Тема любви и творчества в лирике А. С. Пушкина. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
А. С. Пушкин. Рисунок и гравюра Т. Райта (1836 –1837 гг.)
Пушкин А. С. Основные даты жизни и творчества
Пушкин А. С. Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе…»)
Пушкин А. С. Желание («Медлительно влекутся дни мои…»)
Пушкин А. С. К*** («Я помню чудное мгновенье…»)
А. П. Керн. Рисунок Пушкина на черновике статьи «О публикации Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»». Октябрь 1829 года.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР СЕГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)

Лирика


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 19-21



Урок 19. А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча»

Урок 20. А. С. Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

Урок 21. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина

А. С. ПУШКИН.
«К***» («Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…») И ДРУГИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ТЕМАМ ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА.
Урок внеклассного чтения 2
УРОК 20


Основное содержание урока
«К***» («Я помню чудное мгновенье…»): обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшее исполнение стихотворения или романса, ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Эволюция тем любви и творчества в ранней и поздней лирике поэта

Концерт-миниатюра из произведений ранней лирики Пушкина
о любви и творчестве (по выбору учителя):

— Выразительное чтение ранних стихотворений о любви:
«Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе…»), «Любовь одна — веселье жизни хладной…» (фрагмент), «Желание» («Медлительно влекутся дни мои…»), «Наслажденье» («В неволе скучной увядает…»), «Пробуждение» («Мечты, мечты, где ваша сладость?..») и др..

— Выразительное чтение ранних стихотворений о творчестве:
«Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»), «В альбом Илличевскому» («Мой друг! неславный я поэт…»), «Жуковскому» («Когда, к мечтательному миру…»), «К Н. Я. Плюсковой» («На лире скромной, благородной…»), «Дубравы, где в тиши свободы…» и др.

— Выразительное чтение стихов Пушкина о любви и творчестве, написанных в 1826—1828 годы:
«Поэт» («Пока не требует поэта…») и «Признание» («Я вас люблю, — хоть я бешусь…»).

Вступительная беседа:

— Какие чувства преобладают в ранних стихах Пушкина о любви: наслаждение, радость, грусть, страдание, желание смерти и др.? Какой представляет Пушкин юношескую любовь?

— Каким поэт воспринимает свой поэтический дар? Зачем он ему нужен? Почему в стихах о творчестве часто присутствует мотив любви?

— Чем они отличаются от ранней лирики поэта?

II. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»): обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству

Чтение учителем стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). См. текст стихотворения ниже:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Чтение стихотворения учащимися про себя и выделение в нём смысловых частей.

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно строфы 1—2 стихотворения.

Почему появление ты стало для лирического я чудным мгновеньем?

В каком значении употреблено в первой строфе слово гений?

Найдите в строфах эпитеты, сравнения, анафоры и определите их смысловую роль.

На какой антитезе построена вторая строфа?

*Предположите, кто появился перед лирическим я: прекрасная незнакомка, возлюбленная, муза, любовь, гармония. Обоснуйте свой ответ.

*Есть ли в первых двух строфах гармония мира и лирического я? Аргументируйте свою позицию.

Группа 2.
Прочитайте выразительно строфы 3—4.

Как в них изменился облик лирического я? Что он потерял в жизни и что приобрёл?

Найдите в строфах эпитеты, метафоры, повторы, анафоры и определите их смысловую роль.

Чего не хватало поэту «во мраке заточенья»: любви, вдохновенья, творчества, свободы, гармонии с миром? Обоснуйте свой выбор.

*Что для поэта является обязательным условием гармонии с миром? Есть ли эта гармония в строфах 3—4 стихотворения? Аргументируйте свою позицию.

Группа 3.
Прочитайте выразительно строфы 5—6.

Что подразумевает поэт под «пробужденьем души»?

*Почему второе появление ты стало возможным только после пробуждения души?

Найдите в строфах метафоры, повторы, анафоры и определите их смысловую роль.

*Какие образы стихотворения повторяются неоднократно и образуют смысловые композиционные кольца?

Почему любовь и творчество в художественном мире поэта неразделимы?

Есть ли эта гармония в строфах 5—6? Аргументируйте свою позицию.

Группа 4.
Прослушайте романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…» на стихи Пушкина в исполнении Д. Хворостовского.

