Главная  | Рисунки Пушкина  | Картины и рисунки Лермонтова | Рисунки Жуковского | К.П.Брюллов. Портрет Жуковского | Е.И. Эстеррейх. Портрет Жуковского


Рисунки Жуковского

     Великий русский поэт, наш первый романтик был еще и профессиональным мастером-рисовальщиком. Сын поэта, Павел Васильевич, передал Публичной библиотеке свыше тысячи рисунков отца. Сотни других офортов, гравюр, литографий и акварелей Жуковского рассеяны по разным собраниям.
     В дни празднования столетия со дня рождения Жуковского, в 1883 году, в конференц-зале Академии наук состоялась выставка, на которой впервые были показаны вместе с рукописями поэта его собственные рисунки.
     Рисунки Жуковского доносят до нас живой образ его сердечных привязанностей*, памятные ему места и события. Лукавый нежный профиль Маши Протасовой... Первый портрет близок к миниатюре, выполненной карандашом: женская головка в изящном полуобороте заключена в овал. Восемнадцатилетняя Маша Протасова, с живыми внимательными глазами и легкой улыбкой на детски припухлых губах, позировала Жуковскому в Муратове в 1811 году. "Муратово – это место, где протекал мой золотой век. То была поэтическая жизнь, и только тогда я был поэтом", – писал Жуковский впоследствии. В 1823 году он получил свой рисунок от Зейдлица с пояснением в приведенном выше письме: "Портрет en face, который ты сам когда-то нарисовал". На следующем портрете, 1820 года, Мария Андреевна изображена в профиль, с красиво уложенными волосами, в закрытом платье со стоячим воротником и высокой талией. Возможно, рисунок был сделан Жуковским на память перед разлукой, длившейся полтора года, когда он в октябре 1820 года уезжал за границу через Дерпт. Впервые портрет был воспроизведен в журнале "Русский библиофил" (1912. VII(VIII) Н. В. Соловьевым, автором статьи "Поэт-художник Василий Андреевич Жуковский".
     Николай Васильевич Гоголь, задумавшись, присел на край невысокой каменной ограды, чуть повернув в нашу сторону мягко очерченное лицо. Через несколько дней ему исполнится тридцать лет. "Мы с Жуковским на лету рисовали виды Рима, – сообщал Гоголь Данилевскому и восторженно прибавлял, что Жуковский "в одну минуту набрасывал по десятку рисунков, чрезвычайно верно и хорошо"
.

М.А. Протасова.
Рисунок В.А. Жуковского, 1811
М.А. Протасова-Мойер.
Рисунок В.А. Жуковского, 1820
Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рис. В.А. Жуковского, 1839

  "...Хочу у подошвы швейцарских гор посидеть на том... холме, на коем стоял наш мишенский дом со своею смиренною церковью, на коей началась моя поэзия Греевой элегией", – пишет Жуковский в 1821 году родственнице и подруге детских лет А.П.Зонтаг (Юшковой). Тульский край, которому было суждено стать истоком жизненного и творческого пути поэта, олицетворял для него понятие Родины. Патриотическое чувство участника бородинского сражения рождало звучные строки "Певца во стане русских воинов", проникновенные лирические миниатюры, наcыщенные конкретными приметами родных мест. Серии зарисовок Белева, Мишенского, Муратова, Протасовых, соседнего Долбина, известных литераторов братьев Кириевских – тоже вдохновенная песнь во славу отчего края, воскрешающая "минувших дней очарованье".

Село Мишенское. Вид на церковь усадьбы А. И. Бунина.
Село Мишенское. Вид с луга на гору

     Излюбленная натура художника в "мишенском" цикле – панорамные пейзажи, где автор сплетает прихотливые узоры из контуров деревьев и построек, поражая современников "верностью взгляда, умением выбирать точки, с которых он представляет предметы, и мастерством схватывать вещи характеристически, в самых легких очерках".
     Высокий холм, увенчанный кронами тополей. На переднем плане – стог сена. Выглядывающая из-за него повозка оживляет пейзаж: безлюдный, он напоминает о близком присутствии человека (Офорт "Село Мишенское. Вид с луга").
     Широкий луг, раскинувшийся подле холма с виднеющейся на нем церковью усадьбы А.И.Бунина. Уходящая вдаль дорога, два ряда деревьев по краям, темнеющая на горизонте полоска леса создают ощущение простора, воздуха.
     Восприятие действительности через литературные реминисценции в духе традиций XVIII века отличает раннюю пейзажную лирику Жуковского, его бесчисленные рисунки романтических гротов, беседок, античных развалин, идиллические сельские картины.
    Однако с годами художественная манера Жуковского-рисовальщика претерпевает существенную эволюцию. Лучше всего это можно проследить на примере "мишенского" цикла. От условной стилизации начальных работ, избегающих "некрасоты" и прозы окружающего мира, автор постепенно двигался к личностному видению натуры, к цельным, устоявшимся наблюдениям..
    Менялась датировка шероховатых листов, менялся угол зрения, хотя изображенные на них места оставались все теми же. Рисунки приобретали большую пространственную глубину и объемность, делались более выразительными. В них появлялись исторические и социальные реалии. "Не надо подражать ни Ван Эйку, ни Мурильо, –
замечает Жуковский в письме к другу художнику и будущему тестю Г.Рейтерну, – надо изучать природу, надо благоговейно принять то, что она дает... Ибо природа не скупа, она дает щедрою рукою. и тогда художник не будет иметь манерности, жеманства. Всякая манерность есть, я полагаю, ошибка".


*Стихотворения, навеянные чувством поэта к Маше Протасовой: "Песня" 1808, "Песня" 1811, "Воспоминание" 1816.     Ключевым образом в них является образ милого друга, ангела-хранителя, то есть образ, не имеющий конкретных черт, идеализированный образ. Мы видим, как меняется в стихотворениях образ времени. В первом употреблены глаголы настоящего времени – "люблю", "дышу", смягчающие горечь; во втором рассказано о расставании, одиноком печальном пути увядшего душою поэта; в третьем – все в прошлом, и потому печаль и горечь представляются "днями очарованья".
    Многие стихи, посвященные М.Протасовой, написаны в жанре песни. Жуковский считал, что только музыка может выразить настоящее чувство, что ее "язык" понятен и на этом, и на "том свете".

Песня. 1808

Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу – в их чертах
Одну тебя воображаю.

Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали,
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстается;
Проснусь –
и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснется.

Ах! мне ль разлуку знать с тобой?
Ты всюду спутник мой незримый;
Молчишь – мне взор понятен твой,
Для всех других неизъяснимый;
Я в сердце твой приемлю глас;

Я пью любовь в твоем дыханье...
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?
Тобой и для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;

Тобою чувствую себя;
В тебе природе удивляюсь.
И с чем мне жребий мой сравнить?
Чего желать в толь сладкой доле?
Любовь мне жизнь – ах! я любить
Еще стократ желал бы боле.

Стихотворение написано 1 апреля – день именин Маши Протасовой, которой в 1808 г. исполнилось 15 лет

Песня. 1811

О милый друг! теперь с тобою радость!
А я один – и мой печален путь;
Живи, вкушай невинной жизни сладость;
В душе не изменись; достойна счастья будь...
Но не отринь, в толпе пленяемых тобою,
Ты друга прежнего, увядшего душою;
Веселья их дели – ему отрадой будь;
Его, мой друг, не позабудь.

О милый друг, нам рок велел разлуку:
Дни, месяцы и годы пролетят,
Вотще к тебе простру от сердца руку –
Ни голос твой, ни взор меня не усладят.
Но и вдали моя душа с твоей согласна;
Любовь ни времени, ни месту не подвластна;
Всегда, везде ты мой хранитель-ангел будь,
Меня, мой друг, не позабудь.

О милый друг, пусть будет прах холодный
То сердце, где любовь к тебе жила:
Есть лучший мир; там мы любить свободны;
Туда моя душа уж все перенесла;
Туда всечасное влечет меня желанье;
Там свидимся опять; там наше воздаянье;
Сей верой сладкою полна в разлуке будь –
Меня, мой друг, не позабудь.


Источник иллюстраций: Афанасьев В. "Родного неба милый свет..." В.А.Жуковский в Туле, Орле и Москве. – М.: Детская литература, 1981.- С. 150, 191, 26, 20.

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz