Главная
Лермонтов М.Ю. Основные
даты жизни и творчества
Лермонтов в воспоминаниях
современников
Лермонтов в переписке Карамзиных
Картины, акварели и рисунки
Лермонтова
Лермонтов М.Ю.
Стихотворения 1837-1839 гг.
Иллюстрации к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Иллюстрации М.Зичи к роману
Лермонтова "Герой нашего
времени"
Эпоха "Песни про купца
Калашникова" Лермонтова
Картина В.М.Васнецова
"Иван Грозный"
Иллюстрации к уроку по
стихотворению Лермонтова
"Бородино"
Лермонтов М.Ю. Библиографический указатель (по журналу "Литература в школе")
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-
гвардии Гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. 1834.
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
Садовая улица в Царском Селе. Литография В.П. Лангера. 1820
Беггров Карл Петрович.По рисунку Е.Исакова. Вид Невского проспекта у Гостиного двора (литография; 1823)
Вид Невского проспекта у Гостиного двора. Литография К.П. Беггрова по рисунку Е. Исакова. 1823 г.
Садовников В.С. Арка Главного штаба. 1830-е
Арка Главного штаба.  В.С. Садовников. 1830-е гг.
У окна в летнюю ночь. Толстой Ф.П.
1822 г.
Музыкальный вечер у Львова (квартет М.Ю.Виельгорского).
Литография П.Рорбаха. 1840-е гг.
Финальная сцена оперы «Фенелла» Обера в постановке Александринского театра
14 января 1834 г.
Литогр. с рис. Ив. П. Брюлло. Источник: ЛН, Т. 58 / Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 277.
 
 
Лермонтов в Петербурге
Из книги ''По лермонтовским местам''[1]
 
Ленинград и его пригороды
 
Ленинград. Арка быв. Главного штаба (стр. 110).*
    Содержание:
Часть 1.
1. Лермонтовский просп., 54 (памятник Лермонтову работы Б.М.Микешина).
2. Угол ул. Союза Печатников и Лермонтовского просп., 10а/8 (особняк Н.В.Арсеньева).
3. Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров).
4. Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта»).
5. Наб. р. Фонтанки, 101 (дом, где жила княгиня М.А.Щербатова).

Часть 2.
6. Садовая ул, 3 (здание быв. Ордонансгауза).
7. Пл. Искусств, 5 (дом, где жили Виельгорские).
8. Пестеля ул., 11 (дом, где на вечере у княгини Шаховской И. С. Тургенев впервые увидел Лермонтова)
9. Фурманова ул., 16 (дом, где жили Карамзины).
10. Чайковского ул., 20 (дом Хвостовой, где Лермонтов жил до второй ссылки).
11. Воинова ул., 33 (дом, где Лермонтов жил в 1841 году).
12. Угол ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской, 48/13 (дом П.Н.Ахвердовой, урожд. Арсеньевой).

Часть 3.
13. Пл. Островского, 6 (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина).
14. Невский просп., 30 (дом Энгельгардтов).
15. Невский просп., 20 (дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки»).
16. Наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А.С.Пушкина).
17. Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта»).
18. Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба).
19. Наб. р. Мойки, 78 (дом А.О.Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс»).
20. Наб. Красного флота, 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом).
21. Сад трудящихся им. М. Горького (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана).
22. Дворцовая наб., 30 (дом А.К.Воронцовой-Дашковой).
23. Наб. Макарова, 4 (Институт русской литературы АН СССР).

Часть 4.
24. Пригороды Ленинграда. Город Пушкин.
25. Пригороды Ленинграда. Город Петергоф.

В жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова Ленинград (быв. Петербург)[2] и некоторые его пригороды сыграли огромную роль.

Петербург – город ранней зрелости великого русского поэта и его творческого расцвета. Когда погиб Пушкин, из этого города на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам – стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».

Возвратившись сюда из первой ссылки на Кавказ, Лермонтов сотрудничал в передовом тогда журнале – «Отечественных записках»[3]. В Петербурге же в 1840 году вышли в свет отдельными изданиями роман «Герой нашего времени»[4] и единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Лермонтова». Здесь состоялась знаменательная встреча поэта с В.Г.Белинским.

В общей сложности, с перерывами, Лермонтов провел в Петербурге более семи лет.

Естественно, что быт и нравы жителей столицы, людей разных сословий, острые социальные контрасты, присущие этому городу, нашли отражение в творчестве Лермонтова.

В незаконченном романе «Княгиня Лиговская» лаконично, но выразительно описан центр Петербурга, населенный знатью вроде баронессы Р. Центральной части столицы противопоставлена городская окраина, где в огромном доме, населенном беднотой, живет чиновник Красинский. Столкновение его с Печориным является главным конфликтом в лермонтовском романе. Интерес Лермонтова к демократическому Петербургу отразился и в повести «Штосс», где художник Лугин снимает квартиру в грязном и убогом переулке близ Кокушкина моста.

Из пригородов Петербурга с именем Лермонтова прежде всего связаны Петродворец (быв. Петергоф) и город Пушкин (быв. Царское Село).

В Петергофе Лермонтов бывал еще в годы учения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832–1834), так как именно там проходили летние лагерные учения. В юнкерской поэме Лермонтов иронически описал один из петергофских праздников.

В Царском Селе (в казармах на его окраине) был расквартирован лейб-гвардии Гусарский полк, в котором служил Лермонтов до первой ссылки и после нее. Хотя тогда поэт жил в основном в Петербурге, но, конечно, постоянно должен был бывать в Царском Селе, в полку, на всевозможных военных учениях, маневрах, смотрах и парадах.

Лейб-гвардии Гусарский полк во время Отечественной войны 1812 года участвовал во многих боях, в том числе в Бородинском сражении. Среди офицеров, товарищей Лермонтова по полку, были люди, ценившие его талант. С ними у поэта сложились дружеские отношения. Позднее, находясь в другом (Гродненском) полку, Лермонтов мечтал о возвращении в лейб-гвардии Гусарский полк. В поэме «Тамбовская казначейша» он писал:

О, скоро ль мне придется снова
Сидеть среди кружка родного
С бокалом влаги золотой
При звуках песни полковой!
И скоро ль ментиков червонных
Приветный блеск увижу я,
В тот серый час, когда заря
На строй гусаров полусонных
И на бивак их у леска
Бросает луч исподтишка!

Известно, что поэт задумал написать роман «из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действием в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене», то есть об эпопее 1812–1814 годов. Материалами для этого произведения, вероятно, послужили бы наряду с другими и рассказы старших современников Лермонтова, его сослуживцев по лейб-гвардии Гусарскому полку. Осуществить этот замысел (часть задуманной трилогии) помешала Лермонтову его трагическая гибель.
М. Ю. Лермонтов в форме лейб-гвардии Гусарского полка. Акварель А. И. Клюндера. 1838 (стр. 115).
 
Ленинград
Дворцовая набережная. Литография К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата. 1820-е гг. (стр. 116).
В Ленинграде (Петербурге) о Лермонтове напоминают сохранившиеся до наших дней дома, в которых он жил или бывал, а также памятники поэту. Здесь именем Лермонтова назван проспект, одна из улиц в Красносельском районе города (быв. Красное Село) и библиотека № 1 Дзержинского района (Литейный просп.).[5]

Экскурсию можно начать с Лермонтовского проспекта, который именуется так с 1912 года, когда объединили три улицы, составляющие продолжение одна другой: Большую Мастерскую, Могилевскую и Ново-Петергофский проспект.

Вот экскурсионный маршрут, предлагаемый тем, кто хотел бы самостоятельно ознакомиться с лермонтовскими местами Ленинграда: Лермонтовский просп., 54 (памятник Лермонтову работы Б.М.Микешина) – угол ул. Союза Печатников и Лермонтовского просп., 10а/8 (особняк Н.В.Арсеньева) – Исаакиевская пл., 6 (здание быв. Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров) – Садовая ул., 61 (дом, где Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта») – наб. р. Фонтанки, 101 (дом, где жила княгиня М.А.Щербатова) – Садовая ул, 3 (здание быв. Ордонансгауза) – пл. Искусств, 5 (дом, где жили Виельгорские) – ул. Пестеля, 11 (дом, где на вечере у княгини Шаховской И. С. Тургенев впервые увидел Лермонтова) – ул. Фурманова, 16 (дом, где жили Карамзины) – ул. Чайковского, 20 (дом Хвостовой, где Лермонтов жил до второй ссылки) – ул. Воинова, 33 (дом, где Лермонтов жил в 1841 году) – угол ул. Салтыкова-Щедрина и Потемкинской, 48/13 (дом П.Н.Ахвердовой, урожд. Арсеньевой) – пл. Островского, 6 (Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина) — Невский просп., 30 (дом Энгельгардтов) – Невский просп., 20 (дом, где помещалась редакция журнала «Отечественные записки») – наб. р. Мойки, 12 (Музей-квартира А.С.Пушкина) – Невский просп., 18 (здание быв. кондитерской Вольфа и Беранже, где переписывалось стихотворение «Смерть поэта») – Дворцовая пл. (здание быв. Главного штаба) – наб. р. Мойки, 78 (дом А.О.Смирновой, послужившей прототипом героини в повести «Штосс») – наб. Красного флота, 4 (дом Лавалей, где произошла ссора Лермонтова с Э. Барантом) – Сад трудящихся им. М. Горького (памятник Лермонтову работы В. П. Крейтана) – Дворцовая наб., 30 (дом А.К.Воронцовой-Дашковой) – наб. Макарова, 4 (Институт русской литературы АН СССР).

Лермонтовский (быв. Ново-Петергофский) проспект, 54.
Лермонтовский пр., д. 54. Здание бывшего Николаевского кавалерийского училища
Памятник Лермонтову М.Ю., фрагмент (1914 г., скульптор Микешин Б.М.).
Надписи: на постаменте накладными знаками с лицевой стороны: М. Ю. / Лермонтову / 1814 – 1841; с тыльной стороны: Демон, / Ангел, Бородино, / Герой нашего времени, / Песня про купца / Калашникова, / Пророк, Отчизна, /Валерик, Мцыри, / Спор.
Памятник Лермонтову работы Б. М. Микешина. Доехать на метро до станции «Балтийская», а оттуда, перейдя площадь перед вокзалом, пересечь по Лермонтовскому мосту Обводный канал[6] и выйти на правую сторону Лермонтовского проспекта к зданию, перед которым установлен памятник.

В 1910 году, накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, был объявлен конкурс на памятник перед зданием Николаевского кавалерийского училища[7] на бывшем Ново-Петергофском проспекте (туда в 1839 году, получив новое название, переехала Школа юнкеров, в которой учился поэт). В 1912 году утвердили проект скульптора Б.М.Микешина, а осенью следующего года состоялась закладка памятника. Его открытие, предполагавшееся в октябре 1914 года, из-за начавшейся империалистической войны задержалось и состоялось лишь в мае 1916 года. Лермонтов изображен в форме лейб-гвардии Гусарского полка сидящим на скамье. Фигура поэта отлита из бронзы.

Любопытен тот факт, что при Николаевском кавалерийском училище открылся в 1883 году первый лермонтовский музей. Инициатором его создания был начальник училища генерал-майор А.А.Бильдерлинг.[8] В 1917 году материалы музея передали Институту русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, положив начало его лермонтовскому собранию, ныне наиболее полному из всех существующих.

Угол улицы Союза Печатников (быв. Торговая) и Лермонтовского проспекта (быв. Большая Мастерская),10а/8.
Угол улицы Союза Печатников и Лермонтовского проспекта ,10а/8. Совр. фото.
Особняк Н.В.Арсеньева,[9] где Лермонтов много раз бывал и останавливался. Проезд автобусом, который идет от Балтийского вокзала по Лермонтовскому проспекту, до поворота направо, затем пройти пешком.

В 30-х годах XIX века это был двухэтажный (позднее надстроен еще четырьмя этажами) особняк, принадлежавший родному брату деда Лермонтова, Н.В.Арсеньеву. Дом заметно отличался от других, более скромных зданий старой Коломны, население которой состояло тогда в основном из мелких чиновников, ремесленников, небогатых торговцев. При доме был сад, тянувшийся вдоль Большой Мастерской улицы, а в саду – деревянная беседка (существовала еще в 1860-х годах).

Приехав в Петербург, Лермонтов и его бабушка, Е.А.Арсеньева,[10] остановились сначала именно у Н.В.Арсеньева, которого многочисленные молодые родственники называли «дедушкой». Здесь собирались по воскресеньям.

Позднее, в годы учения в Школе юнкеров, Лермонтов также бывал в этом доме, а затем останавливался здесь, приезжая в столицу из Царского Села.

Об одной из встреч с Лермонтовым в доме Н.В.Арсеньева в 1835 году рассказывает в своих воспоминаниях его дальний родственник М.Н.Лонгинов.[11]

По его свидетельству, поэт во время приездов в Петербург занимал комнаты в нижнем этаже обширного дома. «После обеда Лермонтов позвал меня к себе вниз, угостил... трубкой, сел за фортепьяно и пел презабавные русские и французские куплеты (он был живописец и немного музыкант). Как-то я подошел к окну и увидел на нем тетрадь... очень толстую; на заглавном листе крупными буквами было написано: «Маскарад, драма».

По просьбе Лонгинова, Лермонтов прочитал ему «несколько стихов» из этого произведения.

Арсеньева Елизавета Алексеевна, урожд. Столыпина (1773-1845 гг.), бабушка поэта М.Ю. Лермонтова.
Начало XIX века. Неизв. художник.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом)
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 144–145.

