«Ревизор» Н.В.Гоголя как социально-историческая комедия. Уроки литературы в 8 классе
Главная
Путеводитель по сайту. 8 класс. Страницы указаны в соответствии с программой В.Я.Коровиной
Гоголь Н.В. Основные даты жизни и творчества
Н. В. Гоголь. Портрет работы художника Ф. Моллера
Портреты Н. В. Гоголя
Гоголь в Петербурге
Иллюстрации к комедии Гоголя "Ревизор"
Иллюстрации П.М.Боклевского к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (презентация)
Гоголь читает "Ревизора"
Гоголь Н.В. Ревизор
"Ревизор" в театре. БДТ, 1972 год
Статья учебника «Николай Васильевич Гоголь»
Статья учебника «О замысле, написании и постановке “Ревизора”»
Уроки по комедии
Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе
(из пособия Н. Е. Кутейниковой)
Уроки по творчеству
Н.В.Гоголя в 7 классе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)

РЕВИЗОР


Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 26-30

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Урок 26. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия

Урок 27. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

Урок 28. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова

Урок 29. Н.В.Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии

Урок 30. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Урок развития речи 4

Н. В. ГОГОЛЬ. «РЕВИЗОР»
КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
УРОК 26


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах). История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности. Развитие представлений о комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статей учебника. Устный рассказ о писателе и истории создания комедии. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного)

Актуализация имеющихся знаний о Н.В. Гоголе
и воплощении исторической темы в его творчестве:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя» (перед текстом комедии).

— Какие события истории России и Украины отразились в произведениях Гоголя? Какие реальные исторические личности являются героями этих произведений?

— Предположите, каково отношение писателя к исторической теме. Обоснуйте свой ответ.

Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Гоголя,
связанных с исторической темой, местах в Москве, связанных с именем писателя, его портретах и памятниках с включением подготовленных учащимися сообщений.

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» (см. статью учебника ниже).

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь»
Вопрос
Тезис
Какие необычные формы принимала любовь Гоголя к истории?
    
Каких исторических событий касается Гоголь в своих произведениях?
    
Как отразилась историческая тема в повествовании о Запорожской Сечи?
    
Что лежит в основе гоголевского понимания национальной истории?
    
Какую историческую опасность видел Гоголь в России и как стремился её предотвратить?
    
Что хотел показать читателю Гоголь в пьесе «Ревизор»? В чём он видел исторический путь к спасению России?
    

III. История создания и постановки комедии.
Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение к комедии современной писателю критики, общественности

Чтение и обсуждение статьи учебника «О замысле, написании и постановке “Ревизора”»
(см. статью учебника ниже):

— Какую роль в общественной жизни Гоголь отводил театру?

— Почему писателя более всего привлекал жанр комедии?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

— Какую роль в замысле «Ревизора» сыграл Пушкин?

— Какие общественные пороки обличал Гоголь в лице провинциальных властей?

— Как была воспринята зрителями первая постановка «Ревизора»?

— В чём видел Белинский историческую заслугу Гоголя?

— Почему Гоголь продолжал дорабатывать пьесу уже после первой постановки спектакля? Какие рекомендации он давал актёрам?

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

— *Какое аллегорическое толкование пьесы даёт Гоголь в «Развязке “Ревизора”»?

— Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства» (перед текстом комедии).

IV. Чтение и комментирование списка действующих лиц пьесы «Ревизор» и замечаний для господ актёров «Характеры и костюмы».

Какие из фамилий можно назвать говорящими? Почему?

Какие детали в облике героев подчёркивает автор?

V. Просмотр и обсуждение начала спектакля «Ревизор» в Московском театре сатиры с вступительным словом В. Н. Плучека.

— Как пьеса становится спектаклем?

— Какие детали облика персонажей в постановке Театра сатиры совпадают с замечаниями Гоголя, а какие сценические эффекты придуманы режиссёром? С какой целью?

— Перескажите кратко сюжет комедии «Ревизор». Какова тема этого произведения?

Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте по ролям явление I действия первого.

Почему приезд ревизора поверг в ужас городничего и чиновников? Какие реалии жизни в уездном городе высмеивает Гоголь?

Какие детали прочитанного фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Что можно сказать о каждом из чиновников после первого знакомства с ними?

Выполните задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Приведите примеры ремарок, диалога, монолога из прочитанного фрагмента.

Группа 2. Перескажите от третьего лица явления II—III действия первого.

Дайте оценку действиям городничего и почтмейстера.

Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

Почему этот факт взволновал Городничего?

Как относятся к своим служебным обязанностям чиновники? Приведите примеры.

Какую характеристику Хлестакову дают Бобчинский и Добчинский?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

На что направлена авторская ирония?

Группа 3. Перескажите от третьего лица явление IV действия первого.

Прочитайте по ролям явления V—VI действия первого.

Какими способами автор передаёт волнение городничего?

Как его характеризует тот факт, что он сам видит беспорядки в городе, но не спешит их исправлять?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Дайте оценку характерам жены и дочери городничего после первого знакомства с ними.

VI. Развитие представлений о комедии

Практическая работа.
Выявление признаков драматического рода в комедии.


Работа со словарём литературоведческих терминов.

Толкование понятий: драма (как род литературы)

ДРАМА (от греч. drama — действие)
1) Один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно Д., мелодрамы и водевили.
2) Драма в узком смысле слова — один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, Д. не завершается катарсисом.


КОМЕДИЯ (от греческого komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического; противоположен трагедии.

Составление цитатной таблицы «Комедия как жанр драматургии»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Комедия как жанр драматургии»
Признаки драматического рода в комедии
Примеры из комедии
Действие пьесы происходит в настоящем
    
Пьеса имеет диалогическую форму
    
Отсутствует авторская повествовательная речь, автор скрыт и проявляется в ремарках
    
Осмеяние общественного и человеческого несовершенства
  
«Положительный герой» комедии — смех как особая, «эмоционально окрашенная критика»
  
Используются разнообразные оттенки смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм, гипербола и гротеск
  

Таблица может быть завершена на следующих уроках.

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответ на вопрос 8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Проверьте себя» (после текста комедии). Ответ на вопрос 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

*Можно ли отнести пьесу «Ревизор» к историческим произведениям? Обоснуйте свой ответ.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Почему Театр сатиры и другие российские театры до сих пор включают в свой репертуар комедию «Ревизор»? Чем она современна?

Домашнее задание

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных со злоупотреблениями чиновников (действие первое, явления I—V; действие четвёртое, явления III—VI, X—XI).

Выписать из пьесы цитаты, говорящие о беспорядках в городе (по первому и четвёртому действиям комедии).

Письменно ответить на вопрос «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии „Ревизор“?».

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение фрагментов комедии «Ревизор» (действия второе и четвёртое, по выбору учителя).

Подготовить сообщение о смысле говорящих фамилий персонажей пьесы «Ревизор» (см. материал ниже).

Следующие уроки: Н.В.Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1809 — 1852)


Н. В. Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества — от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

В собственных сочинениях Гоголь часто обращался к любимой им истории. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», в «Петербургских повестях», поэме «Мертвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий. Он касается в этих произведениях и царствования Екатерины II, и событий Отечественной войны 1812 года, вспоминает народные песни, предания, исторические анекдоты.

Историческая тема (повесть "Тарас Бульба") становится главной в рассказе о Запорожской Сечи. В изложении Гоголя Запорожская Сечь — это особый мир, особая вселенная, со своим укладом, обычаями, отношениями между людьми и в семье — между мужем и женой, детьми и отцом, детьми и матерью.

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд — богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать.

И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, то современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних. Каждый мечтает показаться более значительным, чем он есть на самом деле. В итоге исчезает личность, индивидуальность, которую замещают либо прическа, либо галстук, либо воротник, либо бакенбарды, либо шляпка. Уменьшается число настоящих людей, обладающих достоинством, умом, высокими чувствами, умеющих воспитывать в себе подлинных людей, и страна теряет духовные силы, становится слабой, душевнo порочной. Души людей подтачивает и изгрызает червь корысти, преклонение перед чином и званием, в людях укореняются низменные инстинкты. Все общество превращается в скопище нравственных уродов, летящих в пропасть.

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора иронии, насмешки,- иногда и сатиры, оно, человеческое сердце ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

И тогда человек, думал Гоголь, станет воспитывать сам себя в духе священных Божеских и гражданских обязанностей. Он обратится за помощью к Богу и станет исполнять его заветы. Когда это произойдет, в Россию возвратится прежняя мощь, прежнее богатство, удаль, прежняя ширь и страна вновь обретет душевное и духовное богатство. Писатель верил, что Россия станет самой просвещенной, самой величественной и самой божески-человечной страной мира, с которой будут брать пример другие народы и государства.

Пока же, считал Гоголь, надо показать русским людям, в какой дерзости они живут, как обнищали их души. С этой целью писатель вывел в комедии "Ревизор" вымышленный город, одновременно и похожий и непохожий на провинциальные города России, в котором царит пошлость, все чиновники погрязли в пороках. Их души омертвели, сами они неожиданно для самих себя превратись в глупцов, хотя по природе вовсе и не глупы. Все заняты сплетнями, мелочными, корыстными интересами. На этом фоне душевно и духовно ничтожных людишек появляется незначащий чиновник из Петербурга, который всего боится. Провинциальные чиновники страшатся его и неожиданно воображают важным и таинственным ревизором, прибывшим из столицы. Страх становится у Гоголя следствием нравственной пустоты, морального уродства и приводит городничего и городских чиновников к полному духовному краху. Вместо живых лиц внезапно обнаружились какие-то свиные рыла, непохожие на лица людей. Лица людей искажены до неузнаваемости и напоминают самых грязных животных. Но это не грязь внешняя, легко смываемая, а грязь душевная. Для того чтобы ее смыть и очистить свою душу, надо много и упорно трудиться, нравственно воспитывая себя. К этому и призывал Гоголь, в этом видел исторический путь России к спасению.

Вопросы и задания

1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь oб истории или исторических событиях?

2. В чем видел Гоголь опасность для России? Что необходимо, по его мнению, чтобы возвратились ее «прежняя мощь и богатырство»?

3. Можно ли считать, что мысль Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня (например, при создании «Диснейленда»)? Какой цели служат эти проекты?
Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ
И ПОСТАНОВКЕ „РЕВИЗОРА“


Гоголь мечтал о комедии «co злостью и солью». Он придавал театру исключительно большое общественно-воспитательное значение. Театр представлялся ему «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок». Гоголь мечтал о театре, который явился бы «великой школой» для общества и беспощадно карал бы смехом «плевелы» русской действительности. «На сцену их! — восклицает писатель. — Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха».

В октябре 1835 году Гоголь пишет Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит тем временем написать комедию... Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь — куда смешней черта!» Впоследствии Гоголь говорил, что мысль о «Ревизоре» ему впервые подсказал Пушкин.

Повсеместно царившее казнокрадство и взяточничество провинциальных властей, их боязнь ревизора из центра - все это было распространенным явлением в тогдашней России. С негодованием и сарказмом писатель раскрыл всю гниль и мерзость людей, воплощающих собой власть в городе, от которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не доедешь». Дикий произвол, взяточничество, казнокрадство, невежество — таковы нравы бездетного города, в который случай заносит Хлестакова.

19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялось первое представление «Ревизора». Зал был полон «блистательной публики». Перед самым началом представления в театр прибыл царь с наследником. Вначале в зрительном зале раздавался раскатистый смех. Уже после первого акта, свидетельствует очевидец, недоумение было написано на всех лицах зрителей, сидящих в партере и ложах. Смех становился все сдержаннее. К концу спектакля недоумение перешло в ярость. Только теперь понял истинный смысл «Ревизора» и Николай I. Выходя из ложи, он заметил:

— Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!

Реакционная критика начала неслыханную свистопляску вокруг имени писателя. Его гениальную комедию стали третировать в печати как «грязное творение», как глупый фарс, недостойный искусства и ничего общего не имеющий с действительностью.

В демократическом лагере комедию Гоголя встретили восторженно. В. В. Стасов рассказывал: «Все были в восторге. Мы наизусть повторяли друг другу... целые сцены, длинные разговоры оттуда...»

25 мая 1836 года «Ревизор» был поставлен в Москве, на сцене Малого театра. Критик Белинский приветствовал в «Ревизоре» «истинно художественное произведение», а впоследствии неутомимо пропагандировал его. Историческую заслугу Гоголя Белинский видел в том, что он осуществил поворот русской драматургии к социальной теме, к изображению реальных процессов русской действительности. Гоголь продолжал дорабатывать пьесу. В окончательном тексте 1842 года появляется знаменитое восклицание городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Именно в этом издании впервые был предпослан комедии сатирический эпиграф («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»), была изменена и дополнена немая сцена, завершающая комедию.

Гоголь понимал, что успех драматургического произведения зависит во многом от актера, от того, как правильно и глубоко проникнет он в замысел автора. Писатель не уставал разъяснять актерам, как надлежит играть пьесу, подчеркивал при этом очень важную мысль, что герои, которых они воплощают, — самые обыкновенные люди, не исключение из своей среды, а самые типичные их представители.

Позднее, в 1846 году, в разгар работы над «Выбранными местами из переписки с друзьями» Гоголь написал «Развязку "Ревизора"». В ней он сообщал, что под провинциальным городом он подразумевал «душевный город» человека, под видом чиновников «бесчинствуют наши страсти», а Хлестаков — это «ветреная светская совесть». Гоголь придал «Ревизору» аллегорическое толкование, «Пестрая куча толков», вызванная появлением «Ревизора», произвела на Гоголя тягостное впечатление. «Теперь я вижу, — отмечает он в письме к Щепкину, — что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия...»

Гоголь принимает решение уехать за границу. Он надеется там отдохнуть, поправить здоровье...
По книге С. Машинского «Гоголь»

Вопросы и задания

1. О каком театре мечтал Гоголь? Когда был поставлен «Ревизор» в театре (в Петербурге, в Москве)? Какова была реакция зрителей и императора? Что изменилось в окончательной варианте 1842 года?

2. Какую оценку пьесе дал В. Г. Белинский? Какую «развязку» впоследствии придумал Н. В. Гоголь к «Ревизору»?

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Источник: Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил. (вернуться к уроку)

О СМЫСЛЕ
ГОВОРЯЩИХ ФАМИЛИЙ
ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ „РЕВИЗОР“


Будучи юмористом и сатириком, верно воспроизводящим действительность, Гоголь не ограничивается показом только отрицательных типов, но и дает в комедии «Ревизор» светлый образ – «честное, благородное лицо», которым является смех. Н.В. Гоголь как несравненный мастер глубоко реалистического, истинного комизма оригинально использует в комедии разнообразные средства юмора и сатиры, одним из которых являются говорящие имена и фамилии.

Н.В. Гоголь – гениальный мастер в искусном использовании собственных имен и фамилий, часто выполняющих задачу разоблачения и осмеяния провинциальной бюрократии, дворян, купцов.

Так, двойная фамилия городничего – Сквозник-Дмухановский весьма выразительно подчеркивает продувное мошенничество и плутовство этого старого казнокрада и взяточника, который для достижения своих корыстных целей в отношениях с начальством ловко применял обман, подкуп, лесть, ложь и лицемерие, а в отношениях с подчиненными – ругань, угрозы и издевательства. Первая часть этой фамилии, вероятнее всего, образована от слова «сквозник», отмеченного в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова как областное, означающее “сквозняк – сквозной ветер, резкая струя воздуха, проходящая через что-либо”, не встречая на пути преград. А вторая часть образована от украинского глагола «дмухати», что значит «дуть». Эта фамилия создает образ человека, ничем не ограниченного в своем плутовстве и изворотливости. Подобно ветру, он может проникнуть в любую щель, ловко обмануть, где надо подольстить и добиться своего.

Другая говорящая фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина происходит от народного фразеологического сочетания «тяп-ляп». В словаре Д.Н. Ушакова он означает «быструю, но небрежную и грубую работу» [2, т.4, с. 851]. Таким образом, Гоголь подчеркивает неряшливость, неполноценность работы судьи – ответственного государственного лица. «Тяп-ляп» - это значит кое-как, наспех, небрежно, и семантика этих слов, из которых складывается фамилия судьи, точно характеризует невежественного и безответственного служителя Фемиды, больше занимающегося травлей зайцев и собаками, чем прямыми служебными обязанностями, в которых он совсем не разбирается, несмотря на то, что «пятнадцать лет сидит на судейском стуле».

Фамилия смотрителя училищ Хлопов, очевидно, от слова «хлоп», то есть холоп. В словаре Д.Н. Ушакова дается переносное значение – «человек, пресмыкающийся перед кем-нибудь, готовый на все из раболепия и низкопоклонства» - с пометой «презрительное». Н.В. Гоголь не случайно выбрал переносное значение этого слова, так как с презрением говорит о рабской холопской приниженности, запуганности и обезличенности чиновника, порожденных бесчеловечными социальными отношениями.

Едким сарказмом пронизана фамилия Земляника, сопоставление которой Н.В. Гоголь проводит с соответствующим растением, стелющимся по земле. Образ этого растения вызывает представление о мелком человеке – карьеристе, доносчике. Его громоздкая неуклюжая внешность контрастна смыслу его фамилии, о нем весьма остроумно заметил Гоголь: «…Земляника – человек толстый, но плут тонкий». Мелочная и гаденькая сущность этого чиновника живо ассоциируется с образной фамилией. На ее примере ярко проявляется тонкий психологический подход Н.В. Гоголя в использовании собственных имен и фамилий в сатирической комедии.

В семантике фамилии мнимого ревизора, ничтожнейшего петербургского чиновника, Хлестакова заключено его основное свойство. Она образована от глагола «хлестать» в значении «врать, пустословить». В словаре В.И. Даля зафиксировано значение «наглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита» [3, т. 4, с. 550]. Основное психологическое свойство Хлестакова заключается в том, что он “не лгун по ремеслу, а лгун по природе, по вдохновению”, поэтому он лжет с упоением, самозабвенно. Из него ложь и хвастовство так и хлещет. Как герой, “без царя в голове”, он говорит и действует без всякого соображения, а лишь бы все сказанное и сделанное им было хлёстко, способно возбуждать интерес, привлекать внимание. Из этого возникает у него и поза, и фразёрство, и желание порисоваться.

В словаре Д.Н. Ушакова хлёст – просторечно-пренебрежительное слово тоже означает «хвастливый нахал и сплетник». Но в этом словаре зафиксированы и такие слова, как «хлестаковствовать», заниматься хлестаковщиной. Лесков используют в своих произведениях семантику этой фамилии для обобщения наглости, лживого легкомыслия, хвастовства. Отмечается и слово «хлестаковщина» по имени Хлестакова из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

В фамилиях ближайших помощников городничего - частного пристава Уховертова, полицейского Держиморды – содержится суровый едкий сарказм полицейских – опоры бюрократических порядков в России. Рукоприкладство, произвол, полная бесконтрольность – вот основные качества этой касты, которая разоблачается писателем остро и смело. В говорящей фамилии Уховертова заключено значение “дергать за уши, выворачивать уши”, такое характерное для действий полицейских. Держиморда – это не просто значение слова, а типичный бранный возглас блюстителей порядка “Держи его, эту морду!”, произносимый во время преследования жертвы. Отсюда, очевидно, и эта фамилия Держиморда.

В силу своей меткости, живой образности и типичности эта комическая фамилия приобрела всеобщую известность и превратилась в нарицательное имя, которое используют для характеристики безудержного и грубого произвола.

В фамилии купца Абдулина содержится явный намек на слово «обдуть», то есть обмануть. Из комедии хорошо известно, какими мошенниками и плутами были купцы. В словаре Д.Н. Ушакова зафиксировано просторечное слово «обдуть» кого-что со значением «обмануть, хитростью или мошенничеством причинить ущерб кому-нибудь».

Пошлость и мелочность объединяют двух городских сплетников Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского, их единство и неразрывность подчеркивается одинаковыми именами и отчествами, а также и почти одинаковыми фамилиями, которые отличаются только первыми буквами Б и Д. И это тоже, очевидно, не случайно. Добчинский как бы дополнял известия Бобчинского, поэтому и фамилия созвучна со словом «добавить». Городские сплетники недаром чрезвычайно похожи друг на друга и внешне и по внутренним качествам – умственному и моральному убожеству. Отсюда и первые слоги фамилий похожи на трезвон «боб-доб, боб-доб».

Явно на комический эффект рассчитано и странное имя Перепетуя, которое названо Земляникой в перечне обычных имен его детей: «Николай, Иван, Елизавета, Марья и Перепетуя». В словаре русских личных имен Н.А. Петровского отмечено имя Перепетуя как старинное, редкое, производное от мужского имени Перепетуй, латинское по происхождению – perpetuus – постоянный, непрерывный [4, с. 178]. Думается, это имя в контексте комедии «Ревизор» имеет нотки комизма и дополнительное значение повторения одно и того же, уже сказанного кем-то, созвучно со значением «талдонить» - «говорить бестолково, зря». Последнее имя дочери Земляники Перепетуя символизирует фамильную бестолковщину.

Итак, говорящие имена и фамилии в «Ревизоре» подчеркивают социальную и морально-психологическую сущность их носителей в юмористическом и сатирическом плане. Многие из говорящих фамилий перешли из разряда имен существительных собственных в имена существительные нарицательные для характеристики различных человеческих пороков.

Литература:
1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 5, 1952.
2. Толковый словарь русского языка в 4-х томах /Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1948.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. – М., 1956.
4. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. – М., 1966.
Источник: Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Армавирский государственный педагогический университет, кандидат наук Танасова Т. Г.: http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=738 (вернуться к уроку)
 
 


 

Яндекс.Метрика
Используются технологии uCoz