Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге
на главную

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837)

        Песнь о вещем Олеге
("Как ныне сбирается вещий Олег...")[1]
 

Как ныне сбирается вещий Олег[2]
     Отмстить неразумным хозарам:[3]
Их села и нивы за буйный набег
     Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
     Идет вдохновенный кудесник,[4]
Покорный Перуну[5] старик одному,
     Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
     Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
     Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
     А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
     И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
     Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое:
     Твой щит на вратах Цареграда:[6]
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
     В часы роковой непогоды,
И пращ[7], и стрела, и лукавый кинжал
     Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
     Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
     То мчится по бранному[8] полю,
И холод и сеча[9] ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело[10]
     И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
     С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
     Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
     В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други[11], возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
     В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
     Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
     При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
     Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ?— промолвил Олег,—
     Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль лего́к его бег?
     Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
     И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
     Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
     С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
     Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
     И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
     На тризне[12], уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
     Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
     Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
     На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга[13] на холме сидят;
     Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1 марта 1822

Пушкин А.С. Рисунок и гравюра
Т.Райта, 1836 - 1837 гг.
 
Пушкин А.С. Песнь о Вещем Олеге. К столетию со дня рождения Пушкина 26 мая 1899 года. Рисунки, заставки и заглавные буквы В.М. Васнецова
 
А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Урок литературы в 7 классе из пособия Н. В. Беляевой (на сайте "Литература для школьников")

    Произведения А.С.Пушкина
          в библиотеке сайта
Сонет
Стансы
Утопленник
Чаадаеву ("В стране, где я забыл тревоги прежних лет...")
Чаадаеву (" К чему холодные сомненья?..")
 
Источник: Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге: ("Как ныне сбирается вещий Олег...") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Т. 2. Стихотворения, 1820–1826. 1977. – С. 100–102.
 


1. "Песнь о вещем Олеге" – напечатано в «Северных цветах» на 1825 год. Сюжетом послужил летописный рассказ из так называемой Львовской летописи.
Жанр анализ «Песни о вещем Олеге» – баллада (поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен).
Еще одна особенность баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя. (вернуться)

2. Вещий Олег Оле́г (Ве́щий Оле́г, др.-рус. Оль́гъ, ум. 912) – князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года.
Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, рассматривается как основатель Древнерусского государства.
В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.
Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».
В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя. (вернуться)

3. Хоза́ры (или хаза́ры) – тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после нашествия гуннов. (вернуться)

4. Кудесник – волшебник; тот, кто делает что-либо сверхъестественное. (вернуться)

5. Перу́н – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. (вернуться)

6. Щит на вратах Цареграда – Пушкин положил в основу своего произведения древние повествования о том, как киевский князь Олег прибил свой щит на воротах Константинополя (который русичи называли Царьградом) – в ознаменование своей победы над Византией, столицей которой был Константинополь. (вернуться)

7. пращ (или праща́) – древнее метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника. (вернуться)

8. ...по бранному полю – бранное поле – ратное поле, поле битвы от слова "брань" в значении "бой или битва". (вернуться)

9. Се́ча – бой, битва, сражение. (вернуться)

10. Чело́ – лоб, часть головы, от темени до бровей. (вернуться)

11. Отроки – здесь: младшие воины княжеской дружины. (вернуться)

12. Три́зна – 1. У древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего (заключительная часть погребального обряда у древних славян, сопровождавшаяся военными играми, состязаниями, а также и поминальным пиршеством). 2. У православных: обряд поминания умершего, а также (устар.) вообще поминки.
Не ты под секирой ковыль обагришь... – речь идет о древнеславянском обычае, отмеченном в «Истории Государства Российского» Карамзина: «Славяне Российские <...> творили над умершим тризну <...> и закалали на могиле любимого коня его» (Т. I. Гл. 3). (вернуться)

13. Князь Игорь и Ольга – И́горь (летописная хронология – ок. 878–945) – киевский князь (по летописи 912–945), согласно летописной традиции – сын Рюрика, муж княгини Ольги и отец Святослава Игоревича.
Сменивший Олега на киевском княжеском престоле Игорь, подобно его предшественнику, изображён в древнерусских летописях во многом как легендарная личность. Вещий Олег приходился родственником и опекуном молодому князю.
Кончина Олега побудила древлянские племена к восстанию. Нестор следующим образом описывает вступление Игоря на киевский княжеский престол: «После смерти Олега стал княжить Игорь… И затворились от Игоря древляне по смерти Олега». В следующем году, по свидетельству Нестора, «пошёл Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней». (вернуться)

В. М. Васнецов. Встреча Олега с кудесником. 1899.
Государственный Литературный музей, Москва.
Акварель написана в рамках цикла иллюстраций к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина.
В оформлении поэмы Васнецов заимствовал мотивы древнерусских традиций оформления книг. Помимо собственно иллюстраций, Васнецов разработал буквицы, композиции, заставки.
 

 
 
 
 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz