Кисти К.Брюллова принадлежит, вероятно, наиболее значительный портрет Жуковского. Не мечтательный юноша Кипренского, а умудренный житейским и невзгодами стареющий человек, затаивший на дне глаз все ту же непреклонную решимость к добру, глядит на нас с этого полотна.
Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит, соответствующий общему облику поэта.
Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших "как по сходству, так и по выражению характера целого". Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение.
Судьба портрета необычна. Весной 1838 года Жуковский совместно с Брюлловым и Венециановым добивается освобождения из крепостной неволи Тараса Шевченко.
А происходило это так. Шевченко был маляром в петербургской мастерской Ширяева и посещал учебные залы Общества поощрения художников. В 1837 году он познакомился с Венециановым, который помог многим талантливым молодым людям из крепостных добиться освобождения. Венецианов, ища возможностей для помощи Тарасу, обратился к Жуковскому. В начале 1837 года Шевченко по заказу Жуковского написал портрет Елизаветы Нахимовой, дочери смотрителя Зимнего дворца. Друзья Шевченко – молодые художники, ученики Брюллова – показали Брюллову рисунки Шевченко, и он похвалил их. Они попросили Брюллова сделать что-нибудь для их друга, и он поехал к помещику Энгельгардту, надеясь убедить его отпустить талантливого юношу. Брюллов вернулся раздраженный: "Это самая крупная свинья в торжковских туфлях!" – сказал он о помещике. Шевченко пришел в отчаяние... Жуковский, узнав о его состоянии, написал ему несколько ободряющих слов (Шевченко потом много лет носил эту записку в кармане). К Энгельгардту поехал Венецианов, он приступил к делу прямо и спросил о цене, за какую может он отпустить Тараса. Надо было добывать добывать деньги. Брюллов решил написать портрет Жуковского и разыграть его в лотерею. Этот портрет и был разыгран в частной лотерее у графа Виельгорского за две тысячи пятьсот рублей ассигнациями. "Этою ценою, – вспоминал Т.Г.Шевченко, – куплена была моя свобода в 1838 году, апреля 22".
25 апреля Мокрицкий записал: "Пошел я к Брюллову... Скоро пришел Жуковский с гр. Виельгорским. Пришел Шевченко, и Василий Андреевич вручил ему бумагу, заключающую в себе его свободу". Брюллов оставил портрет у себя и просил Мокрицкого снять с него копию. 27 апреля Мокрицкий пишет: "Вчера поутру начал я копировать портрет Жуковского... В три приехал Жуковский для сеанса"1 (Мокрицкий мог сверять копию с натурой, а Жуковский не ленился приезжать и сидеть – ему здесь было хорошо).
Из книги: Афанасьев В.В. Жуковский. – М.: Молодая гвардия, 1986.
1. А.Мокрицкий. Воспоминание о К.П.Брюллове, журн. "Отечественные записки", 1855, т. XII, стр. 182-183.
|
О Жуковском
на этом сайте
Рисунки Жуковского
Друзья Пушкина. Жуковский В.А.
В.А.Жуковский. Кубок
В.А.Жуковский. Перчатка
В.А. Жуковский. Рыбак
Баллады Жуковского
Жуковский В.А. Основные даты жизни и творчества
Жуковский В.А. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе") |