|  | 
| 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XIX ВЕКА
 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
 (1814 — 1841)
 
 «МЦЫРИ»
 
 Уроки литературы в 8 классе[1]
 Уроки 22-25
 |  
| 
 |  
| 
Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма
 
 Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя
 
 Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы
 
 Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи 3
 
 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
 «МЦЫРИ» КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА
 УРОК 22
 
 Основное содержание урока
 Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобщением изученного в 6—7 классах). Понятие о
 романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.
 
 Основные виды деятельности.
 Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания
поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов
поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических
и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами 
изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие
романтическая поэма.
 
 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
 
 I. Краткий рассказ о поэте.
 Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
 (с обобщением изученного в 6—7 классах)
 
 Концерт-миниатюра  из произведений М.Ю. Лермонтова на историческую тему:
 «Бородино» (фрагмент), «Песня про царя Ивана Васильевича…» (фрагмент), «Умирающий гладиатор», «Воздушный корабль»,
 «Поле Бородина», «Два великана» (по выбору учителя).
 
 Актуализация имеющихся знаний о воплощении исторической темы в творчестве Лермонтова:
 
 — Выполнение заданий 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
 
 — Почему Лермонтова привлекали события русской и мировой истории?
 
 — Какие события истории России отразились в произведениях поэта?
 
 — Каково отношение поэта к историческим темам?
 
 Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Лермонтова, связанных с исторической темой, с включением подготовленного
учащимися пересказа статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).
 
 Чтение и составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (см. статью ниже):
 
 
 
  
    | ТАБЛИЦАТезисы статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»
 |  
    | Вопрос  | Тезис  |  
| Как Лермонтов понимает историзм литературы? |            |  
| Какие взгляды Лермонтова на историю отразились в раннем творчестве поэта 
и во второй половине 1830-х годов? |            |  
| От чего, по мысли Лермонтова, зависит движение истории?
Как зависимость человека от высших сил воплощена в поэме «Мцыри»? |            |  
| Какие законы истории отразились в «Песне про царя Ивана
Васильевича…» и обусловили её конфликт? |            |  
| Как изменился взгляд Лермонтова на историзм литературы
в начале 1830-х годов? Как дух эпохи отразился в стихотворении «Бородино»? |            |  
| О каком историческом понимании России поведал Лермонтов в стихотворении 
«Родина»? |            |  Работа с таблицей может быть завершена дома.
 
 II. Эпиграф и сюжет поэмы
 
 Чтение и обсуждение смысла эпиграфа (См. комментарии к эпиграфу: Найдич Э. Э. 
  «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю»)  к поэме «Мцыри»:
 
 — Первоначальным (зачёркнутым) эпиграфом к поэме была фраза:
 «On n’a qu’une seul patrie» («Отчизна бывает только одна»).
 
 — Полный текст цитаты из Библии (церковнославянский текст):
 «...вкушая, вкусих мало мёду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю» (Первая книга Царств, слова Ионафана: гл. 14, ст. 43).
 
 — Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть».
 
 — Иносказательный смысл цитаты — сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.
 
 Аналитическая беседа:
 
 — Как связан эпиграф с сюжетом поэмы «Мцыри»?
 
 — *Предположите, почему героем своей поэмы Лермонтов делает монаха, попавшего в монастырь не по своей воле.
 
 — Определите основные элементы сюжета поэмы «Мцыри»: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
 
 *Какой эпизод поэмы: бой с барсом или возвращение в монастырь — следует считать кульминацией поэмы? Обоснуйте свою позицию.
 
 — *Предположите, почему автор избирает для поэмы форму исповеди героя, давая объективный рассказ от лица автора только
в главах 1—2.
 
 III. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении
 Групповая работа.
 
 Прослушивание и обсуждение поэмы «Мцыри» в актёрском исполнении:
 
 Группа 1. Главы 1—7.
 
 Ответы на вопросы 1—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
 
 Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Арагва, Кура, инок, за гранью дружеских штыков, Тифлис,
серна, призреть, чернец, исповедь, обитель, алтарь, аул.
 
 Как Мцыри попал в монастырь? Почему он убежал?
 
 Как он относился к своей Родине, оставленной семье?
 
 *Что восхищало Мцыри на воле?
 
 Группа 2. Главы 8, 11—13.
 
 Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Божий сад, сакля.
 
 Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
 
 Почему Мцыри воспринимал грозу восторженно?
 
 Какие чувства овладели Мцыри при встрече с грузинкой?
 
 Чем дороги Мцыри воспоминания об этой встрече?
 
 *Почему Мцыри чувствовал себя среди кавказской природы радостно и уверенно: это была его родина, он был молод и полон сил, он был частью этой природы?
Обоснуйте свой ответ.
 
 Группа 3. Главы 16 —19.
 
 Лексические и историко-культурные комментарии к словам: навзничь, полог.
 
 С какой целью автор «бросает» Мцыри на бой с барсом? Как характеризуют Мцыри
его действия? В чём «сходство» Мцыри и барса?
 
 *Почему смерть барса Мцыри воспринимает как смерть равного себе существа?
 
 Группа 4. Главы 20 (до слов «И вашей жалости позор»), 25, 26.
 
 Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: хоровод светил; куриться начал; ропот; жалости позор; коростель; к Тому, Кто всем
 законной чередой даёт страданье и покой.
 
 Почему Мцыри смог победить барса, но не смог смириться с потрясением, что вернулся обратно в монастырь?
 
 Что больше всего удручало Мцыри: тоска по родине, крушение надежд, жалость монахов? Обоснуйте свой ответ.
 
 *Почему Мцыри умирает: от голода и жажды; от болезни; от ран, полученных в битве с барсом; от душевного потрясения, что он не попал на
родину? Аргументируйте свой ответ.
 
 Практическая работа.
 Характеристика особенностей поэзии русского романтизма на примере поэмы «Мцыри»
 (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, романтического героя).
 
 Заполнение таблицы:
 
 
 
 
  
    | Характеристика особенностей поэзии
русского романтизмана примере поэмы «Мцыри»
 |  
    | Черты романтического произведения  |  Примеры из поэмы  |  
| Субъективная позиция автора по отношению к
изображаемому |            |  
| Стремление автора не к воссозданию, а к пересозданию действительности
 (элементы фантаcтики, условности, символики, гиперболы и гротеска) |            |  
| Идеи свободы человеческой личности |            |  
| Интерес к исторической теме и сильным личностям |            |  
| Выдвижение в качестве героя исключительной
личности (одиночество героя, его неудовлетворённость действительностью, мятежный дух, бунт
против миропорядка, стремление к недостижимому идеалу) |            |  
| Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности
 |            |  
| Напряжённость чувств героев |            |  
| Интерес автора к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному  |            |  
| Статичность образов |            |  
| Действие разворачивается в полуфантастическом, вымышленном мире
 |            |  
| Трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, но мечтает
 быть понятым ими |            |  
| Субъективность и эмоциональность авторского языка |            |  
 Обобщающая беседа по вопросу 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
 
 И т о г о в ы й  в о п р о с:
 
 Какие принципы романтизма отразились в поэме «Мцыри»?
 
 Домашнее задание
 
 Завершить заполнение таблиц.
 
 Прочитать статью учебника «Начальное представление о романтизме» и подготовить её подробный пересказ.
 
 Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
 
 Индивидуальные задания.
 
 Подобрать иллюстрации разных художников к поэме «Мцыри» (или создать свою иллюстрацию) и
подготовиться к их презентации и защите.
 
 Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя  >>>
 
 
 
 |  
| 
 |  
| 1. Источник: Беляева Н. В.
Уроки литературы в 8 классе.  — М.: Просвещение, 2017. — 256 с. (вернуться)
 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
 (1814 — 1841)
 
 На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих 
национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.
 
 В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во 
второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при 
всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его 
проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.
 
 Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый
 «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории
 зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.
 
 От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова»
 сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным
 строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит
 размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти
 или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если 
он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, 
деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий 
общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт
 в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном
 переломе в русской жизни, в русской истории.
 
 В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший
 его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.
 
 Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего
 народа и был обречен на одиночество и забвение.
 
 С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. 
Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и 
говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в 
стихотворении «Бородино», 
где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями
 о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским 
воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.
 
 Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему 
страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: 
печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству 
крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по
 мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
 В. Коровин
 Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. 
+ 399 с.: ил. (вернуться  к уроку)
 
 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
 
 1. Постарайтесь передать близко к тексту содержание статьи В. И. Коровина о поэте.
 
 2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.
 
 3. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему.
 Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. 
+ 399 с.: ил.
 
 
 |  
  |  |  
  |  |  
  | Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
 |  
  |  |  
|  |  
  |  |  
|  |  
  |  |  
|  |  
  | 
 
 |  
|  |  
|  |  |