Исаакиевская площадь, 6.
Исаакиевская площадь. Мариинский дворец. Здание быв. Школы юнкеров (стр. 119).
Здание бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой Лермонтов обучался в 1832–1834 годах. Можно доехать на трамвае от Театральной площади по улице Глинки и затем по бульвару Профсоюзов[12] (остановка «Исаакиевская площадь»). Принято считать, что в 1839–1844 годах здание Школы было снесено и на его месте построен Мариинский дворец (ныне здесь исполком Ленинградского горсовета[13]). Это не совсем так: в здание дворца целиком включен главный корпус Школы, в правом крыле (если смотреть на дворец с площади) использованы фундамент, стены. И лишь левое крыло было воздвигнуто заново. Внутри здание было коренным образом перестроено.

Во времена Лермонтова трехэтажное здание Школы состояло из главного корпуса, к которому примыкали два небольших флигеля. От них тянулась каменная ограда, охватывавшая значительную часть нынешней площади и формировавшая обширный двор внутри Школы. Ворота выходили на Синий мост. Против ворот находился главный, или парадный, подъезд со швейцарской и лестницей, уставленной касками, кирасами и карабинами. По соседству со швейцарской был обширный учебный зал для пеших учений, из которого выход вел в сад. На среднем этаже большого корпуса размещались классы, конференц-зал и столовая, а также эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, куда был зачислен Лермонтов.

Одну половину верхнего этажа, обращенного во двор, занимал госпиталь, а другую, выходившую окнами на плац, – рота гвардейских подпрапорщиков.

Плац был в середине сада, за ним – конюшни, манеж и двор выходившего на Вознесенский проспект (ныне просп. Майорова)[14] дома, в котором жили дежурные офицеры.
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал
портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ)
Время, проведенное в Школе юнкеров, Лермонтов впоследствии назвал «двумя страшными годами». Жизнь здесь была однообразной и суровой. Каждый день начинался барабанным боем и проходил в маршировках, верховой езде в манеже, военных походах и караульной службе. Среда, окружавшая поэта, была далека от тех интеллектуальных интересов, которыми привык жить Лермонтов. В это военное учебное заведение поступала большей частью молодежь из аристократических семейств, материально хорошо обеспеченная. Все свободное время проводилось в кутежах и светских развлечениях. И хотя Лермонтов принимал участие в разных шалостях и затеях, взгляды и понятия юнкеров-аристократов были ему глубоко чужды.

Помимо изучения военных дисциплин, выездов летом на лагерные учения и участия в осенних маневрах юнкера изучали и общеобразовательные предметы: словесность, математику, историю, географию и др.

По заданию преподавателя словесности В.Т.Плаксина[15] Лермонтов написал сочинение «Панорама Москвы». Поэму из кавказской жизни «Хаджи Абрек», написанную в Школе юнкеров, этот преподаватель прочитал однажды с кафедры, во время занятий, приветствуя в лице Лермонтова «будущего поэта России».

Во время пребывания в Школе юнкеров Лермонтов работал и над другими произведениями, в частности над пятой редакцией поэмы «Демон» и романом из времен восстания Пугачева, получившим впоследствии название «Вадим» (по имени главного героя). Но писать приходилось урывками, тайком от начальства.

Следует сказать, что среди товарищей Лермонтова по юнкерской школе были все же и любители литературы, ценившие его дарование и гордившиеся им. Некоторые из них сохранили тетради с его рисунками и автографы произведений поэта.

В ноябре 1834 года Лермонтов был выпущен из Школы корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк[16]. К этому времени он, разносторонне образованный человек, обладал достаточно широким общим и военным кругозором.

Ему докучали порой маршировки и парады, всевозможные ограничения свободы, связанные с военной дисциплиной. Но Лермонтов писал однажды М.А.Лопухиной, что если начнется война, то он везде будет впереди.
М.Ю.Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы Ф.О.Будкина. 1834.
 
Слева направо изображены обер-офицер вне службы (в вицмундире) на период 1826–1845 гг.,
пеший обер-офицер в парадной форме на период 1835–1838 гг.
и рядовой (строевой гусар) 6-го эскадрона в парадной форме в 1835 г.
В 1835 г. ментик было приказано носить на спине, но многие офицеры, помня о былой
«гусарской вольнице», предпочитали, позируя художникам, иметь его на плече.
Представленные на хромолитографии предметы военного костюма знакомы
по портретам поэта М.Ю. Лермонтова. В ментике Л. гв. Гусарского полка, надетом в рукава,
он запечатлён в январе-феврале 1837 г. художником П.Е. Заболотским,
а портрет в вицмундире Л. гв. Гусарского полка см. выше.

Садовая улица, 61.
Петербург. Садовая улица. Литография К. П. Беггрова
по рис. К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг. (стр. 121)
 
Садовая улица, 61.

Отмеченный мемориальной доской с барельефом дом, где жил М. Ю. Лермонтов в 1836–1837 годах (здесь им написано стихотворение «Смерть поэта»). Проезд на любом из автобусов, идущих по проспекту Майорова (остановка «Садовая улица»).

Во времена Лермонтова дом имел фронтон и три этажа, позднее были надстроены еще два этажа.[17]

Весной 1836 года поэт, ожидая приезда из Тархан Е.А.Арсеньевой, писал ей: «Квартиру я нанял на Садовой улице в доме князя Шаховского, за 2000 рублей, – все говорят, что недорого, смотря по числу комнат...»

Сам он жил тогда в Царском Селе, где стоял его лейб-гвардии Гусарский полк.

Осенью того же года, по окончании летних военных учений, Лермонтов перебрался в Петербург на квартиру бабушки и жил здесь, уезжая в полк только на дежурство.

Вместе с ним жил крестник Е.А.Арсеньевой – Святослав Афанасьевич Раевский, который был шестью годами старше Лермонтова. Окончивший Московский университет, широко образованный и прогрессивно настроенный, Раевский служил сначала в Министерстве финансов, а затем в департаменте военных поселений. Он интересовался литературными замыслами Лермонтова. В черновой рукописи петербургского романа «Княгиня Лиговская» есть страницы, написанные рукой Раевского, возможно при его творческом участии.

По праздникам к ним присоединялся родственник поэта Аким Шан-Гирей,[18] учившийся в артиллерийском училище. В своих воспоминаниях он отмечает, что С.А.Раевский «имел верный критический взгляд, его замечания и советы были не без пользы для Мишеля». В 1836 году при посредничестве С.А.Раевского Лермонтов познакомился с А.А.Краевским[19]; впоследствии поэт активно сотрудничал в его журнале «Отечественные записки».

На половине квартиры, занимаемой Лермонтовым, обсуждались прочитанные книги и театральные постановки, велись горячие политические и философские споры; здесь и музицировали, играли в шахматы.

В конце 1836 года Лермонтов сильно простудился, был отпущен из полка домой и длительное время находился в квартире Е.А.Арсеньевой на Садовой улице. 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть о том, что А.С.Пушкин смертельно ранен на дуэли французом Ж. Дантесом. Лермонтова лечил в это время доктор Н.Ф.Арендт, навещавший умирающего великого русского поэта. От него Лермонтов и узнал обо всех обстоятельствах, предшествовавших дуэли, о предсмертных страданиях Пушкина.

Потрясенный гибелью Пушкина, Лермонтов написал сначала первую часть стихотворения «Смерть поэта», оканчивающуюся словами: «И на устах его печать». Через несколько дней после этого к нему заехал его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин[20], который жил неподалеку, в Никольском переулке (ныне ул. Мясникова). Он был одним из чиновников Министерства иностранных дел, служил под начальством графа К.В.Нессельроде, врага Пушкина. В споре с Лермонтовым, выражая отношение петербургских светских кругов, Н.А.Столыпин утверждал, что Дантес был не в состоянии поступить иначе и что иностранцы не могут быть судимы в России.

Охватившее Лермонтова чувство возмущения и гнева заставило его написать шестнадцать новых (заключительных) строк стихотворения «А вы, надменные потомки...».

Лермонтов смело назвал истинных убийц Пушкина – великосветскую знать.[21] От имени передовой, мыслящей России поэт грозил убийцам судом истории, судом народа. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова», – писал впоследствии А.И.Герцен.

Набережная реки Фонтанки, 101.
Дом С.И.Штерич, бабушки княгини М.А.Щербатовой, где Лермонтов бывал в 1839–1840 годах. Дом находится в той части набережной, которая расположена между Обуховым и Витебским мостами. На Садовой улице (остановка «Проспект Майорова») сесть в любой из трамваев, идущих к Невскому проспекту, и доехать до площади Мира[22], далее по Московскому проспекту дойти до Фонтанки и, не переходя Обухов мост, повернуть налево.

В лермонтовское время это был трехэтажный особняк с большим фронтоном и колоннами при входе. В дальнейшем дом перестраивался.

М.А.Щербатова, молодая вдова сослуживца Лермонтова, красивая и образованная, любившая литературу и музыку («поэтическая дружба» связывала ее с композитором М.И.Глинкой), высоко ценила творчество Лермонтова. Однажды поэт прочитал у нее поэму «Демон». «Мне ваш Демон нравится, я бы хотела с ним спуститься на дно морское и полететь за облака», – сказала Щербатова после чтения.

Увлеченный Щербатовой, Лермонтов говорил о ней А.П.Шан-Гирею: «Такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать». Ей поэт посвятил три стихотворения: «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Отчего» и «(М.А.Щербатовой)». Поэт особенно ценил смелость и независимость мнений Щербатовой, верность ее сердечным привязанностям:

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром,
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

За М.А.Щербатовой ухаживал также сын французского посла Э.Барант[23]. Виновницей столкновения его с Лермонтовым на балу у Лавалей, повлекшего за собой дуэль, считали М.А.Щербатову, которая отдавала явное предпочтение поэту. А.И.Тургенев[24], уже после дуэли встречавшийся с ней, записал в своем дневнике: «Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова».
 

* Иллюстрации, если не указано особо, взяты из книги: По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – 328 с. – (Сто путей – сто дорог). Рядом с иллюстрацией указана страница, на которой она находится в книге. (вернуться)
 
1. Источник: По лермонтовским местам: Ленинград и его пригороды / Сост. О. В. Миллер; Авт. предисл. И. Л. Андроников. – 2-е изд., доп. – М.: Профиздат, 1989. – С. 110 – 145. (вернуться)

2. Петербург переименовывался несколько раз:
1703 – 1914 гг. – Санкт-Петербург (в неофициальном употреблении город называли Петербург)
1914 – 1924 – Петроград
1924 – 1991 – Ленинград
с 1991 – Санкт-Петербург. (вернуться)

3. Журнал "Отечественные записки" – русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818–1884 годах (с перерывами). Основан историком и писателем П.П.Свиньиным в 1818 году и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н.А.Полевой. Выходил до 1831 года; в 1838 году был возобновлён Свиньиным и с января 1839 года передан А.А.Краевскому.
Лермонтов был одним из первых авторов, привлеченных Краевским в «Отечественные записки», и оставался их неизменным и ведущим участником до дня смерти. За два с половиной года поэт напечатал здесь около 30 стихотворений, в их числе: «Дума», «Ветка Палестины», «Поэт», «Три пальмы», «Дары Терека», «Журналист, читатель и писатель» и др. В «Отечественных записках» впервые появились «Бэла», «Фаталист», «Тамань», вошедшие затем в состав «Героя нашего времени». См подробнее о публикациях Лермонтова в журнале: Лермонтовская энциклопедия на feb-web.ru. (вернуться)

4. Роман «Герой нашего времени» (написан в 1838–1840) – впервые был издан в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова и Кº, в 1840 г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров. См. роман на сайте "Литература для школьников". (вернуться)

5. Библиотека № 1 Дзержинского района – сейчас это Центральная библиотека им. М.Ю. Лермонтова (Центрального района) на Литейном пр., 19. С 2004 года в библиотеке существует и продолжает развиваться проект «М.Ю. Лермонтов: наследие». (вернуться)

6. Обво́дный канал – самый крупный канал (длина 8,08 км) в Санкт-Петербурге. Берёт начало от реки Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофки. (вернуться)

7. Николаевское кавалерийское училище – привилегированное военное училище Российской империи. 9 мая 1823 года в Санкт-Петербурге была открыта Школа гвардейских подпрапорщиков для обучения молодых дворян, поступавших в гвардию из университетов или частных пансионов и не имевших военной подготовки. В Школе обучали юношей из дворянских семей, а затем выпускали их в полки гвардейской кавалерии. С 1826 года при школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, учебное заведение переименовано в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1859 году в связи с упразднением звания подпрапорщика Школа переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров.
В 1864 году Школа преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое до конца своего существования располагалось в здании по адресу Лермонтовский (Ново-Петергофский) проспект, д. 54. (вернуться)

8. Барон Александр Александрович фон Би́льдерлинг (нем. Alexander von Bilderling, 1846, C.-Петербург – 1912, Царское Село) – генерал от кавалерии. Начальник Николаевского кавалерийского училища в 1878–1890 гг. Известен своими художественными работами и историческими исследованиями, особенно жизни Лермонтова. Сочетал в себе качества военного, общественного деятеля и художника.
Стараниями Бильдерлинга, в декабре 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище (прежняя школа гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где учился Лермонтов) был открыт лермонтовский музей. Музей этот имел своей задачей собрать все, что только было, есть и будет найдено, напечатано и приведено в известность относительно личности и деятельности М.Ю.Лермонтова. При открытии музей состоял из 705 экспонатов, но в первые же шесть лет число их удвоилось. Лермонтовский музей имел XII отделов; имелись отделы рукописей Лермонтова, картин и рисунков его работы (две картины масляными красками – сцены из кавказской жизни, акварели и т. д.). (вернуться)

9. Никита Васильевич Арсеньев (1775–1847) – директор Императорского Военно–сиротского дома и училища Мариинского института (в настоящее время 163 школа Центрального района Санкт–Петербурга) с 1817 по 1828 гг. Н.В.Арсеньев – брат деда Лермонтова, Михаила Васильевича Арсеньева (1768–1810), елецкого помещика, капитана лейб–гввардии Преображенского полка.(вернуться)

10. Арсеньева Елизавета Алексеевна (урожд. Столыпина) (1773–1845) – бабушка Лермонтова со стороны матери, воспитавшая его и ставшая на всю жизнь самым близким ему человеком; дочь А.Е.Столыпина, сестра Арк.Ал.Столыпина и Дм.Ал.Столыпина, с 1794 жена М.В.Арсеньева. Получила домашнее образование; обладала способностями и природным умом, развитию которых благоприятствовали культурные, в т. ч. литературные и театральные, интересы семьи. Пользовалась уважением многочисленных родственников и знакомых, любила молодежь – друзей Лермонтова. См. подробнее в Лермонтовской энциклопедии на feb-web.ru. (вернуться)

11. Ло́нгинов Михаил Николаевич (1823–75) – русский историк литературы, библиограф, впоследствии орловский губернатор и начальник Гл. управления по делам печати, мемуарист. Будучи дальним родственником Лермонтова, встречался с ним (начиная с 1832) у Н.В.Арсеньева, Сушковых, в Царском Селе, где учился в Лицее. (вернуться)

12. Бульвар Профсоюзов – Ко́нногварде́йский бульвар – бульвар в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Сенатской и Исаакиевской площадей до площади Труда. Современное название Конногвардейский бульвар известно с 1842 года, связано с находящимся на бульваре манежем и казармами лейб-гвардии Конного полка. В октябре 1918 года переименован в бульвар Профессиональных Союзов, в честь Петроградского совета профессиональных союзов, в связи с тем, что на бульваре находился Дворец Труда. С 1925 года название употреблялось в сокращённом виде бульвар Профсоюзов. 4 октября 1991 года возвращено историческое название Конногвардейский бульвар. (вернуться)

13. Ленсовет (Ленинградский городской Совет народных депутатов) – высший орган власти на территории Ленинграда. С 1945 года Ленсовет располагался в Мариинском дворце. С 1994 года Мариинский дворец – место заседаний городского парламента – Законодательного собрания (ЗАКС) Санкт-Петербурга. (вернуться)

14. Вознесе́нский проспект – один из двух проспектов, входящих в «перспективу» Санкт-Петербурга, наряду с Невским проспектом. Вместе с Гороховой улицей они образуют три луча, которые планировались П.М.Еропкиным как основной ансамбль для застройки города на левом берегу Невы после пожаров 1736–1737 годов. С 9 мая 1923 года по 4 октября 1991 года носил имя проспект Майорова, в честь П.В.Майорова, участника Гражданской войны, комиссара 4-й армии. (вернуться)

15. Пла́ксин Василий Тимофеевич (1795–1869) – преподаватель русского языка и литературы в Школе юнкеров, критик. С 1829 г. выступал с рецензиями на художественные произведения и учебные пособия; преподавал в военных училищах и Академии художеств. По словам Плаксина, он познакомился с произведениями Лермонтова в 1832–34 еще в рукописи (стихи, «Демон») и в качестве учителя делал свои замечания. См подробнее: Лермонтовская энциклопедия на feb-web.ru. (вернуться)

16. Лейб-гвардии гусарский полк – в конце 1774 года императрица Екатерина II повелела князю Потёмкину сформировать для службы при Её Величестве гусарский эскадрон, названный Лейб-Гусарским и предназначенный для службы при высочайшем дворе.
По вступлении на престол императора Александра I полк был переформирован 29 декабря 1802 года и занял казармы в Красном Селе и Павловске. По возвращении в Россию из заграничного похода в 1814 году лейб-гусары расположились в Царском Селе. (вернуться)

17. Садовая, 61 – в 1875 г. надстроен 4-й этаж (арх. Ф.И.Черненко), в 1903 г. – перестройка, надстроен 5-й этаж (арх. арх. Л.П.Андреев). Дом 61 на Садовой – единственный в Петербурге, сохранивший живые приметы времен Лермонтова. Другие здания, связанные с именем поэта, либо уничтожены, либо существенно переделаны. Считается, что второй этаж дома 61 на Садовой, где Лермонтов жил в 1836–37 гг., перестройками не затронут. (вернуться)

18. Аким Шан-Гирей – Аким Павлович (1818–1883), троюродный брат и близкий друг Лермонтова; старший сын Павла Петровича и Марии Акимовны Шан-Гиреев. Учился в артиллерийском училище, с 1842 – адъютант начальника полевой конной артиллерии И.А.Арнольди, с 1865 – общественный деятель в Закавказье. Летом 1825 7-летний Шан-Гирей встретился с Е.А.Арсеньевой и ее внуком в Горячеводске (Пятигорск) и был взят в Тарханы, где воспитывался вместе с Лермонтовым около двух лет. В 1828 он вслед за Лермонтовым переехал в Москву, затем в 1834 – в Петербург и все это время жил в доме Арсеньевой; навещал Лермонтова в Школе юнкеров. См. подробнее: Лермонтовская энциклопедия на feb-web.ru. (вернуться)

19. Андрей Александрович Крае́вский (1810 – 1889) – издатель, редактор, журналист, педагог; редактор-издатель журнала «Отечественные записки». Лермонтов был одним из первых авторов, привлеченных Краевским в этот журнал. См. о журнале выше. (вернуться)

20. Николай Аркадьевич Столыпин (1814–1884), сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны, камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел. Служил под начальством графа К.В.Нессельроде, постоянный посетитель салона его жены – графини М.Д.Нессельроде. Лермонтов познакомился с Николаем Аркадьевичем в 1832, когда приехал в Петербург. Их спор о дуэли А.С.Пушкина с Ж.Дантесом послужил непосредственным толчком к созданию заключительных шестнадцати строк стихотворения «Смерть поэта». После гибели Лермонтова Николай Аркадьевич привез в Петербург и через А.А.Хастатова вернул В.Ф.Одоевскому записную книжку со стихами Лермонтова, подаренную поэту Одоевским перед последним отъездом из столицы на Кавказ. (вернуться)

21. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о стихотворении Лермонтова «Смерть поэта» с резолюцией Николая I:
Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать. А. Бенкендорф.
РЕЗОЛЮЦИЯ Николая I:
Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону. Источник: М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. литература, 1989. – с. 486. (вернуться)

22. Сенна́я площадь (c 1952 по 1992 – площадь Мира) – площадь в центре Санкт-Петербурга, расположенная на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы.
Название площадь получила в конце XVIII века из-за того, что на этом месте продавалось сено (до этого она называлась «Большой» и «Конной» площадью). (вернуться)

23. Бара́нт (Barante) Эрнест (1818–1859) – атташе французского посольства, сын французского посла А.Г.П.Баранта. 16 февраля 1840 г. Барант поссорился с Лермонтовым на балу у А.Лаваль; дело закончилось дуэлью 18 февраля 1840. (вернуться)

24. Тургенев Александр Иванович (1784–1845) – общественный деятель, археограф и литератор, брат декабриста Н.И.Тургенева, друг В.А.Жуковского, П.Я.Чаадаева, А.С.Пушкина. Личное знакомство их произошло, видимо, в сентябре 1839, по возвращении Тургенева из двухлетней заграничной поездки; к этому времени относятся первые записи в дневнике Тургенева о встречах с поэтом у Карамзиных.
Тургенев ввел Лермонтова в дипломатические круги. К концу 1839 г. относятся частые встречи Лермонтова с Тургеневым у Карамзиных, Валуевых и у М.А.Щербатовой. Осенью 1839 г. французский посол де Барант выяснял при посредничестве Тургенева позицию Лермонтова в отношении Франции; в связи с этим Лермонтов адресовал Тургеневу письмо с текстом одной из строф стихотворения «Смерть поэта», в которой Барант и сотрудники французского посольства ошибочно усматривали оскорбление национальной чести французов.
А.И.Тургенев в своем дневнике 10 мая 1840 г., т. е. непосредственно вслед за записью об именинном обеде у Гоголя, происходившем накануне, на котором у него был разговор с Лермонтовым о Барантах и Бахерахт, заносит: «Был у кн. Щерб[атовой], сквозь слезы смеется. Любит Лермон[това]». Эта запись Тургенева особенно ценна: экспансивный Тургенев на другой же день после своего разговора с Лермонтовым по поводу его дуэли едет к Щербатовой, по-видимому, истинной виновнице дуэли, и своим рассказом о дуэли вызывает у нее слезы. (вернуться)
 
 
 
 
 
 
 
Сайт "К уроку литературы"   Санкт-Петербург    © 2007-2017     Недорезова М. Г.
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz