Годовая контрольная работа по литературе. Уроки литературы в 8 классе из книги Н.В.Беляевой
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Фонвизин Д. И. Недоросль на сайте "К уроку литературы")
Пушкин А. С. Капитанская дочка
Блок А. А. Россия
Блок А. А. На поле Куликовом
Лермонтов М. Ю. Мцыри
Твардовский А. Т. Василий Тёркин

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ФОРМАТЕ ГИА


Уроки литературы в 8 классе[1]
Урок 65

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля


ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В ФОРМАТЕ ГИА
УРОК 65


Основное содержание урока
Контрольная работа в формате Государственной итоговой аттестации (по вариантам).

Основные виды деятельности.
Выполнение комплекса заданий по анализу художественного произведения. Письменный ответ на проблемный вопрос (в жанре сочинения).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Контрольная работа в формате ГИА (по вариантам)


Первая часть работы (один из вариантов) выполняется в классе; вторая часть работы может быть выполнена (завершена) дома.

Часть I

Вариант 1

Прочитайте фрагмент из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
(см. текст комедии "Недоросль" на сайте "К уроку литературы")
со слов «П р а в д и н (Митрофану). А далеко ли вы в истории?» до слов «С т а р о д у м. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную картину» (действие четвёртое, явление VIII) и выполните следующие задания (объём ответов на вопросы 1—3 — это 3—5 предложений, а на вопрос 4 — 5—8 предложений):

П р а в д и н (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
М и т р о ф а н. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
П р а в д и н. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
С т а р о д у м. Вральман! Имя что-то знакомое.
М и т р о ф а н. Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа П р о с т а к о в а. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
П р а в д и н. Да не у ней ли оба учились и географии?
Г-жа П р о с т а к о в а (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
М и т р о ф а н (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа П р о с т а к о в а (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
М и т р о ф а н (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа П р о с т а к о в а (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
П р а в д и н. География.
Г-жа П р о с т а к о в а (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
М и т р о ф а н. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа П р о с т а к о в а (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
П р а в д и н. Описание земли.
Г-жа П р о с т а к о в а (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
С т а р о д у м. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа П р о с т а к о в а. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
С т а р о д у м. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа П р о с т а к о в а. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это?
С т а р о д у м. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную картину.

ЗАДАНИЯ:

1. Почему Простакова убеждена, что «без наук люди живут и жили»? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)

2. С какой целью автор обращает внимание на такую деталь: покойник батюшка челобитчиков принимал, сидя на железном сундуке? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)

3. Почему Правдин и Стародум относятся к образованию Митрофана с иронией? (объём ответов на вопрос — это 3—5 предложений)

4. Сравните домашнее обучение Митрофана с обучением Петруши Гринёва из романа Пушкина «Капитанская дочка» со слов «Бопре в отечестве своём был парикмахером...» до слов «Тем и кончилось моё воспитание» (глава 1). Какие выводы о воспитании и образовании провинциальных дворян в России XVIII века вы можете сделать? (объём ответов на вопрос — 5—8 предложений)

Вариант 2

Прочитайте стихотворение А. Блока «Россия»
и выполните следующие задания (объём ответов на вопросы 1—3 — это 3—5 предложений, а на вопрос 4 — 5—8 предложений):

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
18 октября 1908

ЗАДАНИЯ:

1. Почему Россия предстаёт в стихотворении в образе прекрасной женщины?

2. Какие образы создаются в стихотворении звукописью?

3. Что даёт автору основание верить в великое будущее России?

4. Сравните стихотворение А. Блока «Россия» со стихотворением

Н. Рубцова «Привет, Россия...». Какие выводы об отношении поэтов к Родине вы можете сделать?

Часть II

Дайте полный развёрнутый ответ в объёме не менее 200 слов на один из пяти проблемных вопросов:


1. Против каких общественных пороков направлена комедия Фовизина «Недоросль»?

2. Какой представляет историю России Блок в цикле «На поле Куликовом»? (На примере 1—2 стихотворений цикла.)

3. Как изменяется Пётр Гринёв во время событий в Белогорской крепости (по роману Пушкина «Капитанская дочка»)?

4. В чём смысл противопоставления образов монастыря и окружающей природы в поэме Лермонтова «Мцыри»?

5. Чем поэма Твардовского «Василий Тёркин» близка устному народному творчеству?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов части II ГИА.

Прочитать трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о Шекспире и истории создания пьесы «Ромео и Джульетта» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Подготовить пересказ основных событий трагедии «Ромео и Джульетта».

Прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось» (см.: http://www.modernlib.ru/books/scherbakova_ galina_nikolaevna/vam_i_ne_snilos/read).

Прочитать «Письма к сыну» Ф. Д. С. Честерфилда и письменно ответить на вопрос «Что полезного вы узнали из писем Честерфилда сыну?».

Следующие уроки: У. Шекспир. "Ромео и Джульетта" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

 
 
 




 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz