«Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе (главы из книги)
Теория литературы
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
Портреты М.Ю.Лермонтова
Лермонтов М.Ю. Основные даты жизни и творчества
Лермонтов в воспоминаниях современников
Картины, акварели и рисунки Лермонтова
Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова (презентация)
Лермонтов М.Ю. Мцыри
Статья учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»
Лермонтов в Петербурге (из книги ''По лермонтовским местам'')
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Уроки литературы в 8 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)

«МЦЫРИ»


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 22-25

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


Урок 22. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма

Урок 23. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя

Урок 24. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы

Урок 25. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Урок развития речи 3

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«МЦЫРИ» КАК РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА
УРОК 22


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве (с обобщением изученного в 6—7 классах). Понятие о романтической поэме. Эпиграф и сюжет поэмы. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Устный рассказ о поэте и истории создания поэмы. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Лермонтова. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Соотнесение содержания поэмы с романтическими принципами изображения жизни и человека. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие романтическая поэма.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте.
Его отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве
(с обобщением изученного в 6—7 классах)

Концерт-миниатюра
из произведений М.Ю. Лермонтова на историческую тему:
«Бородино» (фрагмент), «Песня про царя Ивана Васильевича…» (фрагмент), «Умирающий гладиатор», «Воздушный корабль», «Поле Бородина», «Два великана» (по выбору учителя).

Актуализация имеющихся знаний о воплощении исторической темы в творчестве Лермонтова:

— Выполнение заданий 2—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Почему Лермонтова привлекали события русской и мировой истории?

— Какие события истории России отразились в произведениях поэта?

— Каково отношение поэта к историческим темам?

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Лермонтова, связанных с исторической темой, с включением подготовленного учащимися пересказа статьи «В гостях у Лермонтова. Осенний день в Тарханах» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Чтение и составление тезисов статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов» (см. статью ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов»
Вопрос
Тезис
Как Лермонтов понимает историзм литературы?
         
Какие взгляды Лермонтова на историю отразились в раннем творчестве поэта и во второй половине 1830-х годов?
         
От чего, по мысли Лермонтова, зависит движение истории? Как зависимость человека от высших сил воплощена в поэме «Мцыри»?
         
Какие законы истории отразились в «Песне про царя Ивана Васильевича…» и обусловили её конфликт?
         
Как изменился взгляд Лермонтова на историзм литературы в начале 1830-х годов? Как дух эпохи отразился в стихотворении «Бородино»?
         
О каком историческом понимании России поведал Лермонтов в стихотворении «Родина»?
         

Работа с таблицей может быть завершена дома.

II. Эпиграф и сюжет поэмы

Чтение и обсуждение смысла эпиграфа
(См. комментарии к эпиграфу: Найдич Э. Э. «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю») к поэме «Мцыри»:

— Первоначальным (зачёркнутым) эпиграфом к поэме была фраза:
«On n’a qu’une seul patrie» («Отчизна бывает только одна»).

— Полный текст цитаты из Библии (церковнославянский текст):
«...вкушая, вкусих мало мёду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю» (Первая книга Царств, слова Ионафана: гл. 14, ст. 43).

— Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть».

— Иносказательный смысл цитаты — сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Аналитическая беседа:

— Как связан эпиграф с сюжетом поэмы «Мцыри»?

— *Предположите, почему героем своей поэмы Лермонтов делает монаха, попавшего в монастырь не по своей воле.

— Определите основные элементы сюжета поэмы «Мцыри»: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

*Какой эпизод поэмы: бой с барсом или возвращение в монастырь — следует считать кульминацией поэмы? Обоснуйте свою позицию.

— *Предположите, почему автор избирает для поэмы форму исповеди героя, давая объективный рассказ от лица автора только в главах 1—2.

III. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении
Групповая работа.

Прослушивание и обсуждение поэмы «Мцыри» в актёрском исполнении:

Группа 1. Главы 1—7.


Ответы на вопросы 1—7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Арагва, Кура, инок, за гранью дружеских штыков, Тифлис, серна, призреть, чернец, исповедь, обитель, алтарь, аул.

Как Мцыри попал в монастырь? Почему он убежал?

Как он относился к своей Родине, оставленной семье?

*Что восхищало Мцыри на воле?

Группа 2. Главы 8, 11—13.

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: Божий сад, сакля.

Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Почему Мцыри воспринимал грозу восторженно?

Какие чувства овладели Мцыри при встрече с грузинкой?

Чем дороги Мцыри воспоминания об этой встрече?

*Почему Мцыри чувствовал себя среди кавказской природы радостно и уверенно: это была его родина, он был молод и полон сил, он был частью этой природы? Обоснуйте свой ответ.

Группа 3. Главы 16 —19.

Лексические и историко-культурные комментарии к словам: навзничь, полог.

С какой целью автор «бросает» Мцыри на бой с барсом? Как характеризуют Мцыри его действия? В чём «сходство» Мцыри и барса?

*Почему смерть барса Мцыри воспринимает как смерть равного себе существа?

Группа 4. Главы 20 (до слов «И вашей жалости позор»), 25, 26.

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: хоровод светил; куриться начал; ропот; жалости позор; коростель; к Тому, Кто всем законной чередой даёт страданье и покой.

Почему Мцыри смог победить барса, но не смог смириться с потрясением, что вернулся обратно в монастырь?

Что больше всего удручало Мцыри: тоска по родине, крушение надежд, жалость монахов? Обоснуйте свой ответ.

*Почему Мцыри умирает: от голода и жажды; от болезни; от ран, полученных в битве с барсом; от душевного потрясения, что он не попал на родину? Аргументируйте свой ответ.

Практическая работа.
Характеристика особенностей поэзии русского романтизма
на примере поэмы «Мцыри»
(на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, романтического героя).

Заполнение таблицы:


Характеристика особенностей поэзии русского романтизма
на примере поэмы «Мцыри»
Черты романтического произведения
Примеры из поэмы
Субъективная позиция автора по отношению к изображаемому
         
Стремление автора не к воссозданию, а к пересозданию действительности (элементы фантаcтики, условности, символики, гиперболы и гротеска)
         
Идеи свободы человеческой личности
         
Интерес к исторической теме и сильным личностям
         
Выдвижение в качестве героя исключительной личности (одиночество героя, его неудовлетворённость действительностью, мятежный дух, бунт против миропорядка, стремление к недостижимому идеалу)
         
Провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности
         
Напряжённость чувств героев
         
Интерес автора к экзотическому, сильному, яркому, возвышенному
         
Статичность образов
         
Действие разворачивается в полуфантастическом, вымышленном мире
         
Трагическое двоемирие: герой осознаёт несовершенство мира и людей, но мечтает быть понятым ими
         
Субъективность и эмоциональность авторского языка
         


Обобщающая беседа по вопросу 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Какие принципы романтизма отразились в поэме «Мцыри»?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц.

Прочитать статью учебника «Начальное представление о романтизме» и подготовить её подробный пересказ.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Подобрать иллюстрации разных художников к поэме «Мцыри» (или создать свою иллюстрацию) и подготовиться к их презентации и защите.

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 — 1841)


На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.

В начале своего творчества Лермонтов убежден, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.

Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рожденный в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока еще неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.

От произведения к произведению историзм Лермонтова становился все более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, ее обычаями, ее психологией и духовным строем, ее нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает семейно-бытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории.

В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нем не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придает величие и бессмертие отдельному человеку.

Та же мысль, но с противоположным знаком присутствует и в поэме «Беглец». В отличие от купца Калашникова горец Гарун изменил обычаям, образу жизни своего народа и был обречен на одиночество и забвение.

С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в стихотворении «Бородино», где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-артиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передает и свое ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нем нет богатырей, подобных старым русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.

Через три года Лермонтов написал знаменитую «Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.
В. Коровин
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Постарайтесь передать близко к тесту содержание статьи В. И. Коровина о поэте.

2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.

3. Прочитайте наизусть одно из стихотворных произведений поэта на историческую тему.
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

 
Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.
Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
 
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz