|
Иллюстрации М.А.Зичи Побывав в 1881 году в Пятигорске и Кисловодске, художник Зичи зарисовал места, описанные Лермонтовым в "Герое нашего времени". Он изобразил на своих рисунках сцены из романа, как сам их себе представлял. Зичи (Zichy) Михаил (Михай) Александрович (1827-1906), русско-венгерский художник. Родился и учился в Венгрии; с 1847 года жил и работал в России. Одним из любимых его поэтов был Лермонтов. Первая попытка целостного осмысления творчества Лермонтова в изобразительном искусстве принадлежит именно Зичи. Всего им было задумано около 100 рисунков. Для выполнения этой обширной задачи он в 1881 году специально поехал на Кавказ: посетил места, где жил Лермонтов, сделал зарисовки пейзажей и зданий (карандаш, ИРЛИ*), стараясь, по его словам, "подробно срисовать с натуры то, что великий поэт описал". Результатом этой работы явились иллюстрации к роману "Герой нашего времени". Из серии крупноплановых иллюстраций к "Герою..." сохранились только иллюстрации "Бэла у источника", "Смерть Бэлы" и "Княжна Мэри, сидящая на постели", отличающиеся мастерством и эффектностью композиции. Остальные оригиналы иллюстраций к роману известны только по воспроизведению и фотографиям (музей ИРЛИ). Существуют также многочисленные сюжетные наброски к "Княжне Мери" (13 листов, карандаш; музей ИРЛИ). В них проявилось умение Зичи давать меткие характеристики персонажей, хотя их психологическая трактовка лишена глубины. Работая "скорописью", в лаконичной манере, Зичи запечатлевает различные мизансцены. Особую ценность представляют воссозданные с документальной точностью пейзажи Кисловодска и Пятигорска (29 листов, карандаш; музей ИРЛИ). Коллекцию своих рисунков Зичи в 1883 году принёс в дар музею Лермонтова в Пятигорске. Отдельные листы Зичи часто воспроизводились в гравюре; гравёры обычно огрубляли замысел художника, тем не менее некоторые критики считали его иллюстрации к Лермонтову "самыми выдающимися". Иллюстрации Зичи к "Княжне Мери" частично изданы в 1891 году в виде альбома с соответствующими отрывками из текста. 1. Скала в окрестностях Кисловодска. Эта скала в окрестностях Кисловодска описана в "Герое нашего времени" как место дуэли Печорина с Грушницким. После выхода в свет романа Лермонтова её стали называть Лермонтовской. В начале августа 1837 года Лермонтов переехал заканчивать курс лечения в Кисловодск. Поселился он в самом центре курорта, в особняке помещика Реброва, в нескольких шагах от кисловодской ресторации. 3 Пятигорск. Улица вдоль бульвара. Зичи зарисовал с натуры это здание как дом, где жила княжна Мери. На рисунке изображён эпизод, когда мимо окон княжны Мери по велению Печорина слуга проводит черкесскую лошадь, покрытую персидским ковром, перекупленным им у княгини Лиговской в магазине Челахова. Перед нами небольшой дом в 5 окошек. Это один из старейших домов, как пишет Лермонтов, “один из лучших домов Пятигорска”. Курортный городок. Везде аккуратные пёстренькие цветники, ровно подстриженные молодые деревья. Над всем этим возвышается украшенное колоннами красивое нарядное здание из дикого камня пепельного цвета. Это знаменитая пятигорская ресторация, не раз упоминавшаяся в литературе. Парадная лестница ведёт в залы бельэтажа, где "пользующиеся водами" (так называли тогда курортников) обедают, играют в карты, танцуют. На верхнем этаже за очень высокую плату сдаются номера. В ресторации Кисловодска были сосредоточены все развлечения. Здание прекрасной архитектуры, с колоннадой, возвышалось на холме при входе в парк. По вечерам оно было освещено изнутри многочисленными свечами, снаружи – плошками. Широкая лестница выходила на главную аллею. Сюда выходили отдохнуть от шума и толкотни, освежиться после мазурки. *ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) . |
||||||||||||||||
Используются технологии uCoz |