*Какие музыкальные образы дополняют словесную картину, созданную Пушкиным?

*Как интонации и голос певца помогают нам понять движение чувства лирического я?

*Сопоставьте стихотворение и романс: найдите черты сходства и различия.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Практическая работа.
Составление тезисов статьи учебника о стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и подбор к ним цитатных аргументов
(см. текст статьи ниже).

Заполнение цитатной таблицы:

Тезисы статьи учебника о стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») и подбор к ним цитатных аргументов
Тезис статьи
Примеры из стихотворения
1. Автобиографический план: история встреч и разлук с А. П. Керн:
мимолётная встреча
строфы 1—2
унылая жизнь в заточении
строфы 3—4
пробуждение души, упоение творчеством, жизнью, красотой, увенчанными любовью
строфы 5—6
2. Тема поэтического вдохновения:
любовь пришла после того, как «душе настало пробужденье»
«Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты…»
все духовные силы встрепенулись для приятия жизни, все творческие способности поэта раскрылись
«И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь»
жизнь вне гармонии, без красоты, без творчества, без любви бедна и однообразна
«Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви»
приобщение к бытию происходит необъяснимым образом, благодаря «чудному мгновенью»
«Я помню чудное мгновенье…»
преображающая сила «чудного мгновенья» сродни религиозному откровению
«Как мимолётное виденье…»
преображающая сила «чудного мгновенья» сродни явлению неземного ангельского лика
«Как гений чистой красоты»


И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему для плодотворной жизни и творчества поэту необходима гармония с миром?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к контрольной работе и тестированию по творчеству А.С. Пушкина.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания раздела «Викторина» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТВОРЧЕСТВУ А. С. ПУШКИНА
УРОК 21


Основное содержание урока
Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений; анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос. Выполнение тестов.

Основные виды деятельности.
Письменный сопоставительный анализ лирики и фрагментов эпических произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Выполнение тестов.
Анализ эпизода романа «Капитанская дочка»; ответ на проблемный вопрос.
Письменный анализ стихотворения или сопоставительный анализ стихотворений

Вариант 1


I. Соотнесите названия литературоведческих терминов реализм, историзм, роман с их определениями.

1. Способность художественной литературы точно воссоздавать облик, колорит, дух ушедшей исторической эпохи в конкретных картинах жизни, человеческих судьбах и событиях.

2. Большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определённый период времени или в течение целой человеческой жизни.

3. Художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах».
Ответ: 1 — историзм; 2 — роман; 3 — реализм.

II. Прочитайте строфу из стихотворения Пушкина «19 октября»:

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этой строфе:

1) анафора;
2) гипербола;
3) метафора;
4) эпитет;
5) аллегория.
Ответ: 1, 3, 4.

III. Проанализируйте эпизод из романа «Капитанская дочка»
(глава I со слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему…» до слов «Другого ментора я и не желал»):

— Как обучение и воспитание Петруши Гринёва характеризует быт и нравы поместного дворянства времён Екатерины II?

— Какие детали эпизода говорят об ироническом отношении автора к подобному воспитанию?

— Сравните воспитание и обучение Петруши Гринёва с обучением и воспитанием Митрофана Простакова
(Д. И. Фонвизин. «Недоросль», действие I, явление VI, монолог госпожи Простаковой со слов «Ах, батюшка братец!..» до слов «Чем же плоше их Митрофанушка?»). В чём сходство и различие обучения и воспитания Митрофана и Петруши?

IV. Проанализируйте стихотворение Пушкина «Туча», ответив на следующие вопросы:

— С какой целью автор соединяет в стихотворении черты пейзажной зарисовки и отклик на десятилетие восстания декабристов?

— В чём аллегорический смысл стихотворения?

— Сравните стихотворение Пушкина «Туча» со стихотворением Лермонтова «Тучи». В чём сходство и различие центральных образов стихотворений?

Вариант 2

I. Соотнесите названия стихотворений Пушкина «19 октября», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Туча» с их основным содержанием.

1. Зарисовка природы и отклик на десятилетие восстания декабристов.

2. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

3. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.
Ответ: 1 — «Туча»; 2 — «К***» («Я помню чудное мгновенье…»); 3 — «19 октября».

II. Установите соответствие между тремя главными героями романа «Капитанская дочка» и их поступками.
К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Соответствие между тремя главными героями романа «Капитанская дочка» и их поступками
Герои
Их поступки
А) Пётр Гринёв
1) Дарит коня и овчинный тулуп
Б) Маша Миронова
2) Остаётся верным присяге
В) Пугачёв
3) Вызывает соперника на дуэль
4) Отправляется в Петербург

Ответ: А—2, Б—4, В—1.

III. Проанализируйте эпизод из романа «Капитанская дочка»
(глава XI со слов «Я вошёл в избу…» до слов «Говори, по какому же делу ты выехал из Оренбурга?») по следующим вопросам:

— Как характеризует Пугачёва его окружение и интерьер избы-«дворца»?

— Какие детали говорят об ироническом отношении автора к изображаемому?

— Сравните описание внешности и поведения Пугачёва в данном эпизоде с обликом и поведением царя Ивана Васильевича
(М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…», часть I со слов «Не сияет на небе солнце красное...» до слов «И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»). В чём сходство и различие облика и поведения Пугачёва и царя Ивана Васильевича?

IV. Проанализируйте стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), ответив на следующие вопросы:

— Как сочетаются в стихотворении автобиографический аспект и тема поэтического вдохновения?

— Почему лирический герой стихотворения считает гармонию человека с миром основой мироздания?

— Сравните стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») со стихотворением Пастернака «Никого не будет в доме». В чём сходство и различие состояния лирического я в каждом стихотворении? Почему любовь вносит в жизнь каждого лирического я гармонию и красоту?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ о М.Ю. Лермонтове и истории создания поэмы «Мцыри» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Прочитать поэму «Мцыри».

Индивидуальные задания.

Прочитать и подготовить пересказ статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Подготовить выразительное чтение произведений Лермонтова на историческую тему (см. следующий урок).

Подготовить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям из поэмы «Мцыри».

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма >>>



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)


О стихотворении
К*** («Я помню чудное мгновенье...)


В шесть строф Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с А. П. Керн. Сначала (первые две строфы) — мимолетная встреча, потом (следующие две строфы) — унылая жизнь в заточении, когда лирический герой «забыл» «голос нежный» и его затворничество протекало

Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

И наконец, последние две строфы — пробуждение души, упоение творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение «К***», однако, не только автобиографично. В нем есть другой план, в котором раскрыта тема красоты, тема поэтического вдохновения. Любовь пришла к Пушкину после того, как «душе настало пробужденье», когда все духовные силы поэта встрепенулись для приятия жизни, все творческие способности раскрылись и чувствам стала внятна красота. Тогда и приходит любовь, гармонически венчающая всю картину. Стихотворение «К***» дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна и однообразна. Поэт отторгнут от мира, он не слышит бытия, не видит его красок. Но вот приходит чудо преображения души, и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, и мир открывается душе. Поэт готов внимать бытию и отвечать ему поэтическим словом. Мир предельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с ним. В душе поэта также утверждается согласие. Приобщение к бытию происходит необъяснимым образом, благодаря «чудному мгновенью», преображающая сила которого сродни религиозному откровению («как мимолетное виденье») и явлению неземного ангельского лика («как гений чистой красоты»).
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. О чем это стихотворение?

2. Как вы понимаете? слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

3. С чем связано вдохновение поэта? Почему ему так важно пробуждение души?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, интонационно подчеркнув слова, повествующие о пробуждении души и пришедшем к поэту вдохновении.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

К*** («Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»)
А. С. Пушкин
[2]

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.[3]

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825
Источник: Пушкин А. С. К ***: <Керн>: ("Я помню чудное мгновенье...") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 2, кн. 1. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — 1947. — С. 406—407. (вернуться к уроку)

ЭЛЕГИЯ
А. С. Пушкин
[4]

Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая лелеет;
Кого луны туманный луч
Ведет в полночи сладострастной;
Кому тихонько верный ключ
Отворит дверь его прекрасной!

Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!
<1816>
Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822. (вернуться к уроку)

ЖЕЛАНИЕ
А. С. Пушкин
[5]

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
<1816>
Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 218. (вернуться к уроку)

2. К*** («Я помню чудное мгновенье…») — Напечатано Пушкиным впервые в альманахе „Северные Цветы на 1827 г. Изданы бароном Дельвигом“. СПб. 1827, стр. 341—342. (СЦ). Вошло без изменений в „Стихотворения А. Пушкина“, 1829, часть вторая, стр. 25—27, в отдел стихотворений 1825 г. (СП2).
Черновой автограф — ПД № 68а. Опубликовано в виде вариантов Морозовым в акад. изд. собр. соч. Пушкина, т. IV, 1916, прим. стр. 60.
Под обозначением „К Керн А. П. К.“ и „Керн“ вошло в списки стихотворений, предназначаемых для издания, составленные в конце апреля — августе 1827 г. и в конце мая — июне 1828 г. (ПД №№ 291 и 95). См. „Рукою Пушкина“, стр. 238 и 240.
Датируется около (не позднее) 19 июля 1825 г.
Керн Анна Петровна, рожд. Полторацкая, во втором браке Маркова-Виноградская (11 [22] февраля 1800, Орёл — 27 мая [8 июня] 1879, Москва).
Летние дни июня – июля 1825 года, проведённые Керн в Тригорском, в завершение которых был написан и преподнесён ей в дар шедевр мировой любовной лирики, а также последовавшие три месяца интенсивной озорной, остроумной и страстной переписки стали для Анны Петровны вершиной, зенитом её довольно продолжительной жизни. (вернуться)

3. Из «Воспоминаний о Пушкине» А. П. Керн (о первой встрече с А.С.Пушкиным): «В 1819 году (в январе—феврале) я приехала в Петербург с мужем и отцом...
На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его: моё внимание было поглощено шарадами, которые тогда разыгрывались, и в которых участвовали Крылов, Плещеев и другие. Не помню, за какой–то фант Крылова заставили прочитать одну из его басен. Он сел на стул посередине залы; мы все столпились вокруг него, и я никогда не забуду, как он был хорош, читая своего Осла\ И теперь мне ещё слышится его голос и видится его разумное лицо и комическое выражение, с которым он произнёс: «Осёл был самых честных правил!»
В чаду такого очарования мудрено было видеть кого бы то ни было, кроме виновника поэтического наслаждения, и вот почему я не заметила Пушкина. Но он вскоре дал себя заметить. Во время дальнейшей игры на мою долю выпала роль Клеопатры, и, когда я держала корзинку с цветами, Пушкин вместе с братом Александром Полторацким подошёл ко мне, посмотрел на корзинку и, указывая на брата, сказал: «Et c'est sand doute Monsieur qui fera l'aspic?» (А роль змеи, как видно, предназначается этому господину?). Я нашла это дерзким, ничего не ответила и ушла.
После этого мы сели ужинать. У Олениных ужинали на маленьких столиках, без церемоний и, разумеется, без чинов.
Да и какие могли быть чины там, где просвещённый хозяин ценил и дорожил только науками и искусствами? За ужином Пушкин уселся с братом моим позади меня и старался обратить на себя моё внимание льстивыми возгласами, как например: «Est–il permis d'etre ainsi jolie!» (Можно ли быть такой хорошенькой!). Потом завязался между ними шутливый разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадёт в рай. Пушкин сказал брату: «Во всяком случае, в аду будет много хорошеньких, там можно будет играть в шарады. Спроси у m–me Керн, хотела ли бы она попасть в ад?» Я отвечала очень серьёзно и несколько сухо, что в ад не желаю. «Ну, как же ты теперь, Пушкин?» – спросил брат. «Je me ravise (Я раздумал), – ответил поэт, – я в ад не хочу, хотя там и будут хорошенькие женщины…» Вскоре ужин кончился, и стали разъезжаться. Когда я уезжала, и брат (Александр Полторацкий) сел со мною в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами». (вернуться)

4. Элегия («Счастлив, кто в страсти сам себе») — стихотворение датировано 1816 годом в ЛТ.
Печатается по копии неизвестного в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 10 об.). Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 324. (вернуться)

5. Желание („Медлительно влекутся дни мои...“) – печатается по основному тексту (до поправок) копии Ф. X. Стевена в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 14). Впервые опубликовано Б. М. Федоровым в альманахе „Памятник Отечественных Муз на 1827 год“, СПб., 1827, стр. 37. В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с посмертного издания (т. IX, 1841 г.).
Стихотворение датировано 1816 годом в ЛТ. (вернуться)

 


 
Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz