произошла в душе эволюция (или: революция, пo-Тургеневу!); пришла пора выбора — его не сделал, что тоже своего рода выбор.)
Реализм (от лат. realis — вещественный) — один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения
характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.
— Объясните, почему повесть названа именем героини, а не именем героя-рассказчика. Почему у него вообще нет имени?
(Н. Н. — обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения
«лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример — Гагин).
Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего
не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» — разные их имена.
«Лишние люди» — поколения дворянских интеллигентов 1820—1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической
структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном
комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний. Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают,
ибо любовь — всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни. Ася естественна, как сама природа. И чувства ее естественны и сильны,
без каких-либо нюансов: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть, жертвовать так жертвовать. Из таких ярких и цельных натур получаются
сильные жертвенные матери, жены декабристов и революционерки.
Ася — собирательный образ естественной внешней и внутренней красоты. А красота всегда имеет имя и при этом всегда нетипична, всегда индивидуальна,
непохожа на другую красоту. Ася — это яркость первого чувства, поворот в жизни героя, поэтому имя юной героини вынесено в название произведения:
если бы не встретил герой Асю, так и жил бы неосознанно-растительно, вроде бы ища что-то, но особо никуда и ни к чему не стремясь. Недаром
«ненужность», хотя и умная. Только пройдя проверку сильным чувством, ты понимаешь, на что ты способен и чего стоишь.)
— Когда происходит кульминация действия в повести «Ася»? Обоснуйте свой ответ.
(Сцена свидания двух героев в доме фрау Луизы.)
— Какова развязка действия сюжета произведения?
(Герои разъезжаются — счастье навсегда потеряно из-за того, кто должен был взять на себя ответственность за обоих, — из-за мужчины.)
— Какова композиция повести И. С. Тургенева «Ася»?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Повесть „Ася“, разделенная на маленькие, в две-три страницы каждая, главки, лаконично передает эпизоды более или менее случайных встреч молодого
человека с юной девушкой, почти подростком, на поэтических берегах Рейна, в городке, который попался на пути их странствий. Посвящая нас в
скромные события этого почти не состоявшегося романа, оборванного страхом молодого человека перед риском, его недоверием к собственному чувству,
случайно сорвавшимися с языка неуместно рассудочными фразами, писатель заставляет ощутить и поэзию летних вечеров (над описанием природы
в этой повести Тургенев работал больше, чем над некоторыми значительными в сюжетном отношении эпизодами романов), и свежесть первого молодого
чувства, робкого, но самоотверженного и бескомпромиссного, как революционный порыв, — чувства Аси, и разочарование старого рассказчика,
вспоминающего о совершенной ошибке»[17].
— Докажите, что произведение И. С. Тургенева — повесть, а не роман. Какие черты повести здесь налицо?
— Можно ли повесть «Ася» назвать реалистическим произведением? Обоснуйте свой ответ.
— Какие нравственные уроки можно вынести из прочтения этого произведения? Совпадают ли они с идеей произведения?
VIII. Творческая работа.
Сочинение классное или домашнее (тема по выбору учащихся):
«Моя жизнь после встречи с Асей»;
«Мы все в ответе за свою любовь»;
«Новый тип героя в русской литературе середины — конца XIX столетия (по произведениям И. С. Тургенева)».
IX. Домашнее задание.
Для всего класса:
— вопросы и задания на с. 397—398 учебника.
УРОКИ 51—52 Учителю предлагаем продумать самостоятельно уроки обобщающего типа. Можно воспользоваться разделом данного пособия «8 класс.
Поурочное планирование», с. 381—398.
Следующие уроки: Поэзия родной природы >>>
|
|
1. Источник: Кутейникова Н. Е.
Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2009. — 400 с. (вернуться)
2. «Вешние воды» (1872 г.) — повесть И. С. Тургенева, рассказывающая историю любви русского помещика
за границей. Впервые напечатана в журнале «Вестник Европы», 1872, № 1, с. 5—129 с подписью «Ив. Тургенев» и датой «Баден-Баден. 1871». Основное повествование
ведётся как воспоминания 52-летнего дворянина и помещика Санина о событиях 30-летней давности, случившихся в его жизни,
когда он путешествовал по Германии.
Герой повести представляет собой еще одно интересное добавление к тургеневской галерее безвольных, "лишних" людей. (вернуться)
3. От слова либерализм (от лат. liberalis — свободный) — 1) идеологическое и политическое течение,
объединяющее сторонников парламентского строя (в России впоследствии — Дума) и ограниченных буржуазно-демократических свобод;
2) излишняя снисходительность, терпимость.
(вернуться)
4. Западники и славянофилы — представители двух идейных направлений в общественной мысли России
второй половины XIX столетия.
Славянофилы называли себя «московским» направлением, проповедовавшим особый путь развития России, ее исключительную роль в мировой истории.
Исконно русский быт считался славянофилами образцом для других стран и народов, ибо «в его живом исхождении из чистого христианства» заключается
отличие от жестокого западного мира.
Западники, наоборот, считали западноевропейский путь развития наиболее естественным и разумным для России,
совместным путем достижения истинной свободы личности. (вернуться)
5. «Записки охотника» — сборник рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 годах в
журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.
У исследователей нет единого мнения по поводу жанровой принадлежности произведений, включённых в книгу: их называют и очерками, и рассказами.
Новая редакция журнала «Современник» попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в первом номере». Рассказ «Хорь и Калиныч», написанный для первого номера,
вышел в январском выпуске «Современника» (1847). Подзаголовок «Из записок охотника», давший название всему циклу, был предложен Панаевым. (вернуться)
6. Тургенев И. С. Собр. соч. В 12 т. — М., 1953. — Т. XII. — С. 230. (вернуться)
7. История русской литературы. В 4 т. Т. 3. — Л.: Наука, 1982. — С. 155. (вернуться)
8. Рефлектирующий — от слова рефлексия (от поз.-лат. reflexio — обращение назад)
— размышление, самонаблюдение, самопознание; осмысление человеком собственных действий и их законов (Новейший словарь иностранных слов и
выражений. — M.: ACT; Минск; Харвест, 2002. — С. 700). (вернуться)
9. Щедрин Н. (Салтыков М. Е.). Полн. собр. соч. В 20 т. — М., 1933—1941. — Т. XV. — С. 611.
(вернуться)
10. История русской литературы XIX века. Вторая половина: Учеб. пособие / Под ред.
Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1987. — С. 79. (вернуться)
11. Тургенев И.С. Собр. соч. В 12 т. — М., 1953. — Т. XII. — С. 299. (вернуться)
12. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. — М., 1949. — С. 175. (вернуться)
13. История русской литературы XIX века (вторая половина): Учеб. для студентов пед. ин-тов
/ Под ред. С. М. Петрова. — М.: Просвещение, 1978. — С. 175. (вернуться)
14. Инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, детский) — отставание развития, заключающееся в сохранении у взрослых особей физических и
психических черт, свойственных детскому возрасту... Инфантилизм психический включает эмоциональную неустойчивость, незрелость суждений,
капризность и подчиняемость (Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 351). (вернуться)
15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак,
2001. — Стб. 762. (вернуться)
16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М.: Интелвак, 2001.
— Стб. 834—835. (вернуться)
17. История русской литературы. В 4 т. — Л.: Наука, 1982. — Т. 3. Расцвет реализма. — C. 155.
(вернуться)
|
|
|
|
|
|
|