А.С.Грибоедов представлял театр в соответствии с традициями классицизма: не как увеселительное заведение, а как кафедру, трибуну, с которой автор может высказать важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки, и ужаснулось им, и посмеялось над ними.
Столкновение Чацкого с фамусовской Москвой, носительницей этих пороков, с самого начала комедии кажется неизбежным. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает апогея в сцене бала. В сцене бала конфликт Чацкого с фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным.
Сцене бала посвящено почти всё третье действие комедии: с 4 по 22 явления. В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых её участников. И всё, о чём спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстаёт перед читателями зримо и открыто.
Каждая группа персонажей, данная с полной обрисовкой характеров, успевает в нескольких словах разыграть законченное действие. Полную комедию разыгрывают Горичи. Муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин. По меткому замечанию Чацкого, этот «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» находится под башмаком своей супруги, приторной и жеманной дамы. С помощью этих персонажей Грибоедов показывает особенности жизни московских дворян. Это и шесть княжон Тугоуховских, «выведенных на показ», и графиня Хлестова с моськой и арапкой-девочкой.
И вот среди общества , где «мненье света» составляют бабушки, тетушки, дочки и внучки, где раздаются благоговейные голоса о суде Татьяны Юрьевны и Марьи Алексеевны, появляется Чацкий. Он даже не пытается найти себе место в этом мире, где важен не человек, а степень его нужности, способности услужить. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Так может ли считать московский свет Чацкого здравомыслящим человеком? Ведь это значило бы, что его убеждения разумны, нормальны. Нет, он опасен для общества, ибо несет разрушение. Естественно, что его объявляют вне закона. Чацкий для фамусовской Москвы либо преступник, либо сумасшедший. И самому обществу удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого лишь плод больного воображения, ему можно даже посочувствовать.
Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого – важный эпизод в сцене бала. Здесь автор использует сразу несколько литературных приёмов: гротеск и градацию.
В сцене бала Чацкий наиболее остро чувствует своё одиночество. Он обращает свой последний монолог к Софье, не зная, что именно она – источник сплетни о его сумасшествии. Он опять оказывается в комической ситуации.
Кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой? Чацкий, так как он остается верен своим идеалам.